Социально – политическое значение борьбы с коррупцией и её характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание

Цель работы: раскрыть сущность коррупции, ее причины и методы борьбы.
Задачи: определить понятие коррупции, количественные и качественные характеристики, выделить причины, условия и виды коррупционных преступлений, а также социально – политическое значение борьбы с коррупцией и её характеристика.

Содержание

Введение ………………………………………………………….. 2-3
Историческая справка ……………………………………………… 3-7
Статистическое исследование роста коррупции в России …….7-9
Коррупция: понятие, сущность, типология, виды ……………. 9
Понятие. Сущность коррупции ……………………………………. 9-12
Типология …………………………………………………………….12-18
Виды коррупции ……………………………………………………..18-19
Аспекты коррупции ………………………………………………19-22
Социально – экономические аспекты ……………………………... 22-23
Политические аспекты ……………………………………………… 23-26
Борьба с коррупцией и её значение ……………………………. 26-31
Заключение ………………………………………………………. 32-33
Список использованной литературы ……………………………… 34-35
Приложения …………………………………………………………. 36-37

Работа состоит из  1 файл

курсовая по бопу.doc

— 266.50 Кб (Скачать документ)
  • во-первых, коррупция развивается и расширяется, несмотря на все принимаемые меры;
  • во-вторых, она свидетельствует о росте государственного лицемерия.

Проблема коррупции  в России и в мире приобретает  все более угрожающий характер. Она  получила широкое распространение  во всех слоях общества и среди  всех ветвей власти. По уровню коррумпированности Россия занимает одно из ведущих мест.

По оценке фонда "Индем", ежегодный коррупционный оборот в России составляет около 300 млрд. долларов. Причем это, заявил президент фонда Георгий Сатаров, "самая консервативная оценка". "Всесторонние исследования по коррупции в России мы проводим не так часто - это дорогое удовольствие. Последнее было в 2005 году. Но мы отслеживаем ситуацию в текущем режиме, и могу сказать, что с тех пор коррупция продолжала расти в благоприятных для нее условиях", - дополнил Сатаров. Коррупция демонстрирует полное, циничное безразличие государственных должностных лиц к общественной пользе, закону, народу. Она представляет собой симбиоз монополии власти, дискреционных (от французского discretionnaire - зависящий от личного усмотрения лица) полномочий государственных служащих в принятии решений, отсутствия жесткой правовой подотчетности и подконтрольности чиновников; полное отсутствие общественного и парламентского контроля за механизмом принятия властных решений и их реализации на практике.

Приступая к  аналитическому исследованию проблемы, необходимо основное внимание уделить не количественным показателям. Они, несомненно, важны, отражают фактологический срез, на основе которого возможно исследование проблемы. Важнее рассмотреть те качественные явления, которые присущи коррупции, выйти на закономерности и тенденции в развитии коррупции, определить причины ее постоянной генерации и факторы, воздействующие на ее развитие и расширение.

Это позволит в  свою очередь выйти на разработку методологического подхода по выработке  мер по предупреждению коррупции и борьбы с ней.

3. Коррупция: понятие, сущность, типология, виды.

 

3.1. Понятие. Сущность коррупции.

Анализ следует начать с констатации того, что по своей  сути государство - это сугубо чиновничья структура, которую иногда шуточно  обозначают как структуру "слуг народа". Не обладая никакими ресурсами, кроме административных, государственная система в определенных условиях будет стремиться обратить свой единственный - административный - ресурс (т.е. способность к силовому воздействию) в конкретные материальные блага "для себя". Это и является истоком, родником, из которого проистекает сложная болезнь государственного устройства, которая и является коррупцией.

Прежде всего, возникает  необходимость определить, что понимается под термином "коррупция", так как в обществе, в научном мире и в практической сфере не существует однозначного понимания этого явления.6

В статье 8 Конвенции ООН  против транснациональной организованной преступности, которая была подписана 12 декабря 2000 года в Палермо, коррупция определяется как умышленные уголовно-наказуемые деяния, которые включают:

а) обещание, предложение  или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

б) вымогательство или  принятие публичным должностным  лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей.7

Определения corrumpire в Римском праве понималось самым общим образом, как (разламывать), портить, разрушать, повреждать, фальсифицировать, подкупать и обозначало противоправное действие, например в отношении судьи. Это понятие произошло от сочетания латинских слов "correi" - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и "rumpere" - ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является "порча", "повреждение" нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

В Большом юридическом  словаре коррупция понимается как "общественно опасное явление  в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц".

В документах ООН о международной борьбе с коррупцией дано определение "коррупции" - как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп.

Словосочетание "злоупотребление  государственной властью" некоторым  образом вводит в заблуждение, так как сокращает поле деятельности рассматриваемого явления и затушевывает истинную опасность, исходящую от него. На самом деле государственная власть - это система управления обществом, а социальная опасность от коррупции - это ущерб, наносимый обществу. Следовательно, коррупция - это злоупотребление управлением общественной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп.

Из данного определения  видно, что коррупция:

всегда связана с  государственной службой, государственной властью, в силу этой прямой зависимости неизбежно оказывает в большей или меньшей степени воздействие на характер и содержание власти, ее репутацию в обществе. Это позволяет утверждать, что коррупция приобретает, помимо криминального, политический характер;

коррупция выходит за пределы взяточничества, она включает в себя непотизм (Непотизм, лат., замещение должностей предпочтительно родственниками в нарушение общего и справедливого порядка) и многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для личного, группового или корпоративного использования;

коррупция, как злоупотребление  властью, может осуществляться для  получения выгоды не только в целях  личного, но и корпоративного, кланового  интереса. Это не всегда прямо связано  с присвоением материальных ценностей, так как корпоративный интерес порой преследует политические цели: создание политических условия, обеспечивающих возможности "легального", "законного" захвата, присвоения в будущем материальных и финансовых средств.

В большинстве случаев коррупция наносит прямой экономический ущерб личности, обществу и государству.

Кроме того, необходимо учитывать, что коррупция злоупотребляет управлением, общественной властью для получения  выгоды в личных целях, в интересах  третьих лиц или групп. Необходимо постоянно учитывать антиобщественный характер коррупционной деятельности.

Если перевести это  в практическую область, то можно  констатировать, что в основе коррупции  лежит незаконная двусторонняя сделка (в коррупцию всегда вовлечены  две стороны: тот, кто подкупает, и тот, кто, будучи подкуплен, действует вразрез со своим служебным долгом), в результате которой лицо, находящееся на государственной службе, нелегально "продает" физическим и юридическим лицам свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности, власти и связанных с ней возможностей, а "покупатель" получает возможность использовать государственную структуру в своих целях: для обогащения, законодательного оформления привилегий, ухода от предусмотренной законом ответственности, общественного контроля и т.д.

Иначе говоря, превращение  государственным служащим своего рабочего места в коммерческий товар составляет суть коррупции, несущей реальную угрозу нормальному, законному функционированию системы государственной власти и управления.

Следует четко разграничивать коррупцию и оппортунистическое экономическое поведение по отношению  к своим обязанностям перед государством, так последнее свойственно не только государственным служащим, но и большинству населения или  его значительным социальным группам. Это проявляется, прежде всего, в форме неуплаты налогов, массовом "бегстве капиталов" и т.д. Явным примером результатов оппортунистического экономического поведения является "теневая экономика".8

 

3.2. Типология.

 

Коррупцию необходимо различать в узком и широком смысле. Коррупция в узком смысле - явление, когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки этим обязанностям ради определенного материального вознаграждения.

Наряду с коррупцией в узком смысле существуют взяточничество и самостоятельное чиновничье предпринимательство. Взяточничество отличается от коррупции тем, что чиновника подкупают не ради нарушения его обязанностей, а ради их исполнения. Взяточничество порождается неопределенностью обязанностей чиновника, дефицитом (часто искусственно созданным) административных и финансовых возможностей государства. Подкупающая сторона в данном случае выступает как "страдательная".

Чиновничье предпринимательство  характеризуется тем, что здесь формально нет подкупающей стороны. Заказчик служебного нарушения здесь - это сам исполнитель, извлекающий доход (предпринимательский или рентный) из монополии на принятие или согласование определенного решения.

Формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции. [Табл.1]

 

Таблица 1.

ТИПОЛОГИЯ КОРРУПЦИОННЫХ  ОТНОШЕНИЙ 

Критерии типологии  коррупции

Виды коррупции

Кто злоупотребляет служебным  положением

Государственная (коррупция  госчиновников) Коммерческая (коррупция менеджеров фирм) Политическая (коррупция политических деятелей)

Кто выступает инициатором  коррупционных отношений

Вымогательство взяток по инициативе руководящего лица.

Подкуп по инициативе просителя

Кто является взяткодателем

Индивидуальная взятка (со стороны гражданина)

Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы) Криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей - например, наркомафии)

Форма выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции

Денежные взятки Обмен услугами (патронаж, непотизм)

Цели коррупции с  точки зрения взяткодателя

Ускоряющая взятка (чтобы  получивший взятку быстрее делал  то, что должен по долгу службы) Тормозящая взятка (чтобы получивший взятку нарушил  свои служебные обязанности) Взятка "за доброе отношение" (чтобы получивший взятку не делал надуманных придирок к взяткодателю)

Степень централизации  коррупционных отношений

Децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе) Централизованная коррупция "снизу вверх" (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими) Централизованная коррупция "сверху вниз" (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным)

Уровень распространения коррупционных отношений

Низовая коррупция (в  низшем и в среднем эшелонах власти)

Верхушечная коррупция (у  высших чиновников и политиков)

Международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений)

Степень регулярности коррупционных  связей

Эпизодическая коррупция

Систематическая (институциональная) коррупция

Клептократия (коррупция  как неотъемлемый компонент властных отношений)


 

На основе условного  критерия, коррупцию можно разделить  на мелкую (низовую, повседневную или, что будет точнее, бытовую коррупцию, с помощью которой граждане решают свои повседневные проблемы: выплаты гаишникам, оформление документов на дачные участки, взятки в судах, медицинских учреждениях, военкоматах и т.д.) и крупную (вершинную, элитарную, деловая коррупция, т.е. та, с помощью которой решаются крупные проблемы бизнеса). Между ними, несмотря на существенную разницу в уровнях, существует органическая взаимосвязь и взаимозависимость, обусловленность и общность централизованного, патерналистского, организационного или социально-психологического характера.

Первая, низовая, действуя на уровне повседневных потребностей предпринимателей и иных граждан, стала  почти нормой и пронизывает самые  различные слои общества. Основная масса коррупционных дел связана  с разоблачениями именно на этом уровне.

Привлекательность низовой  коррупции в том, что при минимальном  риске для обеих сторон она  обладает специфической ценностью  не только для получателя (или вымогателя) взятки, но и для взяткодателя. Взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые проблемы; она же служит небольшой платой за постоянную возможность мелких нарушений законов и инструкций, например, за превышение скорости, управление автомобилем в состоянии опьянения и т.д.

Масштабная низовая  коррупция предельно опасна, поскольку, во-первых, создает благоприятный психологический фон для существования остальных форм коррупции и, во-вторых, взращивает вертикальную коррупцию. Последняя же является исходным материалом для формирования организованных коррупционных структур и сообществ.9

Низовая коррупция в  России возникает почти везде, где  рядовой гражданин сталкивается с необходимостью обращаться к государству, или, наоборот, - государство считает  уместным тревожить гражданина. Ниже перечисляются только основные сферы.

Жилищно-коммунальной сфера, как показывают социологические опросы российского населения, воспринимается им как самая коррумпированная. Казалось бы, появление рынка жилья должно привести к уменьшению коррупции в этой сфере. Однако укорененность ее здесь чрезвычайно прочна. Это яркий пример того, что одних мер по ликвидации экономических условий коррупции может не хватать для борьбы с ней.

Правоохранительные  органы, и прежде всего милиция, находятся на втором месте. В последнее время среди привлеченных к ответственности за коррупцию одну четверть составляют работники правоохранительных органов. Как уже упоминалось, наиболее весомый вклад в этот высокий результат вносит ГАИ. Помимо дорог граждане часто вступают в коррупционные отношения с правоохранительными органами при выдаче водительских прав, разрешений на хранение огнестрельного оружия и в иных подобных случаях.

Информация о работе Социально – политическое значение борьбы с коррупцией и её характеристика