Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 05:43, курсовая работа
Злоупотребление служебными полномочиями является должностным преступлением, существенно нарушающим права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Отличительная черта любого должностного преступления состоит в том, что, посягая на нормальное функционирование указанных органов и учреждений, это преступление имеет следствием не только умаление их авторитета в обществе (например, получение взятки депутатом, судьей, прокурором, сотрудником милиции либо иным должностным лицом неминуемо бросает тень на весь аппарат соответствующего органа или учреждения, представителем которого является виновный), но и подрывает у граждан уверенность в защищенности их прав и законных интересов.
Введение ......................................................................................3
1. Служебное злоупотребление как одно из деяний, дезорганизующих деятельность органов власти ......................................................6
2. Родовой, видовой и непосредственный объект данного
преступления .......................................................................10
3. Иные элементы состава служебного злоупотребления. Анализ признаков должностного лица ...........................................................13
4. Отграничение от смежных преступлений (халатность, превышение власти, получение взятки, фальсификация доказательств и др.) ............21
5. Ошибки в правоприменительной практике ..................................23
Заключение .................................................................................25
Задачи .......................................................................................29
Список использованной литературы ...................................................33
5. Ошибки в правоприменительной
практике
Нередко в правоприменительной практике
суды не могут правильно разграничить
злоупотребление служебными полномочиями
(ст. 285 УК РФ) и превышение служебных полномочий
(ст. 286 УК РФ).
При отграничении данного преступления
от превышений служебных полномочий судам
следует исходить из того, что в первом
случае должностное лицо незаконно, вопреки
интересам службы использует предоставленные
ему законом права и полномочия, а во втором —
совершает действия, явно выходящие за пределы
его служебной компетенции (которые относятся
к полномочиям другого должностного лица
либо могли быть совершены самим должностным
лицом только при наличии особых обстоятельств,
указанных в законе или подзаконном акте,
а также действия, которые никто и ни при
каких обстоятельствах не вправе совершить).
Также, ошибки возникают в оценке причиненного
ущерба данным преступлением. Существенность«нарушения
указанных интересов может носить как
материальный, так и нематериальный характер.
Существенный характер таких последствий
подлежит установлению на основе обстоятельств
каждого конкретного дела.
Материальный вред при существенном нарушении
прав и законных интересов граждан или
организаций либо охраняемых законом
интересов общества или государства может
быть как реальным, так и в виде упущенной
выгоды.
Помимо материального вреда (как реального,
так и упущенной выгоды) существенный характер
последствий может выразиться в причинении
и иного вреда: в нарушении конституционных
прав и свобод граждан, подрыве авторитета
органов государственной власти, создании
серьезных помех и сбоев в работе государственных
и муниципальных предприятий, сокрытии
хищений в крупном размере и других преступлений.
Поскольку существенное нарушение указанных
прав и интересов — оценочное понятие,
в соответствующих обвинительных документах
органов предварительного следствия и суда
такая оценка причиненного преступлением
ущерба должна быть мотивирована.
Так, суд определил как «существенное»
нарушение прав и законных интересов граждан,
а К. признал виновным в совершении преступления,
предусмотренного ч.1 ст.285 УК РФ, при следующих
обстоятельствах. К., являясь директором
ПУ-17 г. Партизанска, в марте 1998 г., используя
свои служебные полномочия вопреки интересам
службы, привлек 15 учащихся училища для
работы по обрезанию веток с деревьев на своем
садовом участке, которую они выполняли
бесплатно в течение пяти дней и не посещали
учебные занятия.
Квалифицированным видом отдельных должностных
преступлений является причинение тяжких
последствий. Как отмечено выше, категория
«тяжкие последствия» также относится
к числу оценочных. Поэтому вопрос о том,
что считать тяжкими последствиями, должен
решаться в зависимости от фактических
обстоятельств дела. Если сравнить приведенный
термин, используемый законодателем для
определения последствий квалифицированного
вида должностных преступлений с аналогичным
понятием, содержавшемся в УК РСФСР, то с содержательной
точки зрения изменений практически не произошло.
Очевидно, поэтому правоприменители для
уяснения этой оценочной категории обращаются
к разъяснениям высшего судебного органа.
Заключение
Отличительная черта любого
должностного преступления состоит
в том, что, посягая на нормальное функционирование
указанных органов и учреждений, это преступление
имеет следствием не только умаление их авторитета
в обществе (например, получение взятки
депутатом, судьей, прокурором, сотрудником
милиции либо иным должностным лицом неминуемо
бросает тень на весь аппарат соответствующего
органа или учреждения, представителем
которого является виновный), но и подрывает
у граждан уверенность в защищенности их прав
и законных интересов.
Закон определяет злоупотребление должностными
полномочиями как использование должностным
лицом своих служебных полномочий вопреки
интересам службы, если это деяние совершено
из корыстной или иной личной заинтересованности
и повлекло существенное нарушение прав
и законных интересов граждан или организаций
либо охраняемых законом интересов общества
или государства. Злоупотребление должностными
полномочиями (ст. 285 УК РФ) относится к числу
преступлений средней тяжести, однако
при наличии квалифицирующих обстоятельств,
предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285 УК РФ, оно становится
тяжким преступлением.
Объект злоупотребления должностными
полномочиями — общественные отношения,
содержанием которых является охраняемая
уголовным законом, направленная на защиту
личности, общества и государства деятельность
конкретного органа государственной власти,
конкретные интересы государственной
службы и службы в конкретных органах местного
самоуправления. В рассматриваемом преступлении,
кроме основного, может быть и дополнительный
непосредственный объект — здоровье, собственность
и т.д.
Объективная сторона злоупотребления
должностными полномочиями включает в себя
три обязательных признака: 1) использование
должностным лицом своих служебных полномочий
вопреки интересам службы; 2) наступление
последствий в виде существенного нарушения
прав и законных интересов граждан или
организаций либо охраняемых законом
интересов общества или государства; 3) причинную
связь между деянием и последствием.
С субъективной стороны злоупотребление
должностными полномочиями — умышленное
преступление. Умысел может быть как прямым,
так и косвенным. Субъект сознает общественную
опасность злоупотребления должностными
полномочиями, т.е. что совершает действия
вопреки интересам службы, предвидит возможность
или неизбежность наступления последствий
в виде существенного нарушения прав, законных
интересов граждан или организаций либо
охраняемых законом интересов общества
или государства и желает их наступления
или не желает, но сознательно допускает
эти последствия либо относится к ним безразлично.
Субъектом злоупотребления должностными
полномочиями может быть только должностное
лицо, которое кроме общих признаков субъекта
преступления обладает рядом специальных.
Они относятся к характеру осуществляемых
лицом постоянно, временно или по специальному
полномочию функций, вытекающих из его
служебного положения или должности, на которую
он временно назначен специальным поручением
вышестоящего начальника.
Анализ законодательства, в том числе уголовного,
правоприменительной практики, криминологическое
изучение положения дел в сфере борьбы
с должностными злоупотреблениями показывают,
что при разработке мероприятий, направленных
на предупреждение указанных криминальных
проявлений, следует исходить из того,
что корыстная должностная преступность
представляет собой преступность коррупционную.
Поэтому система профилактики преступных
злоупотреблений должностными полномочиями
должна быть основана на солидной базе
многочисленных криминологических исследований
коррупции в России и включать широкий
спектр общесоциальных и специальных мер,
в числе которых важное место занимают
научно обоснованные решения сложных
вопросов уголовно-правовой квалификации
преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ.
? Уголовной ответственности за злоупотребление
должностными полномочиями подлежит при
наличии к тому оснований должностное
лицо, использовавшее вопреки интересам
службы свои служебные полномочия, но не служебное
положение, под которым следует понимать
авторитет власти, должности, служебных
связей, влияние аппарата управления и т.п.
? Для признания служащего должностным
лицом недостаточно, как порой имеет место
в судебной практике, ссылаться на отнесение
должности к одной из определенных в Федеральном
законе «Об основах государственной службы
Российской Федерации» категорий. Обвиняя
лицо в совершении преступления, предусмотренного
ст. 285 УК РФ, следует четко указать, какие
из полномочий, которыми оно злоупотребило,
относятся к организационно-
? Организационно-
? Должностным лицом должно осознаваться
нарушение им положений нормативных актов
и иных документов, которыми определены
его полномочия, заведомое несоблюдение
им условий, при которых его деятельность
считается законной, а также то, в чем состоят
интересы службы, причем интересы, естественно,
законные. Таким образом, осознание общественной
опасности содеянного в рассматриваемом
случае неразрывно связано с осознанием
противоправности действий либо бездействия.
В ином случае должностное лицо уголовной
ответственности по ст. 285 УК РФ не подлежит.
? Представляется необходимым указание
в законе на то, что ответственность по ч. 3 ст.
285 УК РФ наступает в тех случаях, когда тяжкие
последствия должностным лицом причиняются
по неосторожности. В этом случае вина лица
должна определяться как двойная. С учетом
сказанного ч. 3 ст. 285 УК РФ должна быть изложена
в следующей редакции: «3. Деяния, предусмотренные
частями первой и второй настоящей статьи,
повлекшие тяжкие последствия по неосторожности, —
наказываются ...».
? Представляется ошибочным распространенное
мнение о том, что состав получения взятки
является специальным по отношению к составу
рассматриваемого нами преступления.
Преступление, ответственность за которое
предусмотрено общей нормой, не может иметь
больше признаков, нежели преступление,
предусмотренное нормой специальной.
Однако злоупотребление должностными
полномочиями имеет такие признаки: общественно
опасные последствия в виде вреда, специальный
мотив. Получение взятки как преступление
с формальным составом, напротив, окончено
в момент получения должностным лицом
ценностей или выгод имущественного характера;
наступление каких-либо вредных последствий,
дополнительных по отношению к действию
виновного, заключающемуся в приеме ценностей
либо выгод, для вменения состава преступления,
предусмотренного ст. 290 УК РФ, не требуется.
Задачи
1. Щ., работая заведующей
складом вспомогательных материалов завода
Минобороны, отпускала спирт и несвоевременно
оформляла учетные документы. При очередной
инвентаризации на складе обнаружена недостача
спирта в объеме более 3 тысяч литров.
Щ. подлежит уголовной ответственности
по ч.3 ст. 285 УК РФ за злоупотребление должностными
полномочиями, повлекшее тяжкие последствия.
Должностными лицами в ст. 285 УК РФ признаются
лица, постоянно, временно или по специальному
полномочию осуществляющие функции представителя
власти либо выполняющие организационно —
распорядительные, административно —
хозяйственные функции в государственных
органах, органах местного самоуправления,
государственных и муниципальных учреждениях,
а также в Вооруженных Силах Российской
Федерации, других войсках и воинских формированиях
Российской Федерации.
Родовой объект злоупотребления должностными
полномочиями — общественные отношения,
содержание которых составляет охраняемая
уголовным законом, направленная на защиту
личности, общества и государства деятельность
органов государственной власти, интересы
государственной службы и службы в органах
местного самоуправления.
Непосредственный объект злоупотребления
должностными полномочиями — это общественные
отношения, содержанием которых является
охраняемая уголовным законом, направленная
на защиту личности, общества и государства
деятельность конкретного органа государственной
власти, конкретные интересы государственной
службы и службы в конкретных органах местного
самоуправления.
С объективной стороны преступление выражено
в преднамеренных нарушениях отпуска спирта
и несвоевременными оформлениями учетных
документов, которые привели к недостаче
на складе более 3000 литров спирта.
Субъект преступления — Щ., она является
должностным лицом, т.к. выполняла административно-хозяйственные
функции в государственном органе (завод
Министерстве Обороны). Она использовала
свои должностные полномочия в личной
корыстной заинтересованности, причинив
тем самым крупный ущерб заводу Мин.обороны.
Корыстная заинтересованность выражена
в стремлении субъекта получить посредством
злоупотребления должностными полномочиями
какой-либо имущественной выгоды с незаконного
безвозмездного изъятия государственных
средств в свою собственность.
Субъективная сторона — прямой умысел
и корыстный мотив.
Согласно Постановлению Постановление
Пленума Верховного Суда от 10 февраля 2000 г. № 6
«О судебной практике по делам о взяточничестве
и коммерческом подкупе», к административно —
хозяйственным функциям могут быть, в частности,
отнесены полномочия по управлению и распоряжению
имуществом и денежными средствами, находящимися
на балансе и банковских счетах организаций
и учреждений, воинских частей и подразделений,
а также совершение иных действий: принятие
решений о начислении заработной платы,
премий, осуществление контроля за движением
материальных ценностей, определение
порядка их хранения и т.п.
Ущерб, ценное в более 3 тыс. литров должен
быть признан судом крупным, поэтому Щ. должны
быть привлечена к ответственности за злоупотребление
должностными полномочиями, повлекшее
тяжкие последствия.
2. Капитан грузового теплохода Волжского речного пароходства получил от частного предпринимателя за перевозку 21 тонны картофеля 5 тысяч рублей. Решите вопрос об уголовной ответственности правовой оценки данного деяния.
Волжское речное пароходство
является государственным органом,
поэтому субъект данного
Он подлежит уголовной ответственности
по ст. 290 УК РФ — за получение взятки — получение
должностным лицом лично или через посредника
взятки в виде денег, ценных бумаг, иного
имущества или выгод имущественного характера
за действия (бездействие) в пользу взяткодателя
или представляемых им лиц, если такие
действия (бездействие) входят в служебные
полномочия должностного лица либо оно
в силу должностного положения может способствовать
таким действиям (бездействию), а равно
за общее покровительство или попустительство
по службе.
Родовой объект злоупотребления должностными
полномочиями — общественные отношения,
содержание которых составляет охраняемая
уголовным законом, направленная на защиту
личности, общества и государства деятельность
органов государственной власти, интересы
государственной службы и службы в органах
местного самоуправления.
Непосредственный объект злоупотребления
должностными полномочиями — это общественные
отношения, содержанием которых является
охраняемая уголовным законом, направленная
на защиту личности, общества и государства
деятельность конкретного органа государственной
власти, конкретные интересы государственной
службы и службы в конкретных органах местного
самоуправления.
С объективной стороны преступление выражено
в получении капитаном теплохода денежных
средств от предпринимателя за перевозку
21 тонны картофеля, которая не была регламентирована
или оформлена подобающим законом способом.
Субъективная сторона — прямой умысел
с корыстной заинтересованностью.
Информация о работе Проблема квалификации служебных злоупотреблений