Уголовная ответственность в сфере экономической деятельности: общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:40, дипломная работа

Описание

В начале XXI века преступность, регистрируемая в России, перешагнула 3-х миллионный рубеж. Много это или мало? Думаю, что этот показатель отражает лишь уровень добросовестности правоохранительных органов, осуществляющих регистрацию преступлений. Но нельзя забывать и о латентной преступности. Так, по экспертным оценкам, в России реально совершается от 15 до 20 млн. преступлений. Именно такое положение дел справедливо позволяет сделать вывод о кризисе уголовной политики, прежде всего ее неадекватность криминальной ситуации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика экономических преступлений……...12
§ 1.1. Понятие и виды преступлений в сфере экономической деятельности……………………………………………………………..12
§ 1.2. Основные причины и условия совершения преступлений в сфере экономической деятельности…………………………………………...21
§ 1.3. Особенности предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности…………………………………………...33
Глава 2. Преступления в сфере предпринимательской деятельности……………………………………………………………..42
§ 2.1. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК)………………………………………………42
§ 2.2. Незаконное предпринимательство (ст. 171 УК)………………..54
§ 2.3. Лжепредпринимательство (ст. 173 УК)…………………………61
Заключение………………………………………………………………64
Приложение……………………………………………………………...71
Литература……………………………………………………………
….72

Работа состоит из  1 файл

Уголовная ответственность в сфере экономической деятельности общая характеристика.doc

— 298.00 Кб (Скачать документ)

    Деятельность этих подразделений направлена на: выявление причин и условий совершения преступлений в сфере экономики; информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической направленности; проведение оперативно розыскных мероприятий по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступление в сфере экономики, и принятие к ним соответствующих мер предупреждения и пресечения; выявление и разобщение организованных преступных групп, действующих в сфере экономики.

    Главное в профилактике — своевременность, а она возможна лишь тогда, когда имеется соответствующая информация, помогающая: выявить, нейтрализовать и устранить причины и условия, способствующие совершению преступлений в сфере экономической деятельности; установить лиц, замышляющих (подготавливающих) совершение преступления; обеспечить максимально результативное раскрытие преступлений.

    Указанные меры должны базироваться на соответствующей кадровой, материально-технической обеспеченности правоохранительных органов, надежной правовой и социальной защищенности их работников.

    Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности требует от правоохранительных органов высокого уровня взаимодействия. Одной из его форм является четко отлаженный, интенсивный обмен информацией. Оперативность информационного взаимодействия между правоохранительными органами — важный показатель успешной борьбы с преступностью в сфере экономической деятельности.

    Координация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, контролирующих и правоохранительных органов, общественных организаций по ключевым направлениям предупреждения экономических преступлений осуществляется на основе целевых государственных программ борьбы с преступностью в Российской Федерации. Эти программы предусматривают осуществление комплекса соответствующих взаимосвязанных мер экономического, организационного, технического, правового и воспитательного характера. В то же время с учетом сложности решения экономических проблем представляется целесообразным сформировать и в дальнейшем реализовывать специальную долгосрочную федеральную программу борьбы с экономической преступностью.

    Среди основных направлений такой программы, на наш взгляд, необходимо выделить: совершенствование правового регулирования борьбы с экономическими преступлениями и мобилизацию правоохранительных органов на ее осуществление.

    К правовым мерам, реализуемых такой программой, относятся: существенный пересмотр (с точки зрения позитивного изменения) действующей нормативной базы, регулирующей экономическую деятельность; введение соответствующих современным экономическим отношениям норм, повышающих ответственности за криминальную экономическую деятельность.

    Необходимость мобилизации правоохранительных органов связана с требованием повышения эффективности работы правоохранительных органов в области предупреждения экономических преступлений. Речь идет не только о совершенствовании имеющихся методов данной деятельности и критериях оценки ее результатов, но и о качественном обогащении и изменении их содержания.

    Вместе с тем изучение эффективности системы предупреждения экономической преступности показывает, что, несмотря на достаточно большое количество ее субъектов, их деятельность существенного влияния на оздоровление дел в экономике пока не оказывает.

    Сказывается отсутствие целостного представления о способах государственного регулирования экономики, идеологии контроля за развитием экономических отношений в целом.

    Продолжающийся процесс криминализации экономических отношений требует своевременной корректировки законодательной базы, внесения изменений в стратегию и тактику деятельности контролирующих и правоохранительных органов, в федеральные программы борьбы с преступностью. В новых условиях нельзя держаться за старые правовые формы, нужны комплексные специальные законы, которые затем будут развиваться и дополняться, образуя, может быть, новые, нетрадиционные отрасли законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Преступления в сфере предпринимательской  деятельности.

 § 2.1. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК).

Экономическая деятельность хозяйствующих субъектов осуществляется в различных сферах: предпринимательства, финансовой, денежно-кредитной, внешнеэкономической, торговли и услуг. Предпринимательство, как и другие формы экономической деятельности, имеет важное значение в системе рыночной экономики. Определяется это понятие Гражданским кодексом РФ.

Под предпринимательством понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).

Не любая хозяйственная  деятельность может считаться предпринимательством, а только та, которая обладает совокупностью  признаков, вытекающих из данного определения: 1) эта деятельность связана с использованием имущества, продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг; 2) осуществляется самостоятельно на свой риск; 3) направлена на получение прибыли систематически; 4) осуществляется лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Первые три признака выражают экономическую сущность этого  явления, четвертый — его юридическую  характеристику. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков означает, что осуществляемая экономическая  деятельность либо не является предпринимательской, либо осуществляется незаконно (при отсутствии юридического признака).

Участниками отношений  в сфере предпринимательства  являются граждане и юридические  лица. В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин  имеет право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, но может также заниматься предпринимательской деятельностью совместно с другими гражданами, образуя юридическое лицо (ст. 18 ГК РФ). Юридические лица, преследующие в качестве основной цели извлечение прибыли из своей деятельности, называются коммерческими организациями и могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (ч. 1 и 2 ст. 50 ГК РФ). Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (ч. 2 ст. 51 ГК РФ). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке, могут совершать любые, не запрещенные законом сделки и участвовать в обязательствах (ст. 18 ГК РФ).

Законное предпринимательство и иная экономическая деятельность основывается не только на свободе выбора вида такой деятельности, не запрещенной законом, выбора его организационно-правовой формы, реализации продукта своей деятельности, независимости при распоряжении прибылью, но и, самое главное, — на обязательности государственной регистрации и соблюдении нормативно установленного порядка и условий регистрации.

Дополнительным объектом данного преступления является конституционное право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Объективная сторона характеризуется воспрепятствованием законной предпринимательской и иной экономической деятельности. Воспрепятствование означает создание каких-либо помех или создание таких условий, при которых предпринимательская деятельность становится невозможной или существенно ограничивается. Воспрепятствование может совершаться как действием, так и бездействием и проявляться в шести формах преступной деятельности: 1) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; 2) уклонение от их регистрации; 3) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; 4) уклонение от его (ее) выдачи; 5) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы; 6) ограничение самостоятельности или иное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Неправомерный отказ  в регистрации индивидуального  предпринимателя или юридического лица выражается в открытом нежелании уполномоченного лица провести регистрацию, несмотря на то, что все основания для нее имеются.

     Регистрация  индивидуального предпринимателя  или юридического лица осуществляется  на основании Федеральных законов от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»; от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности».

Государственная регистрация — это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый путем внесения в единые государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридического лица, о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении предпринимательской деятельности, а также изменений в учредительные документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Государственную регистрацию осуществляет федеральный орган исполнительной власти — регистрационные службы, имеющие свои отделения в субъектах РФ, и регистраторов при органах власти местного самоуправления в городах, районах, населенных пунктах. Регистрацию кредитных организаций проводит Центральный банк России и его отделения. Все виды экономической деятельности, связанные с иностранными инвестициями, подлежат регистрации в Государственной регистрационной палате при Правительстве РФ.

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» устанавливает единый порядок регистрации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Законы определяют исчерпывающий  перечень документов, необходимых для  регистрации юридического лица и  индивидуального предпринимателя. Соискатели подают в регистрирующий орган заявление по форме, установленной Правительством РФ, и квитанцию об уплате регистрационного сбора. Подписи заявителей должны быть нотариально заверены. Кроме того, для регистрации юридического лица должны быть представлены: документ, подтверждающий оплату (не менее 50%) уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов), решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа, устав организации с указанием организационно-правовой формы этой организации, вида экономической деятельности, руководящего органа и юридического адреса.

Перечень документов, необходимых для регистрации  индивидуального предпринимателя, включает: заявление, квитанцию об оплате регистрационного сбора, нотариально заверенную копию основного документа, удостоверяющего личность, с обязательным указанием гражданства, даты и места рождения, адреса места жительства.

Несовершеннолетнему заявителю  нужно представить нотариально заверенное согласие родителей, усыновителей или попечителей на осуществление предпринимательской деятельности либо копию свидетельства о браке, либо копию решения суда об объявлении физического лица полностью дееспособным. В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме установленных названным Законом.

В течение установленных  сроков регистрирующий орган обязан принять решение о регистрации, внести соответствующую запись в единый государственный реестр, выдать бессрочное регистрационное свидетельство или вынести решение об отказе в регистрации. Отказ имеет письменную форму и доводится до сведения заявителя с обязательным указанием мотивов.

Отказ в регистрации  возможен по основаниям, указанным в законе: а) в случае представления недостоверных документов; б) если истек срок действия документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства проживания на территории России; в) если не утратила силу более ранняя регистрация; г) если не истек срок со дня принятия судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществлявшейся экономической деятельностью; д) при наличии решения суда о прекращении предпринимательской деятельности в принудительном порядке; е) если не истек срок, на который лицо было лишено права по приговору суда заниматься предпринимательской деятельностью.

Отказ в регистрации  по другим основаниям не допускается  и образует признаки преступления, предусмотренного ст. 169 УК, в первой форме.

Уклонение от регистрации  индивидуального предпринимателя  или юридического лица — это скрытая форма воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. В отличие от отказа в регистрации, который носит официальный характер, уклонение от регистрации может выражаться под различными предлогами в неоднократном непринятии документов, в сознательном нарушении сроков регистрации. Государственная регистрация должна быть осуществлена в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Другие законы тоже устанавливают точные сроки: для регистрации предприятий с иностранными инвестициями — в течение 21 дня, а заявление об учреждении кредитной организации должно быть рассмотрено Банком России в течение 6 месяцев. В пределах этих сроков уполномоченные должностные лица должны выдать регистрационные свидетельства заинтересованным лицам или уведомить их об отказе в регистрации. Умышленное затягивание сроков выдачи регистрационного свидетельства, при отсутствии уважительных причин, образует признаки преступления во второй форме.

Информация о работе Уголовная ответственность в сфере экономической деятельности: общая характеристика