Правовой статус судей в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание

Особенно актуально рассмотрение правового положения судей, как непосредственных отправителей правосудия в государстве в связи с курсом на построение «правового» государства, со стремлением государственной власти и всего общества как можно скорее прийти в русло «цивилизованного» общества, свободного от произвола как со стороны государства, в лице его чиновников, так и от произвола криминального

Содержание

Введение .............................................................. …………………………………………......2

Глава 1
Понятие правового статуса судей в Российской Федерации .............................3

§1.Специфика правового статуса судей в РФ .......................................................3
§2.Порядок назначения судей в РФ ......................................................................4
§3.Полномочия судей ..........................................................................................10
§4.Дисциплинарная ответственность судей ......................................................13
§5.Отзыв и досрочное прекращение полномочий судьи .................................14
§6.Кодекс судейской этики………………………………………………………………………………17

Глава 2
Гарантии независимости судей ..........................................................................24
Заключение ..........................................................................................................28

Список литературы ..............................................................................................29

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 53.92 Кб (Скачать документ)

    Из числа уголовных дел им подсудны почти все дела, кроме дел, к примеру, об умышленных убийствах при обстоятельствах, отягчающих вину лиц, привлекаемых к ответственности, об опасных видах хищений, о посягательствах на государственную власть, о преступлениях наказуемых смертной казнью, и ряда других дел, отнесенных законом к ведению вышестоящих или военных судов.

    К их компетенции отнесено также разбирательство вопросов, которые возникают попутно, параллельно с уголовными делами. В последние годы на районных (городских) судей во все возрастающих масштабах возлагается разбирательство жалоб на незаконные и необоснованные задержания по подозрению в совершении преступлений, аресты, продления их сроков, прекращения органами расследования и прокурорами уголовных дел, а также некоторые иные действия, совершаемые при расследовании такого рода дел.

    Условно полномочия судей районного (городского) суда можно разделить на четыре категории:

1) дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и земельных правоотношений;

2)   дела по спорам, возникающим из международных договоров, связанных с перевозкой грузов, которое производится по условиям, изложенным в международных договорах;

3)   дела, возникающие из административно - правовых отношений;

4)   дела особого производства.

    Судьи районного (городского) суда в праве рассматривать дела по жалобам на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан, в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года.

    Кроме прав по осуществлению правосудия по уголовным и гражданским делам судья районного (городского) суда имеет право разбирать материалы об административных правонарушениях. Такие материалы судья рассматривает единолично.

    Современное законодательство изменило состав суда, рассматривающего гражданское или уголовное дело по первой инстанции. В районном (городском) суде эти дела могут рассматриваться как с участием народных заседателей, так и единолично судьей.

     Законом предусмотрен достаточно широкий круг дел, которые судья может рассмотреть единолично. Так в ст.35 УПК предусмотрено два порядка принятия судьей дела к своему рассмотрению. В первом случае судья рассматривает уголовные дела в отношении более чем 60 преступлений, предусмотренных УК, без каких бы то ни было условий. Во втором случае судья может рассмотреть единолично дело, по которому обвиняемый дал согласие на единоличное рассмотрение его дела. В последнем случае судья не в праве назначить более строгое наказание, чем лишение свободы сроком до пяти лет. Судьям запрещено рассматривать единолично дела о преступлениях несовершеннолетних.

    Судьи, занимающиеся практикой рассмотрения гражданских дел, имеют право единолично рассмотреть дела:

1)   по спорам между гражданами и организациями при цене иска до 30 минимальных размеров оплаты труда, существующей на момент подачи искового заявления в суд;

2)   возникающие из семейных правоотношений, за исключением дел о лишении родительских прав, об отмене усыновления, об установлении отцовства, а также дел о разводах, связанных со спорами о детях;

3)   возникающие из трудовых правоотношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

4)   об освобождении имущества от ареста - не зависимо от суммы иска.

    Для выполнения своих задач по осуществлению правосудия и других функций судьи обладают властными полномочиями, которые определяются в законодательном порядке.

    Судьи судов районного (городского) звена имеют право: требовать от отдельных должностных лиц и граждан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на них обязанностей; вносить представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона или причин и условий, способствовавших совершению правонарушения; запрашивать информацию от государственных и общественных органов, научных учреждений и информационных центров.

    В свою очередь государственные органы, общественные организации и должностные лица обязаны выполнять требования и распоряжения судей, связанные с осуществлением ими судебной деятельности.

    Судьи также могут вносить на обсуждение съездов и конференций судей, а также непосредственно в Верховный Суд РФ предложений о даче разъяснений по вопросам применения законодательства.

 

§4. Дисциплинарная ответственность судей.

    Вопрос о дисциплинарной ответственности судей районного (городского) суда рассматривается квалификационной коллегией судей, которая избирается тайным голосованием на съездах (конференциях) судей данного уровня, работающих в конкретной области (военном округе, группе войск и т.д.).

    Решением квалификационной коллегии судей может быть поставлен вопрос о досрочном лишении судьи его полномочий за нарушение законности или совершение порочащего поступка, не совместимого с его высоким званием, либо совершением судьей уголовного преступления.

    Отмена или изменение судебного решения вынесенного данным судьей, сами по себе не влекут ответственности судьи, если при этом им не были допущены преднамеренное нарушение закона либо недобросовестность, повлекшая существенные последствия.

 

 

§5. Отзыв и досрочное прекращение полномочий судьи.

    Законом предусмотрены как возможность временного приостановления полномочий судьи, так и порядок их полного прекращения. Приостановление полномочий (ст. 13 Закона о статусе судей) - это временное отстранение судьи от исполнения им своих обязанностей. Законодательство дает четкий и исчерпывающий перечень случаев, когда такое отстранение возможно:

 «1) признание судьи безвестно  отсутствующим решением суда, вступившим  в законную силу;

2) согласие квалификационной коллегии  судей на привлечение  судьи   к уголовной ответственности или заключение его под стражу;

3) участие судьи в предвыборной  компании  в  качестве  кандидата   в состав  органа  законодательной  (представительной)   власти   Российской Федерации или органа законодательной (представительной)  власти субъекта Российской Федерации;

4) избрание судьи в состав  органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

2.  Судья,  полномочия  которого  приостановлены  в  соответствии  с подпунктами 2 и 3 пункта 1  настоящей  статьи  или  которому  отказано  в приостановлении  полномочий,  может  обжаловать  это  решение  в   Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения  копии решения.  Решение  Высшей  квалификационной  коллегии  судей  может  быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

3. Приостановление полномочий судьи,  за  исключением  случая,  когда  ему в качестве меры пресечения  избрано заключение под стражу,  не  влечет за  собой  прекращение  выплаты  судье,  а  если  он  признан   безвестно отсутствующим - его семье заработной платы  или уменьшение  ее  размера.

Приостановление полномочий судьи, за исключением случая  избрания  ему  в качестве меры пресечения  заключения  под  стражу,  не  влечет  за  собой снижение уровня иных видов материального и социального  обеспечения  судьи и не лишает  его  гарантий  неприкосновенности,  установленных  настоящим Законом.

4.   Решение   о   возобновлении    полномочий    судьи    принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия».8

Прекращение полномочий - это полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей. Для него также установлен исчерпывающий  перечень оснований (ст. 14 Закона о статусе судей):

« 1. Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2)  ввиду  неспособности   по  состоянию   здоровья   или   по   иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи. Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия  судьи по этим основаниям, однако она не  вправе  принять  такое  решение,  если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;

3) письменное заявление судьи  о прекращении его полномочий  в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) истечение  срока  полномочий  судьи,  если  они  были  ограничены  определенным сроком;

5) увольнение судьи военного  суда с  военной  службы  по  достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

6) прекращение гражданства Российской  Федерации;

7) занятие деятельностью, не  совместимой с должностью судьи;

8) вступление  в  законную  силу  обвинительного  приговора   суда  в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

9) совершение поступка, позорящего  честь  и  достоинство   судьи  или умаляющего авторитет судебной власти;

10)  вступление  в  законную  силу  решения  суда   об   ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным;

11) смерть судьи или вступление  в  законную  силу  решения   суда об объявлении его умершим;

12) отказ судьи от перевода  в другой суд в связи с  упразднением  или реорганизацией суда.

2. Полномочия судьи прекращаются  решением    соответствующей  квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано  судьей  в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может  быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

3. В  случае  отмены  решения   квалификационной  коллегии  судей   о прекращении   полномочий   судьи   или   отмены   состоявшегося   о   нем обвинительного  приговора  суда  либо  судебного  решения,  указанного  в подпункте 8 пункта 1 настоящей статьи, судья  подлежит  восстановлению  в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы».9

 

§6.Кодекс судейской этики.

    Правосудие не может существовать без честного и независимого судейского корпуса, для чего каждый судья обязан участвовать в формировании и поддержании высоких норм судейской этики и лично соблюдать эти нормы.

    В основе нравственного поведения судьи лежат нормы, определяющие его правовой статус как носителя судебной власти (нормы главы 7 Конституции РФ и Закона о статусе судей).

    Они обязывают судью неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы, при исполнении служебных полномочий, а также во внеслужебных отношениях избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности (п. 2 ст. 3 Закона о статусе судей).

    Кодекс судейской этики был принят и утвержден судейским сообществом на VI Всероссийском съезде судей 2 декабря 2004 года. Он был принят взамен Кодекса чести судьи Российской Федерации, который действовал с 1993 года. В отличие от Кодекса чести, который содержал всего 4 статьи, Кодекс судейской этики содержит гораздо более обстоятельно и подробно изложенные требования, предъявляемые к судье.

      Новый Кодекс вобрал в себя многие положения, регламентирующие профессиональную этику судей в государствах имеющих различные правовые системы. При подготовке Кодекса были приняты во внимание Общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные Указом президента РФ от 12 августа 2002 года №885, а также использован международный опыт.

       Кодекс судейской этики не является нормативным актом, однако он выражая волю всего судейского сообщества, определяет нравственные требования предъявляемые к судье, регламентирует правила поведения служителя Фемиды в деятельности по отправлению правосудия и во внеслужебной деятельности, ответственность судьи за нарушение профессиональных обязанностей и нравственных предписаний. Не смотря на то, что Кодекс не является законом, в обычном понимании, правила закрепленные в нем обязательны для всех судей, независимо от занимаемой должности, а также для судей, находящихся в отставке, но сохранивших звание судьи  и принадлежность к судейском сообществу.

     Нравственный статус судьи включает: нравственно-психологические качества судьи и его обязанности10; этические правила поведения судьи при осуществлении профессиональной деятельности; правила поведения судьи во внеслужебной деятельности; ответственность судьи за нарушения профессиональных обязанностей и нравственных предписаний.

    Кодекс судейской этики к числу основных нравственных требований должного поведения судьи относит:

- обязанность соблюдать в своей  профессиональной деятельности  и вне службы Конституцию РФ, руководствоваться Законом о  статусе судей и другими нормативными правовыми актами, правилами поведения установленными настоящим Кодексом, общепринятыми нормами морали, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда(ст.1 Кодекса);

- обязанность избегать всего,  что могло бы умалить авторитет  судебной власти, или причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия(ст.3 Кодекса);

- обязанность быть беспристрастным,  не допускать влияния на свою  профессиональную деятельность со стороны кого бы то ни было. Общественное мнение, возможная критика деятельности судьи не должны влиять на законность и обоснованность его решений (ст. 4 Кодекса);

- обязанность избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство (п.6 ст.8 Кодекса);

- обязанность воздерживаться от  финансовых и деловых связей, которые способны нарушить его беспристрастность, помешать, должным образом, исполнять свои обязанности (п.7 ст.8 Кодекса).

Информация о работе Правовой статус судей в Российской Федерации