Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 13:26, курсовая работа
Масштабы терроризма и его межгосударственный характер сделали совершенно необходимым налаживание международной системы противодействия ему, координацию усилий различных государств на долгосрочной основе и на самом высшем уровне, создание международных организаций по борьбе с ним.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Уголовно – правовые проблемы борьбы с терроризмом. Криминологический и международно-правовой аспекты…………………….5
Глава 2. Борьба с терроризмом как общегосударственная задача……………13
Глава 3. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом…….……18
Заключение ………………………………………………………………..……..23
Список используемой литературы……………………………………………...25
Важным нормативным актом является Концепция национальной безопасности, утвержденная указом Президента РФ от 10.01.2000 №247. В Концепции сформулированы важнейшие направления и принципы государственной политики. Концепция является основой для разработки конкретных программ и организационных документов в области обеспечения национальной безопасности РФ.
Глава 2. Борьба с терроризмом как общегосударственная задача
Терроризм превратился сегодня в серьезную проблему для всего мирового сообщества. И при организации эффективного противодействия ему необходимы совместные усилия различных государств, их специальных служб и правоохранительных органов.
Однако следует четко осознавать, что подобное взаимодействие может иметь место лишь в ситуации, когда интересы различных государств в сфере борьбы с терроризмом совпадают.
Таким образом, главными субъектами борьбы с терроризмом должны быть само государство, законодательная и исполнительная ветви власти8.
Компетенция специальных и правоохранительных органов в сфере предупреждения и пресечения терроризма, весьма ограничена.
С одной стороны, необходимо
создание единой, отсутствующей сегодня
в России, целостной, комплексной, стратегически
ориентированной
Разумеется, эта концепция
должна согласовываться с
Нужна и серьезная модернизация законодательства Российской Федерации в сфере борьбы с терроризмом.
Другая сторона системного подхода к разрешению общегосударственной проблемы борьбы с терроризмом заключается в необходимости объединения усилий в противодействии этому социально- политическому явлению всех ответственных за будущее страны сил государства и общества.
Здесь должны найти свое
место и верхние эшелоны
Каждый из участников всеобщей борьбы с терроризмом должен отвечать за свой участок этой деятельности в рамках его компетенции, а координация их усилий должна быть подчинена единой концепции борьбы с терроризмом.
В ситуации, когда в стране,
осуществляются попытки распространения
идеологии экстремизма, фашизма, национализма,
религиозной нетерпимости и т.д.,
чреватых террористическими и иными
противоправными проявлениями, следует
мобилизовать усилия всех пропагандистских
и просветительских государственных
структур, воспитательных и образовательных
учреждений и идеологических институтов,
всех прогрессивных общественных объединений,
и самодеятельных организаций в
направлении разъяснения: широким
слоям населения опасности
В этой связи хотелось бы
отметить особую роль средств массовой
информации в противодействии
Мало того, можно было бы привести целый ряд примеров, когда авторы некоторых передач или публикаций либо пытаются оправдать отдельные террористические акции, либо так обстоятельно описывают все этапы их подготовки и соответствующие действия противостоящих им сотрудников контр - террористических подразделений, что такого рода материалы можно давать под рубрикой «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас», посвящая их начинающим террористам и киллерам.
А ведь можно сконцентрировать внимание зрителя и читателя на тех факторах, которые продуцируют терроризм и которые мы должны стремиться устранять из нашей жизни общими усилиями, или на последствиях противоправной акции для окружающих, самого террориста и его близких, наконец, на человеконенавистнической сущности самой идеологии терроризма. И ни в коем случае недопустимо раскрывать тактику подготовки и реализации контр - террористических мер спецподразделений9.
Борьба с терроризмом, прежде всего политическим, требует комплексного подхода, в котором должны присутствовать меры и экономического, и политического, и социального, и, естественно, специального характера.
Конечно, это долговременная программа, и ее реализация зависит от многих параметров. А ситуация такова, что решительные и эффективные меры необходимы уже сегодня.
Представляется, что для решения этой задачи требуется программа, которая должна предусматривать более узкий круг действий и включать в себя:
Глава 3. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом
Борьба с преступностью осуществляется главным образом путем применения внутригосударственных мер репрессивного и воспитательного характера.
Однако только этих мер для достижения положительных результатов может быть недостаточно, все большую роль начинает играть сотрудничество государств.
Такое сотрудничество, развиваясь, отражает эволюцию межгосударственных отношений вообще, процесс развития международного права.
Существенная черта
В документах ООН отмечается, что при рассмотрении деятельности транснациональных преступных организаций неизменно встают вопросы, касающиеся использования тактики террора и связей с террористическими организациями.
Преступные организации
прибегают к террору чаще всего
для того, чтобы создать более
благоприятные условия для
Исследуемая проблема являлась предметом неоднократного рассмотрения в ООН.
Так, ее седьмой Конгресс по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в своей резолюции в Миланском плане действий подтвердил, что первоочередное внимание должно уделяться борьбе с терроризмом во всех его формах, в ключах, при необходимости, скоординированные, согласованные действия международного сообщества10.
Седьмой Конгресс ООН просил Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней рассмотреть возможность разработки рекомендаций о международных действиях по укреплению правоохранительных мер, в том числе процедур выдачи преступников, соглашений о юридической помощи и сотрудничестве в отношении правонарушений террористического характера.
Конгресс предложил
С целью скоординированных действий против международного терроризма как на национальном, так и на международных уровнях, восьмой Конгресс ООН выработал специальные рекомендация, именуемые «Приложение «О мерах по борьбе с международным терроризмом»11.
Лидеры крупнейших промышленно-развитых стран приняли пакет мер, направленных на борьбу с международной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и терроризмом на состоявшемся саммите в Лионе в 1996 г. Этот пакет, представляющий собой перечень из сорока рекомендаций, предусматривает принятие конкретных мер со стороны «большой семерки» и России.
Указанный пакет содержит конкретные рекомендации по четырем ключевым направлениям.
В рамках Интерпола (Международной организации уголовной полиции) сложился постоянно действующий механизм кооперации и координации действий полиции разных стран в борьбе с общеуголовной преступностью. Но контакты полицейских служб в системе Интерпола - лишь часть более общего и широкого международного сотрудничества государств по социальным вопросам, в числе которых поиски наиболее эффективных форм и методов борьбы с преступностью как на национальном, так и на международном уровне.
Борьба Интерпола с терроризмом всегда была трудной. До последнего времени он вообще не вступал в противоборство с ним из-за опасений относительно «политической» природы этого преступления.
Такое отношение Интерпола к терроризму основывается на ст.3 Устава Международной организации уголовной полиции12, в которой указано, что «организации строго запрещается любое вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера».
Исключение составляли лишь проявления «чисто» криминального терроризма, который отмечался при совершении таких преступлений, как, например, незаконная торговля наркотиками или фальшивомонетничество.
В Российской Федерации основным актом, регулирующим борьбу с терроризмом является ФЗ « О борьбе с терроризмом»13.
В 1984 г. Генеральная ассамблея Интерпола в Люксембурге утвердила новые «Основные направления», позволяющие Интерполу действовать, если террористы орудуют за пределами своей национальной территории.
В январе 1987 г. Генеральной ассамблеей Интерпола была создана специальная антитеррористическая группа. В марте 1987 г. Генеральный секретариат Интерпола разослал в Национальные центральные бюро (НЦБ) стран-членов Интерпола «Руководство по борьбе с международным терроризмом».
Также необходимо обратить внимание о действующих международных договорах, о выдаче и взаимной помощи. Данные договоры являются эффективным средством сотрудничества государств в борьбе с террористической деятельностью.
Двустороннее сотрудничество требует значительного времени и ресурсов, что сложно для малых государств, не обладающих надлежащими ресурсами и опытом ведения многочисленных двусторонних переговоров для разработки различных инструментов сотрудничества.
Хотя наличие типовых
договоров несколько упрощает эту
задачу, нехватка ресурсов, по-видимому,
будет и впредь являться существенным
препятствием. Отсюда следует, что, хотя
система двустороннего
Информация о работе Уголовно – правовые проблемы борьбы с терроризмом