Проверочная закупка наркотических средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:50, доклад

Описание

Сущность данного оперативно-розыскного мероприятия. Практика проведения, документирования и уголовно-процессуальной реализации результатов проверочной закупки. Три основных правила проверочной закупки:
1) оформлять проверочную закупку единым протоколом (актом) производства проверочной закупки;
2) перенести акцент с доказывания обстоятельств подготовки и завершения закупки на доказывание факта инициативного сбыта наркотических средств;
3) ввести в качестве обязательного элемента проверочной закупки применение аудио- и видеозаписи с фиксацией как подготовительных мероприятий, так и самого процесса передачи наркотиков и содержания переговоров закупщика со сбытчиком.

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 75.50 Кб (Скачать документ)

Проверочная закупка

Проверочная закупка - это ОРМ, состоящее в  специальном возмездном приобретении (покупке, обмене, залоге, аренде) товара или получения услуги в сфере  легального или нелегального их обмена в целях выявления преступлений.

Мероприятие имеет свои тактические особенности. Сущность данного оперативно-розыскного мероприятия, в обиходе оно называется контрольной закупкой, состоит в совершении мнимой сделки купли - продажи с лицом, подозреваемым, как правило, в обвешивание, обмеривание, обсчете покупателей, завышении цен, продаже низкосортных товаров по цене высокосортных (так называемая пересортица), а также в реализации запрещенных или ограниченных в гражданском обороте предметами, товарами (например, наркотиками, сильнодействующими лекарственными препаратами, оружием и т.п.). В последнем случае проверочная закупка производится только на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. К проверочной закупке могут привлекаться и другие лица, действующие на основании поручения оперативного работника.

Одна  из особенностей этого мероприятия  состоит в зашифрованности его  проведения. Иными словами, факт купли-продажи  происходит под видом обычной  процедуры с последующим объяснением  продавцу о фактической цели закупки, контрольным взвешиванием приобретенного товара и составлением акта о происшедшем. Существует также негласная форма проверочной закупки, о которой продавцу не сообщается, контрольное взвешивание производится без его участия и по результатам этого мероприятия составляется справка.

Факт  проверочной закупки целесообразно  зафиксировать с помощью технических  средств: фотоаппарата, магнитофона, видеокамеры. Создаваемые при этом новые источники  фиксации информации (фотографии, записи на магнитных носителях), нередко способствуют эффективному доказыванию противоправной деятельности виновного или, наоборот, убеждают в ошибочности имевшего место мнения об участии проверяемого лица в преступной деятельности.

Все документы  о факте производства проверочной закупки, как правило, передаются в органы предварительного следствия или суда, за исключением случаев, когда может подвергнуться огласке информация о лицах, осуществляющих конфиденциальное сотрудничество с оперативным сотрудником.

Сформировавшаяся в настоящее время практика проведения, документирования и уголовно-процессуальной реализации результатов проверочной закупки наркотических средств несет в себе ряд нарушений действующего законодательства. Результаты анализа более чем 800 уголовных дел о преступлениях в сфере оборота наркотиков, рассмотренных судами Самарской области, позволяют выявить наиболее распространенные ошибки при оформлении данного ОРМ.

Отсутствие  достаточных оснований

В соответствии со ст.8 Федерального закона от12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) проверочная закупка проводится на основании мотивированного постановления, которое утверждается начальником органа, осуществляющего ОРД. В материалах большинства изученных уголовных дел данное постановление присутствует, однако носит формальный и немотивированный характер.

Так, например, в постановлении указывается: «П., <…> года рождения, проживающий по адресу: <…>, систематически занимается незаконным оборотом наркотических  средств, что подтверждается другими результатами оперативно-разыскных мероприятий». Однако перечень этих ОРМ в постановлении не приводится.

Вместо  этого в материалах можно найти  рапорт оперативного сотрудника о том, что «неоднократно поступала  оперативная информация о том, что П., <…> года рождения, проживающий по адресу: <…>, систематически сбывает запрещенное к свободному гражданскому обороту наркотическое средство — героин»1.

Источники поступления оперативной информации не приводятся, что допускается Законом  об ОРД. Однако это противоречит п.2 ч.2 ст.75 УПКРФ, который требует указывать источник осведомленности. Кроме того, Европейский Суд по правам человека (далее — ЕСПЧ) разъяснил, что правоохранительные органы должны привести конкретные доказательства преступной деятельности, послужившие основанием для проведения ОРМ, ссылки на оперативные источники в качестве доказательства не рассматриваются.

 Разделение  закупки на несколько самостоятельных  действий

Вместо  единого документа — протокола  проверочной закупки — сотрудники оперативных подразделений составляют набор различных протоколов, что свидетельствует о проведении разрозненных действий, а не единого ОРМ, подчиненного определенной цели.

 

Личный  досмотр закупщика перед закупкой. Проверочная закупка начинается с проведения личного досмотра закупщика: в присутствии двух «незаинтересованных граждан» (или понятых) его раздевают и проверяют всю одежду на предмет наличия или отсутствия наркотических средств, оружия или иных предметов, запрещенных к свободному обороту.

Протоколом личного досмотра, по мнению оперативных сотрудников, документально подтверждается отсутствие у закупщика наркотических средств на момент начала закупки.

В типографском бланке данного документа указывается, что личный досмотр производится в соответствии с п.8 ст.6 Закона об ОРД, ст.48, 49 Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»3, ст.11 Закона «О милиции»4, ст.27.7 КоАПРФ.

В перечне  оперативно-разыскных мероприятий, который приведен в ст.6 Закона об ОРД личный досмотр не упоминается, так как является административным действием. Стало быть, ссылка на данную статью Закона об ОРД при проведении личного досмотра будет прямым нарушением действующего законодательства.

В ст.11 Закона «О милиции» перечислены полномочия милиции, в том числе право  «осуществлять в порядке, установленном в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества» (ч. 2).

Статья 27.7 КоАПРФ регламентирует порядок проведения личного досмотра, который проводится только в отношении лиц, совершивших  административное правонарушение. Личный досмотр в контексте данной нормы представляет собой «обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности» и осуществляется в случае необходимости «в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения».

Возникает вопрос: какое административное правонарушение было совершено закупщиком и что  является основанием для проведения личного досмотра? Оперативные сотрудники допускают смешение двух различных  процессов: оперативно-разыскного и  административного, что недопустимо.

Ссылка  на ст.48, 49 Закона «О наркотических средствах  и психотропных веществах» представляется необоснованной.

В ст.49 данного закона говорится о проведении контролируемой поставки и проверочной  закупки, но не о личном досмотре.

В ч.3 ст.48 действительно указано, что должностные  лица органов внутренних дел «при осуществлении контроля за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических  средств, психотропных веществ и  их прекурсоров вправе производить  досмотр граждан, почтовых и багажных отправлений, транспортных средств и перевозимых грузов при наличии достаточных оснований полагать, что осуществляются незаконные хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров». В то же время ч.1 данной статьи содержит оговорку, что решениями органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ определяются территории, в пределах которых осуществляется такой контроль.

Таким образом, исходя из смысла данной нормы  решением Правительства РФ или правительства Самарской области должны определяться территории, в пределах которых возможно ограничение личной неприкосновенности граждан и проведение их личного досмотра при отсутствии факта совершения административного правонарушения.

Нам не удалось найти каких-либо документов, в соответствии с которыми к указанным территориям отнесены здания и помещения, занимаемые органами внутренних дел, равно как и иные территории городов и поселений Самарской области. Следовательно, личный досмотр закупщика не может быть произведен на основании ст.48 Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Исходя  из изложенного можно сделать  вывод: личный досмотр закупщика, проводимый оперативными сотрудниками, не основан  на нормах действующего законодательства и, следовательно, является незаконным.

 Выдача  закупщику денежных средств. Следующее  действие, которое также оформляется  протоколом, выдача денежных средств.  Оперативные сотрудники осматривают,  а в некоторых случаях помечают  специальными люминесцентными маркерами и ксерокопируют денежные купюры. Участники данного мероприятия подписывают лист с копиями купюр, после чего он приобщается к протоколу, а сами купюры передаются закупщику.

По замыслу  оперативных сотрудников, протокол выдачи денежных средств для проведения проверочной закупки наркотических средств и ксерокопии купюр в случае задержания сбытчика позволят доказать, что именно эти купюры были переданы закупщиком сбытчику.

Выдача  денежных средств проводится на основании  ст.6 Закона об ОРД и ст.48, 49 Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Ввиду того, что ни в одной из этих норм такое действие не упоминается, а перечень ОРМ может быть изменен только федеральным законом, оформление выдачи денежных средств в качестве самостоятельного действия является прямым

Осмотр  транспорта, используемого при закупке. Если при проведении ОРМ использовались транспортные средства, в материалах дела можно встретить протокол осмотра (или досмотра) транспорта. Отсутствие в машине наркотических средств или денежных средств, подтверждаемое протоколом, по мнению оперативных сотрудников, исключает вероятность получения закупщиком наркотиков в машине и подтверждает их приобретение у сбытчика.

При оформлении данного действия протоколом оперативные  сотрудники совершенно безосновательно ссылаются на ст.48, 49 Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», а также п.8 ст.6 Закона об ОРД. В последней норме, в частности, речь идет не об осмотре или досмотре, а об обследовании, и оформляться данное ОРМ должно протоколом обследования транспортных средств.

 Осмотр  и выдача наркотиков закупщиком. В рамках следующего мероприятия  закупщик в присутствии все  тех же «незаинтересованных граждан»  добровольно выдает то, что он, по его пояснениям, закупил у сбытчика. Как правило, это некоторое количество «фрагментов фольги (полиэтилена, полимерной пленки и т. п.) со светлым порошком». Указанные фрагменты помещаются в бумажный конверт или полиэтиленовый пакет, который затем оклеивается листом бумаги с оттиском печати соответствующего ОВД. На оттиске печати понятые и закупщик ставят свои подписи. Конверт прикладывается к протоколу осмотра и добровольной выдачи наркотических средств. По замыслу оперативных работников, данный документ устанавливает факт добровольной выдачи закупщиком наркотиков, приобретенных у сбытчика на выданные оперативными сотрудниками денежные средства.

Данный  документ составляется на основании  ст.6 Закона об ОРД, ст.48, 49 Закона «О наркотических  средствах» и ст.11 Закона «О милиции». Однако в правовых нормах, на которые ссылаются оперативные работники, ничего не говорится о добровольной выдаче наркотических средств или их осмотре.

Частью 1 ст.15 Закона об ОРД при проведении ОРМ предусмотрена возможность  изъятия предметов с составлением протокола в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства РФ. Однако УПКРФ не предусматривает такого следственного действия, как осмотр и добровольная выдача, тем более что до возбуждения уголовного дела может быть проведен только осмотр места происшествия. Таким образом, протокол осмотра и добровольной выдачи наркотических средств, составленный после проведения проверочной закупки будет незаконным.

 Личный  досмотр закупщика после закупки.  После выдачи закупщиком наркотических  средств он в присутствии тех же «незаинтересованных граждан» досматривается: его одежда проверяется на предмет наличия наркотических средств или денежных купюр. По замыслу оперативных сотрудников, протокол личного досмотра в данном случае подтверждает отсутствие у закупщика ранее переданных ему денег и, следовательно, факт закупки наркотиков у сбытчика. Оформляется данный протокол точно так же, как и протокол личного досмотра до закупки, и, соответственно, является незаконным.

 Наблюдение. В материалах некоторых дел присутствует протокол (акт) наблюдения. Он составляется оперативным сотрудником, наблюдавшим за действиями закупщика после того, как тот вышел из машины и пропал из поля зрения «незаинтересованных граждан», которые, как правило, остаются в машине. В большинстве случаев этот акт содержит в себе сведения о том, что закупщик зашел в подъезд дома №… по улице… где находился некоторое время, после чего вышел и сразу же направился к автомашине с оперативными работниками, где выдал наркотические средства. В некоторых случаях указывается, что закупщик подошел к конкретному гражданину, о чем-то с ним поговорил, что-то ему передал, после чего вернулся в машину, а данный гражданин был задержан.

Информация о работе Проверочная закупка наркотических средств