Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:38, контрольная работа
Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующего законодательства. Иерархическую систему, состоящую их трех звеньев, основанных на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и всех прокуроров — прокурору РФ в соответствии со ст. 11 Закона о прокуратуре составляют: прокуратура РФ (высшее звено); прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (среднее звено); прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры (основное звено).
Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующего законодательства. Иерархическую систему, состоящую их трех звеньев, основанных на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и всех прокуроров — прокурору РФ в соответствии со ст. 11 Закона о прокуратуре составляют: прокуратура РФ (высшее звено); прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (среднее звено); прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры (основное звено).
Названные
прокуратуры возглавляют
Специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные, прокуратуры по надзору за исполнением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы), как правило, имеют двухзвенную систему органов, действующих на определенных функционально связанных территориях (железная дорога, водный бассейн и др.). Все они действуют на правах областных или районных прокуратур1.
Транспортные прокуратуры создаются для осуществления надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте — на определенных участках железной дороги, в аэропортах, морских и речных портах. В России действует 17 транспортных прокуратур на правах областных: от Байкало-Амурской до Дальневосточной.
Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением экологических законов. Так, Волжская природоохранная прокуратура решает эти задачи на территории волжского бассейна — от истоков до Каспийского моря. Она имеет 17 низовых звеньев, действующих на правах районных прокуратур. В большинстве субъектов РФ созданы природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур.
Юрисдикция прокуратур по надзору за исполнением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы распространяется на территорию, занимаемую несколькими учреждениями, исполняющими наказание в виде лишения свободы. Эти учреждения, поднадзорные той или иной специализированной прокуратуре, могут располагаться на территории разных субъектов РФ.
Военные прокуратуры как разновидность специализированных прокуратур имеют три звена:
а) Главная
военная прокуратура как
б) военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ;
в) военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, имеющие статус районных (городских) прокуратур.
Структура
органов прокуратуры
Прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор, который имеет одного первого заместителя и заместителей, а также советников и помощников по особым поручениям. Генеральный прокурор РФ руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. В составе названной прокуратуры действует коллегия как совещательный орган при Генеральном прокуроре РФ, состав которого определяется Генеральным прокурором РФ2.
Приказом
Генерального прокурора РФ утверждена
следующая структура
На местах действуют: управление прокуратуры РФ в Южном федеральном округе, управление по расследованию преступлений в сфере федеральной безопасности и межнациональных отношений на Северном Кавказе; отделы прокуратуры РФ в федеральных округах.
Одним из
направлений деятельности прокуратуры
является расследование преступлений
и привлечение к уголовной
ответственности лиц, их совершивших.
Реализацией данного
Главная
военная прокуратура также
Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В качестве совещательного органа в прокуратурах этого уровня образуются коллегии, в состав которых входят прокурор, его заместители и другие прокурорские работники.
Структурно прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры состоят из управлений и отделов. Начальники этих структурных подразделений являются старшими помощниками и помощниками прокуроров субъектов РФ (приравненных к ним специализированных прокуроров), которые назначают их на должность и освобождают от нее.
Прокуратуры районов и городов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые руководят их деятельностью, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях. В такой прокуратуре могут быть первый заместитель, заместители, начальники отделов, старшие помощники и помощники прокуроров,, старшие следователи и следователи (в прокуратуре города — следователи по особо важным делам), назначаемые на должность и освобождаемые от нее прокурором соответственно республики, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа.
В основе организации и деятельности прокуратуры лежат определенные принципы, которые получили закрепление в Конституции РФ и Законе о прокуратуре. При этом Конституция РФ зафиксировала только принцип централизма в организации и деятельности прокуратуры, уполномочив федерального законодателя решить другие принципиальные вопросы организации, полномочий и порядка деятельности прокуратуры РФ (ч. 5 ст. 129 Конституции РФ).
Статья
4 Закона о прокуратуре называется:
«Принципы организации и
Принцип единства и централизма прокуратуры означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Их объединяют единые цели и задачи, стоящие перед всеми звеньями системы органов прокуратуры, общие формы и методы, способы осуществления надзора за исполнением законов, единство средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также принятия мер по их предупреждению.
Принцип независимости в организации и деятельности прокуроров и следователей прокуратуры при осуществлении ими своих служебных обязанностей также действует как во взаимоотношениях с другими государственными органами, так и внутри рассматриваемой системы. В первом своем проявлении принцип независимости означает наличие собственной компетенции органов прокуратуры, в осуществление которой недопустимо вмешательство, воздействие в какой-либо форме других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массой информации, их представителей и должностных лиц.
Прокурор и следователь не обязаны давать объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, «если этим не нарушается вытекающее из ч. 2 ст. 24 Конституции РФ право, ограничения которого возможны лишь при их надлежащем установлении федеральным законом»3.
В этой связи
очень важно указанное
Вмешательство
в какой бы то ни было форме в
деятельность прокурора или следователя,
чтобы воспрепятствовать
В то же
время Конституционный Суд РФ,
признав неконституционным
Нельзя не отметить и еще одно обстоятельство, способствующее независимости органов прокуратуры, — их деполитизация (департизация). Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности; создание и деятельность таких объединений в органах прокуратуры запрещены законом, а прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны с решениями общественных объединений, в том числе и неполитических объединений. Кроме того, прокурорские работники не вправе совмещать свою профессиональную деятельность с другим оплачиваемым или безвозмездным занятием, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Субординационные
подчинения и подотчетности существуют
только внутри системы прокуратуры
РФ, что не исключает, а наоборот,
обеспечивает процессуальную независимость
прокуроров и следователей по отношению
к вышестоящим должностным
Закон о прокуратуре не раскрыл содержания принципа законности организации и деятельности, указав лишь на то, что органы прокуратуры осуществляют свои полномочия «в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами» (п. 2 ст. 4). Конечно, имеются в виду Конституция РФ, текущее законодательство, поскольку, будучи федеральной системой государственных органов, прокуратура по природе своей призвана стоять на страже федеральных законов. Однако процесс суверенизации субъектов РФ породил много проблем, связанных с противоречиями регионального законодательства федеральному. Следует согласиться с мнением о том, что в сложившейся ситуации «целесообразно было бы освободить органы прокуратуры от следования законам субъектов РФ. Однако Закон о прокуратуре этого не делает. Тем самым органы прокуратуры отвлекаются от задач надзора за единообразным исполнением федеральных законов»5.
Информация о работе Современные тенденции развития Прокуратуры в РФ