Предмет, сущность и значение надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и пред

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 08:30, контрольная работа

Описание

Прокурорский надзор — специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории.

Содержание

1. Предмет, сущность и значение надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие ………………………………….. 3
2. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. Прокуроры, уполномоченные на осуществление данного надзора...…………………...9
3. Надзор за расследованием уголовных дел. Полномочия прокурора по выявлению, устранению и предупреждению нарушений законов при расследовании преступлений органами дознания. Особенности прокурорского надзора за расследованием преступлений органами предварительного следствия ………………………………………….…..14
Задача…………..………………………………………………………………..20
Список использованной литературы ………………………………………...22

Работа состоит из  1 файл

К.р..doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

4) поручать органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других следственных действий, а также давать указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступления и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве органа дознания или следователя прокуратуры;

5) участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, а в необходимых случаях лично выполнять отдельные следственные действия или производить расследование в полном объеме по любому делу;

6) санкционировать производство обыска, наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях, предусмотренных законом;

7) осуществлять надзор за законностью производства оперативно-розыскных мероприятий;

8) продлевать срок расследования и содержания по стражей в качестве меры пресечения в случаях и в порядке, предусмотренных законом;

9) возвращать уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного или повторного расследования;

10) изымать в целях наиболее полного и объективного расследования от органа дознания и передает следователю любое уголовное дело от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому;

11) отстранять лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела;

12) возбуждать уголовные дела или отказывать в их возбуждении; прекращать либо приостанавливать производство по уголовным делам; давать согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это предусмотрено законом; утверждать или санкционировать протокол при досудебной подготовке материалов и утверждать обвинительное заключение; направлять в суд уголовные дела или материалы по протокольной форме судопроизводства.

Так же стоит отметить, что сведения, содержащиеся в оперативно-служебных документах и составляющие государственную тайну, не подлежат разглашению. Надзирающий уполномоченный прокурор обязан обеспечить сохранность этих сведений. Данный вид прокурорского надзора вправе осуществлять только уполномоченные прокуроры, оформившие соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Приказы о назначении уполномоченных прокуроров издают Генеральный прокурор РФ, его заместители, прокуроры субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры[8].

Осуществляя надзор, прокурор проверяет, предусмотрено ли проведение оперативно-розыскного мероприятия законом. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий[9].

Прокурорский надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности осуществляется Генеральным прокурором РФ и уполномоченными им прокурорами.

Непосредственные субъекты по осуществлению прокурорского надзора именуются «уполномоченные прокуроры».

Уполномоченный прокурор — прокурор, компетентный осуществлять прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, имеющий для работы с документами допуск, оформленный надлежащим образом; прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры; прокуроры городов и районов; другие территориальные, военные и иные специализированные прокуроры; в Генеральной прокуратуре РФ — заместители Генерального прокурора РФ; Главный военный прокурор и его заместители; начальники управлений и отделов и их заместители (старшие помощники и помощники); старшие прокуроры и прокуроры.

Уполномоченные прокуроры на осуществление прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ОРД определяются приказами соответствующих руководителей прокуратур. Копия приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за сведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, или выписка из него направляется для сведения руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность[10].

Для осуществления прокурорского надзора в сфере ОРД уполномоченные прокуроры должны иметь для работы с документами допуск, оформленный в соответствии с положениями Инструкции «О порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050.

Прокуроры — руководители прокуратур несут персональную ответственность за организацию прокурорского надзора. Уполномоченные прокуроры несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну[11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Надзор за расследованием уголовных дел. Полномочия прокурора по выявлению, устранению и предупреждению нарушений законов при расследовании преступлений органами дознания. Особенности прокурорского надзора за расследованием преступлений органами предварительного следствия.

 

Осуществляя уголовное преследование от имени государства, прокурор тем самым является его полномочным представителем в области уголовного судопроизводства. При этом прокурор обязан не только защищать интересы общества и государства, но и обеспечивать законность в деятельности других должностных лиц. А это связано не столько с необходимостью вести уголовное преследование наступательно, сколько с потребностью исключить при этом нарушения права и свобод человека и гражданина, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства. Достигается это в случаях, когда дознаватели и следователи в своей деятельности исходят из верховенства закона и необходимости его единообразного применения в отношении всех граждан на всей территории государства[12].

Поэтому из первой задачи деятельности прокуратуры, рассмотренной выше, - осуществление уголовного преследования - вытекает вторая, связанная с надзором за органами дознания и предварительного следствия.

Сущность её состоит в действиях, призванных обеспечить строжайшее соблюдение органами предварительного расследования требований закона, начиная с момента поступления к ним заявлений (сообщений) о преступлениях и до окончания дознания и предварительного следствия с составлением обвинительного дела.

Важно то, что прокурор осуществляет предоставленные ему в законе полномочия независимо от федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений. В своей деятельности он зависит только от действующих на территории РФ законов и обязан осуществлять ее только на основании закона и в соответствии с ним.

Важно отметить, что полномочия прокурора носят властно-распорядительный характер и, реализуя их в стадии предварительного расследования, прокурор имеет возможность непосредственно вмешиваться в процессуальную деятельность следователя и дознавателя для того, чтобы своевременно выявлять и пресекать допущенные нарушения закона, обеспечить объективное, всестороннее и полное ведение расследования по уголовному делу.

Прокурор обязан осуществлять надзор за расследованием преступлений таким образом, чтобы наряду с установлением обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу, иных имеющих значение для расследования сведений, строго соблюдались требования уголовно - процессуального закона о порядке выполнения следственных действий, которыми устанавливаются эти данные, а также об их содержательной и удостоверительной стороне. В этих целях прокурор использует как свои полномочия по осуществлению процессуального руководства предварительным расследованием, так и предоставленные ему законом надзорные полномочия, перечисленные в ст. 37 УПК РФ. Применение этих полномочий на досудебных стадиях уголовного процесса ориентировано на то, чтобы обеспечить выполнение субъектами расследования перечисленных ниже обязательных требований при производстве следственных действий[13].

1. Следственные действия могут производиться только по возбужденному уголовному делу, т.е. после дачи прокурором согласия на его возбуждение в соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК РФ. Исключение составляют те следственные действия, которые законодатель разрешает выполнять до возбуждения уголовного дела в порядке проверки заявления или сообщения о преступлении, а также по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы).

2. Изучая материалы уголовных дел, прокурор обязан обращать внимание на отражение в них факта разъяснения участникам следственных действий их прав и обязанностей, предусмотренных уголовно - процессуальным законом. В протоколах допросов потерпевших и свидетелей должна содержаться запись о том, что им разъяснено конституционное право не свидетельствовать против самих себя, своего супруга или своей супруги и других близких родственников, а подозреваемому или обвиняемому - право отказаться от дачи показаний.

3. Следственные действия должны быть направлены на получение сведений, имеющих значение по расследуемому, а также по связанному с ним иному преступлению; в связи с совершением подозреваемым или обвиняемым преступления, не связанного с расследуемым.

4. Не могут быть допустимыми доказательства, полученные путем проведения действий, не предусмотренных уголовно - процессуальным законом. Различного рода протоколы "выдачи", "доставления", "изъятия", "обнаружения" предметов, документов и иных материалов не имеют юридической силы.

5. Следственные действия должны быть выполнены надлежащим субъектом, которыми являются: а) следователь, дознаватель, в производстве которого находится уголовное дело; б) следователь или член следственной группы, которые включены в ее состав в соответствии с ч. 5 ст. 163 УПК; в) другой следователь, дознаватель, которому адресовано соответствующее следственное поручение на основании ч. 1 ст. 152 УПК; г) прокурор на основании п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК. Отсутствие правомочия на выполнение следственного действия влечет признание полученных в его результате сведений недопустимыми в качестве доказательств[14].

6. Следственные действия не должны проводиться в ночное время, за исключением не терпящих отлагательства случаев, как это допускает ч. 3 ст. 164 УПК. Такие случаи возникают, если есть основания опасаться, что промедление в производстве следственного действия может повлечь утрату доказательств или существенно снизить возможность их получения.

7. Принимая решение о производстве следственного действия, требующего, в соответствии с ч. 2 ст. 29 УПК, обязательного разрешения суда, следователь, дознаватель, прокурор обязаны предварительно оценить достаточность оснований, которыми можно аргументировать перед судом необходимость проведения данного следственного действия. Это тем более необходимо, если в определенных условиях принято решение о производстве одного или совокупности следственных действий, перечисленных в ч. 2 ст. 29 УПК, без разрешения суда, но с обязательным его уведомлением через надзирающего прокурора.

8. Осмотр, эксгумация трупа, обыск, выемка, следственный эксперимент, выемка и снятие копий с задержанных почтово-телеграфных отправлений, осмотр и прослушивание фонограмм, предъявление для опознания, проверка показаний на месте производятся с участием не менее двух понятых. Если существует объективное препятствие их участию в следственном действии и принимается решение о его проведении без них в соответствии с ч. 3 ст. 170 УПК, то в протоколе этого следственного действия должны быть изложены обусловившие принятие такого решения причины. Этими причинами могут быть: а) необходимость немедленного проведения следственного действия в труднодоступной местности, куда доставка понятых неосуществима либо крайне осложнена и влечет большие задержки во времени; б) необходимость проведения осмотра в неблагоприятных погодных условиях, когда в результате продолжающихся осадков или иных атмосферных явлений может быть необратимо изменена обстановка места происшествия, уничтожены следы и др[15].; в) невозможность одновременного нахождения производящих осмотр должностных лиц и понятых в ограниченном пространстве, где необходимо произвести осмотр или иное следственное действие; г) проведение следственного действия в условиях, создающих опасность для жизни и здоровья людей (например, осмотр загазованного помещения, забоя в шахте и т.п.; самодельных взрывных устройств или приведенных в действие, но неразорвавшихся боеприпасов и т.п.).

9. В УПК есть существенные нововведения относительно применения технических средств при производстве следственных действий. В ч. 6 ст. 164 установлена принципиальная возможность их применения для обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств. Если решение вопроса об их использовании в отдельных случаях законодатель оставляет на усмотрение субъектов расследования, то в других подобная альтернатива недопустима. Обязательными являются дактилоскопирование и опознавательная фотосъемка неопознанного трупа (ч. 2 ст. 178), фиксация хода и результатов следственных действий, проводимых без понятых (ч. 3 ст. 170).

10. Протоколы следственных действий, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 74 УПК, допускаются в качестве доказательств только тогда, когда их содержание и реквизиты полностью соответствуют требованиям, установленным для каждого следственного действия как в самом законе, так и в приложениях к нему[16].

В результате серьезных изменений произошедших в июне 2007 года, когда была проведена структурная реорганизация органов прокуратуры, и Следственный комитет при прокуратуре РФ стал самостоятельным органом,  прокурор уже не имеет прямого влияния на следователя или руководителя следственного органа как было раннее. Поэтому, согласно ст. 37 УПК, в случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета при прокуратуре РФ или руководителю следственного органа. В случае несогласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ или руководителя следственного органа с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

Информация о работе Предмет, сущность и значение надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и пред