Судебный контроль как гарантия законности уголовно-процессуальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является комплексное исследование и обобщение нормативной базы современного законодательства, раскрытие понятия и сущности судебного контроля в российском уголовном процессе.
В соответствии с указанной целью определяются следующие задачи:
– определить понятие и значение судебного контроля за законностью уголовном процессе;
– изучить соотношение судебного контроля и прокурорского надзора;
– выделить особенности судебного контроля на досудебных стадиях уголовного процесса;
– определить основы взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании преступлений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и значение судебного контроля за законностью в уголовном процессе……………………………………………………………………………5
Глава 2. Соотношение судебного контроля и прокурорского надзора………17
Глава 3. Судебный контроль на досудебных стадиях уголовного процесса…………………………………………………………………………..22
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПРАВОt Office Word (2).docx

— 47.17 Кб (Скачать документ)

 

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Понятие  и значение судебного контроля за законностью в уголовном процессе……………………………………………………………………………5

Глава 2. Соотношение  судебного контроля и прокурорского  надзора………17

Глава 3. Судебный контроль на досудебных стадиях уголовного процесса…………………………………………………………………………..22

Заключение 26

Список использованной литературы 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопросы судебного контроля в российском уголовном процессе вызывают оживленные споры и являются предметом многих дискуссий и публикаций. Появившись в 1992 году в виде права обжалования  в суд постановления об аресте и о продлении срока содержания под стражей, этот институт постоянно  развивался и, как правило, в сторону  расширения возможности обжалования  в суд решений органов предварительного расследования. За прошедшие годы накоплена  достаточная практика, как следственно-судебная, так и конституционная. Именно в  связи с деятельностью Конституционного Суда РФ сфера действия судебного  контроля значительно расширилась.

Решения органов предварительного следствия и прокурора, которые  сегодня разрешено обжаловать в  суде, условно можно разделить  на три группы. К первой относятся  постановления органов следствия  и дознания, а также прокурора, в которых сформулированы итоговые (для определенной стадии расследования  или в целом) или окончательные  решения. Речь идет о постановлениях: об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела (в целом либо в отношении конкретного  лица или лиц), о приостановлении  следствия по уголовному делу, о  выделении либо соединении уголовных  дел, о направлении уголовного дела (по подследственности, по территориальности) и т.д. Безусловно, все участники уголовного процесса должны иметь возможность обжаловать такие постановления.

Вторая категория решений органов  следствия и дознания, которые  допустимо обжаловать в судебном порядке, включает в себя затрагивающие  основные права и свободы человека, подозреваемого или обвиняемого  в совершении преступления. Именно он при расследовании дела терпит наиболее серьезные ограничения и сфера судебного контроля здесь является наиболее широкой. Кроме обжалования в суд постановления о задержании, об аресте, о продлении срока следствия и срока содержания под стражей, можно указать на право обжалования постановления о производстве обыска; постановления о наложении ареста на имущество, об отстранении от должности, о помещении в стационар для проведения судебно-психиатрической экспертизы и другие.

Целью настоящей работы является комплексное исследование и обобщение  нормативной базы современного законодательства, раскрытие понятия и сущности судебного контроля в российском уголовном процессе.

В соответствии с указанной  целью определяются следующие задачи:

– определить понятие и  значение судебного контроля за законностью  уголовном процессе;

– изучить соотношение  судебного контроля и прокурорского  надзора;

– выделить особенности  судебного контроля на досудебных стадиях  уголовного процесса;

– определить основы взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании преступлений.

Объект настоящего исследования – нормы уголовно-процессуального  законодательства, устанавливающие  правовые основы осуществления судебного  контроля и прокурорского надзора в РФ.

Предмет исследования –  судебный контроль в уголовном судопроизводстве.

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  и значение судебного контроля за законностью в уголовном процессе

Уголовно-процессуальный закон определяет место суда в осуществлении задач  уголовного судопроизводства и реализации его предназначения. Занимая центральное  место в системе органов уголовного судопроизводства, суд призван реализовывать  указанное в Конституции РФ уголовное  судопроизводство для защиты прав и  свобод граждан в ходе отправления  правосудия. Поэтому от содержания установленного процессуальным законом  статуса суда, его обязанностей, пределов полномочий и предоставленных  ему правовых средств в значительной мере зависит эффективность решения поставленных перед уголовным судопроизводством задач.

Закон утверждает исключительные полномочия суда на ограничение прав и свобод личности: только суд правомочен признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание; применить  к лицу при наличии установленных  Уголовным кодексом РФ и Уголовно-процессуальным кодексом РФ оснований такие формы  уголовно-правового воздействия, как  принудительные меры медицинского характера  и принудительные меры воспитательного  воздействия, предусмотренные гл. 14,15УКРФигл. 50,51УПКРФ.

Суд вправе принимать решение об ограничении свободы обвиняемого  в досудебном производстве: об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста; о  продлении срока содержания обвиняемого  под стражей; о помещении подозреваемого (обвиняемого), не находящегося под  стражей, в медицинский или психиатрический  стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической  экспертизы.

Ограничение иных конституционных  прав гражданина допускается только по решению суда: о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; о производстве обыска и выемки в жилище; о производстве личного обыска; о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях; о наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждениях связи; о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; о временном отстранении обвиняемого от должности и др.

Расширяются полномочия суда по контролю за соблюдением прав граждан в досудебных стадиях процесса, возрастает объем возможностей граждан на обращение к суду в случае конфликтных ситуаций в отношениях с органами уголовного преследования. В частности, суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ. Решения в порядке судебного контроля, указанные в ч. 2 и 3 ст. 29 УПК РФ, принимают в ходе досудебного производства судьи районного и военного суда соответствующего уровня.

УПК РФ предоставляет право суду реагировать на нарушения законности, обнаруженные в ходе судебного разбирательства, путем вынесения частного определения. Предметом частного определения  могут явиться: обстоятельства, способствовавшие совершению преступления; нарушения  прав и свобод граждан; иные нарушения  закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия  или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом. В частном  определении или постановлении  суд (судья) вправе обратить внимание соответствующих  должностных лиц или организаций  на подобные обстоятельства и факты  нарушения закона, требующие принятия необходимых мер.

Таким образом, объем полномочий суда в сфере контроля за ограничением прав граждан приводится в соответствие с требованиями международных актов и положениями Конституции РФ, устанавливающими возможность ограничения прав граждан лишь на основе судебных решений.

Согласно УПК РФ правосудие по уголовным  делам осуществляется судом коллегиально или судьей единолично. Для коллегиального рассмотрения дел по первой инстанции  иногда могут привлекаться представители  населения в качестве присяжных  заседателей.

Согласно УПК РФ вся  уголовно-процессуальная деятельность разделена на две части: досудебное и судебное производство. Первая часть  охватывает только две первые стадии уголовного процесса – возбуждение  уголовного дела и предварительное  расследование. Государственными органами, осуществляющими производство в  этих стадиях, являются прокурор, руководитель следственного отдела, следователь, орган дознания и дознаватель. Все  эти органы входят в систему органов  исполнительной власти и в уголовном  процессе осуществляют функцию обвинения.

В ходе досудебного производства возникает правовой спор между обвинением и защитой и, следовательно, необходимость  его разрешения объективным, беспристрастным  и независимым судом.

Все последующие стадии уголовного процесса, в которых суд разрешает  самые разнообразные процессуальные вопросы, связанные с решением дела по существу или иные вопросы, возникающие  при производстве по уголовному делу, – все это и есть сфера действия судебной власти.

Следует еще раз подчеркнуть, что согласно Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством  судопроизводства, т.е. урегулированной  процессуальным законом деятельности суда по конкретному делу, состоящей  как в разрешении дела по существу, так и в решении иных правовых вопросов, возникающих по делу.

После провозглашения Конституцией РФ 1993 г. самостоятельности судебной власти произошли существенные качественные изменения в содержании взаимоотношений суда и всех других органов государственной власти, осуществляющих уголовное судопроизводство.

До 1993 г. судебная власть была элементом административно-командной системы и должна была обеспечивать политику государства. В последнее десятилетие в ходе реализации Концепции судебной реформы и принципиального изменения законодательства о судоустройстве и судопроизводстве происходит правовое закрепление новой роли суда.

В сферу действия судебной власти в уголовном судопроизводстве вошли значительные по своему объему и последствиям правомочия суда по контролю за законностью действий органов исполнительной власти в досудебных стадиях процесса.

Судебный контроль осуществляется посредством дачи судом разрешения на производство ряда процессуальных действий, способных нарушить или  ограничить конституционные права  и свободы граждан (ч. 2 ст. 29 УПК). Кроме того, судебный контроль может иметь место посредством рассмотрения жалоб граждан на незаконные действия (бездействие), решений должностных лиц в досудебных стадиях процесса, если они нарушают предоставленные Конституцией права и свободы граждан (ст. 125 УПК).

Суд, осуществляющий производство по уголовному делу или рассматривающий  жалобы граждан в досудебном производстве, обязан оценивать применяемую норму  с точки зрения соответствия ее Конституции  РФ. В случае противоречия суд обязан применять норму Конституции  РФ. При наличии сомнений он обязан приостанавливать производство и обращаться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности данной нормы.

Судебная власть – это  особая форма государственно-властных отношений в сфере судопроизводства. Судебная власть необходима только тогда, когда возникает правовой конфликт, требующий разрешения в судебном порядке. Уголовное дело может попасть  в суд только по инициативе обвинителя: государственного, если это дела публичного или частно-публичного обвинения, и частного, если это дело частного обвинения.

Обращение в суд за рассмотрением  и разрешением уголовного дела или  жалобы кого-либо из участников процесса обязывает суд выполнить все  предусмотренные процессуальным законом  действия и вынести соответствующие  решения. Отношение суда и субъектов  процесса – это правоотношения, где у каждого из участников есть полномочия, права и обязанности. Суд в такой же мере обязан выполнить  законные требования сторон, как и  стороны обязаны подчиниться требованиям суда.

Право разрешить дело по существу принадлежит исключительно  суду, и никто не вправе вмешиваться  в принятие им решения, незаконно  воздействовать на суд. Участники уголовного судопроизводства имеют право на обжалование решений суда в установленном  процессуальным законом порядке.

Поэтому в уголовном судопроизводстве судебная власть является особой формой государственно-властных взаимоотношений  суда и субъектов уголовного процесса, возникающих при производстве по уголовному делу.

Рассматривая и разрешая правовые конфликты или иные процессуальные вопросы, судебная власть осуществляет защиту нарушенного права и его  восстановление посредством применения правовой нормы. Эта деятельность суда в сфере уголовного судопроизводства предопределяет и назначение судебной власти:

1) защищать права и  законные интересы лиц и организаций,  потерпевших от преступлений, и

2) защищать личность от  незаконного и необоснованного  обвинения, осуждения, ограничения  ее прав и свобод (ст. 6 УПК)[2].

Исходя из этих положений  процессуального закона, определяется и содержание судебной власти, включающее различные виды процессуальной деятельности суда в рамках уголовного судопроизводства.

Важное место в содержании судебной власти в уголовном процессе занимает судебный контроль. Суд правомочен проверять законность ходатайства  о применении различных видов  процессуального принуждения к  гражданину до того, как оно будет  реально осуществлено. Только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения: об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста, залога и продлении срока содержания под стражей, о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответствующей экспертизы.

Принятие решений по этим вопросам происходит по общему правилу  в открытом судебном заседании, с  участием сторон, которые реализуют  свое право на состязательность. Все  это дает основание рассматривать  порядок решения судом указанных  вопросов как «форму осуществления  правосудия».

Информация о работе Судебный контроль как гарантия законности уголовно-процессуальной деятельности