Понятия и виды преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:34, курсовая работа

Описание

В последнее время активно возрастают процессы глобализации и интернационализации мировой экономики, неизбежно влекущие интернационализацию экономической преступности и распространение используемых ею механизмов легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, причиняющих огромный вред экономике государств, их объединений, мирового сообщества в целом. В настоящее время организованная преступность представляет собой сложную систему взаимосвязанных преступных сообществ, каждое из которых имеет определенную нишу в криминальной среде для осуществления своих замыслов и силового контроля в конкретных сферах экономики.

Содержание

1.Ввдение
2.Понятия и виды преступлений.
3.Характеристика основного состава легализации (отмывание )денежных средств и иного имущества,приобритенным преступным путем.
4. Квалифицированные виды преступления
5.Отличие легализации (отмывание денежных средств и иного имущества приобритеннымпреступным путем ),от смежных преступлений.
6.Заключение

Работа состоит из  1 файл

Подростковая групповая преступност1.docx

— 34.81 Кб (Скачать документ)

 

 

1.Ввдение

2.Понятия и виды преступлений.

3.Характеристика основного  состава легализации (отмывание  )денежных средств и иного имущества,приобритенным преступным путем.

4. Квалифицированные виды  преступления

5.Отличие легализации  (отмывание денежных средств и  иного имущества приобритеннымпреступным  путем ),от смежных преступлений.

6.Заключение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последнее время активно  возрастают процессы глобализации и  интернационализации мировой экономики, неизбежно влекущие интернационализацию  экономической преступности и распространение  используемых ею механизмов легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, причиняющих огромный вред экономике  государств, их объединений, мирового сообщества в целом. В настоящее  время организованная преступность представляет собой сложную систему  взаимосвязанных преступных сообществ, каждое из которых имеет определенную нишу в криминальной среде для  осуществления своих замыслов и  силового контроля в конкретных сферах экономики. Подобная преступная деятельность все чаще охватывает территорию нескольких государств, приобретает ярко выраженный транснациональный характер. В этой связи в современных условиях отмывание преступных доходов является, как правило, многоэтапным преступлением, включает в себя систему многочисленных финансовых операций, призванных скрыть первоначальный источник происхождения полученных преступным путем средств, в том числе и путем их перевода из одной страны в другую. Проникновение преступных капиталов в легальный экономический оборот существенным образом затрудняет, а порой, и вовсе делает невозможной свободную конкурентную борьбу, осуществляемую реальными экономическими субъектами, вытесняет их с товарного и финансового рынка. Кроме того, проникновение "грязных денег" в легальный оборот представляет собой опасность не только для экономики отдельных государств и их объединений, но и для основ безопасности всего мирового сообщества, так как легализация преступных доходов тесно связана с финансированием террористических групп и организаций.Таким образом, проблема совершенствования правовых основ борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, в частности, уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за подобные деяния, является весьма актуальной.Стоит отметить, что легализация доходов, полученных преступным путем, является сравнительно новым видом преступной деятельности, зародившимся в США в 30-е годы прошлого века, в эру "запрета на алкоголь". Власти столкнулись с серьезными проблемами в борьбе с организованной преступностью, признаками которой были закон молчания (омерта), запугивание и уничтожение свидетелей, коррупция и система противодействия расследованию. Тогда и был изобретен новый способ противодействия организованной преступности - ее лидеров стали привлекать к суровым мерам уголовной ответственности не за рэкет, доказать который было сложно, а за неуплату налога на доходы (точнее, за расходы, не соответствующие легальным доходам, с которых был уплачен налог). Реакцией организованной преступности на такую политику стала легализация доходов, что позволяло уплатить налог и тратить деньги, не опасаясь уголовного преследования за уклонение от уплаты налогов. Один из методов легализации и дал название новому направлению деятельности мафии: "отмывание" (точнее, "стирка") денег (money laundering). Легализация преступных доходов делало новые методы борьбы с преступностью значительно менее эффективными, в связи, с чем вызвало негативную реакцию со стороны властей. В США, а затем во всем мире устанавливаются жесткие нормы об уголовной ответственности за отмывание денег.В России вопрос об уголовной ответственности за легализацию (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем, стал приобретать серьезное значение в период рыночных реформ. В условиях развития ранней демократии преступные группировки начали выступать под видом коммерческих структур, которые получают основную часть доходов за счет преступлений, совершаемых под прикрытием предпринимательской деятельности, в целях их дальнейшей легализации.

Основными причинами, способствующими  появлению и распространению  преступных доходов, явились появление  и развитие рентабельных (например, торговля донорскими органами) и сверхрентабельных (незаконный оборот наркотических средств  и психотропных веществ) преступлений, которые превосходят расходы  на саму преступную деятельность, а  также появление возможностей для  легализации преступных доходов  в процессе интенсивного развития частной  предпринимательской инициативы, с  одновременным бурным развитием  преступного мира, нуждающегося в  финансовой базе для легальной экономики.Уголовно-правовые нормы о легализации преступных доходов призваны не допустить утаивания и сокрытия истинной природы происхождения, местонахождения или движения имущественных объектов или прав, а также не допустить запуска незаконных, полученных преступным путем прибылей в легальный финансовый оборот, т.е. воспрепятствовать подрыву экономической системы организованной преступности, для чего требуется изоляция и самого лица, совершившего преступное деяние, и его "грязных денег".После принятия Уголовного кодекса Российской Федерации прошло достаточно времени для анализа, позволяющего определить эффективность применения норм, предусматривающих уголовную ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.Тем не менее, высокий уровень латентности рассматриваемых преступлений свидетельствует о недостатках законодательной базы, а также ошибках в правоприменительной деятельности, о несвоевременном реагировании на совершение незаконных операций и сделок с имуществом и т.п.Целью моей дипломной работы является исследование признаков составов преступлений, предусмотренных ст.174 и 174¹ УК.Исходя из этой цели, можно выделить следующие задачи настоящей дипломной работы:

1) рассмотрение эволюции  международного законодательства  об ответственности за легализацию  (отмывание) доходов, приобретенных  преступным путем;

2) исследование правовой  базы противодействия легализации  (отмыванию) преступных доходов,  в Российской Федерации;

3) анализ объективных и  субъективных признаков составов  преступлений, предусмотренных ст.174 и 174¹ УК, а также их квалифицирующих  и особо квалифицирующих признаков;

4) проведения разграничения  между легализацией (отмыванием) доходов,  приобретенных преступным путем  от других составов преступлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Легализация денежных средств, добытых преступным путем, или, как  чаще именуют данное преступление, отмывание денежных средств, относится  к числу так называемых конвенционных  преступлений, т.е. борьба с ним ведется в том числе с помощью международно-правовых средств. В.Б. Букарев, Ю.В. Трунцевский и Н.А. Шулепов выделяют следующие основные угрозы экономической безопасности, связанные с совершением данного преступления, которые вызывают озабоченность международного сообщества:

 – дестабилизация рыночной  экономической деятельности;

 – финансирование терроризма;

 – разрастание масштабов  коррупции;

 – дестабилизация денежно-кредитной  системы, особенно в части деятельности  международных финансовых институтов;

 – девальвация общественных  устоев*(80).

 

 

 Б.В. Волженкин применительно  к вопросу об общественной  опасности данного преступления  справедливо замечал: "В течение ряда лет отсутствие законодательства, препятствующего легализации средств, добытых преступным путем, ставило Россию в условия, благоприятствующие теневому бизнесу, проведению крупномасштабных финансовых афер, отмыванию денег, полученных от незаконного оборота наркотиков и оружия, рэкета, проституции и других видов организованной преступной деятельности… Общий размер доходов, полученных преступными группировками в 1993 г., составил почти 2 трлн. рублей. Основная часть этих доходов легализовалась посредством неконтролируемого ввода в коммерческий капитал… Во второй половине 90-х гг. XX века положение если и изменилось, то только в худшую сторону… По экспертным оценкам, с 1992 по 1999 г. из России в мировые финансовые центры перевезено около 100 млрд. долларов (до 40% ВВП)"*(81).

 

 Основным российским  нормативным правовым актом в  области борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств или  имущества, приобретенных преступных  путем, является ФЗ "О противодействии  легализации (отмыванию) доходов,  полученных преступным путем"*(82). В ст. 3 Закона легализация (отмывание)  доходов, полученных преступным  путем, определяется как придание  правомерного вида владению, пользованию  или распоряжению денежными средствами  или иным имуществом, полученным  в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных  статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК Российской  Федерации.

 

 Согласно ст. 4 Закона, к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

 

 Согласно ст. 6 Закона, операциями с денежными средствами  или иным имуществом, подлежащими  обязательному контролю, являются:

1. Операции с денежными  средствами или иным имуществом, если сумма, на которую они  совершаются, равна или превышает  600 000 рублей, либо равна сумме  в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, либо превышает ее, а по своему характеру данные операции относятся к одному из следующих видов операций:

1) операции с денежными  средствами в наличной форме:

 – снятие со счета  или зачисление на счет юридического  лица денежных средств в наличной  форме в случаях, если это  не обусловлено характером его  хозяйственной деятельности;

 – покупка или продажа  наличной иностранной валюты  физическим лицом;

 – приобретение физическим  лицом ценных бумаг за наличный  расчет;

 – получение физическим  лицом денежных средств по  чеку на предъявителя, выданному  нерезидентом;

 – обмен банкнот  одного достоинства на банкноты  другого достоинства;

 – внесение физическим  лицом в уставный (складочный) капитал  организации денежных средств  в наличной форме;

 2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее, соответственно, регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

3) операции по банковским  счетам (вкладам):

 – размещение денежных  средств во вклад (на депозит)  с оформлением документов, удостоверяющих  вклад (депозит) на предъявителя;

 – открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц  с размещением в него денежных  средств в наличной форме;

 – перевод денежных  средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного  владельца, и поступление денежных  средств из-за границы со счета  (вклада), открытого на анонимного  владельца;

 – зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

4) иные сделки с движимым  имуществом:

 – помещение драгоценных  металлов, драгоценных камней, ювелирных  изделий из них и лома таких  изделий или иных ценностей  в ломбард;

 – выплата физическому  лицу страхового возмещения или  получение от него страховой  премии по страхованию жизни  или иным видам накопительного  страхования и пенсионного обеспечения;

 – получение или  предоставление имущества по  договору финансовой аренды (лизинга);

 – переводы денежных  средств, осуществляемые некредитными  организациями по поручению клиента;

 – скупка, купля-продажа  драгоценных металлов и драгоценных  камней, ювелирных изделий из  них и лома таких изделий;

 – получение денежных  средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

 – предоставление юридическими  лицами, не являющимися кредитными  организациями, беспроцентных займов  физическим лицам и (или) другим  юридическим лицам, а также  получение такого займа.

2. Сделки с недвижимым  имуществом подлежат обязательному  контролю, если сумма, на которую  она совершаются, равна или  превышает 3 000 000 рублей, либо равна  сумме в иностранной валюте, эквивалентной  3 000 000 рублей, либо превышает ее.

3. Операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица.

Применительно к вопросу  применения данной статьи в литературе указывается на ряд проблем:

 – несовершенство действующего  законодательства;

 – включение в нормы  не характерной для уголовного  права терминологии;

 – неоднозначность  толкования ряда понятий, диспозиции  анализируемых статей;

 – недостаточная разработанность  единой судебной и следственной  практики*(83).

 Применительно к вопросу  о непосредственном объекте преступления  в литературе нет единого понимания.  Н.А. Лопашенко считает, что  непосредственным объектом преступления  являются общественные экономические  отношения, соответствующие принципу  запрета заведомо криминальных  форм поведения*(84); В.Б. Букарев,  Ю.В. Трунцевский и Н.А. Шулепов,  которые провели комплексное  исследование объекта данного  преступления, указывают, что основной  непосредственный объект – отношения,  возникающие в процессе регламентированной  деятельности органов государственной  власти (судебных, прокуратуры, предварительного  следствия) по осуществлению задач  правосудия по установлению действительного  источника происхождения преступно  добытого имущества; дополнительный  непосредственный объект – общественные  отношения, складывающиеся в сфере  экономики, предпринимательства  и кредитно-денежного обращения; факультативный непосредственный объект – деятельность международных финансовых институтов, международные экономические отношения, основанные на принципе запрета заведомо криминальных форм поведения в международной экономической деятельности*(85).

Информация о работе Понятия и виды преступлений