Правовой статус судей в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание

Особенно актуально рассмотрение правового положения судей, как непосредственных отправителей правосудия в государстве в связи с курсом на построение «правового» государства, со стремлением государственной власти и всего общества как можно скорее прийти в русло «цивилизованного» общества, свободного от произвола как со стороны государства, в лице его чиновников, так и от произвола криминального

Содержание

Введение .............................................................. …………………………………………......2

Глава 1
Понятие правового статуса судей в Российской Федерации .............................3

§1.Специфика правового статуса судей в РФ .......................................................3
§2.Порядок назначения судей в РФ ......................................................................4
§3.Полномочия судей ..........................................................................................10
§4.Дисциплинарная ответственность судей ......................................................13
§5.Отзыв и досрочное прекращение полномочий судьи .................................14
§6.Кодекс судейской этики………………………………………………………………………………17

Глава 2
Гарантии независимости судей ..........................................................................24
Заключение ..........................................................................................................28

Список литературы ..............................................................................................29

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 53.92 Кб (Скачать документ)

    Исполнить моральные нормы, регулирующие должное поведение судьи, сможет лишь человек, обладающий высокими нравственно-психологическими качествами. Согласно этическим нормам судья должен быть справедливым, независимым, беспристрастным, принципиальным, совестливым, добросовестным, гуманным, вежливым, тактичным, выдержанным, уравновешенным, дисциплинированным, компетентным11.

    При отборе кандидатов на судейские должности необходимо учитывать не только их уровень профессиональных знаний, но и их нравственно-психологические качества, которые им необходимы для полноценного осуществления должностных обязанностей. Однако до настоящего времени фактически отсутствует организационно-правовой механизм отбора кандидатов на судейские должности по морально-этическим и психофизическим критериям. 12

    Нравственные качества не даются судье одновременно с наделением его правовым статусом. Они формируются и поддерживаются в процессе повседневной жизни, как при осуществлении профессиональной деятельности, так и во внеслужебное время под влиянием эстетического воспитания и просвещения. Важное место в этом процессе должно занимать нравственное самовоспитание судьи, направленное на формирование высоких нравственных качеств, преодоление недостатков в собственной нравственной сфере.

    Кодекс судейской этики определяет нравственные правила поведения судьи, как при осуществлении профессиональной деятельности, так и вне ее.

    При исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия судья должен исходить из того, что защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти (п. 1 ст. 4 Кодекса).

    Это правовое и нравственное требование фактически знаменует собой смену идеологии судебной власти. Правосудие не должно отождествляться с выявлением и раскрытием преступлений, с уголовным преследованием, борьбой с преступностью и обвинительным уклоном. Судья должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности, принимать все необходимые меры для своевременного рассмотрения судебных дел и материалов (п. 1 ст. 4). Это означает, что судья должен быть ответственным, организованным, настойчивым и старательным при рассмотрении судебных дел и материалов.

    При рассмотрении судебных дел и материалов судья должен быть беспристрастным и не допускать влияния на свою профессиональную деятельность со стороны кого бы то ни было (п. 2 ст. 4). Судья не должен выступать на стороне кого-либо из участников процесса, показывать свои чувства, эмоции, проявлять симпатии и антипатии.

    В процессе осуществления профессиональной деятельности судья должен проявлять высокую культуру общения со всеми лицами, участвующими в судопроизводстве. Кодекс судейской этики требует от судьи быть терпимым, вежливым, тактичным и уважительным в отношении участников судебного разбирательства (п.4 ст.4 Кодекса). Аналогичного поведения судья должен требовать от всех лиц, участвующих в рассмотрении судебных дел и материалов.

    Кодекс судейской этики обязывает судей хранить профессиональную тайну. Судья не вправе разглашать информацию, полученную при исполнении своих обязанностей (п. 5 ст. 4).

    В Кодексе определяются правила взаимоотношений судьи с представителями средств массовой информации (ст. 6). Судья не может препятствовать стремлению представителей средств массовой информации освещать его профессиональную деятельность, если это не будет создавать помех проведению судебного процесса или использоваться для оказания воздействия на суд.

    Судье запрещается делать публичные заявления, комментировать судебные решения, выступать в прессе по существу дел, находящихся в производстве суда, до вступления в законную силу принятых по ним судебных актов.

    Судья не вправе публично, вне рамок профессиональной деятельности, подвергать сомнению постановления судов, вступившие в законную силу, и критиковать профессиональные действия своих коллег (п. 1 ст. 6).

    Осуществление правосудия является основной задачей судьи и имеет приоритетное значение в его деятельности. Вместе с тем судья вправе заниматься и другими видами деятельности, не противоречащими требованиям Закона о статусе судей и Кодекса судейской этики. Судья вправе совмещать основную роботу с научной, преподавательской и иной творческой деятельностью, в том числе имеющей оплачиваемый (возмездный) характер. Однако эта деятельность должна иметь, безусловно, второстепенное значение и осуществляться не в ущерб интересам правосудия (ст. 10).

    Судья может участвовать в общественной деятельности, если она не наносит ущерб авторитету суда и надлежащему исполнению судьей профессиональных обязанностей (п. 3 ст. 8). Однако он не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих публичный характер, или в других политических акциях.

    Внеслужебная деятельность судьи не должна вызывать сомнений в его порядочности и честности. Он должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство (п. 1,6 ст. 8).

   Право привлекать судью к дисциплинарной ответственности за нарушения норм Закона о статусе судей и положений Кодекса судейской этики принадлежит квалификационным коллегиям судей.

    Основанием для привлечения судьи (за исключением судьи Конституционного Суда РФ) к дисциплинарной ответственности является совершение им дисциплинарного проступка( действия или бездействия), которые хотя и не являются преступлениями, но по своему характеру несовместимы с высоким званием судьи.

    Квалификационные коллегии судей относят к таким действиям: грубое или систематическое нарушение процессуальных законов, повлекшее волокиту при рассмотрении судебных дел и материалов; неэтичное поведение судьи в отношении участников процесса и других граждан; ущемление в той или иной мере прав и законных интересов граждан; прогулы;   утерю   уголовных   дел;   фальсификацию  судебных  документов; недостойное поведение судьи в быту.13 В предыдущем параграфе работы мной описан случай привлечения судьи к дисциплинарной ответственности за совершение им административного проступка.

    При определении меры дисциплинарной ответственности судьи учитываются все обстоятельства совершения проступка, ущерб, причиненный авторитету судебной власти и званию судьи, личность судьи и его отношение к совершенному проступку (п. 2 ст. 11 Кодекса).14

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ  СУДЕЙ

 

    Среди гарантий независимости судей,  обозначенных в ст. 9 Закона о статусе судей, на первый план вынесено предусмотренная законом процедура осуществления судопроизводства. Такая процедура регламентируется законодательством, которое принято именовать процессуальным. К нему относятся в первую очередь ГПК, АПК, УПК и КоАП. В этих, довольно крупных по объему и многоплановых по содержанию актах тщательно излагается все то, что должно совершаться при производстве по рассматриваемым судами делам. Среди предписаний такого рода немало тех, которые прямо или косвенно нацелены на обеспечение независимости судей и помогающих им присяжных и народных заседателей.

    В Законе «О статусе судей» гарантии независимости судей закреплены в ст. ст. 9-10. в соответствии с этими статьями независимость судьи обеспечивается: «предусмотренной   законом   процедурой   осуществления   правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было  вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным  порядком  приостановления  и  прекращения  полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества;     предоставлением  судье   за   счет   государства   материального   и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

    Судья, члены его  семьи  и  их  имущество  находятся  под  особой защитой государства. Органы внутренних дел  обязаны  принять  необходимые меры к обеспечению безопасности  судьи,  членов  его  семьи,  сохранности принадлежащего им  имущества,  если  от  судьи  поступит  соответствующее заявление».15

    Судья имеет право на хранение и  ношение  служебного  огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его  заявлению  в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об оружии". Министерство юстиции Российской Федерации,  министерства  юстиции республик  в  составе  Российской  Федерации  и  другие  органы   юстиции осуществляют  меры  по  созданию  условий,   необходимых   для   судебной деятельности, ее кадровому, организационному  и  ресурсному  обеспечению.

    Высший арбитражный суд Российской Федерации осуществляет меры по созданию условий, необходимых для  деятельности  арбитражных  судов.  Деятельность военных  судов  обеспечивается  в  порядке,  предусмотренном  федеральным законом о военных судах.

    Гарантии независимости судьи, включая меры его  правовой  защиты, материального  и  социального  обеспечения,   предусмотренные   настоящим Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации.

    Всякое  вмешательство  в  деятельность  судьи  по  осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья  не  обязан  давать  каких-либо  объяснений  по   существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления,  иначе  как  в  случаях  и  порядке, предусмотренных процессуальным законом.

 Закон, гарантируя независимость  судей, уделяет также, большое  внимание гарантиям личной безопасности и неприкосновенности судей.

    В частности, это определено в ст. 16 Закона о статусе судей. Личность   судьи   неприкосновенна.   Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение,  используемые им транспорт и средства связи,  его  корреспонденцию,  принадлежащие  ему имущество и документы.

          Судья  не может быть привлечен к  административной и дисциплинарной ответственности. Судья  не  может  быть  привлечен  к  какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении  правосудия  мнение  и принятое решение, если вступившим в  законную  силу  приговором  суда  не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

    Уголовное дело в отношении судьи  может  быть  возбуждено  только Генеральным прокурором Российской Федерации или  лицом,  исполняющим  его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей  квалификационной коллегии судей.

    Судья  не  может  быть  привлечен к уголовной ответственности, заключён под стражу,  подвергнут  приводу без согласия  соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу  допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора  Российской  Федерации  или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда. «Судья не может быть в каком бы то  ни  было  случае  задержан,  а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства  по  делам  об  административных  правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении  преступления,  задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный  орган  в порядке производства по делам  об  административных  правонарушениях,  по установлении его личности должен быть немедленно освобожден».16

    Проникновение в жилище или служебное помещение  судьи,  в  личный или используемый им транспорт,  производства  там  досмотра,  обыска  или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр и личный обыск судьи, а равно  досмотр,  изъятие  и  выемка  его  корреспонденции, принадлежащих ему  имущества  и  документов  производятся  с  соблюдением Конституции Российской Федерации, федеральных законов и только в связи  с производством по уголовному делу в отношении этого судьи.

    Уголовное дело в отношении судьи по его  требованию,  заявленному до начала  судебного  разбирательства,  должно  быть  рассмотрено  только Верховным Судом Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

          Рассмотрев правовой статус судов и судей в Российской Федерации, как один из основополагающих элементов к пониманию принципа построения  судебной системы в Российской Федерации, всех взаимоотношений в обществе, складывающихся в связи с отправлением правосудия, я могу сделать вывод, что правовой статус судей имеет четко определенную, достаточно стабильную систему прав и гарантий, обеспечивающих отправление правосудия.

          Знание  системы гарантий независимости  судей позволяет постичь многообразие правовых форм отправления правосудия, а также глубже узнать различия между статусом судей различных уровней судебной системы Российской Федерации.

          Взаимосвязанность  и взаимозависимость норм права,  гарантирующих правовой статус  судей, привносит в судебную  систему не только упорядоченность, но и позволяет более точно и качественно исполнять  нормы законов о судоустройстве.

          Система  прав и обязанностей судей  - как субъектов отправления правосудия в Российской Федерации, должна строится на объективной и научно упорядоченной основе. В конечном итоге - это будет способствовать становлению в России правового государства, подчиняющего все стороны своей жизни именно способам правового, а не «волюнтаристского» разрешения стоящих перед ним задач.

 

 

Список литературы.

 

1. Баглай М. В. Дорога к свободе//М., 1995

2. Проблемы реформирования судебной системы в Российской Федерации//Государство и право, № 7, 1995 г.

3. Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы в СССР. Учебник//М., 1991

4. Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник//М., 1996

5. Козлов А. Е. Конституционное право. Учебник//М., 1996

6. Кутафин О. Е. Государственное право Российской Федерации. Учебник//М., 1996

7. Малько А. В. Учебно - методическое пособие по правоохранительным органам РФ//М., 1997

Информация о работе Правовой статус судей в Российской Федерации