Социально – политическое значение борьбы с коррупцией и её характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание

Цель работы: раскрыть сущность коррупции, ее причины и методы борьбы.
Задачи: определить понятие коррупции, количественные и качественные характеристики, выделить причины, условия и виды коррупционных преступлений, а также социально – политическое значение борьбы с коррупцией и её характеристика.

Содержание

Введение ………………………………………………………….. 2-3
Историческая справка ……………………………………………… 3-7
Статистическое исследование роста коррупции в России …….7-9
Коррупция: понятие, сущность, типология, виды ……………. 9
Понятие. Сущность коррупции ……………………………………. 9-12
Типология …………………………………………………………….12-18
Виды коррупции ……………………………………………………..18-19
Аспекты коррупции ………………………………………………19-22
Социально – экономические аспекты ……………………………... 22-23
Политические аспекты ……………………………………………… 23-26
Борьба с коррупцией и её значение ……………………………. 26-31
Заключение ………………………………………………………. 32-33
Список использованной литературы ……………………………… 34-35
Приложения …………………………………………………………. 36-37

Работа состоит из  1 файл

курсовая по бопу.doc

— 266.50 Кб (Скачать документ)

Но, несмотря на предпринимаемые меры, коррупция  по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене.

Поэтому Национальным планом противодействия коррупции  предлагаются следующие меры.

В разделе I закрепляются меры по законодательному обеспечению  противодействия коррупции:

1. Подготовка и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О противодействии коррупции».

Данный пункт плана  был реализован в связи с принятием  Государственной Думой Федерального Собрания РФ 19 декабря 2008 года федерального закона «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ и вступлением его в силу 25 декабря 2008 года. Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений . По объему закон небольшой и содержит 14 статей. В статье 1 закрепляются основные понятия, используемые в законе – это коррупция и противодействие коррупции.

Так, под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В статье 2 устанавливается  правовая основа противодействия коррупции.

Противодействие коррупции  основывается на следующих основных принципах, закрепленных в статье 3:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Статья 4 содержит принципы международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия  коррупции.

Организационные основы противодействия коррупции четко  разграничены в статье 5 федерального закона.

Меры по профилактике коррупции, включают в себя (статья 6):

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции.

Статья 7 содержит основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.

Обязанности государственных  и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе  и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений получили свое закрепление в статьях 8 и 9 федерального закона.

В статье 10 и 11 дается понятие  конфликта интересов на государственной  и муниципальной службе и порядок  его предотвращения и урегулирования.

Статья 12 устанавливает  ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной  или муниципальной службы, при  заключении им трудового договора.

И, наконец, статьи 13 и 14 закрепляют ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения.

2. Подготовка и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов о внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений в целях противодействия коррупции.

Перечень первоочередных проектов законодательных актов  РФ, которые необходимо принять в  связи с национальным планом противодействия  коррупции, установлен в Приложении к Национальному плану . Так, внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона «Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в РФ». Внесены изменения в такие законодательные акты РФ как, например, Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» и другие (всего 24 законодательных акта).16

Раздел II закрепляет меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции:

1. Осуществление комплекса мер, направленных на улучшение государственного управления в социально-экономической сфере.

2. Реализация системы мер, направленных на совершенствование функционирования государственного аппарата.

3. Рассмотрение вопроса о целесообразности создания в составе кадровых служб федеральных государственных органов (кроме федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрены военная служба и иные специальные виды службы) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

4. Разработка методики оценки эффективности внутренних систем выявления и профилактики коррупционных рисков в федеральных государственных органах субъектов РФ и органах местного самоуправления муниципальных образований.

5. На основе изучения существующего механизма учета интересов политических партий, социальных групп, юридических и физических лиц при разработке федеральных законов, законов субъектов РФ и иных нормативных правовых актов РФ рассмотрение вопроса о подготовке нормативного правового акта, регулирующего лоббистскую деятельность.

6. Рассмотрение вопроса о целесообразности обязательного страхования рисков социального характера (обязательное медицинское страхование, страхование ответственности).

7. Повышение качества и оперативности оказания наиболее социально значимых услуг, в частности путем применения системы «одного окна» и электронного обмена информацией.

8. Решение вопроса о порядке передачи в доверительное управление принадлежащих государственным служащим и приносящим доходы ценных бумаг, акций, долей участия в уставных капиталах организаций.

Таким образом, в данном разделе регламентируется использование государственного имущества, разрабатываются условия для  справедливой конкуренции, поднимается вопрос о государственных закупках. В разделе говорится о стандартах оказания государственных услуг населению, о передаче части полномочий с федерального уровня на местный, но с усилением контроля. Указывается необходимость обеспечения свободы средств массовой информации. Но здесь – никакой конкретики, лишь цель без указания путей ее достижения .

Возвращается  раздел и к теме, которая была в свое время хорошо известна Дмитрию  Медведеву по его работе в качестве первого заместителя главы администрации президента. Тогда он разрабатывал реформу государственной службы и принципы служебного поведения государственных служащих с тем, чтобы «принять действенные меры по предотвращению конфликта интересов и в необходимых случаях по привлечению отдельных государственных служащих к ответственности за несоблюдение соответствующих правил». Комиссии по конфликту интересов формируются повсеместно с привлечением как собственных кадровых служб, так и специалистов со стороны.

Раздел III содержит меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению.

Так раздел посвящен улучшению качества образовательных  программ, юристам-педагогам и контролю за ними государства, вплоть до закрытия вузов, не дающих качественное образование.

Раздел IV закрепляет первоочередные меры по реализации Национального плана и определяет сроки и направления деятельности в этой сфере Правительства РФ и Руководителя Администрации Президента РФ, Генерального прокурора РФ и починенных ему прокуроров, руководителей федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, председателя президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, министерства юстиции РФ, министерства иностранных дел РФ, Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ и начальника Следственного комитета при Министерстве внутренних дел РФ, а также создаваемых комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов.

Кроме того, Д.А. Медведевым 19.05.2008 был издан Указ «О мерах по противодействию коррупции» № 815. В данном указе он постановил, в целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, образовать Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Председателем Совета является Президент Российской Федерации.17

 

 

 

Основными задачами Совета являются:

-  подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

-  координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

-  контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.

Далее в указе утверждается состав Совета, его полномочия и  члены .

Таким образом, в настоящее  время борьба с коррупцией ведется очень активно и включает в себя целый комплекс мер противодействия. На основании данных мероприятий и нормативных правовых актов создаются региональные нормативные акты, как, например, указ Губернатора Кировской области от 20.07.2007 № 60 «О противодействии коррупции и криминализации экономики в Кировской области».

 

 

Заключение

 

Итак, в курсовой работе выполнены все поставленные в начале задачи: раскрыта сущность коррупции, её причины и методы борьбы.

Коррупция – это мина замедленного действия с огромным зарядом разрушительного характера, способного подорвать не только национальную экономическую основу, но и международную стабильность. Коррупция превратилась из безобидного на первый взгляд симптома мздоимства и лихоимства в отдельно взятом локальном пространстве в страшную мировую чуму, победить которую в одиночку ни одно государство в мире не может.

Опасность современной  российской коррупции – в ее массовости, проникновении во все сферы жизни  общества, быстрой приспособляемости к новым условиям, в связи с чем доверие граждан РФ к институтам государственной власти находится на низком уровне. Коррупция в системе государственной службы подрывает государственные основы, нарушает права граждан, а также создает угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

В нашей стране традиционными  проявлениями коррупции являлись взяточничество, подкуп, хищения и злоупотребления  служебным положением. Власть чиновников в России всегда была очень сильной, и законы во многом направлены на поддержание и на воспроизводство этой власти. Нынешний расцвет коррупции определен в России не только историческим наследием, но и той системой воспроизводства, которая начинается с законодательных актов .

Информация о работе Социально – политическое значение борьбы с коррупцией и её характеристика