Проблемы уголовной ответственности за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:50, дипломная работа

Описание

Целью исследования в курсовой работе является исследование проблем уголовной ответственности за контрабанду.
Осуществление данной цели достигается путем решения следующих задач:
1. рассмотрение самого понятия контрабанды;
2. рассмотрение особенностей ответственности за контрабанду:
ответственность за контрабанду, предусмотренная уголовным законодательством РФ,
особенности наказания за контрабанду.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………............3-4
Основная часть
1. Понятие и признаки контрабанды………………………...……………………….5-10
2. Уголовная ответственность за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела………………………………………………………………..…..11-17
2.1 Ответственность за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела по уголовному законодательству РФ.........................................................................11-14
2.2 Особенности наказания за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела ……………………………………………..………………..........15-17
Заключение…………………………………………………………………………...18-20
Список использованных источников……………………………………………….21-22

Работа состоит из  1 файл

уголовная ответственность за контрабанду.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

В этом случае за рамками  состава контрабанды остаются факты  транзитного перемещения через  таможенную территорию Российской Федерации  наркотиков, оружия и других товаров, что недопустимо.

Статья 188 Уголовного кодекса РФ устанавливает в качестве обязательного признака контрабанды, такие способы совершения данного преступления, как:

    1. совершение перевоза товара помимо таможенного контроля;
    2. сокрытие от таможенного контроля;
    3. обманное использование документов;
    4. обманное использование средств таможенной идентификации;
    5. недекларирование;
    6. недостоверное декларирование.

Пример надлежащего  декларирования можно проследить на образце договора таможенного брокера. Только соблюдение всех подпунктов договора  может демонстрировать надлежащее исполнение всех своих обязанностей брокером.

К уголовной ответственности  за совершение контрабанды как преступления может быть призвано физическое вменяемое  лицо, достигшее 16-летнего возраста, вне зависимости от его гражданства. Субъектом контрабанды могут являться граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица с двойным гражданством.

Также уголовный закон  предусматривает в качестве отягчающих обстоятельств:            совершение контрабанды          а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;  б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Не привлекаются к уголовной  ответственности за контрабанду  по УК РФ дипломатические представители  и члены их семей, если они проживают  вместе с указанными представителями и не являются российскими гражданами, а также иные граждане, которые согласно действующим законам и международным договорам неподсудны по уголовным делам судам Российской Федерации. Вопросы уголовной ответственности этих лиц за контрабанду решаются дипломатическим путем.  При совершении контрабанды, предусмотренной ч.1 ст.188 УК РФ, лицо подлежит уголовной ответственности, если стоимость перемещенных товаров превышает 2500 минимальных размеров оплаты труда. 

Для привлечения к ответственности необходимо, чтобы контрабанда была совершена (ч.3 ст.188 УК РФ):

    1. должностным лицом с использованием своего служебного положения;
    2. с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

 Незаконное перемещение  должностным лицом через таможенную границу товаров и иных ценностей без использования своего служебного положения не может рассматриваться как квалифицирующий контрабанду признак.

Каждое из действий, составляющих контрабанду, влекущих привлечение субъекта преступления к уголовной ответственности, являются самостоятельными и совершаются в разное время, то есть на разных этапах таможенного контроля16.         

 По общим правилам  определения стадии окончания  преступления при ввозе предметов контрабанды через границу следует признавать состоявшимся лишь после фактического ее пересечения, а установить такой факт можно лишь тогда, когда преступник пересек пространство таможенного контроля и оказался за его пределами либо даже на территории другого государства17.

Данную точку зрения поддерживают многие таможенники и  отдельные ученые, которые, строго следуя формулировке уголовного закона, квалифицируют  контрабанду как оконченное преступление только при фактическом пересечении  таможенной границы. Следовательно, если лицо, подавшее декларацию, будет при таможенном досмотре изобличено в попытке вывезти товары незаконным способом, то его действия должны рассматриваться как покушение на контрабанду. Сторонники данной позиции исходят также из того, что согласно разъяснению в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 03.02.78 № 2 "О судебной практике по делам о контрабанде" это преступление следует считать оконченным с момента фактического незаконного перемещения товаров через таможенную границу18.

Однако, в соответствии с Таможенным кодексом РФ, перемещением через таможенную границу товаров  или иных предметов при их вывозе из Российской Федерации признается подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения вывезти товары или иные предметы.

Поскольку признак контрабанды "перемещение через таможенную границу" носит бланкетный характер, необходимо обратиться к Таможенному  кодексу РФ, в котором, как видим, применительно к вывозу с территории России товаров или иных предметов дана не буквальная, а ограничительная интерпретация. В данном случае, дополнение законодательства стало бы  еще одним «шагом» на пути к реализации эффективной борьбы с контрабандой.

Таким образом, при вывозе предметов контрабанды с таможенной территории Российской Федерации момент окончания преступления переносится на более раннюю стадию развития умышленного преступного деяния, а действия лица, направленные на реализацию намерения незаконно вывезти товары после подачи им таможенной декларации, следует рассматривать как оконченное преступление. Такой точки зрения на определение понятия «перемещение через таможенную границу» применительно к уголовно – правовым отношениям придерживаются многие правоведы, исследовавшие эту проблему.19 Этот вывод не противоречит положениям Таможенного кодекса РФ и в тех случаях, когда контрабанда осуществляется любым способом при вывозе товаров на территории свободных таможенных зон и на свободные склады, а также и при ввозе с этих зон и складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации.

 

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что ответственность  за контрабанду по уголовному законодательству РФ характеризуется важным признаком  субъективной стороны преступления – виной в форме прямого умысла. Таким образом, если вина в форме прямого умысла не доказана, лицо не может быть привлечено к ответственности.

 

 

2.2 Особенности наказания за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела

Уголовным кодексом РФ статьей 188 УК РФ предусмотрено наказание за совершение контрабанды, то есть за перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.     Данное наказание провозглашается ст.188 УК РФ в качестве: 

    • штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или
    • штрафа в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет
  • либо лишение свободы на срок до пяти лет.      В данной статье перечисляются следующие признаки таможенного преступления – контрабанды, отягчающие (увеличивающие размер) наказания: перемещение через таможенную границу Российской Федерации
    1. наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов,
    2. инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ,
    3. сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ,
    4. радиационных источников,
    5. ядерных материалов,
    6. огнестрельного оружия,
    7. взрывных устройств,
    8. боеприпасов,
    9. оружия массового поражения, средств его доставки,
    10. иного вооружения,
    11. иной военной техники,
    12. материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации,
    13. стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации.

При совершении преступления контрабанды с данными признаками, преступник наказывается лишением свободы  на срок от трех до семи лет со штрафом  в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового20.    При совершении преступления контрабанды с данными признаками организованной группой наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.            Совершение контрабанды: а) должностным лицом с использованием своего служебного положения; б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет,  либо без такового.

Таким образом, общественная опасность преступлений, связанных с контрабандой, заключается в нанесении вреда экономическому суверенитету и экономической безопасности государству.

Субъективная сторона  преступления характеризуется умышленной формой вины. Лицо сознает, что незаконно, то есть с нарушением специального таможенного контроля и установленного порядка таможенного оформления, вывозит с таможенной территории России за ее пределы технологии, научно-техническую информацию либо оказывает услуги зарубежным производителям, сознает, что они могут быть использованы при создании оружия массового поражения либо средств его доставки, либо вооружения и военной техники и желает совершить эти действия. Мотивы и цели у виновного при этом могут быть любые.

Наказание за незаконный экспорт альтернативное: либо в виде штрафа от одной тысячи до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Общественная опасность  преступлений,  связанных с контрабандой, заключается в нанесении вреда экономическому суверенитету  и экономической безопасности государству.

          Основным признаком преступления, как уголовно наказуемого деяния является незаконное перемещение через таможенную границу РФ.

Предметом контрабанды  являются любые товары или иные предметы, имеющие денежную оценку, как указанные, так и не указанные в ст.188 УК РФ. Не могут рассматриваться в  качестве предмета данного преступления такие объекты материального мира, стоимость которых не поддается денежной оценке, например, продукты интеллектуальной собственности – рукописи литературных произведений, изобретения, письма и т.д. Не является предметом контрабанды печатная, фото- кинопродукция антигосударственного содержания (за исключением случаев, когда данная продукция производится в коммерческих целях); информация, зафиксированная на тех или иных материальных носителях.

Наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества являются особым предметом квалифицированного вида контрабанды.

Контрабанда имеет уникальный объект – неприкосновенность таможенной границы РФ, не повторяющийся в  иных составах, предусмотренных УК РФ.

Субъектом данного преступления может быть признано физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, вне зависимости от его гражданства, то есть и граждане РФ и иностранные граждане, и апатриды, и бипатриды.

В ч.3 ст.188 УК РФ предусмотрен специальный субъект – должностное  лицо, использующее при совершении контрабанды свое служебное положение.

Что касается субъективной стороны контрабанды, то она характеризуется  наличием вины только в форме прямого  умысла по отношению к перемещению  товаров через таможенную границу  Российской Федерации.

Объективная сторона  любого преступления представляет собой  характеристику общественно-опасного деяния, общественно-опасных последствий  и причинно-следственной связи между  ними, а так же место, время, обстановку и способ совершения деяния, орудия или средства его совершения.

Контрабанда совершается  одним из следующих способов: помимо таможенного контроля, с сокрытием  от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств  таможенной идентификации, сопряженным  с недекларированием или недостоверным декларированием.

Состав контрабанды  формальный, не требующий наступления  вредных последствий. Она всегда рассматривается как оконченное преступление. При этом момент окончания  совпадает с моментом фактического пересечения таможенной границы (при въезде) и с момента подачи таможенной декларации или совершения иного действия, направленного на реализацию намерения вывезти товары или иные предметы (при въезде).

В ст.188 УК РФ предусмотрены  квалифицированные и особо квалифицированные  виды контрабанды, предусмотрена повышенная уголовная ответственность для должностных лиц и участников организованной группы.

Таким образом, контрабанда  представляет собой незаконное перемещение  товаров, транспортных средств и  специальных предметов (наркотических  средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурно-исторических ценностей и т.д.) через таможенную границу из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район или через район, находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, либо в район или через район, не находящийся под национальной юрисдикцией какого-либо государства, осуществляемое в любой скрытой форме.

Информация о работе Проблемы уголовной ответственности за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела