Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 15:58, курсовая работа
Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также многие другие функции - таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.
Введение.................................................................................................2
I. Система правоохранительных органов....................................................3
1.1 Источники права о правоохранительных органах...................................5
1.2 Функции правоохранительных органов..................................................6
1.3 Задачи правоохранительных органов.....................................................7
II. Классификация правоохранительных органов.........................................8
2.1 Судебная власть......................................................................................................8
2.2 Прокуратура РФ.................................................................................11
2.3 Органы внутренних дел......................................................................17
2.4 Органы обеспечения безопасности РФ................................................19
2.5 Налоговые органы и налоговая полиция.............................................25
2.6 Таможенные органы РФ.....................................................................27
Заключение............................................................................................29
Список использованной литературы.......................................................
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................
Список использованной
литературы....................
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также многие другие функции - таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.
Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите, прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 7, ч. 1 ст. 45, ст. 71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: “Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”. По своей сути эти и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли указанную функцию. Одновременно граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать всеми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, всемерно содействовать им.
Государство, будучи создателем права (законов) одновременно является и первым заинтересованным субъектом в его исполнении. Для этого государством создаются специальные органы, которые будут охранять право от посягательства, нарушений, злоупотреблений. Основная задача этих органов - правоохрана, охрана права, закона, норм многообразной и разносторонней жизни общества, соответственно и наименование этих органов - правоохранительные органы.
I. СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Во все исторические периоды государство как институт права и форма организации публичной власти выступало в качестве регулятора отношений субъекта с обществом, санкционировав для этих целей структурно взаимосвязанную систему правоохранительных органов, являющуюся частью механизма государственного аппарата, которая представлена в настоящее время следующими правоохранительными органами:
- правоохранительными органами внутренней безопасности (МВД, ФСБ);
- правоохранительными органами внешней безопасности (СВР, ГРУ);
- специальными службами (ФСО, ФСНП, ФПС, МЧС, внутренние войска, таможенные органы);
- прокуратурой;
- органами юстиции;
- органами, осуществляющими правосудие (Конституционный суд РФ, Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные и военные суды);
- адвокатурой;
- нотариатом;
- частными детективными и охранными подразделениями.
В современной юридической литературе, под правоохранительными органами понимаются специальные государственные органы, основной функцией которых является охрана и обеспечение конституционной законности, правопорядка и защита национальных интересов и безопасности Российской Федерации; защита прав и законных интересов человека и гражданина, а также раскрытие и расследование преступлений и правонарушений в области экономической, финансовой, налоговой и таможенной сферах. Под системой правоохранительных органов понимается, таким образом, определенный способ правовой организации общества в виде совокупности взаимосвязанных государственных органов, создаваемых для охраны права путем применения соответствующих санкций, распространяющихся на всех членов общества и опирающиеся в необходимых случаях на меры принуждения и насилия. Юридическое понятие «система правоохранительных органов» логически более широкое понятие, чем понятие правоохранительная система, которая представляет собой совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспеченных Конституцией РФ и Федеральными Законами, обеспечивающих права и свободы человека, защиту жизни, собственности, здоровья, чести и свобод человека и гражданина от противоправных посягательств.
По своему содержанию правоохранительная деятельность многофункциональна и характеризуется специфическими признаками:
- правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с Конституцией РФ и Федеральными законами, а в отдельных случаях в установленной законом процессуальной форме;
- правоохранительную деятельность могут осуществлять только специальные органы, уполномоченные государством; лица, состоящие на службе в этих органах и имеющие специальную подготовку;
- не воспрепятствование законной деятельности сотрудников правоохранительных органов недопустимо и влечет за собой дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;
- решения правоохранительных органов, основанные на законе, подлежат выполнению любыми должностными лицами гражданами.
По своему юридическому содержанию правоохранительная деятельность многофункциональна и охватывает целый ряд направлений (функций), каждому из которых соответствует определенный вид правоохранительной деятельности: охрана конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства, прав и свобод личности, общественного порядка и обеспечение общественной, государственной и экономической безопасности государства, выявление и расследование преступлений, прокурорский надзор за исполнением законов РФ, судопроизводство (уголовный процесс), судебная защита и исполнение судебных решений.
Основы деятельности системы правоохранительных органов определяется системой юридических правовых норм, в которых контрастно выделяется правоохранительная функция, а правоохранительные органы появляются на определенном этапе, когда имеет место нарушение правовых норм и возникает необходимость применения соответствующих санкций. Кроме того, деятельность правоохранительных органов облачена в правовую форму и характеризуется специальными специфическими методами и принципами, конституированными в процессуальной форме в УПК РФ, Кодексе об административных правонарушениях, в выполнении задач по обеспечению законности и правопорядка, борьбе с преступностью, административными, налоговыми и другими правонарушениями в строгом соответствии с законом, отступление от которых или их нарушение само по себе недопустимо и может явиться правонарушением, влекущим последующую дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Таким образом, характер правоохранительной деятельности является сугубо государственным и определяется сущностью государства, которое санкционирует правовые нормы, формы и юридические методы правовой охраны общественных интересов, а также диапазон прав и свобод человека и гражданина. Поэтому, будучи тесно связанными с историческим развитием государства, модернизируются и эволюционируют правовые органы в системе правоохранительных органов РФ, совершенствуются правовые основы, а также методы и способы правоохранительной деятельности.
1.1 Источники
права о правоохранительных
В иерархии источников права о правоохранительных органах главенствующее место принадлежит Конституции Российской Федерации, обладающей высшей юридической силой. Все другие законы РФ должны ей соответствовать, не противоречить. В Конституции РФ определены место и роль в государственном механизме Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, изложены основные принципы правосудия, основные обязанности государства по отношению к своим гражданам, являющиеся также и обязанностями правоохранительных органов, указаны основы организации и деятельности прокуратуры.
Следующую иерархическую ступень занимают федеральные конституционные законы, принятые в развитие конституционных положений. Некоторые из них носят комплексный характер, такие как законы о статусе судей, о прокуратуре, о налоговой полиции. Другие касаются более узких сторон деятельности правоохранительных органов, например Закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
Еще одну группу документов составляют законы, которыми вносятся изменения и дополнения в уже действующие нормативные акты, например Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации".
Еще более низшую ступень занимают указы Президента РФ, поскольку в ст. 90 Конституции РФ сказано, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Указами Президента РФ, например, утверждены положения о милиции общественной безопасности, о ФСБ, о координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.
К нормативной базе относятся также постановления Правительства Российской Федерации. Согласно ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ. Правительством РФ утверждено, к примеру, Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации.
Нормативный характер носят ведомственные акты - приказы, инструкции, издаваемые Генеральным прокурором РФ, министрами внутренних дел, юстиции и др. Они касаются конкретизации действий сотрудников этих органов при применении каких-либо норм закона.
Особую группу в системе нормативной базы составляют нормы международного права и договоры, заключенные Российской Федерацией. Общепризнанные нормы, принципы международного права, как правило, входят в законодательство Российской Федерации, но некоторые имеют и самостоятельное значение. К примеру, порядок оказания правовой помощи, сношения судов, органов расследования России с соответствующими учреждениями других государств.
1.2 Функции правоохранительных органов
Функции правоохранительных органов - это основные направления их деятельности. Функции, присущие правоохранительному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие правоохранительные функции: конституционный контроль, осуществление правосудия, расследование преступлений, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность, прокурорский надзор.
Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, административную деятельность.
Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности, и органами налоговой полиции, и еще некоторыми другими органами. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства.
Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.
История развития правоохранительных органов показала, что сосредоточение в одном органе нескольких правоохранительных функций отрицательно сказывается на законности его деятельности. Поэтому в последние годы наблюдается процесс рассредоточения правоохранительных функций между различными органами. Так, функция исполнения судебных решений по уголовным делам, по которым назначено наказание в виде лишения свободы, передана из ведения МВД РФ в Министерство юстиции РФ. Неоднократно ставился вопрос о выделении следственного аппарата из прокуратуры, МВД, ФСБ и ФСНП и создании самостоятельного ведомства, занимающегося только предварительным следствием.
1.3 Задачи правоохранительных органов