Уголовная ответственность несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 12:41, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – определить особенности уголовной ответственности и наказаний несовершеннолетних.

Исходя из цели, основными задачами работы являются:

определить понятие несовершеннолетние;
определить сущность уголовной ответственности и наказаний,
применяемых к несовершеннолетним;

рассмотреть особенности освобождения от уголовной
ответственности и наказаний несовершеннолетних.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1.1 Определение несовершеннолетних лиц

1. 2 Уголовная ответственность несовершеннолетних

2. ОСОБЕННОСТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ

2.1 Освобождение от уголовной ответственности

2.2 Освобождение от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ УГОЛОВНОЕ ПРАВО.docx

— 46.08 Кб (Скачать документ)

    Они могут быть применены к несовершеннолетним при наличии совокупности трех критериев: 

    1) совершения преступления, относящегося к категории небольшой или средней тяжести;

    2) возможности исправления несовершеннолетнего без уголовной ответственности или без наказания.

    При наличии указанных критериев, а  также с учетом мотивов совершенного преступления и поведения виновного  после совершения преступления, а  равно при выяснении вопросов о том, применялись ли к нему ранее  принудительные меры воспитательного  воздействия и какие именно, вопрос о применении к несовершеннолетнему  принудительных мер воспитательного  воздействия может быть поставлен  как на стадии предварительного следствия, так и на стадии судебного разбирательства.

    Предусмотренные уголовным законом принудительные меры воспитательного воздействия  — это не являющиеся уголовным  наказанием меры государственного принуждения, применяемые к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, с целью их исправления.

    В соответствии с частью первой ст. 91 УК РФ предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

    Обязанность загладить причиненный ущерб  назначается с учетом имущественного положения и трудовых навыков  несовершеннолетнего. Гражданское  законодательство предусматривает  имущественное возмещение морального вреда, однако в некоторых случаях  с согласия потерпевшего моральный  вред может быть заглажен извинением раскаявшегося нарушителя.

    Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего  могут предусматривать запрет посещения  определенных мест, использование определенных форм досуга, выезд в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено требование возвратиться в общеобразовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. В отношении несовершеннолетнего могут быть предъявлены и другие требования, необходимые для его исправления. Требования эти должны быть целесообразными, не должны быть жестокими, причинять вред несовершеннолетнему, целью их не может быть унижение достоинства несовершеннолетнего8.

    Часть вторая ст. 92 предусматривает возможность  помещения несовершеннолетнего  в специальное воспитательное или  лечебно-воспитательное учреждение для  несовершеннолетних.

    Помещение несовершеннолетнего в специальное  учреждение — наиболее строгая принудительная мера воспитательного воздействия. Она связана с существенными  ограничениями свободы общения  несовершеннолетних, установлением  специальных требований режима, учебы, организации труда или лечения. Ее назначение оправдано в отношении  виновных, вышедших из-под контроля родителей или лиц, их заменяющих, либо лиц, которых целесообразно  изолировать от негативного влияния  на них среды, в которой они  постоянно находились, или лиц  с психическими отклонениями и нуждающихся  в специальном лечении.

    В лечебно-воспитательные учреждения направляются несовершеннолетние с физическими  недостатками (глухонемые, слепые и  др.) и с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости, а также  страдающие иными заболеваниями  и нуждающиеся в лечении и  воспитательной работе.

    В законе определен максимальный срок пребывания несовершеннолетнего в  специальном учреждении, который  равен максимальному сроку наказания  за совершенное им преступление. Минимальный  срок пребывания несовершеннолетнего  в специальном воспитательном или  лечебно-воспитательном учреждении равен  либо минимальному сроку лишения  свободы, предусмотренному санкцией соответствующей  статьи, либо минимальному сроку наказания  в виде лишения свободы — шести  месяцам9.

    Пленумом  ВС РФ отмечено, что судам следует  иметь в виду, что в соответствии со статьей 90 УК РФ несовершеннолетнему  одновременно может быть назначено несколько принудительных мер воспитательного воздействия, например предупреждение и передача под надзор родителей, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Из  всех нарушений законности, допускаемых  несовершеннолетними, наиболее опасными являются уголовные преступления. Правильная, чётко организованная борьба с преступностью  несовершеннолетних является одной  из наиболее актуальных задач. Говоря  о структуре и динамике преступности среди несовершеннолетних, необходимо отметить, что за последние пять лет в значительной мере увеличилось  число правонарушений, совершённых  несовершеннолетними: если несколько  лет назад коэффициент преступности несовершеннолетних составил 6% к общему числу совершённых в стране преступлений, то в настоящее время он составляет 12%.

    При этом совершается большое количество тяжких преступлений: умышленные убийства, бандитские налёты, разбойные нападения  и грабежи. Около 80% всех преступлений совершено несовершеннолетними  группами.

    По  сводным статистическим данным Генеральной  Прокуратуры России рост преступности среди несовершеннолетних продолжается и в настоящее время10.

    К тому же следует учесть проявление новых, неизвестных ранее черт криминогенного характера, характеризующих преступность среди несовершеннолетних:

    - более широкое применение холодного  и огнестрельного оружия;

    - неоправданная жестокость, даже  садизм при совершении преступлений   против личности;

       - рост числа заранее организованных, групповых преступлений;

    - стремление создать для себя  материальные выгоды путём совершения  корыстных преступлений.

    Во  всём этом содержится потенциальная  возможность совершения этими лицами в будущем ещё более опасных  преступлений, если их преступное поведение  не будет своевременно пресечено11.

    Несовершеннолетние  не могут быть привлечены к ответственности  за некоторые преступления, субъектом  которых может быть только лицо, достигшее 18-летнего возраста. В отношении несовершеннолетних запрещено применять:

    - смертную казнь;

    - срок лишения свободы не может  превышать 10 лет;

    - нельзя применить лишение свободы  в виде заключения в тюрьму.

    При признании лица особо опасным  рецидивистом не учитывается судимость  за преступление, совершённое в возрасте до 18 лет.

    Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних определяются не только возрастными  и социально-психологическими условиями  формирования личности, но и криминологическими её предпосылками и оценкой личности несовершеннолетнего как преступника.

    В генезисе преступности несовершеннолетних решающее место занимают недостатки воспитания и влияния среды. Однако это не исключает правомерности  возложения на них уголовной ответственности. Во-первых, эта ответственность устанавливается  при наличии социально-психологических  предпосылок. Во-вторых, она сама как  социальный и правовой институт призвана выступать в качестве объективного фактора, противоборствующего преступным проявлениям и способствующего  воспитанию подрастающего поколения, привитию ему необходимого правосознания.

    Действующее законодательство закрепляет положение  о том, что граждане обязаны заботится  о воспитании детей, готовить их к  общественно-полезному труду, растить  достойными членами общества. Забота о воспитании молодёжи, в особенности  несовершеннолетних, рассматривается  как конституционная обязанность  всех граждан, всех государственных  органов и общественных организаций. Реализация правовой реформы предполагает улучшение трудового, идейно-политического  и нравственного воспитания молодёжи.

    Совершаемые подростками преступления - сигнал обществу о существующих недостатках  в нравственном воспитании молодого поколения. Успех нравственного  воспитания зависит от многого:

    - от создания здоровой моральной  атмосферы как в масштабах  общества, так и в отдельных  коллективах, а также в семье;

    - от органического сочетания массовой  и индивидуальной работы с  людьми;

    Задача  эта тем более важна, что речь идёт о формировании граждан правового  государства, которые сами призваны создавать законы, обеспечивать их исполнение, совершенствовать законодательство, участвовать в управлении делами государства и общества12.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием) 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30 декабря 2008) // Российская газета. 1993. 25 декабря; от ред. 2009. 21 января.
    2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 4 октября 2010 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
    3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» (в ред. от 06 февраля 2007) // БВС РФ. 2000. № 5.
    4. Анденес И. Н. Наказание и предупреждение преступлений: Учебник. М., 2007.
    5. Астемиров И.И. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних: Учебное пособие. М., 2008.
    6. Бабаев М.М.  Индивидуализация наказания несовершеннолетних: Учебник. М., 2006.
    7. Викулин Н. К. Нужны ли новые подходы к надзору за исполнением законов о молодёжи. // Российская законность. 2009. №3. Ст. 48.
    8. Доронен Л.В. Уголовная ответственность и наказание: Учебное пособие. М., 2008.
    9. Евтеев М.П. Преступность и правонарушения. // Закон и право. 2009. № 11. Ст. 85.
    10. Кирин В.А. Вопросы уголовной ответственности и наказания. // Юристъ. 2008. № 12. Ст. 92.
    11. Комарова Г.С. Психология подростков – правонарушителей. // Российская Юстиция. 2007. №22. Ст. 56.
    12. Никитин А.Ф. Ответственность несовершеннолетних: Учебник. С-Пб., 2007.
    13. Общая теория правонарушения и ответственности: Учебное пособие / под ред. Ю.А. Денисова. М., 2007.
    14. Примаченок А.А. Уголовная ответственность и наказания несовершеннолетних: Учебное пособие. Минск., 2007.

Информация о работе Уголовная ответственность несовершеннолетних