Отграничения шпионажа от смежных составов преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:43, реферат

Описание

Во все времена тайные службы оказывали большое влияние на ход истории. Но известно совсем немного случаев, когда их работа заслуживала официальное признание. Военачальники, как правило, не упоминают в своих мемуарах о помощи, оказанной им тайными агентами. Документы секретных разведывательных служб бессрочно хранятся в архивах, и содержание большинства из них не станет известным миру до тех пор, пока существует государство или, по крайней мере, не изменится общественный строй. Например, в архивах британской Secret Intelligence Service до сих пор находятся под замком бумаги, датированные XVI–XVII вв. Возможно, их обнародование заставило бы переписать некоторые главы британской истории. Похожим образом обстоит дело с тайными архивами в других странах. Россия в этом случае не является исключением.

Содержание

Введение 3
1 Преступления против безопасности государства 5
2 Характеристика и правовое регулирование шпионажа 7
2.1 Сущность шпионажа 7
2.2 Уголовная ответственность за шпионаж 13
3 Отграничения шпионажа от смежных составов преступления 17
Заключение 20
Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

Уг.право.docx

— 38.22 Кб (Скачать документ)

Общественная опасность шпионажа проявляется в первую очередь  в том, что из владения государства  могут уйти сведения, составляющие государственную тайну. Кроме того, преступление обладает "двойной  криминальностью" - оно создает  условия для совершения ряда других преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Именно этим обстоятельством объясняется  более широкий круг, по сравнению  с ст. 275 УК РФ, охраняемой информации по комментируемой статье. В предмет рассматриваемого преступления наряду с государственной тайной включены иные сведения, не составляющие государственную тайну.

Иные сведения - это любая информация, которую лицо собирает по заданию  иностранной разведки для использования  ее в ущерб внешней безопасности России (характеристика на ряд лиц, занимающих государственные должности, пробы почвы или воды, снимки или схемы крупных железнодорожных узлов и т.д.). Подобные сведения собираются иностранными спецслужбами для решения ряда задач, имеющих целью подрыв внешней безопасности страны, например вербовки агентов, планирования подрывной деятельности и т.д.

Характеристика объективной стороны  шпионажа зависит от его вида. Действия, предметом которых являются сведения, составляющие государственную тайну, состоят в их: а) передаче; б) собирании; в) похищении; г) хранении.

Передача сведений заключается  в их сообщении адресату любым  способом (устно, письменно, с использованием технических средств, через посредника, оставление так называемых закладок и т.д.); собирание - это любая, кроме  похищения, форма получения указанной  информации для последующей ее передачи указанным в законе организациям и лицам; способы собирания могут  быть самыми разнообразными (фотографирование, копирование и др.); похищение есть незаконное изъятие сведений любым способом (возможна любая форма хищения) у законного обладателя. При похищении возможна совокупность преступлений, например шпионажа и посягательства против собственности; хранение предполагает временное обладание сведениями, если они, во-первых, предназначались для передачи, во-вторых, были собраны, похищены не самим хранителем, а другим лицом, добровольно передавшим их виновному.

Объективная сторона шпионажа, предметом  которого являются сведения, не составляющие государственную тайну, характеризуется  двумя действиями: а) собиранием и  б) передачей этих сведений. Учитывая характер предмета преступления (сведения могут и не быть секретными), не считается  преступной такая форма их получения, как похищение, и не предусмотрена  ответственность за их хранение.

Способы собирания указанной информации могут быть легальными, поэтому для  состава рассматриваемого преступления требуется наличие двух условий: а) указанные в комментируемой статье действия совершаются по заданию  иностранной разведки; б) сведения предназначены для использования в ущерб внешней безопасности России.

Отсутствие хотя бы одного из этих условий исключает ответственность  по комментируемой статье.

При шпионаже в отличие от выдачи государственной тайны (ст. 275 УК РФ) сведения, указанные в ст. 276, не находятся в распоряжении или обладании виновного.

Преступление считается оконченным с момента совершения любого из действий, характеризующих объективную сторону  шпионажа.

Субъективная сторона характеризуется  виной в виде прямого умысла. При  шпионаже второго вида требуется  наличие специальной цели - использование  собираемых или передаваемых сведений в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Мотивы преступления различны (преобладают корыстные), на квалификацию содеянного не влияют.

Субъект преступления специальный - иностранный  гражданин или лицо без гражданства. Аналогичные действия гражданина РФ образуют государственную измену.

О возможности признания гражданина РФ соучастником данного преступления см. комментарий к ст. 275.

Лицо, совершившее шпионаж, освобождается  от уголовной ответственности за совершенное преступление по основаниям, изложенным в примечании к ст. 275 УК РФ.

Подводя итог всему вышесказанному, в заключении хотелось бы перечислить основные нормативно-правовые акты, которые можно отнести к  регулированию данного вида деятельности: Закон РФ от 21.07.93 N 5485-1 в ред. от 06.10.97 «О государственной тайне»; Закон  № 5-ФЗ «О внешней разведке» от 10.01.1996 принят ГД ФС РФ 08.12.95; УК РФ от 13.06.96.

 

2.2 Уголовная ответственность за шпионаж

 

Передача, а равно собирание, похищение  или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной  организации или их представителям сведений, составляющих государственную  тайну, а также передача или собирание  по заданию иностранной разведки иных сведений для использования  их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином  или лицом без гражданства, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Предметом шпионажа выступают, во-первых, сведения, составляющие государственную тайну, а во-вторых, иные сведения, т.е. не составляющие государственной тайны. Особенности предмета преступления определяется и специфика шпионских действий в отношении предмета шпионажа.

Объективная сторона шпионажа характеризуется  в УК РФ как передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ.

Действия, предметом которых являются сведения, составляющие государственную тайну, состоят в:

передаче;

собирании;

похищении;

хранении этих сведений.

Передача  означает сообщение сведений, составляющих государственную тайну, любым способом иностранному государству, иностранной  организации или их представителям: лично или через посредника, устно, письменно, через технические каналы связи, с помощью тайников и т.д.

Похищение сведений - это незаконное изъятие  любым способом у законного обладателя.

Под собиранием понимается любой другой, помимо похищения, способ получения секретной информации (подслушивание, фотографирование, копирование  и т.д.)

Хранение  означает временное обладание сведениями, предназначенными для передачи и  собранными либо похищенными не самим  хранителем, а другими лицами, а  также добровольно переданными  хранителю их обладателем.

Объективная сторона шпионажа, предметом которого являются сведения, не составляющие государственную  тайну, состоит из собирания или  передачи этих сведений. В этом случае предметом преступления могут быть самые различные сведения экономического, политического, научного или иного  характера, не относящимся к государственной  тайне. Ими могут быть и не секретные, в том числе открытые сведения, поэтому законодатель не предусматривает  такой формы их получения, как  похищение, и не наказывает их хранение. Способы собирания таких сведений могут быть вполне легальными: изучение специальной литературы, анализ периодической печати, личное добавление, систематизирование сообщений средств массовой информации и т.д., либо нелегальными: несанкционированное подключение к техническим средствам связи, противоправное копирование документов, подслушивание с помощью технических средств и т.д.

Собирание или передача сведений, не составляющих государственную тайну, образуют объективную  сторону шпионажа только при наличии  двух условий.

Во-первых, эти действия совершаются по заданию  иностранной разведки.

Во-вторых, они предназначены для использования  в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Отсутствие  хотя бы одного из этих условий исключает  оценку деяния как шпионаж.

При шпионаже в отличии от государственной тайны (ст. 275 УК РФ) сведения, упомянутые в ст. 276 УК РФ, не находятся в распоряжении или обладании виновного.

Оконченным  преступлением шпионаж является с момента совершения любого из действий, описанных в диспозиции ст. 276 УК РФ.

Субъективная  сторона шпионажа характеризуется  прямым умыслом. При передаче или  собирании сведений, не составляющих государственной тайны, виновный преследует специальную цель: использование  собираемых или передаваемых сведений в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Мотивы  шпионажа могут быть различными и  на квалификацию преступления не влияют. Характерными являются корыстные побуждения, но может быть и чувство долга, так как шпионаж - это обычно профессиональная работа кадровых разведчиков.

Субъект преступления - специальный: только иностранный  гражданин или лицо без гражданства. Аналогичные действия гражданина Российской Федерации квалифицируется как  государственная измена в форме  шпионажа либо в форме иного оказания помощи в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации (ст. 275 УК РФ). (Вряд ли можно согласиться с утверждением, что соучастниками шпионажа могут выступать и граждане РФ «при отсутствии в их действиях признаков государственной измены в форме оказания помощи в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации» (Дьяков С.В. Указ. соч. С. 31). Если в процессе шпионажа российский гражданин выполняет функцию соисполнителя, то он совершает государственную измену в форме шпионажа. А если он играет роль иного соучастника, то во всех случаях имеется состав государственной измены в форме иного оказания помощи).

Лицо, совершившее  шпионаж, освобождается от уголовной  ответственности за совершённое  преступление при наличии двух условий, указанных в примечании к ст. 275 УК РФ и рассмотренных при анализе государственной измены.

 

3 Отграничения шпионажа от смежных составов преступления

 

Шпионаж является одним из видов государственной  измены. Его объективные признаки совпадают с описанными в диспозиции состава шпионажа как самостоятельного преступления (ст. 276) и заключаются в передаче, а равно собирании, похищении или хранении в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передаче или собирании по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ.

Следовательно, речь идет о двух разновидностях шпионажа, которые различаются главным  образом по предмету (государственная  тайна или иные сведения).

Первая  разновидность шпионажа. Предметом  первой разновидности являются сведения, составляющие государственную тайну. Основные положения, касающиеся государственной  тайны, содержатся в Законе РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" (с послед. изм. от 01.12.2007 г.).

В соответствии со ст. 2 Закона носителями государственной  тайны являются материальные объекты, в том числе физические поля, в  которых сведения, составляющие государственную  тайну, находят свое отображение  в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Право относить конкретные сведения к государственной тайне предоставляется  руководителям органов государственной  власти, указанным в специальном  перечне должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемой Президентом РФ.

Таким образом, признаками, на основании которых  сведения относятся к государственной  тайне, являются, во-первых, их важность, значимость для обеспечения безопасности государства; во-вторых, включение их в специальный перечень (засекречивание) на основе предусмотренной законом процедуры.

Обязательным  признаком состава является определенный получатель сведений - иностранное  государство, иностранная организация  или их представители, причем имеются  в виду любые зарубежные организации (государственные, общественные, частные). Передача или собирание сведений для российских организаций или  граждан без цели дальнейшей передачи их в другие страны (например, для  использования в производственной деятельности и т.д.) не являются шпионажем, ибо при этом не создается угроза внешней безопасности. Такие действия могут квалифицироваться как  разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ), похищение документов (ст. 325 УК РФ) и т.п.

Вторая  разновидность шпионажа. Предметом  второй разновидности шпионажа являются иные сведения, т.е. не составляющие государственную  тайну, но предназначенные для использования  в ущерб внешней безопасности России. Это могут быть любые, в  том числе вообще несекретные, сведения, которые необходимы иностранному агенту для пребывания на территории России (о порядке получения документов, трудоустройства и т.д.), для вербовки российского гражданина, обладающего  государственной тайной (о его  моральном облике, вкусах, привычках), и т.д.

Отличие данной разновидности шпионажа от первой заключается еще и в том, что  способами действий являются только передача или собирание сведений, а также в том, что указанные  действия совершаются по заданию  иностранной разведки. Собирание  иных сведений по собственной инициативе с дальнейшей передачей их иностранному государству не содержит признаков  шпионажа, но при определенных условиях может рассматриваться как другой вид государственной измены - оказание иностранному государству помощи в  проведении враждебной деятельности.

Информация о работе Отграничения шпионажа от смежных составов преступления