Отграничения шпионажа от смежных составов преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:43, реферат

Описание

Во все времена тайные службы оказывали большое влияние на ход истории. Но известно совсем немного случаев, когда их работа заслуживала официальное признание. Военачальники, как правило, не упоминают в своих мемуарах о помощи, оказанной им тайными агентами. Документы секретных разведывательных служб бессрочно хранятся в архивах, и содержание большинства из них не станет известным миру до тех пор, пока существует государство или, по крайней мере, не изменится общественный строй. Например, в архивах британской Secret Intelligence Service до сих пор находятся под замком бумаги, датированные XVI–XVII вв. Возможно, их обнародование заставило бы переписать некоторые главы британской истории. Похожим образом обстоит дело с тайными архивами в других странах. Россия в этом случае не является исключением.

Содержание

Введение 3
1 Преступления против безопасности государства 5
2 Характеристика и правовое регулирование шпионажа 7
2.1 Сущность шпионажа 7
2.2 Уголовная ответственность за шпионаж 13
3 Отграничения шпионажа от смежных составов преступления 17
Заключение 20
Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

Уг.право.docx

— 38.22 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение            3

1 Преступления против безопасности государства     5

2 Характеристика и правовое регулирование шпионажа     7

2.1 Сущность шпионажа         7

2.2 Уголовная ответственность за шпионаж              13

3 Отграничения шпионажа от смежных составов преступления          17

Заключение                  20

Список литературы                 22

 

Введение

 

Во все  времена тайные службы оказывали  большое влияние на ход истории. Но известно совсем немного случаев, когда их работа заслуживала официальное  признание. Военачальники, как правило, не упоминают в своих мемуарах о помощи, оказанной им тайными  агентами. Документы секретных разведывательных служб бессрочно хранятся в архивах, и содержание большинства из них  не станет известным миру до тех  пор, пока существует государство или, по крайней мере, не изменится общественный строй. Например, в архивах британской Secret Intelligence Service до сих пор находятся под замком бумаги, датированные XVI–XVII вв. Возможно, их обнародование заставило бы переписать некоторые главы британской истории. Похожим образом обстоит дело с тайными архивами в других странах. Россия в этом случае не является исключением.

Задачи  шпионажа исторически определились как информационная (в том числе  предупреждающая шпионаж и диверсии со стороны противника) и наступательная, то есть контрразведка и проведение локальных подрывных военных  операций в тылу врага. Сбор информации в наши дни зачастую упирается  в проблему обработки и анализа  официальной информации. Географические карты и расписания движения поездов, дающие представление о пропускной способности транспортных сетей, публикация статистических данных, списков должностных  лиц и тому подобных данных позволяют  получать немало полезных сведений о  любой стране. Эксперты в соответствующей  области стали первыми, кто находит  шпионам работу, указывая цель, и тем самым, заранее предугадывают возможные пути решения вероятных проблем. Собирая информацию, они сопровождают её необходимыми комментариями, позволяющими современно оценивать намерения явного или вероятного противника. Остальное дело политиков и военных. Современный шпионаж – не что иное, как работоспособная эффективная агентурная сеть, развёрнутая в стане противника. Образ удачливого шпиона-одиночки, идеализированного кинематографом, становится всё менее актуальным в наши дни. В сущности, состояние разведывательной системы государства отражает его «здоровье», то есть силу и международный авторитет.

Но, несмотря на всё вышесказанное, шпионаж в  своей сущности, для законодателя остаётся преступлением, за совершение которого предусматривает от десяти до двадцати лет лишения свободы.

При выборе этой темы, мне было интересно проанализировать исторические аспекты шпионской  деятельности, правовое регулирование  и значимость данного состава  преступления для законодателя, ведь место, уделяемое рассмотрению шпионажа в учебной литературе сравнительно не велико, когда на самом деле, убытки, которые несут государства из-за деятельности шпионов составляют сотни миллиардов долларов. Так же мне был интересен вопрос, касающийся причин побуждающих людей заниматься шпионажем.

Цель  работы – изучить уголовно-правовую характеристику шпионажа.

Задачи  работы:

1) ознакомиться с преступлениями против безопасности государства;

2) изучить  правовое регулирование шпионажа;

2) исследовать отграничения шпионажа от смежных составов.

Объект  исследования – шпионаж.

Предмет исследования – уголовно-правовая характеристика шпионажа.

 

1 Преступления против безопасности государства

 

Рассматриваемая группа деяний посягает на внешнюю и внутреннюю безопасность государства.

Законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция РФ, Закон «О безопасности», соответствующие главы УК РФ и  другие нормативные акты Российской Федерации, международные договоры и соглашения, заключенные или  признанные Россией. Закон «О безопасности» 1992 г. понимает под ней состояние  защищенности жизненно важных интересов  личности, общества и государства  от внешних и внутренних угроз. К  основным объектам безопасности закон  относит: личность – ее права и  свободы, общество – его материальные и духовные ценности, государство  – его конституционный строй, суверенитет и территориальную  целостность.

Первые  два объекта безопасности, личность и общество, являются объектами охраны от преступлений против личности, экономики, общественного порядка, а третий – государство, его конституционный строй, суверенитет, территориальная неприкосновенность и целостность являются объектами преступлений против государственной власти, в числе которых значатся преступления против безопасности государства.

Возможные внешние угрозы конституционному строю, посягающие на суверенитет, территориальную целостность и обороноспособность, криминализированы в составах преступлений против безопасности.

Под суверенитетом  понимается независимость государства  во внешней и верховенство его  во внутренней политике. Уважение суверенитета государства является основным принципом  международного права и международных  отношений, который закреплен в  Уставе ООН и других международных  актах.

Территориальная целостность и неприкосновенность предполагают нерушимость границ Российской Федерации, сухопутных, водных и воздушных.

Обороноспособность  складывается из экономического, военного и духовного потенциала страны, который  обеспечивает надежную защиту суверенитета государства и его территории от нападения извне.

Рассматриваемая группа преступлений включает в себя государственную измену, шпионаж, диверсию, разглашение государственной тайны  и утрату документов, содержащих государственную  тайну. Все эти деяния взаимосвязаны. Формами государственной измены, например, являются шпионаж и выдача государственной тайны, которые  в зависимости от субъекта, субъективной стороны и других обстоятельств  выступают в виде самостоятельных  составов.

 

2 Характеристика и правовое регулирование шпионажа

 

2.1 Сущность шпионажа

 

Теперь  посмотрим поближе, что же собой  представляет шпионаж. Согласно статье 276 Уголовного кодекса РФ, шпионажем признаётся «передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства».

В данном составе преступления самостоятельным  признаком выступает предмет  посягательства. Таким образом, сюда входят сведения, составляющие государственную тайну, а при определённых условиях и иная информация.

Состав  преступления при шпионаже схож с  составами других преступлений, включённых в главу 29 Уголовного Кодекса РФ и в связи с этим следует провести их разграничение. К примеру, шпионаж тесно связан с государственной изменой, но различие будет составлять субъект преступления, так как при шпионаже субъектом преступления является иностранный гражданин или лицо без гражданства, а при государственной измене гражданин Российской Федерации. Шпионаж по объективной стороне отличается от выдачи государственной тайны как формы государственной измены тем, что сведения, упомянутые в ст. 276 УК РФ, при шпионаже не находятся в распоряжении или обладании виновного. Так же шпионаж имеет определённое сходство со ст. 283 УК РФ, так как в обоих случаях присутствует государственная тайна.

Следует заметить, что шпионаж – преступление, посягающее на внешнюю безопасность Российской Федерации, но не изнутри, а извне. Как свидетельствует текст ст. 276 УК РФ шпионаж – деятельность иностранных граждан или лиц без гражданства и, следовательно, как справедливо замечает доктор юридических наук профессор А. И. Рарог, «шпионаж – деятельность агентов иностранных спецслужб».

Объективная сторона шпионажа характеризуется  в УК РФ как передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений. Под иными сведениями следует понимать информацию, не входящую в перечень указанный в статье 5 Закона РФ от 21.07.93 N 5485-1 в ред. от 06.10.97 «О государственной тайне», способных нанести вред безопасности Российской Федерации.

Таким образом, предмет преступления заключается:

- в сведениях составляющих государственную тайну;

- в иных  сведениях, не составляющих государственной тайны.

Особенностями предмета шпионажа определяется и специфика  шпионских действий в отношении  предмета преступления. Действия, имеющие  своим предметом сведения, составляющие государственную тайну, состоят  в:

1) собирании;

2) похищении;

3) хранении;

4) передаче.

Объективная сторона шпионажа, имеющего своим  предметом сведения, не составляющие государственной тайны, состоит  из собирания или передачи этих сведений. В этом случае предметом преступления могут быть самые разные сведения экономического, политического, научного, технического или иного характера  не относящиеся к государственной  тайне. Ими могут быть и несекретные сведения, в том числе открытые, поэтому законодатель не предусматривает такой формы их получения как похищение, и не наказывает их хранение. Способы собирания таких сведений могут быть вполне легальными: изучение периодической печати или специальной литературы, личное наблюдение, систематизирование сообщений средств массовой информации и т.д.

Собирание или передача подобных сведений будет  образовывать объективную сторону  преступления только при наличии  двух условий:

1) эти  действия совершаются по заданию  иностранной разведки;

2) они  предназначены для использования  в ущерб внешней безопасности  Российской Федерации. 

Отсутствие  хотя бы одного из этих условий исключает  оценку деяния как шпионажа.

Преступление  считается оконченным с момента  совершения любого из действий, описанных  в диспозиции ст. 276 УК РФ.

Субъективная  сторона данного преступления характеризуется  только прямым умыслом, так как лицо осознаёт общественную опасность совершаемых  им действий и сознательно к ним  стремится.

При передаче или собирании сведений, не составляющих государственную тайну, виновный преследует специальную цель: использование  собираемых или передаваемых сведений в ущерб Российской Федерации.

Мотивы  преступления при шпионаже могут  быть различными, но на квалификацию преступления они не влияют. Наиболее частым мотивом  шпионажа являются корыстные побуждения, так как шпионская деятельность обычно хорошо оплачивается.

Субъектом данного преступления будет являться иностранный гражданин или лицо без гражданства, так как аналогичные  действия гражданина Российской Федерации  будут рассматриваться как государственная  измена.

Лицо, совершившее  шпионаж, освобождается от уголовной  ответственности за совершённое преступление при наличии условий, указанных в примечании к ст. 275 УК РФ. По своей правовой природе это является деятельным раскаянием. Под этими условиями понимается: 1) добровольное и своевременное сообщение органам власти или иным образом о совершённом преступлении и способствование предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации (это условие отсутствует, если сообщение органам власти является вынужденным, а также, если оно сделано несвоевременно); 2) если в совершённом им преступлении не содержится иного состава преступления.

Следует заметить, что в ныне действующем  Уголовном Кодексе Российской Федерации  от 13.06.1996 года, по сравнению с Уголовным  Кодексом РСФСР от 27.10.1960 года изменилась только мера наказания. Если ранее за шпионаж предусматривалось наказание  в виде лишения свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества либо смертной казни с конфискацией имущества, то по новому кодексу за то же деяние предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Так как  деятельность шпионов, это деятельность спецслужб, то соответственно, в каждом государстве должна быть нормативно-правовая база, регулирующая данный вид деятельности, постатейно регламентирующая порядок прохождения службы в органах внешней разведки, предусматривающая социальные гарантии лицам, работающим в ОВР и многие другие аспекты, предусмотренные законодателем. В России таким нормативно-правовым актом является Закон № 5-ФЗ «О внешней разведке» от 10.01.1996.

Объект преступления характеризуется  так же, как и при государственной  измене. Единственное отличие кроется  в том, что посягательство осуществляется не изнутри страны, а извне, является типичной профессиональной деятельностью агентов спецслужб зарубежных государств.

Информация о работе Отграничения шпионажа от смежных составов преступления