Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:51, контрольная работа

Описание

Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.

Работа состоит из  1 файл

прок..doc

— 258.50 Кб (Скачать документ)

Наказание в  виде штрафа (в случае неуплаты осужденным штрафа), конфискации имущества исполняются судебным исполнителем (ст. 31 УИК РФ). Исполнение приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград осуществляется должностным лицом, присвоившим осужденному звание, классный чин или наградившего его государственной наградой. (ст. 61 УИК РФ).

В соответствии с Приказом Генерального прокурора  РФ от 5 августа 2003 № 27 «Об организации  прокурорского надзора за соблюдением  законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах» от прокуроров требуется постоянно осуществлять надзор за законностью приказов, распоряжений и постановлений, издаваемых администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также органами управления уголовно-исполнительной системы, и незамедлительно опротестовать в случае не соответствия их закону.

Поэтому законность правовых актов, издаваемых администрацией исправительных учреждений и органов, исполняющих наказание, также входит в предмет прокурорского надзора.

Полномочия  прокурора по надзору за исполнением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

В соответствии со ст. 22 УИК РФ прокурорский надзор за соблюдением законов администрациями  органов, исполняющих наказание, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Законом о прокуратуре.

Для выполнения задач при осуществлении надзора  за соблюдением законов администрациями  органов и учреждений, исполняющих  наказание и применяющих назначаемые  судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу для предупреждения , выявления и устранения нарушений законов прокуроры наделены соответствующими полномочиями. В этих целях прокуроры могут использовать не только специальные полномочия, предоставленные для надзора за исполнением законов на рассматриваемом направлении надзорной деятельности (ст. 33 Закона о прокуратуре), но и с учетом специфики предмета надзора полномочия, предусмотренные по другим направлениям прокурорского надзора: полномочия предусмотренные при осуществлении надзора за исполнением закона федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (ст. 22 Закона о прокуратуре); полномочия, предусмотренные при осуществлении надзора прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 27 Закона о прокуратуре).

К специальному полномочию относиться право прокурора  посещать в любое время учреждения и органы, указанные в ст. 32 Закона о прокуратуре. В ст. 24 УИК РФ предусмотрено  право Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ, подчиненных им прокуроров, а также прокуроров непосредственно осуществляющих надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях без специального разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания. Закон не ограничивает прокурора временем посещения указанных учреждений, следовательно, он сам определяет время посещения.

Приказом Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997г. №31 «Об  организации прокурорского надзора  за предварительным следствием и  дознанием» прокурорам предписывается проверять законность содержания лиц в изоляторах временного содержания, практиковать проверки в нерабочее время, незамедлительно принимать меры по жалобам на незаконность задержания.

В Приказе Генерального прокурора от 5 августа 2003 г. №27 содержится требование к подчиненным прокурорам в целях обеспечения законности и обоснованности, а также соблюдения сроков содержания граждан под стражей не реже одного раза в месяц проверять следственные изоляторы. Периодичность проверок состояния законности в иных учреждениях и органах не определена.

Закон не ограничивает прокурора какими-либо основаниями  для посещения указанных учреждений и органов.

Посещение прокурором учреждений и органов не является самоцелью. Посещая их, прокурор выясняет вопросы, входящие в предмет прокурорского надзора (соблюдение сроков содержаний и иных сроков, законность водворения осужденных к лишению свободы в штрафной изолятор и т.д.). при этом проверки могут быть как целевые, т. е. затрагивающие, как правило, законность отдельных сторон деятельности учреждений, так и общие, охватывающие весь комплекс вопросов, относящихся к предмету надзора. Результаты проверки отражаются в составляемых справках (актах).

Для того чтобы  выявить нарушение законов, прокурору  представлено право опрашивать задержанных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. Опрос указанных лиц является также средством предупреждения нарушений законности в деятельности учреждений и органов, где эти лица содержаться.

Путем опроса могут  быть выявлены такие существенные нарушения законности, как применение к задержанным, арестованным и иным лицам недозволенных методов воздействия, применение в нарушение требований закона специальных средств, оружия и др.

При осуществлении  надзора прокурор вправе знакомится с документами, на основании которых произведено задержание, заключение под стражу, осуждение, определение мер принудительного характера. Это полномочие важно, поскольку позволяет выявить и предупредить нарушение сроков содержания под стражей, неправильное определение вида исправительного учреждения, неправильное применение мер взыскания и другие существенные нарушения закона.

Федеральный закон  «О содержании под стражей подозреваемых  и обвиняемых в совершении преступлений» (ч. 7 ст. 34) предусматривает проведение оперативно-розыскных мероприятий в местах содержания под стражей в целях выявления, предупреждения, пересечения и раскрытия преступлений. Осуществление оперативно-розыскной деятельности предусмотрено законом (ст. 84 УИК РФ) и в исправительных учреждениях. Задачами оперативно-розыскной деятельности в этих учреждениях являются: обеспечение личной безопасности заключенных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждений преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

В этой связи  Закон о прокуратуре и Закон  об ОРД дают право прокурору знакомится также с оперативными материалами. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона об ОРД сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, и о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурору только в с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

Наделение прокурора полномочий требовать от администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу, создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера - одна из характерных особенностей надзора на рассматриваемом направлении прокурорской деятельности. Сущность этих требований прокурора заключается в следующем:

- во-первых, прокурор может требовать от администрации указанных органов и учреждений соблюдения правил режима и условий содержания, привлечения осужденных к труду и других условий, исходя из тех вопросов, которые входят в предмет прокурорского надзора;

- во-вторых, прокурор может, исходя из конкретной ситуации, установить время для исполнения своих требований;

- в-третьих,  эти требования подлежат обязательному  исполнению администрацией;

- в-четвертых,  обжалование администрацией требований  прокурора не приостанавливает их исполнение;

- в-пятых, хотя  законом и не установлена форма  требований прокурора (они могут  быть выражены как в устной  так, так и письменной форме), целесообразно в целях возможности  контролировать облекать и в  письменную форму.

Прокурор в  праве проверять соответствие законодательству РФ правовых актов - приказов, распоряжений, постановлении администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре.

Как отмечалось в Приказе Генерального прокурора  РФ от 5 августа 2003г. № 27, прокурорам предписывается постоянно осуществлять надзор за законностью приказов, распоряжений и постановлений, издаваемых администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также органами управления уголовно-исполнительной системы, и незамедлительно опротестовать в случае несоответствия закону.

Прокурор может  проверять соответствие закону правовых актов указанных учреждений и  органов не только при поступлении  заявлений и жалоб о их противозаконном  характере, но и по собственной инициативе.

Прокурор проверяет соответствие закону правовых актов, относящихся к деятельности учреждений и органов, вопросы которой входят в предмет прокурорского надзора. Это прежде всего приказы, распоряжения и постановления, в которых регламентируются порядок и условия содержания задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, привлечение осужденных к общественно полезному труду, получение общего образования, профессиональной подготовки и др.

Прокурор в  праве, как и по другим видам надзорной деятельности, требовать объяснения от должностных лиц. Он может требовать объяснения по любому проверяемому вопросу о нарушения законности в деятельности администрации. Форма объяснения в законе не предусмотрена, а поэтому прокурор в праве сам определить, исходя из конкретной ситуации, какую форму следует использовать. Получение объяснений позволяет прокурору выяснить причины и условия, способствующие нарушениям закона, а следовательно, использовать более эффективные средства по их устранению.

Одним из основных средств реагирования прокурора  на выявленные нарушения законов  является протест. Протест приносится во всех случаях выявления противоречащих закону приказов, , распоряжений, постановлений  администраций органов и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре. В протесте заключается требование о привидении в соответствие с действующим законодательством приказов, распоряжений и постановлений либо их отмене. Отличительной особенностью принесения протеста на правовые акты администрации указанных учреждений и органов от принесения протеста при осуществлении надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представленными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов является приостановление действия опротестованного акта администрацией учреждения.

Важным средством  реагирования прокурора на устранение выявленных нарушений законов является представление прокурора. В представлении указывается также причины выявленных нарушений законности и условия, им способствующие, и высказывается требование прокурора об их устранении. В представлении прокурор может поставить вопрос о необходимости привлечения к дисциплинарной, материальной ответственности конкретных лиц, чья деятельность привела к нарушениям законов (при отсутствии признаков преступления или административного проступка).

Прокурор в  праве и обязан в случаях установленных в действиях администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу признаков преступления, в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства вынести постановление о возбуждении уголовного дела. Прокурор, возбудив уголовное дело, должен принять меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

Законом о прокуратуре  в 1992 г. впервые прокурору было представлено право отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу и  осужденных, немедленно освобождать  их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. До этого прокурор был в праве в случаях незаконного или необоснованного дисциплинарного взыскания, наложенного на осужденного администрацией учреждения уголовно-исполнительной системы, опротестовать приказ о наложении такого взыскания или поставить вопрос о его отмене в своем представлении. В настоящее время отмена решений администрации может осуществляться путем вынесения прокурором постановления.

В соответствии с п. 2 ст. 33 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель обязаны немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещению в судебно-психиатрическое учреждение.

Без законных оснований  задержание лиц в этих учреждениях  и органах будет в случаях  отсутствия оформленных в соответствии с установленными правилами документов либо истечения сроков задержания, ареста, наказания или применения меры принудительного характера.

Порядок освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под  стражи определен ст. 50 Федерального закона «О содержании под стражей  подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» порядок освобождения осужденных к ограничению свободы, аресту и лишению свободы определен в ст. 173 УИК РФ. В частности, предусмотрено, что указанные лица освобождаются в первой половине последнего дня срока наказания. Если срок наказания заканчивается в выходной или праздничный день, осужденный освобождается от отбывания наказания в предвыходной или праздничный день. При исчислении срока наказания в месяцах он истекает в соответствующее число последнего месяца, а если данный месяц не имеет соответствующего числа - в последний день этого месяца. Выписка из психиатрического стационара пациента, к которому по решению суда применены принудительные меры медицинского характера, производится только по решению суда.

Информация о работе Прокурорский надзор