Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:24, реферат
В юридической литературе понятие уголовного наказания используется в самых разных значениях: как правовое последствие совершения преступления; как форма реализации уголовной ответственности; как средство уголовно-правового воздействия на виновного в совершении преступления; как средство уголовно-правовой борьбы с преступлениями; как кара виновному за содеянное; как боль, некий ущерб, причиняемый на основе судебного приговора виновному в совершении преступления, и т.д. [17, с. 256].
На основании приговора суда администрация обязана уволить осужденного с должности, а имеющиеся у него лицензии на занятие определенной деятельностью аннулируются.
Нарушение самим осужденным запрета занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью влечет уголовную ответственность по ст. 417 УК, а неисполнение приговора суда соответствующими должностными лицами – по ст. 423 УК.
Исправительные работы (ст. 52 УК) как вид наказания заключаются в ущемлении имущественных прав осужденного путем удержания в доход государства части его заработка в течение определенного судом срока.
Исправительные работы устанавливаются на срок от шести месяцев до двух лет и отбываются на основании приговора суда по месту работы осужденного. Из заработка по основному месту работы осужденного к исправительным работам производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от десяти до двадцати пяти процентов, но не менее одной базовой величины ежемесячно.
Исправительные работы отбываются по месту работы осужденного. Если осужденный к исправительным работам к моменту вступления приговора в законную силу не работает, ему предлагается устроиться на работу в пятнадцатидневный срок по собственному желанию. Если осужденный не устроился на работу по истечении указанного срока, он направляется в управление по труду, занятости и социальной защите и трудоустраивается ею в приоритетном порядке. В этом случае осужденный к исправительным работам не вправе отказываться от предложенной ему работы по месту жительства или повышения квалификации, переподготовки [11, с. 457].
Исправительные работы не могут быть назначены:
1) лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста;
2) женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте свыше шестидесяти лет;
3) беременным женщинам;
4) лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
5) инвалидам I и II группы;
6) военнослужащим и резервистам;
7) иностранным гражданам и не проживающим постоянно в Республике Беларусь лицам без гражданства;
8) лицам, больным активной формой туберкулеза, не имеющим постоянного места работы.
Вместо исправительных работ назначается ограничение по военной службе:
1) офицерам;
2) иным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Военнослужащим срочной военной службы, а также резервистам вместо исправительных работ назначается арест на срок до шести месяцев.
В случае возникновения в период отбывания лицом исправительных работ обстоятельств, препятствующих назначению исправительных работ, суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, освобождает лицо от дальнейшего отбывания наказания или заменяет неотбытую часть наказания на более мягкое наказание.
Если осужденный злостно уклоняется от отбывания наказания в виде исправительных работ, то он привлекается к уголовной ответственности по ст. 416 УК.
Ограничение по военной службе (ст. 53 УК) как наказание имеет две составляющие:
Ограничение по военной службе назначается офицерам и иным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК за совершение воинских преступлений, а также вместо исправительных работ, предусмотренных за иные преступления.
Из денежного содержания осужденного к ограничению по военной службе производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от десяти до двадцати пяти процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
Ограничение по военной службе не может быть назначено:
1) лицам, имеющим выслугу лет для назначения пенсии, либо достигшим предельного возраста состояния на военной службе, либо имеющим право на увольнение по состоянию здоровья;
2) беременным женщинам;
3) лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком.
В случае возникновения в период отбывания лицом наказания в виде ограничения по военной службе обстоятельств, препятствующих назначению этого наказания, а также других обстоятельств, являющихся основанием для увольнения с военной службы в соответствии с законодательством, суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, освобождает лицо от дальнейшего отбывания наказания или заменяет неотбытую часть наказания на более мягкое наказание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, наказание является принудительной мерой уголовно-правового воздействия, применяемой по приговору суда к лицу, осужденному за преступление, и заключающейся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного.
Законодательное определение наказания позволяет выделить следующие его признаки: 1) наказание – это принудительная мера уголовно-правового воздействия; 2) наказание назначается только судом, т.е. назначается от имени государства и в интересах всего общества; 3) наказание назначается от имени государства, т.е. наказание носит публичный характер; 4) наказание носит личный характер; 5) карательная сущность наказания состоит в предусмотренных УК лишениях и ограничениях прав и свобод, зависящих от вида наказания; 6) наказание обязательно влечет последствие общеправового и уголовно-правового характера – судимость.
Цели наказания влияют на существо кары и определяют направленность наказания, главное его назначение. Определяя цели наказания, законодатель указывает на оптимально возможный и желаемый результат выраженной в законе угрозы наказанием и практики его применения в борьбе с преступностью. По уголовному законодательству Республики Беларусь целями наказания являются исправление лица, совершившего преступление, и предупреждение совершения новых преступлений как осужденным, так и другими лицами.
Под системой наказаний понимается установленный уголовным законом, обязательный для суда, исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке.
Понятие системы наказаний складывается из ряда характеризующих ее признаков. Прежде всего, для нее характерно то, что она установлена уголовным законом и строго обязательна для суда. Кроме того, система наказаний – это исчерпывающий перечень видов наказаний. Никакое иное наказание, не предусмотренное в данной системе, не может быть назначено виновному лицу. И, наконец, система наказаний – это не произвольный набор видов наказаний, а научно-обоснованный перечень наказаний, расположенных в определенном порядке с учетом их сравнительной строгости. Расположение наказаний в действующей системе основано на принципе возрастания степени строгости наказания: от более мягкого к более строгому.
Построение системы наказаний по принципу от наиболее мягкого к наиболее строгому виду наказания имеет важное практическое значение. Во-первых, он предполагает необходимость применения того же принципа при конструировании альтернативных санкций за конкретное общественно опасное деяние (они должны располагаться в той же последовательности: от наиболее мягкой к более жесткой). Во-вторых, исходя из рассматриваемого принципа, суды обязаны сначала рассматривать возможность применения наиболее мягкого, а затем более строгих наказаний.
В уголовном праве существует немало различных классификаций наказаний. В зависимости от порядка применения все наказания делятся на три группы: 1) основные наказания; 2) дополнительные наказания; 3) наказания, способные выполнять роль основных и дополнительных.
Вторая классификация носит теоретический характер, поскольку не закреплена в уголовном законе. Вместе с тем она имеет существенное значение для правоприменительной практики. Согласно этой классификации все наказания, входящие в их систему, можно разделить на три разряда:
1) наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы;
2) наказания, связанные с лишением или ограничением свободы;
3) наказание в виде смертной казни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ