Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 13:26, курсовая работа
Масштабы терроризма и его межгосударственный характер сделали совершенно необходимым налаживание международной системы противодействия ему, координацию усилий различных государств на долгосрочной основе и на самом высшем уровне, создание международных организаций по борьбе с ним.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Уголовно – правовые проблемы борьбы с терроризмом. Криминологический и международно-правовой аспекты…………………….5
Глава 2. Борьба с терроризмом как общегосударственная задача……………13
Глава 3. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом…….……18
Заключение ………………………………………………………………..……..23
Список используемой литературы……………………………………………...25
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Уголовно – правовые проблемы борьбы с терроризмом. Криминологический и международно-правовой аспекты…………………….5
Глава 2. Борьба с терроризмом как общегосударственная задача……………13
Глава 3. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом…….……18
Заключение …………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Актуальность выбранной темы продиктована нашей действительностью.
Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем.
Наряду с партиями и группами интересов, теперь можно выделить новых субъектов политики – террористические организации. Разумеется, террористическую деятельность можно рассматривать как вид политической борьбы, однако терроризм распространился по всему миру, так что можно уже говорить о появлении политических организаций нового типа.
Если раньше террористические организации финансировались теми или иными странами (внутри государства – партиями) и защищали их интересы, то теперь они часто действуют самостоятельно, ставя под сомнение авторитет государств во внутренней и внешней политике.
Это стало возможным по многим причинам, среди которых есть три главные:
Появление терроризма влечет за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Террористические акты привели к необходимости создания международной системы борьбы с ним.
Для многих людей, групп, организаций, терроризм стал способом решения проблем: политических, религиозных, национальных. Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, каждый, кто не имеет никакого отношения к конфликту.
Масштабы терроризма и
его межгосударственный характер сделали
совершенно необходимым налаживание
международной системы
Глава 1. Уголовно – правовые проблемы борьбы с терроризмом. Криминологический и международно-правовой аспекты
Согласно п. 1 ст. 205 УК РФ1, терроризмом признается совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Для оконченного состава терроризма не требуется фактического наступления указанных в законе последствий. Достаточно, чтобы террористические действия создавали реальную опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или наступления иных общественно опасных последствий.
Субъектом терроризма может
быть любое вменяемое лицо, достигшее
четырнадцатилетнего возраста. Это
положение применительно к
В условиях массовой истерии они легко могут в силу своего возраста попадать под влияние взрослых и совершать преступные действия. Субъектами терроризма могут быть граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства.
Терроризм может совершаться только с прямым умыслом, поскольку террорист осознает общественную опасность своих поступков, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления. Прямой умысел террориста направлен на совершение взрыва или иного действия, создающего реальную опасность возникновения указанных последствий ради достижения определенных целей.
Существует социально – правовая проблема воздействия на терроризм. Она включает в себя следующие компоненты:
Наконец правовая борьба с
терроризмом предполагает постоянное
использование имеющейся
С этих позиций можно высказать некоторые соображения сугубо практического свойства. Прежде всего, необходимо выработать правовые и организационные гарантии защиты прав граждан от злоупотребления возможностями борьбы с терроризмом, от выхода должностных лиц за пределы Конституции, чем бы они не пытались оправдаться.
Одной из таких гарантий
является жесткая индивидуальная ответственность
за принимаемые решения и
Это относится к законам, регламентирующим деятельность правоохранительных органов, в особенности так называемых силовых структур, устанавливающим статусы субъектов права, включая граждан, определяющим их права и обязанности, например, в сфере получения информации, деятельности СМИ, к законам о чрезвычайном положении, уголовному, уголовно – процессуальному и иному законодательству.
Печальная практика указывает на необходимость введения жестких правил принятия решений в сфере борьбы с терроризмом, а также иным противоправным насильственным и в целом антиконституционным поведением.
Более того, необходимо установить запреты на принятие определенного рода решений без соблюдения необходимого процедурного порядка.
Крайне важно определить
компетенцию различных
Структуры, выполняющие эти
задачи, должны иметь поддержку государства
и общества. Но они должны быть легитимны,
их работа должна быть уважаема обществом
и вестись дозволенными методами.
Не следует допускать
Неумеренное применение, например, масок, камуфляжа, автоматического оружия структурами, выполняющими, в сущности, обыденные задачи, подрывает спокойствие в обществе, снижает авторитет правоохранительных органов и переводит конфликтность на более высокий уровень.
Что касается информационного
обеспечения
На концептуальном уровне необходимо осуществить разработку уголовного и уголовно – процессуального законодательства.
Подлежит разработке и нормативному закреплению перечень участников антитеррористической деятельности с дифференциацией на группы:
На межведомственном уровне, помимо сквозных вопросов информационного обеспечения, требуется разработка типовых планов межведомственных действий, федерального, межрегионального, регионального уровня и уровня сотрудничества с другими государствами.
Для каждого варианта должен быть определен единый руководитель, его правовой статус и круг помощников, включая аналитиков, экспертов – юристов, психологов и т.д3.
Разработке подлежат следующие проблемные ситуации стратегического характера:
Подлежит градации на основе интегративных критериев оценка допустимых пределов применения силы, оружия и спецсредств.
Детальной разработки требует процедура и содержание взаимодействия введенных в действие федеральных сил с властями региона и органами местного самоуправления. В частности, речь идет о праве региональных властей на переговоры, о статусе использования местных ресурсов и сил для вывода населения, оцепления, контроля транспорта, размещения эвакуированных, размещения и снабжения участников операции, информационной взаимосвязи4.
Большое значение необходимо
предавать целевой
В том числе осознания законности необходимой обороны и противоправности любых приказов по ее ограничению. В то же время морально – психологическая и правовая подготовка должна ориентировать не только на своевременность и достаточность активного противодействия террористам, но и на предотвращение избыточности и проявлений жестокости; необходимо предусмотреть и психолого – психиатрическую помощь участникам операций по выведению их из экстремального личностного состояния.
Активная борьба с проявлениями терроризма ведется также на уровне законодательства.
Среди нормативных актов, регулирующих борьбу с терроризмом необходимо выделить такие как Указ Президента РФ от 07.03.1996 г. №338 «О мерах по усилению борьбы с терроризмом»5. В данном нормативном акте определяются основные направления повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в борьбе с терроризмом.
Положение «О Межведомственной антитеррористической комиссии Российской Федерации», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.01.1997, № 456, в котором определяются основные задачи и права межведомственной антитеррористической комиссии направленные на борьбу с различными проявлениями терроризма.
Информация о работе Уголовно – правовые проблемы борьбы с терроризмом