Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 12:41, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить особенности уголовной ответственности и наказаний несовершеннолетних.
Исходя из цели, основными задачами работы являются:
определить понятие несовершеннолетние;
определить сущность уголовной ответственности и наказаний,
применяемых к несовершеннолетним;
рассмотреть особенности освобождения от уголовной
ответственности и наказаний несовершеннолетних.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1 Определение несовершеннолетних лиц
1. 2 Уголовная ответственность несовершеннолетних
2. ОСОБЕННОСТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ
2.1 Освобождение от уголовной ответственности
2.2 Освобождение от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Уголовное право
«Уголовная
ответственность несовершеннолетних»
2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1 Определение несовершеннолетних лиц
1. 2 Уголовная ответственность несовершеннолетних
2. ОСОБЕННОСТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ
2.1 Освобождение от уголовной ответственности
2.2 Освобождение от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Несовершеннолетние пользуются особой защитой государства. Государство, исходя из того, что несовершеннолетние в силу своего возраста не могут в полной мере осознавать значение своих действий, ограничивает их способность своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности и нести юридическую ответственность, а также устанавливает особой порядок осуществления их прав.
Борьба с правонарушениями несовершеннолетних — одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступности в нашей стране. Значительное место в этом процессе занимает уголовно-правовая деятельность. Главное ее содержание заключается в воспитательной работе, предупреждении правонарушений со стороны подростков, устранении причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних. Все эти задачи могут быть успешно решены лишь при условии строжайшего соблюдения процессуального законодательства, регламентирующего порядок предварительного расследования по делам несовершеннолетних.
Среди
преступлений, совершаемых
Законодательством
предусмотрены особые условия установления
видов наказания для
Уголовно-правовые
меры противодействия преступности
несовершеннолетних не являются основными.
Нельзя не учитывать, что рост преступности
несовершеннолетних происходит в условиях
интенсивного социального расслоения
общества, падения жизненного уровня
значительной части населения, обострения
межнациональных конфликтов, благоприятного
развития семейно-брачных отношений,
роста различных проявлений жестокого
обращения с
В УК РФ эти вопросы решены в самостоятельном пятом разделе, включающем главу 14 об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних. В соответствия со ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются физические лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
Необходимость специальных норм об ответственности несовершеннолетних в уголовном праве прямо вытекает из принципов справедливости и гуманизма. С одной стороны, несовершеннолетний, «ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе», и потому общество не может предъявить ему требования, равные с требованиями, предъявленными к лицу зрелого возраста.
С
другой стороны, особенности психологии
несовершеннолетнего позволяют
лучшим образом реализовать цели
уголовного наказания путем применения
специальных, менее жестких мер
наказания. Часто оптимальный путь
исправления
Уголовная
ответственность
Известно,
что нервная система
Непостоянство
процесса выработки тормозных реакций
не может не влиять на мотивационную
сторону агрессивного деяния. Несовершеннолетний
способен совершить такой акт, не
задумываясь о его
Цель курсовой работы – определить особенности уголовной ответственности и наказаний несовершеннолетних.
Исходя из цели, основными задачами работы являются:
применяемых к несовершеннолетним;
ответственности и наказаний несовершеннолетних.
Предметом исследования курсовой работы является уголовная
ответственность несовершеннолетних.
Объект исследования – особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
При подготовке работы было изучено законодательство
Российской федерации и международные
акты, регулирующие вопросы по изучаемой
теме, использовалась учебная литература
по уголовному праву.
1. ОСОБЕННОСТИ
УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1. 1 Определение несовершеннолетних лиц
В соответствии со статьей 87 Уголовного кодекса РФ "несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет".
Минимальный
возраст несовершеннолетнего
Малолетние, не достигшие 14-летнего возраста, не подлежат уголовной ответственности. При этом законодатель исходит из того факта, что малолетний не может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
Для
правильного применения норм об уголовной
ответственности
Судам необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 421 УПК РФ установление возраста несовершеннолетнего входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних.
При этом нужно учитывать, что лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток.
При установлении судебно-медицинской экспертизой возраста подсудимого днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.
По достижении 18-летнего возраста лицо утрачивает правовой статус несовершеннолетнего.
В
соответствии со статьей 96 УК уголовно-правовые
нормы, устанавливающие особенности
ответственности
Наказание,
будучи основной формой выражения и
реализации уголовной ответственности
несовершеннолетних, применительно
к этой категории преступников имеет
свои существенные особенности, вытекающие
из уголовной ответственности несовершеннолетних.
Эти особенности наказания отличают
его от другой формы ответственности
несовершеннолетних - от принудительных
мер воспитательного характера.
Специфика уголовной ответственности несовершеннолетних обусловлена как социально-психологическими особенностями личности несовершеннолетнего, так и криминологической характеристикой преступлений, совершаемых этой категорией правонарушителей. Специфика ответственности влияет на характер наказания, на его карательное содержание. В цепочке “возраст - вменяемость - вина - ответственность - наказание - кара” (мы допускаем для наглядности такую цепочку) прослеживается единство подхода, обнаруживается специфика оценки преступлений несовершеннолетних.
Анализ всего комплекса законодательных норм об уголовной ответственности несовершеннолетних наглядно убеждает, что нормы эти создают для подростков режим ответственности, существенно более льготный, чем взрослым преступникам при равных обстоятельствах1.
Это
видно и из норм, устанавливающих
возрастной критерий уголовной
ответственности и определяющих
перечень деяний, за совершение которых
уголовная ответственность
Всё
это свидетельствует о
Также специфика уголовного наказания заключается в направленности и осуществлении его воспитательной функции2.
С раскрытием сущности и особенностей наказания несовершеннолетних неразрывно связан вопрос о целях наказания.
Уголовное
законодательство РФ в ст. 43 УК достаточно
чётко определяют цели наказания,
которые заключаются в
Понятие «исправление и перевоспитание осужденных», как никакое другое, выражает социальную сущность, главное назначение наказания.
Особенности исправления и перевоспитания осужденных несовершеннолетних имеют двоякую природу. С одной стороны, так же как и в отношении взрослых преступников, они вытекают из специфики совершённых преступлений. Например, не может быть одинаковым содержание исправления и перевоспитания осужденных за кражи. Точно так же, как в объяснении причин и условий совершения преступлений необходимо найти правильное соотношение общего и особенного, в раскрытии содержания исправления нужно исходить из анализа не только общих криминогенных личностных свойств и черт, которые способствовали именно данному виду преступления.
Информация о работе Уголовная ответственность несовершеннолетних