Современные тенденции развития Прокуратуры в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:38, контрольная работа

Описание

Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующего законодательства. Иерархическую систему, состоящую их трех звеньев, основанных на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и всех прокуроров — прокурору РФ в соответствии со ст. 11 Закона о прокуратуре составляют: прокуратура РФ (высшее звено); прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (среднее звено); прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры (основное звено).

Работа состоит из  1 файл

Современные тенденции развития прокуратуры в Российской Федерации.doc

— 48.23 Кб (Скачать документ)

Что касается принципа гласности в деятельности органов прокуратуры, то он в значительной мере — дань определенной моде. Закон только упоминает об этом принципе, уделяя большее внимание ограничениям гласности в связи с охраной прав и свобод граждан, законодательством об охране тайны. Поэтому, видимо, в ранг принципа деятельности органов прокуратуры возведена ее обязанность информировать федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, общественности об организации и результатах работы прокуратуры, что в большей мере соответствует ее задачам.

Компетенция органов прокуратуры включает их полномочия, связанные с определенными функциями (предметами ведения). К последним относятся: осуществление прокурорского надзора — главной функции прокуратуры; уголовное преследование и участие в рассмотрении дел судами, координация деятельности правоохранительных органов и некоторые другие направления деятельности.

В Законе о прокуратуре предусмотрено  право прокуроров участвовать в  заседаниях федеральных органов  законодательной и исполнительной власти, а также представительных и исполнительных Органов субъектов  РФ (ст. 7). В частности, Генеральный  прокурор РФ, его заместители и  по их поручению другие прокуроры  вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов  и комиссий, Правительства РФ. Деятельность органов прокуратуры РФ на территории, где введено военное положение, осуществляется в соответствии с  Конституцией РФ и федеральными законами6.

В целом  компетенция прокуратуры ныне ограничена по сравнению с советским периодом. Ликвидирован институт общего надзора  прокуратуры, ограничен круг поднадзорных прокуратуре органов и актов. В силу п. 2 ст. 22 Конституции РФ с  принятием нового уголовно-процессуального  законодательства прокуратура РФ потеряла право давать санкцию на заключение под стражу. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры  не наделены правом законодательной  инициативы, но в Законе о прокуратуре  предусмотрено их участие в правотворческой  деятельности. В ст. 9 Закон повелевает прокурору при установлении в  ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования  действующих нормативных правовых актов вносить в законодательные  органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения  об изменении, дополнении, отмене или  принятии законов и иных правовых актов7.

§3. О развитии прокуратуры Российской Федерации (проблемы и пути их решения)

 

Наша страна позитивно  развивается, успешно преодолевая  разнообразные проблемы и трудности, вызванные распадом Советского Союза. Президент РФ В.В.Путин в 1999 г. отметил, что "дважды за столетие в России кардинально менялся политический строй, менялись идеалы и сама жизнь"8.

Органы прокуратуры оказались  в эпицентре конституционных  перемен и сопровождающих их общественно-политических процессов. В самые драматические  периоды новейшей истории, благодаря  профессиональной работе и гражданской  ответственности прокурорских работников, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, удалось избежать утраты территориальной  целостности и государственного суверенитета, кровопролития, гражданской  войны, массовых актов гражданского неповиновения и социальных протестов.

Внутренние угрозы безопасности (терроризм, незаконная миграция, преступность и т.д.) оказывают негативное воздействие  на состояние законности. В этих сложных условиях формирования демократического федеративного правового государства  важная историческая роль отведена органам  прокуратуры, которые от имени Российской Федерации осуществляют надзор за соблюдением  Конституции РФ и исполнением  законов, действующих на территории Российской Федерации.

В 2001 г. Президент России В.В.Путин в послании Федеральному Собранию РФ указал, что «совершенствование работы правоохранительных органов, в том числе и прокуратуры, является одной из важнейших государственных задач».

Данное указание Президента России органами прокуратуры неукоснительно исполняется. В современных условиях глубоких социально-экономических  перемен они повсеместно обеспечивают верховенство закона, защиту прав и  свобод человека и гражданина, а  также охраняемых законом интересов  общества и государства.

По мнению Председателя Конституционного Суда РФ В.Д.Зорькина, «ошибки в законодательстве, слабо просчитанные социальные последствия  тех или иных законов, оторванность от них реальной социально-экономической  ситуации в обществе, их несогласованность  с общественным мнением, культурными  традициями могут иметь обратный, негативный эффект для социальной справедливости в обществе и его развития»9. Так, в период с 2002 по 2008 г. (включительно) в УПК РФ внесены многочисленные изменения и дополнения (34 федеральных закона, 6 постановлений и 1 определение Конституционного Суда РФ), что, по нашему мнению, свидетельствует о поспешном принятии отдельных законодательных норм, в том числе касающихся полномочий органов прокуратуры.

Обострение проблем, связанных  с перераспределением прав собственности, в том числе на крупные промышленные объекты и землю, связано с  законодательным вытеснением прокурора  из гражданского и арбитражного процесса. По оценке Генерального прокурора РФ Ю.Я.Чайки, незаконный захват чужой  собственности, спровоцированное банкротство, решения по обеспечительным мерам - вот во многом результат такого решения10.

По данным Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  В.П.Лукина, в 2007 г. более половины всех жалоб граждан были связаны с нарушением их конституционных прав и свобод при осуществлении уголовного судопроизводства, обеспечении правопорядка. По нашему мнению, данная негативная тенденция свидетельствует о преждевременности законодательного решения о существенном ограничении полномочий прокурора в сфере уголовного судопроизводства, а также необходимости их частичного восстановления.

Необходимо отметить, что  ранее Генеральная прокуратура  РФ неоднократно обращала внимание общества и государства на данную проблему. Например, за 2008 г. прокуроры в сфере уголовного судопроизводства:

  • выявили и устранили почти 2,3 млн нарушений закона;
  • отменили более 1,5 млн незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • по 40 094 уголовным делам дали письменные указания;
  • 220 тыс. материалов возвратили для дополнительной проверки;
  • в 18 тыс. случаях следователям, дознавателям отказали в возбуждении уголовного дела;
  • поставлили на учет 144 тыс. ранее не зарегистрированных преступлений; 11
  • отменили более 38 тыс. незаконных постановлений о прекращении уголовных дел и более 357 тыс. постановлений о приостановлении предварительного следствия и дознания.

В частности, в 2007 г. в столице каждый районный прокурор выявлял и устранял в среднем около 1000 нарушений в органах дознания и предварительного следствия.

Положения судебно-правовой реформы и, по нашему мнению, указанные  выше многочисленные нарушения закона обусловили необходимость совершенствования  законодательства, в том числе  в сфере уголовного судопроизводства, системы управления органами расследования  преступлений и т.д. В частности, в связи с созданием Следственного  комитета при прокуратуре РФ были внесены изменения и дополнения в более чем 30 федеральных законов. Такой процесс не бывает безболезненным. 12

Однако в своей совокупности принятые решения значительно сократили  возможности прокурора реагировать  на нарушения законности.

В частности, профессор С.П.Ефимичев отмечает, что в законах о выборах  Президента РФ и депутатов Государственной  Думы ФС РФ нарушен баланс процессуальных полномочий между Генеральным прокурором РФ и Председателем Следственного  комитета при Прокуратуре РФ. Такое  различие трудно объяснимо13.

Очевидно, что в настоящее  время прокурор лишен ряда важных процессуальных прав и полномочий, которые перешли к следователю  и руководителю следственного подразделения. Прокурор перестаёт быть активной процессуальной фигурой, действующей в уголовном  процессе от имени государства. Нарушенный баланс процессуальных полномочий прокурора  необходимо восстановить.

В первую очередь, это касается права прокурора возбуждать уголовное  дело, причем не только в отношении  следователей Следственного комитета, но и в других случаях, когда по результатам прокурорской проверки или проверки заявления о совершении преступления он усмотрит для этого  требуемые законом основания. Это  полностью соответствует задаче осуществления уголовного преследования  прокурором (ч. 1 ст. 37 УПК РФ), а также  роли прокурора как должностного лица, призванного надзирать за соблюдением  законности и оперативно принимать  меры по устранению нарушений законодательства.

Очень важно в российском законодательстве обеспечить полную реализацию Международного пакта о гражданских  и политических правах ООН и положения  Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Нормы, закрепленные в указанных актах, провозглашают право обвиняемого, задержанного или арестованного  на судебное разбирательство в разумный срок. Лишение же прокуроров полномочий по даче указаний, сбору доказательств, их анализу, своевременности принятия других решений уже приводит к  тому, что разумный срок на доступ к  правосудию нарушается.

По нашему мнению, реализация данных предложений позволит в большей  степени обеспечить эффективное  соотношение полномочий прокуроров и следователей и не допустить  скатывания ситуации со следствием ниже достигнутых результатов.

Как показывает практика, в  настоящее время состояние законности в ходе проводимого следствия  остается крайне сложным. Из-за значительной текучести и недостаточной профессиональной подготовки отдельных следователей вряд ли процессуальных нарушений стало  меньше.

Кто защитит конституционные  права и свободы человека и  гражданина в сфере уголовного судопроизводства? К сожалению, эффективных механизмов устранения процессуальных разногласий  между прокурором и должностными лицами, осуществляющими предварительное  расследование, в современном уголовно-процессуальном законодательстве нет.

Представляется недопустимым перенесение в сферу уголовного преследования, по существу, «общенадзорного» механизма, поскольку всё это  прямо связано не только с защитой  конституционных прав, но и с их ограничением и применением мер  процессуального принуждения и  пресечения. Полагаем, что в этой сфере механизм реагирования на нарушения  закона должен носить оперативный характер.

На современном этапе  общественных преобразований приоритетным, требующим особого внимания органов  прокуратуры, являются:

  • защита конституционных основ Российской Федерации, её целостности и безопасности, единства законности на всей территории страны;
  • соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • совершенствование деятельности всех звеньев прокурорской системы в области противодействия преступности.

Однако в настоящее  время отмечаются целенаправленные действия по вытеснению прокуратуры  с конституционного правового поля.

Оппоненты стабильного позитивного  развития России осознают, что система  органов прокуратуры - одна из несущих  опор нашего государства14  и от определения её места и роли как в государственном правообеспечивающем механизме, так и в системе общественных координат будет очень многое зависеть для будущего России. По оценке профессора, доктора юридических наук А.Я.Сухарева, «в настоящее время прокуратура подвергается суровым испытаниям - от попыток растворения её независимой централизованной сущности в контрольно-ведомственных паллиативах до прямого демонтажа державного ока государева»15.

Теоретические аспекты определения  места и роли прокуратуры в  системе правовых институтов российского  государства и общества исследованы  в работах Р.Р.Абдуллиной, И.А.Антонова, В.Г.Бессарабова, Р.В.Вахитовой, Н.Н.Дегтярёвой, В.С.Джатиева, С.П.Ефимичева, С.Ю.Зайкова, Р.Н.Зинурова, Н.И.Костенко, Р.А.Мамедова, Н.В.Мельникова, В.А.Михайлова, В.П.Рябцева, А.Ф.Смирнова, А.В.Сидоренко, Н.А.Соловьевой, М.С.Шалумова, Ю.Л.Шульженко, других ученых и прокурорских работников.

К наиболее распространенным концептуальным подходам, определяющим перспективы развития органов прокуратуры  России, относятся нижеприведенные  мнения:

1.  «Прокуратура постсоветской России не должна воссоздавать прокуратуру СССР, она должна быть децентрализована».

2.  «Прокуратура - орган исполнительной власти».

3.  «Прокуратура - орган судебной власти».

4.  «Прокуратура - опора президентской власти».

5.  «Прокуратура - силовая структура».

6.  «Прокуратура - элемент структуры правоохранительных органов, но особый и независимый».

7.  «Прокуратура предназначена бороться с преступностью и этим обстоятельством определяется её место и роль в государстве».

8.  «Прокуратура - разновидность контрольно-надзорных органов в механизме государства».

Информация о работе Современные тенденции развития Прокуратуры в РФ