Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:51, контрольная работа
Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.
Наказание в виде штрафа (в случае неуплаты осужденным штрафа), конфискации имущества исполняются судебным исполнителем (ст. 31 УИК РФ). Исполнение приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград осуществляется должностным лицом, присвоившим осужденному звание, классный чин или наградившего его государственной наградой. (ст. 61 УИК РФ).
В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 5 августа 2003 № 27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах» от прокуроров требуется постоянно осуществлять надзор за законностью приказов, распоряжений и постановлений, издаваемых администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также органами управления уголовно-исполнительной системы, и незамедлительно опротестовать в случае не соответствия их закону.
Поэтому законность правовых актов, издаваемых администрацией исправительных учреждений и органов, исполняющих наказание, также входит в предмет прокурорского надзора.
Полномочия
прокурора по надзору за исполнением
законов администрациями
В соответствии
со ст. 22 УИК РФ прокурорский надзор
за соблюдением законов
Для выполнения
задач при осуществлении
К специальному полномочию относиться право прокурора посещать в любое время учреждения и органы, указанные в ст. 32 Закона о прокуратуре. В ст. 24 УИК РФ предусмотрено право Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ, подчиненных им прокуроров, а также прокуроров непосредственно осуществляющих надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях без специального разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания. Закон не ограничивает прокурора временем посещения указанных учреждений, следовательно, он сам определяет время посещения.
Приказом Генерального
прокурора РФ от 18 июня 1997г. №31 «Об
организации прокурорского
В Приказе Генерального прокурора от 5 августа 2003 г. №27 содержится требование к подчиненным прокурорам в целях обеспечения законности и обоснованности, а также соблюдения сроков содержания граждан под стражей не реже одного раза в месяц проверять следственные изоляторы. Периодичность проверок состояния законности в иных учреждениях и органах не определена.
Закон не ограничивает
прокурора какими-либо основаниями
для посещения указанных
Посещение прокурором учреждений и органов не является самоцелью. Посещая их, прокурор выясняет вопросы, входящие в предмет прокурорского надзора (соблюдение сроков содержаний и иных сроков, законность водворения осужденных к лишению свободы в штрафной изолятор и т.д.). при этом проверки могут быть как целевые, т. е. затрагивающие, как правило, законность отдельных сторон деятельности учреждений, так и общие, охватывающие весь комплекс вопросов, относящихся к предмету надзора. Результаты проверки отражаются в составляемых справках (актах).
Для того чтобы выявить нарушение законов, прокурору представлено право опрашивать задержанных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. Опрос указанных лиц является также средством предупреждения нарушений законности в деятельности учреждений и органов, где эти лица содержаться.
Путем опроса могут быть выявлены такие существенные нарушения законности, как применение к задержанным, арестованным и иным лицам недозволенных методов воздействия, применение в нарушение требований закона специальных средств, оружия и др.
При осуществлении надзора прокурор вправе знакомится с документами, на основании которых произведено задержание, заключение под стражу, осуждение, определение мер принудительного характера. Это полномочие важно, поскольку позволяет выявить и предупредить нарушение сроков содержания под стражей, неправильное определение вида исправительного учреждения, неправильное применение мер взыскания и другие существенные нарушения закона.
Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ч. 7 ст. 34) предусматривает проведение оперативно-розыскных мероприятий в местах содержания под стражей в целях выявления, предупреждения, пересечения и раскрытия преступлений. Осуществление оперативно-розыскной деятельности предусмотрено законом (ст. 84 УИК РФ) и в исправительных учреждениях. Задачами оперативно-розыскной деятельности в этих учреждениях являются: обеспечение личной безопасности заключенных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждений преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.
В этой связи Закон о прокуратуре и Закон об ОРД дают право прокурору знакомится также с оперативными материалами. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона об ОРД сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, и о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурору только в с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
Наделение прокурора полномочий требовать от администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу, создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера - одна из характерных особенностей надзора на рассматриваемом направлении прокурорской деятельности. Сущность этих требований прокурора заключается в следующем:
- во-первых, прокурор может требовать от администрации указанных органов и учреждений соблюдения правил режима и условий содержания, привлечения осужденных к труду и других условий, исходя из тех вопросов, которые входят в предмет прокурорского надзора;
- во-вторых, прокурор может, исходя из конкретной ситуации, установить время для исполнения своих требований;
- в-третьих,
эти требования подлежат
- в-четвертых,
обжалование администрацией
- в-пятых, хотя
законом и не установлена
Прокурор в праве проверять соответствие законодательству РФ правовых актов - приказов, распоряжений, постановлении администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре.
Как отмечалось в Приказе Генерального прокурора РФ от 5 августа 2003г. № 27, прокурорам предписывается постоянно осуществлять надзор за законностью приказов, распоряжений и постановлений, издаваемых администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также органами управления уголовно-исполнительной системы, и незамедлительно опротестовать в случае несоответствия закону.
Прокурор может проверять соответствие закону правовых актов указанных учреждений и органов не только при поступлении заявлений и жалоб о их противозаконном характере, но и по собственной инициативе.
Прокурор проверяет соответствие закону правовых актов, относящихся к деятельности учреждений и органов, вопросы которой входят в предмет прокурорского надзора. Это прежде всего приказы, распоряжения и постановления, в которых регламентируются порядок и условия содержания задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, привлечение осужденных к общественно полезному труду, получение общего образования, профессиональной подготовки и др.
Прокурор в праве, как и по другим видам надзорной деятельности, требовать объяснения от должностных лиц. Он может требовать объяснения по любому проверяемому вопросу о нарушения законности в деятельности администрации. Форма объяснения в законе не предусмотрена, а поэтому прокурор в праве сам определить, исходя из конкретной ситуации, какую форму следует использовать. Получение объяснений позволяет прокурору выяснить причины и условия, способствующие нарушениям закона, а следовательно, использовать более эффективные средства по их устранению.
Одним из основных
средств реагирования прокурора
на выявленные нарушения законов
является протест. Протест приносится
во всех случаях выявления
Важным средством реагирования прокурора на устранение выявленных нарушений законов является представление прокурора. В представлении указывается также причины выявленных нарушений законности и условия, им способствующие, и высказывается требование прокурора об их устранении. В представлении прокурор может поставить вопрос о необходимости привлечения к дисциплинарной, материальной ответственности конкретных лиц, чья деятельность привела к нарушениям законов (при отсутствии признаков преступления или административного проступка).
Прокурор в праве и обязан в случаях установленных в действиях администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу признаков преступления, в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства вынести постановление о возбуждении уголовного дела. Прокурор, возбудив уголовное дело, должен принять меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
Законом о прокуратуре в 1992 г. впервые прокурору было представлено право отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу и осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. До этого прокурор был в праве в случаях незаконного или необоснованного дисциплинарного взыскания, наложенного на осужденного администрацией учреждения уголовно-исполнительной системы, опротестовать приказ о наложении такого взыскания или поставить вопрос о его отмене в своем представлении. В настоящее время отмена решений администрации может осуществляться путем вынесения прокурором постановления.
В соответствии с п. 2 ст. 33 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель обязаны немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещению в судебно-психиатрическое учреждение.
Без законных оснований задержание лиц в этих учреждениях и органах будет в случаях отсутствия оформленных в соответствии с установленными правилами документов либо истечения сроков задержания, ареста, наказания или применения меры принудительного характера.
Порядок освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи определен ст. 50 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» порядок освобождения осужденных к ограничению свободы, аресту и лишению свободы определен в ст. 173 УИК РФ. В частности, предусмотрено, что указанные лица освобождаются в первой половине последнего дня срока наказания. Если срок наказания заканчивается в выходной или праздничный день, осужденный освобождается от отбывания наказания в предвыходной или праздничный день. При исчислении срока наказания в месяцах он истекает в соответствующее число последнего месяца, а если данный месяц не имеет соответствующего числа - в последний день этого месяца. Выписка из психиатрического стационара пациента, к которому по решению суда применены принудительные меры медицинского характера, производится только по решению суда.