Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:19, контрольная работа
В российском обществе, вот уже которое десятилетие ведутся дискуссии о смертной казни. Нужна ли смертная казнь, или ее присутствие в перечне наказаний является позорным фактом?
В современной России вот уже более 10 лет смертная казнь не исполняется.
1 Проблемы применения и исполнения наказания в виде смертной казни 3
2 Труд и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы 11
Задача 1 17
Задача 2 18
Список использованных источников 19
СОДЕРЖАНИЕ
с.
1 Проблемы применения и исполнения наказания в виде смертной казни 3
2 Труд и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы 11
Задача 1
Задача 2
Список использованных источников 19
1 Проблемы применения и исполнения наказания в виде смертной казни
В российском обществе, вот уже которое десятилетие ведутся дискуссии о смертной казни. Нужна ли смертная казнь, или ее присутствие в перечне наказаний является позорным фактом?
В современной России вот уже более 10 лет смертная казнь не исполняется.
В связи со вступлением РФ в Совет Европы был объявлен мораторий на применение смертной казни в России. Президент РФ своим Указом № 724 от 16 мая 1996 года «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы», а также распоряжением от 27 февраля 1997 года ввел мораторий на применение смертной казни на всей территории. Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, принятый Советом Европы 28 апреля 1983 года, содержит требование полного отказа от применения смертной казни в мирное время. Россия, вступив в Совет Европы, обязалась выполнять указанное требование.[1]
С введением моратория, начиная с 1997 года, вынесенные судами приговоры о смертной казни не исполнялись, а Конституционный Суд РФ своим постановлением от 2 февраля 1999 года запретил назначение наказания в виде смертной казни до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего права обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Смертная казнь, очевидно, существует столько, сколько существует само государство. Сначала она существовала в виде «принципа талиона»: наказание должно быть равным преступлению. Библия гласит: «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека». В разных странах казнь исполнялась по-9разному: в древней Греции преступника сбрасывали со скалы, или поили ядом, в Риме — приговоренных к смерти вешали, топили, бичевали до смерти, рубили головы, распинали на кресте. Для богатых и высокопоставленных лиц исполнение казни было особым: их либо удушали, либо давали совершить самоубийство.
В Древней Руси также существовал принцип «талиона». Но в Русской Правде мы не находим упоминаний о смертной казни. Впервые это наказание было законодательно утверждено лишь в 1398 году в Двинской уставной грамоте. И назначалось оно только за кражу, совершенную в третий раз. Интересно, что убийство смертной казнью не каралось.
В дальнейшем перечень преступлений, караемых смертной казнью, расширялся. Так Псковская судная грамота 1467 года упоминает уже 5 составов преступления. Это: воровство в церкви, конокрадство, государственная измена, поджоги, кража в третий раз. Но, по-прежнему, в перечне преступлений отсутствует убийство.
Но уже в 1497 году в первом «уголовном кодексе» — Судебнике Ивана III, а затем и в Судебнике 1550 года Ивана Грозного список преступлений, караемых смертной казнью значительно расширился, предусматривал уже 12 преступлений.
При Иване Грозном это наказание приобрело невиданный размах. На Красной площади стояли виселицы, срубы для сжигания еретиков. Прямо на Лобном месте заживо закапывали в землю изменивших мужьям женщин, сажали на кол, четвертовали, колесовали. Казни проходили на глазах толпы.
Однако если сравнить количество казней в России и в Европе, то конечно, Европа была далеко впереди. Только в Германии при Карле V было казнено около 100 тысяч человек. В разгар же опричнины в России было казнено около четырех тысяч.
Уложение 1649 года, принятое при Алексее Михайловиче сделало смертную казнь основным видом наказания.
Она предусматривалась за 64 вида преступлений. В нем же было указано, какими способами ее исполнять.
Общество не относилось к казни отрицательно. Палач не являлся презираемым человеком, наоборот, исполнение роли палача признавалось делом богоугодным. И даже Петр I сам лично отрубил головы пяти стрельцам.
Конечно, способы исполнения казней не оставляют сомнений, что их публичность и нарочитая жестокость была призвана устрашать население, что и подтвердил Петр, издав Воинский артикул, где подробно расписал как и кого казнить. Этим же законом был введен новый способ исполнения казни — «аркебузирование», или расстрел.
В 1741 году на царский престол воссела Елизавета Петровна, любимая дочь Петра I. Через два с половиной года, 7 мая 1744 года она подписывает указ о прекращении экзекуций над осужденными к смертной казни. Это была не отмена — это был «мораторий», продлившийся 10 лет. В 1754 году был издан Указ об окончательной отмене смертной казни и замене ее бичеванием кнутом, вырыванием ноздрей и клеймением лица.
Екатерина II выступала также против смертной казни. Впрочем, все ее благие намерения рассеялись после начала Пугачевского бунта. Указ Екатерины гласил: «Пугачеву учинить смертную казнь, четвертовать, голову взоткнуть на кол, части тела разнести по четырем частям города и положить на колеса».
В эпоху Николая I официально было казнено 40 человек, однако введение шпицрутенов и телесных наказаний, несомненно, являлось одной из форм казни. Предельно циничная резолюция Николая на одном из приговоров о смертной казни гласила: «виновных прогнать сквозь 1000 человек 12 раз. Слава Богу, смертной казни у нас не бывало и не мне ее вводить». На деле же существовали и виселицы, и расстрелы.
После февральской революции 1917 года смертная казнь вновь была отменена, но восстановлена уже через 4 месяца.
На второй день после прихода к власти большевиков, смертная казнь вновь была торжественно отменена. Практически до лета 1918 года большевики не применяли насилия к политическим противникам. Однако, если суды смертных казней не выносили, то созданной 20 декабря 1917 года Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем было дано право внесудебных расстрелов. Внесудебные расстрелы продолжались до начала 1920 года.
Смертная казнь была внесена в число наказаний в первый Уголовный кодекс РСФСР и продолжала там оставаться, как, впрочем, осталась и в ныне действующем Уголовном кодексе. Перечень преступлений то расширялся, то сужался.
Думается, было бы излишним в этой статье рассматривать сталинский период, поскольку о нем написано предостаточно, нужно только отметить, что «злодей» Сталин в 1947 году смертную казнь отменил, а в 1949 году Советский Союз вносил на рассмотрение Генеральной Сессии ООН предложение об отмене смертной казни во всем мире. Однако уже в январе 1950 года смертная казнь была восстановлена.[2]
В нынешнем Уголовном кодексе смертная казнь предусмотрена за убийство с отягчающими обстоятельствами, покушение на жизнь общественного или государственного деятеля, покушение на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, покушение на жизнь сотрудников правоохранительных органов, геноцид; то есть только за преступления, посягающие на жизнь.
В чем же состоит проблема применения и исполнения наказания в виде смертной казни в нашей стране. Проводимые социологические исследования показывают, что за отмену смертной казни выступают только 4 процента российских граждан. И если сейчас провести референдум об отмене смертной казни, то результаты его были бы более чем очевидны.
Почему смертная казнь присутствует в странах, которые никак не назовешь «нецивилизованными»? В таких, как США, Китай, Беларусь?
Видимо, все дело в том, что в этих странах государство прислушивается к мнению общества.
И дело здесь не в принципе «талиона», к которому пытаются свести этот сложнейший вопрос защитники «либеральных ценностей».
Сегодня в России количество осужденных к пожизненному заключению, в том числе и тех, кому в порядке помилования смертная казнь заменена пожизненным отбыванием лишения свободы, составляет более полутора тысяч человек. Более 30 процентов являются хроническими алкоголиками и наркоманами, более половины — рецидивисты.
Нынешнее законодательство позволяет им выйти на свободу через 25 лет. Если учесть, что средний возраст «пожизненников» — около тридцати лет, то на свободу «с чистой совестью» выйдет здоровый 55-летний мужчина, утерявший все социальные связи, без квартиры, без работы, но с твердой жизненной позицией: общество виновато во всем, что с ним произошло.
Общество обязано защищать себя. Если право на необходимую оборону существует у отдельно взятого человека, то такое право должно быть и у общества людей. Это не принцип «талиона», о котором рассуждают сладкоголосые правозащитники, никогда не сталкивающиеся с убийцей в темном углу, а принцип нормального механизма самозащиты.
Следующий аргумент противников смертной казни — «смертная казнь не устрашает и не удерживает людей от совершения тяжких преступлений».
Но с другой стороны, почему смертная казнь должна устрашать? Кого она должна устрашать? Если раньше она действительно имела целью устрашение, и об этом уже было сказано, то сейчас изменилась цель казни. А цель — одна. Устранение из общества существа, потерявшего человеческий облик.
Статистика говорит, что отмена или введение смертной казни не влияет в целом на уровень преступности. На самом деле, преступлений, заслуживающих смертной казни не так много, они не дают процентов в статистику. А вот моральное состояние общества, когда люди знают, что, кто бы что не совершил, его всего лишь посадят, но не расстреляют — будет ухудшаться. И мать, у которой изнасиловали и убили единственную дочку, и ее соседи, и люди, слышавшие об этом, будут знать: справедливости — НЕТ.
Еще один аргумент в пользу отмены смертной казни — это невозможность действительного раскаяния преступника.
Все дело в том, что смертная казнь исполняется в отношении отнюдь не «случайно оступившегося человека». Если коротко обрисовать портрет такого преступника, то это мужчина 30 лет с твердой антиобщественной, асоциальной ориентацией. Человек с атрофированной душой и совестью. Ему нет дела до страдания людей. Он презирает их. Как правило, уже находясь в заключении, многие из них впервые за долгие годы берут в руки книгу. Как правило, это Библия. Возможно ли его раскаяние? Наверное. Однако, как утверждают сотрудники учреждений, где отбывают наказание такие преступники, «уход в религию» — это, как правило, способ получить какие-то материальные блага. Для таких людей святого ничего нет.
Тем не менее, смертная казнь и раньше, в 70-80-х годах, не приводилась в исполнение немедленно. Проходил не один год, прежде чем приговоренного выводили на расстрел. Вполне возможно закрепить законодательно, что смертная казнь приводится в исполнение не ранее двух или трех лет после вступления приговора в законную силу. И вот здесь — работа тюремных воспитателей и психологов. После истечения этого срока — они должны давать взвешенную объективную характеристику с привлечением специалистов, действительно ли человек изменил свое отношение к преступлению, к обществу. И если ответ положительный, то в порядке помилования этот человек должен получать пожизненное заключение.
Самый главный аргумент противников смертной казни — «судебная ошибка». Контраргумент, который приводят сторонники казни, что случаются и медицинские ошибки, от которых люди умирают, конечно, не выдерживают никакой критики.
Да, то, что человек умер после неправильно поставленного диагноза, неправильного лечения, неправильной операции — огромное горе.
Человек же, обвиненный в совершении тягчайшего преступления и расстрелянный — опозорен. Опозорены его родственники и близкие.
Так что же делать? Ведь это действительно огромная проблема. Качество нашего предварительного следствия в последнее время снизилось. И вполне возможно, что в результате некачественно проведенного следствия, или злого умысла к смерти приговорят совершенно невинного человека?
Профессор Ростовского юридического института МВД России, а по совместительству — известнейший писатель Даниил Аркадьевич Корецкий предложил вариант: сыворотка правды.
Необходимо создать юридическую процедуру взятия показаний у обвиняемого.
На сегодняшний день существует детектор лжи. Говорят, его можно обмануть психически выдержанным людям. Но если предложить обвиняемому в суде присяжных пройти эту процедуру, и при наличии сомнений в правдивости результатов — то с согласия подсудимого следует назначить допрос с применением психотропных средств.
Такая процедура должна быть закреплена юридически, и в ней должно быть расписано все по-моментно. Допрос должны проводить присяжные в отсутствие сотрудников прокуратуры и работников милиции. Государство должно отказаться от преследования данного человека, если при допросе вскроются факты его участия в других, еще не раскрытых преступлениях. Государство должно расследовать такие преступления обычным, установленным законом путем. Присяжные должны дать обязательство не разглашать факты, не относящиеся к данному делу, ставшие им известными при допросе.[3]
Ход допроса должен фиксироваться, и при несогласии прокуратуры или вышестоящего суда должен быть продемонстрирован опять же только суду присяжных в другом составе.
Информация о работе Проблемы применения и исполнения наказания в виде смертной казни