Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере оборота оружия в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 00:16, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит анализе уголовно-правовой характеристики преступлений в сфере оборота оружия.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
представить общую характеристику оружия.
изучить право на приобретение оружия.
проанализировать правовое регулирование оборота оружия.
рассмотреть незаконный оборот оружия как один из главных криминогенных факторов преступности;
представить уголовно-правовую характеристику преступлений в сфере оборота оружия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие оружия и правовые основы реализации прав на оружие…..….5
1.1 Общая характеристика оружия………………………………………......5
1.2 Круг лиц, имеющих право на приобретение и использование традиционного оружия……………….……………………………………………...7
1.3 Проблемы правового регулирования реализации прав на оружи...….11
2. Уголовно-правовая характеристика в сфере оборота оружия…………15
2.1 Принцип оборотоспособности оружия. Структурные элементы оборота оружия………………….……………….....................................................15
2.2 Уголовно-правовая характеристика деяний, составляющих незаконный оборот оружия…………..……………………………………………18
2.2.1 Хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ……………………………...………………………………………………18
2.2.2 Незаконные действия в отношении оружия…………………………19
2.2.3 Ненадлежащее выполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств……………………...21
2.2.4 Ненадлежащее хранение огнестрельного оружия……...……………22
3. Правовое исследование института незаконного оборота оружия как одного из главных криминогенных факторов преступности……………………24
Заключение………………………………………………………...…………28
Список использованных источников……………………………….………30

Работа состоит из  1 файл

Уголовно-правовая характеристика в сфере оборота оружия.docx

— 70.72 Кб (Скачать документ)

Право на приобретение оружия самообороны, спортивного, охотничьего  и сигнального оружия и боеприпасов  к нему имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста, после получения разрешения на приобретение конкретного вида оружия в органах  внутренних дел и представления  документа об уплате государственной  пошлины за выдачу указанного разрешения.

Газовые пистолеты и револьверы, сигнальное оружие граждане Республики Беларусь имеют право приобретать  на основании разрешения с последующей  регистрацией их в 10-дневный срок в  органах внутренних дел по месту  жительства при представлении документа  об уплате государственной пошлины  за выдачу разрешения на хранение и  ношение гражданского оружия. Общее  количество приобретенных гражданином  Республики Беларусь перечисленных  типов оружия не должно превышать  двух единиц [3, ст. 14].

Механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные веществами слезоточивого  или раздражающего действия, электрошоковые устройства и искровые разрядники, соответствующие нормам, устанавливаемым  Министерством здравоохранения  Республики Беларусь, пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж регистрации не подлежат и приобретаются  без получения разрешения.

Спортивное и охотничье огнестрельное гладкоствольное и охотничье пневматическое оружие имеют право приобретать граждане Республики Беларусь, имеющие государственное удостоверение на право охоты.

Охотничье огнестрельное  оружие с нарезным стволом имеют  право приобретать граждане Республики Беларусь, которым в установленном  порядке предоставлено право  на охоту, при условии, что они  занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют  в собственности охотничье огнестрельное  гладкоствольное оружие не менее  пяти лет, а также при условии  отсутствия у них правонарушений, связанных с нарушением правил охоты, производства, продажи, передачи, приобретения, коллекционирования или экспонирования оружия, его учета, хранения, ношения, транспортировки, перевозки или  применения [3, ст. 14].

Охотничье холодное оружие имеют право приобретать лица, имеющие разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение охотничьего  огнестрельного оружия. Указанное оружие регистрируется при продаже торговым предприятием путем отметки в  разрешении органов внутренних дел  на хранение и ношение охотничьего  огнестрельного оружия.

Приобретенные гражданином  Республики Беларусь огнестрельное  оружие, а также охотничье и  спортивное пневматическое оружие подлежат регистрации в органе внутренних дел по месту жительства в 10-дневный срок со дня их приобретения [7].

При регистрации огнестрельного оружия, газовых пистолетов и револьверов, сигнального оружия, а также охотничьего  и спортивного пневматического  оружия гражданину Республики Беларусь органом внутренних дел по месту  жительства выдается разрешение на их хранение и ношение сроком на три  года на основании документов, установленных  законодательными актами Республики Беларусь.

Граждане Республики Беларусь, приобретающие газовые пистолеты  и револьверы, спортивное огнестрельное  гладкоствольное, охотничье и сигнальное оружие, обязаны пройти проверку знания правил безопасного обращения с  оружием.

Не имеют права на приобретение оружия самообороны, спортивного, охотничьего  и сигнального оружия лица:

  • не достигшие 18-летнего возраста;
  • не представившие медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией;
  • имеющие судимость за совершение умышленных преступлений, а также за совершение иных преступлений, связанных с использованием или применением оружия, и преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
  • отбывающие наказание за совершенное преступление;
  • подвергавшиеся административному взысканию за правонарушения против общественного порядка и нравственности, порядка управления, правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции;
  • не имеющие места жительства или условий хранения, обеспечивающих сохранность оружия и боеприпасов;
  • не представившие в органы внутренних дел документы, подтверждающие прохождение проверки знания правил безопасного обращения с оружием [3, ст. 14].

Иностранные граждане могут  приобретать на территории Республики Беларусь гражданское оружие и боеприпасы по разрешениям, выданным органами внутренних дел в порядке, установленном  законодательными актами Республики Беларусь, при условии вывоза ими оружия из Республики Беларусь не позднее 10 дней со дня его приобретения.

Лица, подлежащие государственной  защите в соответствии с законодательством  Республики Беларусь, имеют право получать во временное пользование служебное оружие, а при необходимости боевое ручное стрелковое оружие.

Наградным является оружие, полученное гражданами Республики Беларусь на основании указа Президента Республики Беларусь, наградных документов руководителей  иностранных государств, а также  холодное оружие, полученное военнослужащими  Вооруженных Сил Республики Беларусь, органов государственной безопасности, внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь, органов  пограничной службы, лицами рядового и начальствующего состава органов  внутренних дел на основании приказов Министра обороны, Председателя Комитета государственной безопасности, Министра внутренних дел, Председателя Государственного пограничного комитета Республики Беларусь.

Наградным не может быть оружие, позволяющее вести стрельбу очередями, а также иное оружие, запрещенное  к обороту на территории Республики Беларусь.

Граждане Республики Беларусь, награжденные оружием, вправе хранить, носить и использовать наградное оружие после оформления разрешений на хранение и ношение наградного оружия.

Юридические лица приобретают  в целях коллекционирования оружие и патроны на основании лицензий.

Граждане Республики Беларусь могут коллекционировать гражданское оружие и патроны к нему при отсутствии противопоказаний к приобретению оружия.

Лица, награжденные оружием, могут включать наградное оружие в свои коллекции после получения  в органах внутренних дел разрешений на хранение и ношение этого оружия.

Таким образом, право на приобретение оружия на территории Республики Беларусь имеют: государственные воинские формирования и военизированные организации, таможенные органы, органы прокуратуры, юридические лица с особыми уставными задачами или занимающиеся производством оружия или торговлей им (юридические лица-поставщики), юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия. спортивные организации и организации, ведущие охотничье хозяйство, учебные заведения. граждане Республики Беларусь и  иностранные граждане Приобретение оружия и патронов к нему на территории Республики Беларусь подлежит лицензированию, за исключением приобретения оружия и патронов к нему государственными военизированными организациями.

1.3 Проблемы правового  регулирования реализации прав  на оружие

 

Как показывает исторический опыт, большинство законов об оружии разрабатывалось именно тогда, когда  государству требовалось не вооружить  своих граждан, а наоборот, ограничить доступность ружей и пистолетов.

Дискуссия о праве на владение и ношение огнестрельного оружия – одна из самых жарких в современном обществе и одновременно одна из самых бесплодных. Главная проблема, возникающая в связи с вопросом, разрешать или не разрешать свободное владение оружием, состоит в том, как это повлияет на общий уровень преступности.

Нельзя сделать однозначного вывода о прямой связи между наличием права на свободное владение оружием и количеством оружия, находящегося на руках у населения, с одной стороны, и числом преступлений с применением огнестрельного оружия, а также числом случайных жертв его неосторожного применения – с другой. Связь между свободой владения оружием и числом преступлений с его применением не прослеживается не только и не столько в доступности оружия для населения, сколько в иных факторах, связанных с историей, культурой и национальной психологией [8, с. 161].

Существует мнение, что  первым шагом на пути выработки новой "оружейной идеологии" должен стать пересмотр отношения к  оружию как к вредоносному, опасному предмету ограниченного распространения. Оружие хотя и является предметом  повышенной опасности, но само по себе нейтрально и не обладает криминогенными свойствами, подобно автотранспорту. Оружие вышло из-под государственного контроля и преступные элементы не испытывают никаких трудностей с  его приобретением, хранением, ношением и использованием. Эти посылки  неизбежно приводят к следующим  выводам: нет никаких оснований  искусственно ограничивать оборот оружия, поскольку подобные ограничения  в первую очередь касаются законопослушных  граждан и сотрудников правоохранительных органов. Распространение оружия в  криминальных кругах требует уравновешивающих мер. В частности, постоянная вооруженность сотрудников всех силовых структур должна быть обязательным условием выполнения ими своих служебных обязанностей, а применение оружия для пресечения преступлений и задержания преступников должно считаться правомерным и расцениваться как проявление смелости, решительности и активности при решении оперативно-служебных задач. Граждане, обладающие безупречной правовой репутацией, должны получить возможность приобретения, хранения и использования короткоствольного огнестрельного оружия в целях самозащиты и пресечения преступлений. Использование законно хранимого оружия в контркриминальных целях должно стимулироваться и поощряться. Более того, применение находящегося в нелегальном владении оружия для пресечения преступлений и задержания преступника должно исключать уголовную ответственность за незаконное владение им. Приоритет задач реальной борьбы с преступностью должен перевешивать формальные запреты [8, с. 161 – 163].

Наиболее важный результат  введения права на ношение оружия не появление дополнительных возможностей у тех, кто станет носить оружие. Главное - это создание ситуации повышенного риска для потенциального преступника. С момента, когда право на ношение короткоствольного оружия становится легальным, каждый совершеннолетний житель Беларуси немедленно получает дополнительную защиту – страх преступника перед вооруженным отпором.

Именно это, а вовсе  не массовый отстрел злоумышленников, приводит в странах и регионах, вводящих право на ношение оружия, к снижению числа преступлений, к  уменьшению доли наиболее опасных их них - преступлений с применением  насилия.

В публикациях, посвященных  проблемным вопросам правового режима гражданского оружия, определенное место  уделялось определению понятий  коллекционирования и экспонирования оружия, антикварного и исторического оружия, а также оружия, имеющего культурную ценность.

Важность указанного разграничения  обусловлена особой популярностью  коллекционирования старинного оружия в нашей стране и за рубежом, а также тем, что лучшие образцы старинного и авторского художественного оружия являются культурным наследием государства и, безусловно, нуждаются в правовой защите. Право граждан и юридических лиц на коллекционирование закреплено в законе «Об оружии». При этом в Законе обращалось внимание на то, что объектами коллекционирования могли быть практически любые виды оружия. Правила же их коллекционирования, экспонирования, производства, продажи, передачи, торговли, приобретения, хранения и транспортировки устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

К сожалению, в современном  действующем законодательстве, вопросам специфики оборота исторического, антикварного и художественно-оформленного оружия, должного внимания не уделено. Все категории оружия, вне зависимости от их исторической и художественной ценности, рассматриваются только по своему целевому назначению, как предметы и устройства, предназначенные для поражения живой или иной цели. Формы обращения с оружием, направленные на содействие сохранению его образцов (например, коллекционирования) не получили должного правового обеспечения.

Борьба с незаконным оборотом оружия занимает особое место в деятельности по предупреждению преступлений, так  как она характеризуется двойной  превенцией: помимо пресечения незаконных действий в отношении оружия предупреждаются  и тяжкие последствия, которые могут  наступить при противоправном применении оружия.

В современных условиях возникает  необходимость принятия экстренных, более жестких мер по борьбе с  незаконным оборотом оружия, в первую очередь, связанных с усилением  контроля за его легальным оборотом. Разработка этих мер возможна лишь на основе глубокого криминологического исследования всех закономерностей  незаконного оборота оружия, так  как без фундаментальных научных  исследований данного явления деятельность правоохранительных органов по борьбе с ним малоэффективна.

Таким образом, оружие – устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, а также подачи сигналов пиротехническими составами. В зависимости от цели использования субъектами, а также от основных параметров и характеристик оружие подразделяется на боевое, служебное и гражданское. По своим конструктивным и функциональным признакам, а также по применению вида энергии, используемой для доставки пули (заряда) к цели, и по механизму поражения цели оружие подразделяется на огнестрельное, холодное,  метательное, пневматическое, газовое и сигнальное. Приобретение оружия и патронов к нему на территории Республики Беларусь подлежит лицензированию, за исключением приобретения оружия и патронов к нему государственными военизированными организациями. Проблемой правового регулирования оборота оружия является то, что в современном действующем законодательстве Республики Беларусь, вопросам специфики оборота исторического, антикварного и художественно-оформленного оружия, должного внимания не уделено. Не разработан сам механизм выдачи лицензий на коллекционирование оружия. Также в современных условиях возникает необходимость принятия более жестких мер по борьбе с незаконным оборотом оружия. Помимо пресечения незаконных действий в отношении оружия предупреждаются и тяжкие последствия, которые могут наступить при противоправном применении оружия.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере оборота оружия в Республике Беларусь