Полиция в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 06:48, доклад

Описание

Полиция — составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Включена в органы внутренних дел. (Ст. 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»)

Работа состоит из  1 файл

Полиция в России.docx

— 33.96 Кб (Скачать документ)

По его словам, военные полицейские точно не будут заниматься следствием, но, возможно, будут проводить первичное дознание, которое сейчас проводят обычные  офицеры.

"Мы создали  Главное управление военной полиции,  обязанности его начальника сейчас  исполняет генерал Сергей Суровикин", - сказал Сердюков.

По словам министра, "замыкаться главк" будет на министра обороны. "В военную полицию  наберем несколько тысяч человек, и только по контракту. Не исключено, что предложим должности кому-то из находящихся за штатом офицеров. Это решится по результатам их аттестации. Тех, кто подойдет для  службы в военной полиции, отправим учиться на специальные курсы", - сказал Сердюков.

Он отметил, что  было решено начать с создания структуры, которая будет готовить военных  полицейских. "Ведь они должны обладать юридическими знаниями и организаторскими способностями. Передадим военной  полиции комендантские функции, контроль за порядком на территории гарнизона", - сказал министр.

"На мой взгляд, это повлечет существенные изменения  в казарменной жизни, поможет  бороться с казарменным хулиганством", - считает он.

О создании военной  полиции в российской армии министр  обороны сообщил в начале июля. В функции военной полиции, в  частности, будет входить борьба с "дедовщиной", воровством военного имущества.

Федеральная полиция (несостоявшаяся реформа МВД)

Впервые о реформе  заговорили осенью 2002 года[5]. В соответствии с планами, милиция должна была быть разделена на федеральную полицию  и муниципальную милицию. Таким  образом, по мнению тогдашнего заместителя  руководителя кремлевской администрации  Дмитрия Козака, должно было быть в  полной мере реализовано конституционное  право субъектов Российской Федерации  самостоятельно осуществлять охрану общественного  порядка, что было невозможно при  существовавшей централизации внутри МВД[6]. Кроме того, к концу 2003 года должно было быть создано ведомство, координирующее работу следственных органов  МВД, ФСБ и налоговой полиции  — Федеральная служба расследований[7]. Однако, провальная политика министра внутренних дел Бориса Грызлова, в  частности, ликвидация РУБОП, приведшая  к небывалой коррупции в рядах  сотрудников МВД, вынудила в конечном итоге не только отказаться от реформирования министерства, но и сделать его  ещё более централизованным, что, в целом, вписалось в общую  концепцию централизации власти в России. На протяжении последующих  лет периодически появлялась информация о всё-таки возможном осуществлении  реформы и создании федеральной  полиции, включающей в себя криминальную полицию, полицию общественной безопасности, миграционную полицию и спецуправления[8], но ничего из этого выполнено не было.

Реорганизация милиции в полицию (Реформа  МВД 2011 года)

21 января 2010 на заседании  ассоциации юристов России с  участием главы МВД Р. Нургалиева  С. Степашин заявил, не раскрывая  сути нововведения: «Милиции общественной  безопасности, насколько я знаю  — её больше не будет. И наверное, создание профессиональной полиции — это решение абсолютно правильное».

На этот раз власти дали понять, что всерьёз намерены довести реформу до конца, а также  приняли решение приобщить к  составлению закона рядовых граждан. 6 августа 2010 года президент России Дмитрий Медведев на совещании по вопросам реформирования МВД предложил  уже на следующий день предоставить законопроект «О полиции» для всеобщего  обсуждения в Интернете[9].

Тогда же, 6 августа 2010 года, Дмитрий Медведев предложил  переименовать милицию в полицию:

Нам нужны профессиональные люди, сотрудники, которые эффективно, честно и слаженно выполняют свою работу. Поэтому я считаю, что  пришла пора вернуть органам правопорядка их имя — полиция[10].

Таким образом, 7 августа 2010 года был предложен новый законопроект «О полиции»[11] (тот же законопроект с изменёнными названиями «милиция»  на «полиция»)[12].

Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ 14-15 августа 2010 года, 63 процента россиян считает, что  переименование милиции в полицию  ничего не изменит, и в работе ведомства  всё останется по-прежнему.[13]

В целом, новый законопроект является продолжением политики, обратной той, которая проводилась в реформе 2002 года, то есть ещё большей централизации. Упраздняются институты милиции  общественной безопасности и криминальной милиции. В отличие от милиции, частично подчинённой власти субъекта федерации, полиция с субъектом федерации (по законопроекту) не связана.

В уникальном для России онлайн-обсуждении законопроекта «О полиции» приняло участие около 5 миллионов человек. В результате, законопроект, по сравнению с первоначальным видом, претерпел значительные изменения, связанные с полномочиями новой структуры. В частности, были исключены положения о том, что полицейские могут беспрепятственно проникать в помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории, земельные участки и в помещения, занимаемые общественными объединениями и организациями, а также вызывавшая наибольшую критику «презумпция законности» полиции («требования сотрудника полиции, обращённые к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное»)[14], хотя по мнению оппозиционных политиков данная формулировка была лишь завуалирована, а не исключена[15].

Несмотря на критику  со стороны определенных слоев общества и ряда оппозиционных политических партий, законопроект был принят в  первом чтении 10 декабря 2010 г. Госдума  в пятницу, 28 января 2011 г. приняла  законопроект «О полиции» в заключительном третьем чтении. За принятие закона высказались только единороссы. 315 депутатов  поддержали закон, 130 высказались против, воздержавшихся не было[16].

Первоначально планировалось, что новый закон вступит в  силу уже с января 2011 года, но официально полиция в России вновь возродилась 1 марта 2011 г.[17][18]

7 февраля 2011 года  президент опубликовал в Твиттере сообщение:

Подписал закон  о полиции. Спасибо всем, кто участвовал в обсуждении этого важного документа. Закон — первый шаг к обновлению МВД.[19]

1 марта 2011 года  закон о полиции вступил в  силу. После 1 января 2012 года вся  символика милиции станет недействительной. 
 

Права и обязанности  полиции

По Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции», которая называется: «ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ПОЛИЦИИ».

И обещали, что об этом будет наш следующий рассказ.

Прочитаем обязанности  вместе и попробуем сделать для  себя некую памятку, схему того, что  мы можем просить, ожидать, требовать, наконец, от сотрудника полиции.

Глава, как вы заметили, начинается с перечисления обязанностей, а не с прав.

Обязанности определены в статье 12 рассматриваемого закона. Перечень (из 38 пунктов) исчерпывающий, т.к. «иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем  внесения изменений в этот Федеральный закон».

Перечислим их, сразу  оговоримся, что перечислим кратко (самую суть):

-принимать и регистрировать  в установленном порядке заявления  и сообщения о преступлениях,  об административных правонарушениях,  о происшествиях; рассматривать  их в соответствии с законодательством  Российской Федерации, о результатах  информировать заявителей, заинтересованных лиц.

- прибывать незамедлительно  на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные  деяния, устранять угрозы безопасности  граждан и общественной безопасности; документировать обстоятельства; обеспечивать сохранность следов;

- оказывать первую  помощь лицам, пострадавшим от  преступлений, административных правонарушений  и несчастных случаев, а также  лицам, находящимся в беспомощном  состоянии либо в состоянии,  опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь ими не может быть получена;

- выявлять причины  преступлений и административных  правонарушений и условия, способствующие  их совершению, принимать в пределах  своих полномочий меры по их устранению;

-выявлять лиц,  имеющих намерение совершить  преступление, и проводить с ними  индивидуальную профилактическую  работу; участвовать в профилактике  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В плане профилактики правонарушений полицейскому прямо вменено в обязанности:

- УЧАСТВОВАТЬ В ПРОПАГАНДЕ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ;

- обеспечивать безопасность  граждан и общественный порядок  на улицах, площадях, стадионах, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;

- принимать при  чрезвычайных ситуациях неотложные  меры по спасению граждан и охране имущества;

- возбуждать уголовные  дела и производить по ним  предусмотренные уголовно-процессуальным законом неотложные действия;

- исполнять в пределах  своих полномочий решения суда (судьи), письменные поручения следователя,  руководителя следственного органа, органа дознания о производстве  отдельных следственных действий, проведении оперативно-розыскных  мероприятий, задержании лиц,  подозреваемых и обвиняемых в  совершении преступлений, о производстве  иных процессуальных действий, оказывать  содействие в их осуществлении;

- осуществлять оперативно - розыскную деятельность в целях  выявления, предупреждения, пресечения  и раскрытия преступлений, обеспечения  собственной безопасности, а также  в иных целях, предусмотренных федеральным законом;

При применении данного  пункта необходимо заглядывать в  Федеральный закон от 12.08.1995 года № 144-ФЗ (в редакции от 28.12. 2010 года) «Об  оперативно-розыскной деятельности». Именно этот Федеральный закон в  статье 6 дает исчерпывающий перечень возможных оперативно-розыскных  мероприятий, который может быть дополнен только Федеральным законом.

Продолжаем об обязанностях:

- пресекать административные  правонарушения и осуществлять  производство по делам об административных  правонарушениях, отнесенных законодательством  к подведомственности полиции; 
 

Уточняем!

На сегодня компетенция  органов внутренних дел (милиции) по рассмотрению дел об административных правонарушениях определена статьей 23.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Далее в обязанности  полиции законодатель вменил розыск лиц и имущества.

Чтобы не ошибиться  при практическом применении приведем данный пункт (12) статьи 12 в полном объеме:

« осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или  подозреваемых и обвиняемых в  их совершении; лиц, скрывшихся от органов  дознания, следствия или суда; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или  специализированных учреждений для  несовершеннолетних, нуждающихся в  социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных  учебно-воспитательных учреждений закрытого  типа органа управления образованием; лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных  им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер  воспитательного воздействия; лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи  с наличием психического расстройства; лиц, пропавших без вести; осуществлять розыск похищенного имущества; устанавливать  имущество, подлежащее конфискации»;

Следующую обязанность  можно кратко сформулировать так:

– участвовать в  реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию  в сфере исполнения уголовных наказаний;

- содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или)  заключенных под стражу лиц,  находящихся в изоляторах временного  содержания подозреваемых и обвиняемых  органов внутренних дел, а также  лиц, подвергнутых административному  наказанию в виде административного  ареста; исполнять решения суда (судьи)  о лишении права управления  транспортным средством, о возмездном  изъятии или конфискации оружия  и боеприпасов, о направлении  несовершеннолетних правонарушителей  в специальные учебно-воспитательные  учреждения закрытого типа органа управления образованием;

Далее:

- принимать меры  по идентификации живых лиц и трупов;

- предупреждать,  выявлять и пресекать экстремизм;

- противодействовать терроризму;

- проводить в соответствии  с законодательством Российской  Федерации экспертизы по уголовным  делам и делам об административных  правонарушениях, а также исследования  по материалам оперативно-розыскной деятельности;

Широки обязанности  полиции в области безопасности дорожного движения.

Информация о работе Полиция в России