Предмет, сущность и значение надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и пред

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 08:30, контрольная работа

Описание

Прокурорский надзор — специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории.

Содержание

1. Предмет, сущность и значение надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие ………………………………….. 3
2. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. Прокуроры, уполномоченные на осуществление данного надзора...…………………...9
3. Надзор за расследованием уголовных дел. Полномочия прокурора по выявлению, устранению и предупреждению нарушений законов при расследовании преступлений органами дознания. Особенности прокурорского надзора за расследованием преступлений органами предварительного следствия ………………………………………….…..14
Задача…………..………………………………………………………………..20
Список использованной литературы ………………………………………...22

Работа состоит из  1 файл

К.р..doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)


Содержание:

 

1.      Предмет, сущность и значение надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие  ………………………………….. 3

 

2.      Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. Прокуроры, уполномоченные на осуществление данного надзора...…………………...9

 

3.      Надзор за расследованием уголовных дел. Полномочия прокурора по выявлению, устранению и предупреждению нарушений законов при расследовании преступлений органами дознания. Особенности прокурорского надзора за расследованием преступлений органами предварительного следствия  ………………………………………….…..14

 

Задача…………..………………………………………………………………..20

 

  Список использованной литературы  ………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Предмет, сущность и значение надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

 

Прокурорский надзор — специфическая деятельность государственных   федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской     Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории.

Из вышеперечисленного следует:

      Прокурорский надзор — самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.

      Прокурорский надзор осуществляется от имени государства —       Российской Федерации. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя, таким образом, интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.[1]

Статья 29 Федерального Закона «О прокуратуре» определяет предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Эта норма предусматривает, что «предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие»[2].

Таким образом, предметом надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие являются следующие элементы:

1)     Разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.

Точки зрения авторов периодической литературы по поводу включения данного элемента в предмет надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие не однозначны. Например,  учебник под редакцией Ю.Е. Винокурова утверждает, что для включения в предмет прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях достаточных оснований,  не имеется. Объяснение данного взгляда содержится в том, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, не отнесены к органам, которые разрешают эти заявления. В ст. 37 УПК РФ говорится о проверке прокурором исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в ходе досудебного производства. В Законе об Оперативно-розыскной деятельности (ОРД) не предусмотрено разрешение заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, это не является задачей оперативно-розыскной деятельности, не вменяется в обязанность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Однако Генеральная прокуратура РФ в Приказе Генерального прокурора РФ от 25 апреля 2000 г. № 56 закрепила положение о том, что в предмет прокурорского надзора входит установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.

2)     Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Конституция РФ закрепляет основные права и свободы человека и гражданина, которые определены общепризнанными нормами и принципами международного права, а также международными договорами. Данные нормы находят свое отражение во всех Законах Российской Федерации. Например, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит ряд норм, которые выступают гарантией соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции...». Так, в ч. 8 ст. 5 Закона об ОРД органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещено разглашать без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, сведения, которые затрагивают не только неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, но честь и доброе имя гражданина, что в полном объеме соответствует ч. 1 ст. 23 Конституции РФ.

3)     Порядок выполнения оперативно-розыскных мероприятий.

К порядку осуществления оперативно-розыскных мероприятий, подлежащих проверке в ходе прокурорского надзора, относятся:

• исполнение законодательства о субъектах осуществления оперативно- розыскной деятельности;

• исполнение законодательства о видах оперативно-розыскных мероприятий;

• исполнение законодательства об основаниях для проведения оперативно-розыскных мероприятий;

• исполнение законодательства об условиях проведения оперативно-розыскных мероприятий;

• исполнение законодательства о порядке документирования оперативно-розыскных мероприятий[3].

 

 

Прежде всего, чтобы оценить, соответствует ли требованиям закона то или иное оперативно-розыскное мероприятие, нужно, безусловно, определить, входит ли оно в исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий, определенный законом (ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД). Оперативно-розыскное мероприятие может соответствовать требованиям закона в том случае, если оно проведено соответствующим должностным лицом оперативного подразделения государственного органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности, либо отдельным лицом (лицами), привлеченным к его проведению в установленном законом порядке уполномоченным государственным органом (ст. 1, 13, 17 Закона об ОРД).

При проведении оперативно-розыскных мероприятий должны быть соблюдены основания их проведения (ст. 7 Закона об ОРД) и условия проведения (ст. 8 Закона об ОРД).

4)     Законность решений.

В теории оперативно-розыскной деятельности основные виды решений, принимаемых в ОРД, различают в зависимости от: 1) субъектов, их принимающих; 2) формы и уровня принятия; 3) области распространения; 4) истинности; 5) последствий.

В предмет прокурорского надзора входят документально оформленные решения должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, влекущие юридически значимые последствия. Что же касается уровня принятия решений, области их распространенности, зависимости от истинности, то они могут интересовать прокурора с позиции оценки соответствия их требованиям закона.

Органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе Российской Федерации. Имея функциональное отношение к каждой из трех, предусмотренных Конституцией РФ ветвей власти, они, тем не менее, не относятся полностью ни к одной из них[4].

Целями прокурорского надзора являются обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

На достижение названных целей должен быть направлен прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности.

Обеспечение верховенства закона при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности предполагает обеспечение общепринятых принципов и норм международного права и

международных договоров РФ, касающихся сферы такой деятельности; положений Конституции РФ, гарантирующих права и свободы человека и гражданина; Закона об ОРД, других федеральных законов и иных законов. Многие аспекты оперативно-розыскной деятельности регламентируются ведомственными правовыми актами, прокурорский же надзор в этой сфере должен быть направлен на обеспечение приоритета вышеуказанных законов перед этими актами. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности должен также обеспечивать единообразное понимание и применение законов в этой деятельности всеми субъектами.

                С учетом определенных в законе о прокуратуре целей, уполномоченные прокуроры при осуществлении надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности должны:

1) анализировать все законы, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность и прокурорский надзор в этой сфере, для выявления пробелов и иных дефектов правового регулирования;

2) своевременно проверять издаваемые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, на основании ч. 2 ст. 4 Закона об ОРД нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации;

3) наблюдать за тем, чтобы органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, принимались все предусмотренные законом меры по решению предусмотренных законом задач в оперативно-розыскной деятельности;

4) следить, чтобы решения должностных лиц оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, соответствовали требованиям закона;

5) следить, чтобы оперативно-розыскные мероприятия проводились уполномоченными лицами при наличии оснований в соответствии с целями и задачами оперативно-розыскной деятельности и с соблюдением необходимых условий и порядка;

6) проверять, чтобы не были ущемлены права и законные интересы лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность[5].

Учитывая изменившиеся условия, Генеральный прокурор РФ 18 июня 1997 г. издал Приказ № 31 "Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием". В нем он потребовал обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания, независимо от их ведомственной принадлежности, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно - процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения по делу[6].

 

 

 

 

 

 

2.                 Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнение законов органами, осуществляющими ОРД. Прокуроры, уполномоченные на осуществление данного надзора.

 

В целях устранения, а главное, предупреждения нарушений уголовно-процессуальных норм, прав и законных интересов граждан в сфере осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия прокурору предоставлены существенные полномочия[7].

Правовыми основами, регулирующими осуществление данных полномочий в сфере надзора за оперативно-розыскной деятельностью, являются не один, а несколько законов: Конституция РФ, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», законы, регламентирующими деятельность отдельных органов, правомочных проводить оперативно-розыскные мероприятия (Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности», Федеральный закон «О государственной охране», Федеральный закон «Об обороне»; Закон о прокуратуре РФ, Уголовно процессуальный кодекс РФ, ведомственные нормативно-правовые акты: 1) акты прокуратуры (специальные акты, посвященные надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности; акты, регламентирующие деятельность прокурора в отдельных отраслях или направлениях, в которых затрагиваются лишь некоторые аспекты надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности; акты, посвященные узким проблемам, к разрешению которых одновременно привлекаются прокуроры, осуществляющие надзор в различных отраслях); 2) акты органов, чьи оперативные подразделения непосредственно проводят оперативно-розыскную деятельность; 3) совместные акты прокуратуры и органов, чьи оперативные подразделения непосредственно проводят оперативно-розыскную деятельность.

Эти полномочия неоднородны по своему содержанию и назначению, но подчинены единой цели - обеспечению законности в стадии дознания и предварительного следствия и ОРД.

И так, прокурор вправе:

1) требовать от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовного дела документы, материалы, иные сведения о совершенных преступлениях, ходе и результатах проведенных дознания и предварительного следствия, а также установления лиц, совершивших преступления; проверяет исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся к совершению преступлениях;

2) отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;

3) давать письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, юридической оценке преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;

Информация о работе Предмет, сущность и значение надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и пред