Ответственность несовершеннолетних по Уголовному праву России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание

Среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, велика доля тяжких корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Нередко им присущи также черты вандализма, чрезмерной жестокости. Большое количество этих преступлений совершаются в соучастии (чаще всего в форме соисполнительства), особенно в группе (около половины), что также отвечает специфике психологии подростков. Примерно каждое третье преступление совершается ими совместно со взрослыми.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава I. Общее понятие уголовной ответственности и наказания в уголовном законодательстве России……………………………………………………………..5
1.1 Из истории развития законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних………………………………………………………………5
1.2 Общее понятие об уголовной ответственности……………………………...10
1.3 Уголовное наказание как форма реализации уголовной ответственности.
Понятие уголовного наказания, цели и виды наказаний………………………...19
Глава II Особенности уголовного законодательства России в отношение несовершеннолетних…………………………………………………………………..30
2.1 Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Возраст уголовной ответственности…………………………………………………………………….30
2.2 Иные особенности уголовной ответственности несовершеннолетних……..33
2.3 Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности………35
Заключение……………………………………………………………………………..39
Библиографический список…………………………………………………………...40

Работа состоит из  1 файл

Federalnaya_sluzhba_ispolnenia_nakazany.doc

— 223.50 Кб (Скачать документ)

- в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ);

- в связи с примирением  с потерпевшим (ст. 76 УК РФ);

в связи с изменением обстановки (ст. 77 УК РФ).

Вышеуказанные основания в отношении несовершеннолетних не предусматривают каких-либо изъятий из общих правил.

При освобождении от уголовной ответственности  лица, не достигшего восемнадцатилетнего  возраста, в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК РФ), учитывать особенности ст. 94 УК РФ: «сроки давности, предусмотренные статьями 78 и 63 Уголовного Кодекса, при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности или от отбывания наказания сокращаются наполовину».26

Таким образом, подросток освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения им преступления истекли следующие сроки:

а) один год после совершения преступления небольшой тяжести;

б) три года после совершения преступления средней тяжести;

в) пять лет после совершения тяжкого преступления;

г) семь с половиной  лет после совершения особо тяжкого  преступления.

К лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, как и к взрослым преступникам, могут применяться амнистия (ст. 84 УК РФ) и помилование (ст. 85 УК РФ). В виду того, что данные виды освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности говорят сами за себя, и ни чем не отличаются от освобождения от уголовной ответственности взрослых преступников, мы не будем на них заострять внимание.

Наряду с общими видами освобождения от уголовной ответственности в  законодательстве, как уже говорилось выше, содержатся и специальные виды, применяемые только к лицам, не достигшим восемнадцати лет. Так ч. 1 ст. 90 УК РФ гласит: «Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождён от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путём применения принудительных мер воспитательного воздействия».27

Таким образом, освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности уголовное законодательство связывает с рядом обстоятельств:

  1. преступление несовершеннолетним должно быть совершено впервые;
  2. деяние должно относиться к преступлениям небольшой или средней тяжести;
  3. положительная характеристика личности подростка, которая позволяет сделать вывод, что цель его исправления может быть достигнута принудительными мерами воспитательного воздействия.

Такая убеждённость должна складываться на основе характера общественной опасности  деяния (оценка важности объекта посягательства, роль несовершеннолетнего в преступном посягательстве, степень завершённости деяния, размер вреда причинённого именно несовершеннолетним, и т.д.), данных о личности преступника (впервые совершает преступление небольшой или средней тяжести, в целом положительно характеризуется педагогами, преступление совершено вследствие стечения неблагоприятных для него обстоятельств, не вышел из-под контроля родителей или лиц, их заменяющих, не страдает алкогольной или наркотической зависимостью).

При наличии данных обстоятельств, а также с учётом мотивов совершённого преступления и поведения виновного после совершения преступления, вопрос о применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия может быть поставлен как на стадии предварительного следствия, так и на стадии судебного разбирательства.

На стадии предварительного расследования прокурор или следователь, с согласия прокурора, выносит постановление о прекращении уголовного дела и передаче его материалов в специализированный государственный орган, который назначает несовершеннолетнему принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с положениями статьи 90 УК РФ.

На стадии судебного  разбирательства суд сам выносит постановление об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности и назначает ему одну или несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

Все специальные виды освобождения лиц, не достигших восемнадцати лет, от уголовной ответственности связаны с применением мер воспитательного воздействия, т.е. установленных законом мер государственного принуждения к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, с целью их исправления педагогическим средствами без привлечения к уголовной ответственности.

Цель исправления достигается  без привлечения подростка к  уголовной ответственности или без применения уголовного наказания, при экономии мер уголовной репрессии, о чем гласит часть 2 ст. 90 УК РФ:

«Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего».28

Далее, в ст. 91 УК РФ, законодатель разъясняет смысл каждой из указанных мер:

«1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствие повторного совершения преступлений, предусмотренные настоящим Кодексом.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействии на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

4. Ограничение досуга и установление особых требований поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использовании определенных форм досуга, в том числе связанных управлением механическим транспортным средством ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа Несовершеннолетнему может быть предъявлено, также, требование возвратиться в образовательное учреждение, либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не являете исчерпывающим».29

Рассмотрим подробнее  каждую из указанных мер.

Первая мера предупреждение говорит сама за себя. Данная мера применяется к несовершеннолетним, впервые совершивших преступление небольшой тяжести, не представляющего большой общественной опасности, повлекшее минимальные последствия.

Передача под  надзор Закон предусматривает двух субъектов, которым возможно поручение надзора:

  1. родители (лица, их заменяющие);
  2. специализированные государственные органы.

Обязанности родителей или лиц, их заменяющих, возникают из семейного права: «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей»30.

Передача несовершеннолетнего под надзор не наделяет родителей какими-либо иными правами и обязанностями по отношению к ребёнку, что предусмотрено семейным законодательством. Она лишь должна побуждать родителей к более активному воспитательному воздействию на подростка, устранению или нейтрализации криминогенных условий, служить предупреждением о необходимости усиления контроля за свободным временем подростка. Данная мера целесообразна лишь в тех случаях, когда родители или лица, их заменяющие, ещё имеют влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить в будущем надлежащее поведение несовершеннолетнего, осуществлять за ним повседневный контроль.

Закон не требует согласия родителей (лиц, их заменяющих) на передачу им под надзор несовершеннолетнего, но практически оно необходимо, так как иначе теряется смысл этой меры.

 

Заключение

 

Таким образом, мы подошли к заключительной части курсовой работы по теме «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». В данной работе были рассмотрены как общие вопросы уголовной ответственности и наказания преступников, так и особенности уголовного законодательства в данных направлениях относящиеся исключительно к несовершеннолетним.

Социально-бытовые проблемы жизни в нашей стране еще со времен становления СССР требовали  решения вопросов уголовной ответственности  и назначения наказания несовершеннолетним преступникам. И в виду того, что окончательно, указанные вопросы не решены, и не найдены оптимальные пути их решения, до сих пор требуется от законодательной и исполнительной властей принятия исчерпывающих мер по усовершенствованию политики по отношению уголовного законодательства к несовершеннолетним.

Закон направляет наказание на достижение целей, хотя и не может полностью гарантировать их достижение. Поэтому можно согласиться с тем, что определение возраста уголовной ответственности — вопрос не только социально-психологический или педагогический, но и вопрос уголовной политики. Чем цивилизованнее общество, чем выше в нем уровень профилактической и воспитательной работы, тем выше может быть и возраст уголовной ответственности.

Но нашему современному обществу еще далеко до этого. Снижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также упрощение процедуры решения вопросов, связанных с направлением несовершеннолетних, совершивших преступление, но на момент совершения не достигших возраста уголовной ответственности, в специальные государственные учреждения закрытого типа для малолетних правонарушителей, вот что в настоящий момент необходимо решить законодателю.

 

Библиографический список

 

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в редакции Федерального закона № 153-ФЗ 27 июля 2006 г.) – М.: ИНФРА-М, 2007.
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 21.07.1997, № 119-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями на 02.10.2007 № 229-ФЗ). – М.: ИНФРА-М, 2007.
  3. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями на 6.12.2007) – М.: ИНФРА-М, 2008. – 548 с.
  4. Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути её реализации. - Л., 1986. - 467 с.
  5. Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения. - СПб., 1997. - 453 с.
  6. Евтеев М.П., Кирин В.А. Законодательство об ответственности несовершеннолетних. - М.: ПРИОР, 1980. – 256 с.
  7. Полосин Н.В., Скворцова С.А. Уголовное право России: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М., 2005. - 272 с.
  8. Солодкин И.И. Очерки по истории русского уголовного права. Изд. 4-е перераб. и доп. - СПб., 1993. - 386 с.
  9. Энциклопедия преступлений и наказаний. Дети – преступники. / Под ред. Ю.И. Иванова. – М.: Литература, 1999.

 

 

 

1 Солодкин И.И. Очерки по истории русского уголовного права. Изд. 4-е пер. и доп. - СПб., 1993. - С. 152.

2 Там же. С. 158

3 Солодкин И.И. Очерки по истории русского уголовного права. Изд. 4-е пер. и доп. - СПб., 1993. - С. 172

4 Евтеев М.П., Кирин В.А. Законодательство об ответственности несовершеннолетних. - М., 1970. - С. 32

5 Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2007.  – С. 4-32

6 Легальное (аутентическое) – толкование, имеющее обязательную силу, исходящее от органа, принявшего закон. (прим. автора).

7 Доктринальное – толкование, не имеющее обязательной силы, но способствует правильному уяснению содержания норм уголовного закона (прим. автора).

8Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2007.  – С. 5.

9Там же. – С. 7.

10Полосин Н.В., Скворцова С.А. Уголовное право России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М., 2003. – С. 13

11Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2007.  – С. 9.

12 Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2007.  – С. 9.

 

14 Солодкин И.И. Очерки по истории русского уголовного права. Изд. 4-е пер. и доп. - СПб., 1993. - С. 83.

 

15Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2007.  – С. 17.

 

16Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2007.  – С. 17.

 

17 Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения. – СПб., 1997. - С. 25

 

18 Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. 3-е издание. – М.: «Политиздат» Т. 8. 1975. - С. 531

 

19 Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2007.  – С. 4.

 

20 Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути её реализации. - Л., 1986. - С. 46.

 

21 Полосин Н.В., Скворцова С.А. Уголовное право России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М., 2003. – С. 46

 

22 Степень воздействия различных наказаний различается, поэтому, в зависимости от конкретного вида наказания, та или иная цель выходит на первое место (прим. автора)

 

23Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2007.  – С. 17.

 

24Полосин Н.В., Скворцова С.А. Уголовное право России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М., 2003. – С. 47

 

25 Астемиров З.А. Уголовная ответственность несовершеннолетних. / Под ред. д.ю.н. Стручкова. Учебное пособие - М., 1970. - С. 20

 

26 Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2007.  – С. 41.

 

27 Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2007.  – С. 39.

 

28 Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2007.  – С. 39.

 

29 Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2007.  – С. 39.

 

30 Семейный кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 21.




Информация о работе Ответственность несовершеннолетних по Уголовному праву России