Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:53, дипломная работа
В последние годы проблема преступности в сфере компьютерной информации приобрела особую остроту и актуальность. Эта проблема, заявившая о себе в развитых странах Запада во второй половине 60-х годов, а в нашей стране – на рубеже 70 – 80-х годов, в настоящее время все больше проявляет тенденцию к росту, распространенности и повышенной опасности. К причинам возникновения компьютерной преступности можно отнести: информационно-технологическое переоборудование предприятий, учреждений и организаций, насыщение их компьютерной техникой, программным обеспечением, базами данных; а также реальную возможность получения значительной экономической выгоды от противоправных деяний с использованием ЭВМ.
Введение
1. Уголовно-правовая характеристика составов преступлений в сфере компьютерной информации и проблемы их квалификации
1.1 Компьютерная информация как объект уголовно-правовой охраны
1.2 Неправомерный доступ к компьютерной информации: состав преступления, проблемы квалификации
1.3 Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, состав преступления, проблемы квалификации
1.4 Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети: состав преступления, проблемы привлечения к ответственности
2. Криминологический аспект преступлений в сфере компьютерной информации
2.1 Криминологическая характеристика личности преступника
2.2 Факторы, способствующие совершению преступлений в сфере компьютерной информации
2.3 Меры по предупреждению преступлений в сфере компьютерной информации
2.4 Международное сотрудничество в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации
Заключение
Список литературы
3. несовершенство парольной
системе защиты от
4. неприменение категорийности
допуска сотрудников к
5. отсутствие договоров
(контрактов) с сотрудниками на
предмет неразглашения
6. легкомыслие и небрежность собственников и пользователь компьютерной информации;
7.нарушение установленных
сроков хранения копий
Определяющее значение имеет
деятельность государства в лице
уполномоченных органов по разработке
и регламентации
Внешние общегосударственные факторы, на наш взгляд, следующие:
1. ускоренная интеграция
Российской Федерации в
2. рост числа ЭВМ, используемых
в России, увеличение числа
3. возможность выхода
Подобный обмен в настоящее время производится абонентами самостоятельно, без контроля со стороны государственных органов, минуя государственные границы.
К внутренним общегосударственным факторам относятся:
1. недостаточный уровень
специальной подготовки
2. отсутствие
3. ограничения на импорт
в Россию защищенных от
4. использование в преступной
деятельности современных
Деятельность по выявлению и устранению обстоятельств, способствующих совершению неправомерного доступа к компьютерной информации, в конечном счете, направлена на создание таких условий, при которых совершение данного преступления будет максимально затруднено или невозможно, но если оно совершено, первостепенное значение приобретает выявление всех эпизодов преступления.
2.3 Меры по предупреждению
преступлений в сфере
К организационным мерам предупреждения преступлений в сфере компьютерной информации можно отнести следующую совокупность мероприятий.
- совершенствование научно-
- своевременное явление
и пресечение как начавшихся
преступлений, так и неправомерного
доступа к компьютерной
- установление обстоятельств,
способствовавших совершению
- создание подразделений
в МВД, ФСБ и прокуратуре,
специализирующихся на
- своевременная регистрация
и надлежащий учет этих
- переподготовка и повышение
квалификации работников
- информационное обеспечение
деятельности органов
- разработка и внедрение
политики безопасности
В настоящее время основными задачами отделов по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий (ОБПСВТ) являются:
1. Выявление преступлений
в сфере компьютерной
2. Возбуждение уголовных
дел и производство неотложных
следственных действий, при необходимости
пресечение указанных
3. Выявление лиц, групп
и сообществ, занимающихся
4. Выполнение поручений
следователей по расследованию
указанных преступлений, производство
оперативно - розыскных мероприятий,
а также участие в
Аналогичные подразделения
созданы и в других российских
правоохранительных органах - Генеральной
прокуратуре и Федеральной
1. Аналитическую разведку
совершенствование
2. Компьютерную разведку
- применение средств и методов
организации гласного и
3. Обеспечение информационной
безопасности органов
Международное сотрудничество
при расследовании
а) обмена информацией, в том числе:
- о готовящемся или
совершенном неправомерном
- о формах и методах
предупреждения, выявления, пресечения,
раскрытия и расследования
- о способах его совершения
- о национальном
б) исполнения запросов о провидении оперативно - розыскных мероприятий, а также процессуальных действий, в соответствии с международными договорами о правовой помощи.
в) планирования и проведения скоординированных мероприятий и операций по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию неправомерного доступа к компьютерной информации.
г) оказания содействия ив подготовке и повышении квалификации кадров, в том числе путем стажировки специалистов, организации конференций, семинаров, и учебных курсов.
д) создания информационных
систем, обеспечивающих выполнение задач
по предупреждению, выявлению, пресечению,
раскрытию и расследованию
е) проведения совместных научных исследований по представляющим взаимный интерес проблемам борьбы с рассматриваемым преступлениями, а с другой стороны- увеличить объем информации, проходящей через государственные СМИ, направленной на повышение уровня правовой, информационной и компьютерной культуры общества.
Организационные мероприятия по предупреждению неправомерного доступа к компьютерной информации рассматриваются многими специалистами, занимающимися вопросами безопасности компьютерных систем как наиболее важные и эффективные. Это связано с тем что они являются фундаментом на котором строится вся система защиты компьютерной информации от неправомерного доступа.
Контроль за соблюдением
требований к защите информации и
эксплуатацией специальных
Собственник информационных
ресурсов или уполномоченные им лица
имеют право осуществлять контроль
за выполнением требований по защите
информации и запрещать или
2.4 Международное сотрудничество
в борьбе с преступлениями
в сфере компьютерной
Исходя из изложенного, можно
сделать выводы о том, что сложность
компьютерной техники, неоднозначность
квалификации, а также трудность
сбора доказательственной информации
не приведет в ближайшее время
к появлению большого числа уголовных
дел, возбужденных по статьям 272-274 УК. Кроме
этого, нас ждет появление таких
специфических форм компьютерных правонарушений,
к которым не применимы составы
преступлений, предусмотренные вышеуказанными
статьями. Но все же попытка реализации
уголовно-правовой политики России в
новой для нее области - сфере
компьютерных правоотношений, поможет
снять накопившиеся здесь противоречия,
защитить права заинтересованных лиц.
Ее успех будет зависеть от многих
факторов политического, экономического,
научно-технического, организационного
характера. Немаловажное значение будет
играть понимание правоведами