Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 16:25, контрольная работа
В отличие от судопроизводства, зародившегося в далеком прошлом, прокурорский надзор в механизме государственности возник сравнительно недавно. Впервые прокуратура появилась во Франции при короле Филиппе IV в 1302 году, как орган Представительства интересов монарха. Термин «прокурор» стал применяться лишь в начале XVIII века. При этом функции прокуратуры с момента ее возникновения не сводились к сфере чисто правовой. Прокурор, как утверждал русский историк В.И. Веретенников «является в точном и полном смысле глазами короля, через посредничество которых король может следить за правильностью хода всего государственного механизма».
1. Исторические этапы возникновения прокурорского надзора в государственном механизме 2
2. Прокуратура – орган надзора за исполнением законов и соблюдением законности 9
3. Виды (отрасли) прокурорского надзора 13
Надзор за исполнением законов 13
Протест прокурора. 16
Представление прокурора. 18
Постановление прокурора. 19
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. 20
Надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание, и иные назначаемые судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных под стражу. 26
Другие направления прокурорского надзора. 28
4. Принципы деятельности прокуратуры в вопросах прокурорского надзора. 29
Общеправовые принципы. 29
Специальные принципы прокурорского надзора. 31
5. Анализ состояния прокурорского надзора в охотском районе хабаровского края. 35
План
История создания, формирования какого-либо государственного органа помогает лучше понять:
В отличие от судопроизводства, зародившегося в далеком прошлом, прокурорский надзор в механизме государственности возник сравнительно недавно. Впервые прокуратура появилась во Франции при короле Филиппе IV в 1302 году, как орган Представительства интересов монарха. Термин «прокурор» стал применяться лишь в начале XVIII века. При этом функции прокуратуры с момента ее возникновения не сводились к сфере чисто правовой. Прокурор, как утверждал русский историк В.И. Веретенников «является в точном и полном смысле глазами короля, через посредничество которых король может следить за правильностью хода всего государственного механизма».1
Во исполнение этих обязанностей генерал-прокурор «всегда и во всем» защищал интересы королевской короны, наблюдал за назначениями королевских чиновников, оценивая насколько они удовлетворяют предъявляемым им требованиям, наблюдая за делами религии и церкви.
Прокурор имел право вникать в деятельность по оформлению судебной процедуры. При всем этом значительное место в деятельности прокуратуры Франции, как, в дальнейшем и в России, занимала обязанность фискалата, то есть обеспечение интересов казны (фиска). Поскольку суд в то время был одним из главных источников взыскания налогов, прокурор должен был заботиться о том, чтобы доводить всевозможные проступки граждан до сведения суда, а также о выгодном для государства решении.2
Прокуратура Франции послужила прообразом прокуратуры России и до настоящего времени является эталоном прокуратуры западных стран.
Созданию
прокуратуры, Россия обязана Петру
I, который четко обозначил
Генерал
–прокурор непосредственно
Генерал-прокурор наделялся полномочиями и в сфере правотворчества» предлагал Сенату принимать решения по вопросам, не урегулированным правом. Ему подчинялись обер-прокурор, прокуроры коллегий Сената, провинций. Сам Сенат был непосредственно подчинен только царю.
Прокуратура надзирала за законностью деятельности и других государственных органов и структур. Она вела наблюдение за интересами казны, надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных под стражей. Подчеркивая это обстоятельство, видный российский государственный деятель, бывший министр юстиции, генерал-майор Н.В. Муравьев свидетельствовал, что в Росси «прокуратура с момента ее создания (1722г) и до судебных реформ Александра II (60-е годы XIX) была преимущественно органом общего (административного) надзора, а собственно судебная обвинительная или исковая давность … составляла лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное на практике”. 3
Следовательно, первоначальной целью создания прокуратуры в России было учреждение общего надзора, то есть надзора за законностью деятельности государственных органов и должностных лиц и принимаемых ими правовых актов.
Наряду с этим, прокуратура занималась надзором за соблюдением законности органами предварительного расследования, сыска, осуществляла поддержание государственного обвинения в суде.
Прокуратура утратила свои общенадзорные полномочия лишь в результате судебной реформы в 1864 году.
При этом, учитывались не интересы государства, а амбиции отдельных влиятельных властных структур, всесильной администрации, которой деятельность прокуратуры в области надзора за законностью мешала творить произвол.
Именно
поэтому утрата прокуратурой своей
общенадзорной функции
После убийства царя Александра II (1 марта 1881 года) в период царствования Александра III принимаются меры к усилению судебной репрессии в отношении революционно настроенных масс; существенно ограничиваются полномочия суда присяжных и, наоборот, расширяется сфера коронного суда.
Рескриптом Александра III учреждается комиссия, которая в течение шести лет работала над проектом по усилению прокурорского надзора, о превращении прокуратуры в сугубо карательный орган. Эта сторона деятельности прокуратуры особенно отчетливо проявилась после революции 1905 года.
Дореволюционный институт российской прокуратуры был упразднен Декретом СНК РСФСР от 24 ноября 1917 года «О суде» №1 со следующей формулировкой: « Упразднить доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора…».
В первые годы становления Советской власти функции надзора за соблюдением законности распределялись между рядом органов: ВЦИК, СНК, Наркомюст, Рабоче-крестьянская инспекция, местные Советы, ВЧК и другие. Однако, укрепление государства, переход к мирной жизни, развитие гражданского оборота, введение новой экономической политики побуждали к совершенствованию и созданию наиболее оптимальных органов государственной власти, государственного управления, иных властных структур. Тогда и встал вопрос о создании прокуратуры как органа, главной задачей которого является надзор за соблюдением законности, с тем, чтобы ни одно решение ни одной местной власти не расходилось с законом.
Задача обеспечения единой законности требовала наделения прокуратуры такими свойствами, принципами, как единство, централизация, независимость от местных органов власти и управления.
Датой создания прокуратуры РФ следует считать 28 мая 1922 года, когда сессия ВЦИК утвердила Положение о прокурорском надзоре в РСФСР. Произошло это 200 лет спустя после учреждения Петром I прокуратуры в России. Данным Положением на прокуратуру возлагалось:
Таким образом, уже первый законодательный акт о прокуратуре наметил все четыре основные направления прокурорского надзора, получившие затем наименование отраслей надзора.
В дальнейшем функция прокуратуры в суде подверглась изменению. Так на основании принятых в 1924 году «Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик», на прокурора возлагался надзор за законностью судебной деятельности. Органы прокуратуры республик получили право опротестования в кассационном и надзорном порядке приговоров, решений и определений судов союзных республик.
Прокуратура РСФСР создавалась в составе Наркомата юстиции (НКЮ) во главе с наркомом юстиции, который являлся одновременно и Прокурором республики (с 1928 года Прокурор республики стал заместителем наркома юстиции). В составе НКЮ был образован отдел прокуратуры, подчиненный непосредственно Прокурору республики. Один из помощников Прокурора республики возглавлял военные прокуратуры.
В непосредственном подчинении Прокурора республики находились губернские прокуроры, которые не подчинялись местным властям. В уездах действовали помощники губернских прокуроров.
Таким образом, с момента образования прокуратура была централизованна лишь в пределах союзных республик. Централизация же в пределах СССР была осуществлена значительно позднее.
На прокуратуру Верховного Суда СССР возлагалось:
1)
наблюдение с точки зрения
Конституции СССР и
2)
наблюдение за законностью
3)надзор
за законностью судебных
Как видно, Прокуратура Верховного Суда ССР осуществляла надзор за законностью деятельности центральных органов союзных республик, но при этом не возглавляла республиканские органы и не руководила ими.
Положение изменилось с принятием ЦИК и СНК СССР 20 июня 1933 года постановления об образовании Прокуратуры СССР, а 17 декабря 1933 года соответствующего Положения о ней, которым упразднялась Прокуратура Верховного Суда СССР.4
Согласно, Положения, Прокуратура СССР осуществляла:
Прокуратуру Союза возглавлял Прокурор СССР, назначенный ЦИК СССР и заместитель, утверждаемый Президиумом ЦИК СССР. Указания и распоряжения прокурора СССР были обязательны для всех органов прокуратуры. Прокуроры союзных республик назначались и отзывались Прокурором СССР по согласованию с ЦИК союзных республик.
При Прокуроре СССР действовали старшие помощники и помощники, а также следователи по важнейшим делам.
В
прокуратуру Союза вошли
На этом централизация прокурорской системы не была завершена, так как прокуратуры союзных республик входили в структуру республиканских наркоматов юстиции, и прокуроры, являясь наркомами юстиции, подчинялись еще и правительству. Таким образом, сохранился пагубный для прокуратуры принцип двойного подчинения.
Завершение централизации прокурорской системы произошло лишь после принятия постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 года «Об образовании Народного комиссариата юстиции СССР». Этим постановлением прокурорско-следственные органы союзных республик выделялись из наркоматов юстиции республик и передавались в непосредственное подчинение Прокурора СССР.
В 1936 году была принята Конституция СССР, которая посвятила суду и прокуратуре специальную девятую главу. В ней были закреплены принципиальные положения организационного построения прокуратуры как единой централизованной системы во главе с Генеральным прокурором СССР, осуществлявшей свои функции по надзору за законностью и организацией борьбы с преступностью, независимо от местных органов.
А 24 мая 1955 года Президиум Верховного Совета СССР утвердил Положение о прокурорском надзоре в СССР, в котором была осуществлена кодификация норм, устанавливающих порядок образования и структуру органов прокуратуры, а также основные полномочия прокуроров в различных видах надзорной деятельности. Также определялись обязанности участников прокурорско-надзорных отношений.5
Указом от 14 декабря 1996 года было утверждено Положение о военной прокуратуре.
Положение от 24 мая 1955 года действовало почти четверть века, пока не было заменено Законом о прокуратуре СССР от 30 ноября 1979 года, принятым в соответствии с главой 21 Конституции СССР от 1977 года.