Понятие, признаки и цели наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:24, реферат

Описание

В юридической литературе понятие уголовного наказания используется в самых разных значениях: как правовое последствие совершения преступления; как форма реализации уголовной ответственности; как средство уголовно-правового воздействия на виновного в совершении преступления; как средство уголовно-правовой борьбы с преступлениями; как кара виновному за содеянное; как боль, некий ущерб, причиняемый на основе судебного приговора виновному в совершении преступления, и т.д. [17, с. 256].

Работа состоит из  1 файл

исправление.doc

— 196.50 Кб (Скачать документ)

Касаясь существа цели, надо отметить, что механизм ее достижения заключается в карательном содержании наказания и испытании его  осужденным. Если же впоследствии осужденного удерживает от совершения преступления опыт пережитого наказания, то это свидетельствует о частном предупреждении. Не имеет значения, что могло больше сказаться: устрашение, страдание, испытание кары, осознание своей вины, перестройка установок или же исправление в подлинном смысле.

Есть наказания, которые  по своему характеру больше или меньше способствуют частному предупреждению. Скажем, такая исключительная мера, как смертная казнь, полностью обезвреживает  осужденного. Правда, роль смертной казни  противоречива. Представляется, что применение данного вида наказания оставляет возможным констатировать лишь кару осужденному и общую превенцию остальным гражданам.

Европейской конвенцией о защите прав человека и Протоколом № 6 к этой Конвенции предусмотрена отмена смертной казни. Статья 3 Конвенции гласит: «Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию». В ст. 1 Протокола № 6 установлено: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен» [3].

Важной акцией ООН  следует признать исключение смертной казни из перечня санкций, применяемых  Международным уголовным судом (МУС) (такое решение принято 17.07.98 в  Риме и закреплено в ст. 77 Устава МУС) [5]. В 1999 г. число стран, отказавшихся от смертной казни, впервые заметно превысило число стран, где практика ее применения еще сохранилась.

Лишение свободы как  наказание больше располагает ресурсами  частного предупреждения, но эти ресурсы  действуют во время его отбывания. В качестве меры специального предупреждения лишение свободы, как известно, имеет противоречивый характер: ставя перед собой задачу максимально приспособить человека к жизни в обществе, его отделяют от этого общества, желая заменить в сознании человека вредные привычки и представления правильными, его помещают в криминальную среду. Наказания, не связанные с лишением свободы в той или иной мере, связаны с усилением социального контроля за осужденными, и это обстоятельство служит цели частного предупреждения. Таким образом, не все заключается в том, как прочувствует наказание осужденный. Многое зависит и от внешних обстоятельств его отбывания, и от того, как воздвигаются «барьеры» на пути возможного совершения новых преступлений осужденным. Таким образом, частнопревентивные ресурсы наказания смыкаются с мерами специально-криминологической профилактики.

При рассмотрении сути общей  превенции в литературе встречаются  различные подходы. В одних случаях  вопрос ставится широко, сторонники такой  трактовки исходят из того, что общее предупреждение обращено ко всем гражданам, ко всем членам общества. Уголовное наказание является стимулом правопослушного поведения. Его применение к конкретным лицам, совершившим преступление, предупреждает всех, каковы последствия нарушения уголовно-правового запрета. В то же время общее предупреждение несет воспитательную функцию, внедряя в сознание членов общества недопустимость нарушения уголовных законов и убежденность в неотвратимости уголовной ответственности и наказания в случае совершения преступления [12, с. 38].

Нельзя, однако, расширительно  толковать понятие общего предупреждения. Во-первых, здесь имеет место известное  смешение воспитательной и предупредительной  ролей уголовного права в целом  и одного из его основных институтов – наказания в частности. Главное же состоит в том, что преобладающая часть членов общества не совершают преступления не потому, что определенное лицо (или лица) понесло уголовное наказание за конкретное преступление, а вследствие того, что преступление противоречит их мировоззрению, убеждениям, принципам и т.п. Оно неприемлемо для них как явление, несовместимое с их отношением к жизни, к благам и ценностям общества, других людей и т.п.

Сдерживающее начало в общем предупреждении обусловливается  представлением таких лиц о нежелательных последствиях преступления, которые состоят в том, что за каждое преступное деяние установлена уголовная ответственность; степень строгости (наказания) определяется степенью тяжести преступления; ответственность в случае совершения преступления реальна и неотвратима.

Следует иметь в виду, что реальность содержащейся в уголовном  законе угрозы наказания проявляется  лишь при фактическом его применении. В таких случаях наказание  будет восприниматься неустойчивыми  элементами как неизбежное следствие преступления, невыгодное для них по своим негативным последствиям.

Применительно к общему предупреждению существенное значение имеет фактор устрашения. Категории  лиц, которым адресован этот фактор, различны:

  • первую категорию составляют люди, для которых устрашение не имеет мотивирующего значения, так как они не совершают преступлений в силу сознательности или других обстоятельств, вообще не связанных с уголовным запретом;
  • вторую категорию составляют лица, для которых устрашение не имеет мотивирующего значения, так как они совершают преступления, несмотря на угрозу неблагоприятных уголовно-правовых последствий;
  • третью категорию составляют лица, для которых устрашение имеет мотивирующее значение, так как они не совершают преступления из страха перед неблагоприятными уголовно-правовыми последствиями. Они-то и представляют главный объект превенции.

Известно, что устрашающий  эффект наказания зависит от тех  лишений, которым подвергается наказываемый. Однако дело не только в самих лишениях, но также в том, как эти лишения воспринимаются.

Степень кары и, следовательно, устрашающий эффект наказания различаются  в зависимости от того, в каких  условиях живут люди.

Значение общего предупреждения меняется в связи с изменением круга деяний, объявляемых преступлениями: чем меньше среди них деяний, сурово осуждаемых господствующей моралью, тем больше значение общего предупреждения. Это соотношение меняется также и под влиянием динамики преступности: чем ниже преступность, тем больше значения придается специальному предупреждению.

 

 

2 ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ НАКАЗАНИЙ

2.1 Понятие и признаки системы наказаний

Уголовный кодекс содержит значительный арсенал наказаний, существенно  различающихся по характеру и  тяжести карательного воздействия. Это позволит суду избирать меру наказания с учетом не только степени общественной опасности совершенного преступления, но и с учетом особенностей личности осужденного [11, с. 451].

В ст. 48 УК предусмотрены  все виды наказания, которые могут  назначаться судом лицу, совершившему преступление. Установленный в этой статье в определенном порядке перечень наказаний принято называть системой наказаний.

В уголовном законодательстве Республики Беларусь система наказаний носит гуманистический характер. Она основывается на Конституции Республики Беларусь, общепризнанных принципах и нормах международного права, принципах уголовного закона и права, разумном сочетании гуманизма и социальной справедливости.

Профессор Н.С. Таганцев еще на рубеже XIX и ХХ вв. отмечал, что наказание, как причиняемое виновному физическое или психическое страдание, крайне разнообразно. История уголовного права дает печальную картину человеческой изобретательности, направленной к изысканию средств и способов причинения наибольшего страдания людям, навлекшим на себя кару закона. Но в этом разнообразии можно отыскать общие признаки, дающие возможность свести карательные меры к известным типам. Таким объединяющим признаком является свойство блага или интереса, поражаемого наказанием. Лишение жизни, причинение физического страдания, стеснение или лишение свободы, поражение чести и правоспособности, уменьшение или лишение имущества – вот общий перечень типов наказания во всех законодательствах [17, с. 258].

На протяжении исторического  развития уголовного законодательства система наказаний подвергалась изменениям, которые зависели от политического строя, экономической ситуации, общественного мнения и других социальных детерминант. При этом система наказаний всегда почти зеркально отражала уровень нравственности, культуры и общей цивилизованности общества. Например, в Средние века доминирующая в то время в обществе идея об устрашающей силе наказания породила такие системы уголовных наказаний, которые были призваны запугать население своей жестокостью. Значительное место отводилось в этих системах квалифицированным видам смертной казни, наказаниям, физически и духовно калечащим людей.

С развитием цивилизации  системы наказаний становились  мягче, гуманнее. Постепенно из них  исчезли калечащие наказания (отсечение  ушей, рук и т.д.), варварские виды смертной казни (подвешивание на крюк за ребро, четвертование, колесование и др.) [12, с. 18].

Таким образом, под системой наказаний понимается установленный  уголовным законом, обязательный для  суда, исчерпывающий перечень видов  наказаний, расположенных в определенном порядке [16, с. 368].

Понятие системы наказаний складывается из ряда характеризующих ее признаков. Прежде всего, для нее характерно то, что она установлена уголовным законом и строго обязательна для суда. Кроме того, система наказаний – это исчерпывающий перечень видов наказаний. Никакое иное наказание, не предусмотренное в данной системе, не может быть назначено виновному лицу. И, наконец, система наказаний – это не произвольный набор видов наказаний, а научно-обоснованный перечень наказаний, расположенных в определенном порядке с учетом их сравнительной строгости. Расположение наказаний в действующей системе основано на принципе возрастания степени строгости наказания: от более мягкого к более строгому.

 

2.2 Содержание системы наказаний

Система наказаний в  истории уголовного законодательства не оставалась неизменной. Она развивалась  и совершенствовалась в процессе развития уголовного законодательства. Ее содержание время от времени изменялось посредством введения новых видов наказаний и исключения наказаний, утративших свою практическую значимость и эффективность. Например, в УК 1960 г. В систему наказаний были включены ссылка, высылка, постепенно утратившие свою значимость и в дальнейшем исключенные из УК. В 80-е годы прошлого века в систему было введено наказание в виде направления в воспитательно-трудовой профилакторий, которое также не востребовано практикой. До 1997 г. в системе наказаний не предусматривались пожизненное заключение и арест. А смертная казнь как исключительная мера наказания не была включена в эту систему, но применялась на основании самостоятельной статьи (ст. 22 УК 1960 г.). В ранее действовавшем УК отсутствовали такие наказания, как ограничение свободы, общественные работы, ограничение по военной службе. Если брать более отдаленные периоды времени, то можно отметить наличие в прежних системах наказаний таких видов, характерных для советского права, как, например, объявление врагом трудящихся с лишением гражданства и с изгнанием из Союза ССР, полное или частичное поражение прав, предостережение, общественное порицание, увольнение от должности (УК БССР 1928 г.). Уголовное законодательство, действовавшее на территории Республики Беларусь в досоветский период, предусматривало смертную казнь, каторжные работы, позорящие и телесные наказания. Телесные наказания в предшествующие исторические периоды предусматривались действовавшими в Беларуси статутами Великого княжества Литовского (1529, 1566 и 1588 г.) [16, с. 369].

Неизменным для всех систем наказаний, применявшихся в Республике Беларусь, всегда оставалось лишение свободы. На сегодняшний день сохранено и наказание в виде смертной казни, которому в ранние периоды развития отдавалось предпочтение с использованием различных, и при этом жесточайших, способов его исполнения. Впервые за весь период развития уголовного законодательства. Начиная с первых дней советской власти, этот вид наказания в УК 1999 г. включен наряду с другими наказаниями в систему.

Достаточно гуманным наказанием, введенным в УК в советский  период, являются исправительные работы. Долгие годы в системе наказаний сохранялся такой гуманный его вид, несущий на себе лишь моральное воздействие, как общественное порицание. Однако в новую систему наказаний он не был включен. Наиболее мягким наказанием сейчас признаются общественные работы.

В действующем УК в ст. 48 предусмотрены:

  • перечень наказаний, которые имеют преимущественно статус основных наказаний (ч. 1);
  • перечень дополнительных наказаний (ч. 2).

В перечень основных наказаний  включены следующие виды наказаний:

1) общественные работы;

2) штраф;

3) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

4) исправительные работы;

5) ограничение по военной службе;

6) арест;

7) ограничение свободы;

8) направление в дисциплинарную воинскую часть;

9) лишение свободы;

10) пожизненное заключение;

11) смертная казнь (до ее отмены).

Кроме основных наказаний, к лицам, совершившим преступления, могут  применяться следующие дополнительные наказания:

1) лишение воинского или специального звания;

2) конфискация имущества.

В то же время в ст. 48 УК перечислены наказания, являющиеся как основными, так и дополнительными (иногда их называют смешанными), которые  могут назначаться и в качестве основного, и в качестве дополнительного  наказания.

 

2.3 Значение системы наказаний

Система наказаний имеет  большое правовое значение. Во-первых, она способствует соблюдению законности при вынесении судами обвинительных  приговоров и назначении наказаний, ограничивая судебное усмотрение в  их выборе. Суд вправе назначить лишь такое наказание, которое предусмотрено в уголовном законе вообще и в системе наказаний, в частности. Во-вторых, решение вопроса о том, какое наказание является более строгим или более мягким, возможно лишь на основе системы наказаний. А это необходимо, в первую очередь, при применении правила  об обратной силе уголовного закона, при замене наказания более мягким по основаниям, предусмотренным ст.ст. 91-93, 120 УК, либо в порядке применения амнистии или помилования (ст.ст. 95, 96УК), а также при применении ст. 70 УК, когда суд принимает решение о переходе к более мягкому наказанию, чем предусмотрено в санкции статьи Особенной части УК за данное преступление [16, с. 370].

Информация о работе Понятие, признаки и цели наказания