Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере оборота оружия в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 00:16, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит анализе уголовно-правовой характеристики преступлений в сфере оборота оружия.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
представить общую характеристику оружия.
изучить право на приобретение оружия.
проанализировать правовое регулирование оборота оружия.
рассмотреть незаконный оборот оружия как один из главных криминогенных факторов преступности;
представить уголовно-правовую характеристику преступлений в сфере оборота оружия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие оружия и правовые основы реализации прав на оружие…..….5
1.1 Общая характеристика оружия………………………………………......5
1.2 Круг лиц, имеющих право на приобретение и использование традиционного оружия……………….……………………………………………...7
1.3 Проблемы правового регулирования реализации прав на оружи...….11
2. Уголовно-правовая характеристика в сфере оборота оружия…………15
2.1 Принцип оборотоспособности оружия. Структурные элементы оборота оружия………………….……………….....................................................15
2.2 Уголовно-правовая характеристика деяний, составляющих незаконный оборот оружия…………..……………………………………………18
2.2.1 Хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ……………………………...………………………………………………18
2.2.2 Незаконные действия в отношении оружия…………………………19
2.2.3 Ненадлежащее выполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств……………………...21
2.2.4 Ненадлежащее хранение огнестрельного оружия……...……………22
3. Правовое исследование института незаконного оборота оружия как одного из главных криминогенных факторов преступности……………………24
Заключение………………………………………………………...…………28
Список использованных источников……………………………….………30

Работа состоит из  1 файл

Уголовно-правовая характеристика в сфере оборота оружия.docx

— 70.72 Кб (Скачать документ)

Таким образом, объект преступления – общественная безопасность в сфере  контроля за обращением оружия; объективная  сторона - незаконные изготовление, приобретение, передачу во владение, сбыт, хранение, перевозку, пересылку или ношение  огнестрельного оружия; субъект– лица, достигшие 16 -летнего возраста; субъективная сторона – прямой умысел.

 

2.2.3 Ненадлежащее выполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

 

 

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 298 УК, выражается в ненадлежащем исполнении обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств лицом, которому была поручена их охрана, если оно связано с их хищением или уничтожением либо наступлением иных тяжких последствий.

Ненадлежащее исполнение обязанностей может выражаться как  в действии, так и в бездействии  и означает нарушение конкретных положений соответствующих должностных  инструкций для лиц, осуществляющих охрану оружия на складах предприятий, его производство, транспортировку, применение.

Кроме деяния, состав этого  преступления предполагает наступление  альтернативных последствий в виде: хищения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств; уничтожения указанных  в диспозиции предметов; наступления  иных тяжких последствий.

Хищение может быть осуществлено путем кражи, грабежа, разбоя, мошенничества, но не путем присвоения и растраты, так как субъект ненадлежащего  исполнения обязанностей по охране оружия и субъект хищения не должны совпадать  в одном лице.

Уничтожение предметов преступления может быть полным или частичным, но приведшим к невозможности  их использования по прямому назначению [13, с. 697].

Тяжкие последствия в  данном случае выражаются в причинении смерти, тяжкого или средней тяжести  вреда здоровью человека, уничтожении  имущества в крупном размере  в результате взрыва, пожара, совершении с оружием иного тяжкого преступления против личности, собственности, общественной безопасности и т.п.

Субъективная сторона  преступления связана с неосторожной формой вины (легкомыслием или небрежностью).

Субъект преступления наряду с общими признаками (наступлением 16-летнего возраста и вменяемостью) должен обладать специальными признаками: в его обязанности должна входить  охрана оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.

Таким образом, объект преступления – общественная безопасность в сфере  контроля за обращением оружия; объективная  сторона - ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств лицом, которому была поручена их охрана, если оно связано с их хищением или уничтожением либо наступлением иных тяжких последствий; субъект– лица, достигшие 16 -летнего возраста; субъективная сторона – неосторожная форма вины (легкомыслие или небрежность).

 

2.3.4 Ненадлежащее хранение огнестрельного оружия

 

 

Статья 300 УК предусматривает уголовную ответственность за такое хранение огнестрельного оружия законным владельцем, которое создает условия для его использования другим лицом, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения. Это является содержанием объективной стороны рассматриваемого преступления, которое совершается путем бездействия [14].

Состав предполагает установление, наряду с деянием, наступления тяжких последствий (например, умышленного  или неосторожного лишения жизни  человека, причинения тяжкого или  средней тяжести вреда здоровью, совершения самоубийства с использованием небрежно хранимого огнестрельного оружия и т.п.) и причинной связи  между деянием и наступившими последствиями.

Для квалификации преступления по ст. 300 требуется доказать два вида причинной связи: между нарушением правил хранения огнестрельного оружия и использованием его другим лицом; между использованием оружия и наступлением тяжких последствий [11, с. 529].

Субъективная сторона  преступления характеризуется неосторожной виной. Отношение виновного  к последствиям своей недобросовестности выражается в легкомыслии или небрежности.

Субъект преступления – физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Таким образом, объект преступления – общественная безопасность в сфере  контроля за обращением оружия; объективная  сторона - такое хранение огнестрельного оружия законным владельцем, которое  создает условия для его использования  другим лицом, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого  телесного повреждения; субъект– лица, достигшие 16 -летнего возраста; субъективная сторона – неосторожная форма  вины.

Из вышеизложенного следует, что оборот оружия в Республики Беларусь исходит из принципа оборотоспособноси  гражданского оружия и представляет собой производство, торговлю, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, транспортировка, перевозка, пересылка и использование оружия, его составных частей и компонентов, боеприпасов к нему на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы. Словосочетание «оборот оружия» практически всегда употребляется вместе с прилагательным «незаконный», то есть движение объектов оборота оружия, его основных частей, взрывчатых веществ и взрывных устройств в совокупности с отклонениями в сфере законного оборота данных предметов. Структурные элементы оборота оружия :изготовление, приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Незаконный оборот оружия подразделяется на два вида: первый вид связан с совершением административных правонарушений; второй вид оборота криминальный, так как включает действия, нарушающие уголовно-правовые запреты и влекущие уголовную ответственность.  Деяния составляющие незаконный оборот оружия представляют собой хищение огнестрельного оружия, боеприпасов  или взрывчатых веществ, незаконные действия в отношении оружия, ненадлежащее выполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, ненадлежащее хранение огнестрельного оружия.

 

ГЛАВА 3

ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНСТИТУТА НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА  ОРУЖИЯ КАК ОДНОГО ИЗ ГЛАВНЫХ КРИМИНОГЕННЫХ  ФАКТОРОВ ПРЕСТУПНОСТИ

 

 

Криминогенный фактор преступности – явление, способствующее сохранению или росту преступности (отдельного ее рода или вида)

К преступлениям, связанным  с незаконным оборотом оружия, относятся: контрабанда оружия; незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка  или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; незаконное изготовление оружия; хищение  либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Незаконному обороту оружия способствует совершение таких преступлений, как небрежное хранение огнестрельного оружия; ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Незаконный оборот оружия занимает особое место в структуре  преступности и является одним из факторов, значительно осложняющих  современную криминогенную ситуацию. Преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, способствуют росту организованной преступности, терроризма и создают реальную угрозу общественной безопасности.

Особая общественная опасность  незаконного оборота оружия состоит  в создании им необходимых условий  для совершения тяжких и особо  тяжких преступлений, в росте так  называемой вооруженной преступности. Причем некоторое снижение регистрации  вооруженной преступности объясняется  не ее реальным уменьшением, а увеличивающейся  латентностью. Увеличение вооруженной  преступности находится в прямой зависимости от политической и экономической  ситуации. Нестабильность общества, перманентное возникновение очагов региональных и межнациональных конфликтов, криминализация экономики приводят к значительному росту преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. В свою очередь это повлечет за собой открытое применение преступниками различных видов оружия при совершении тяжких и особо тяжких преступлений [8, с. 162].

Незаконный оборот оружия представляет собой сложный вид  преступной деятельности, включающий различные нелегальные способы  его приобретения и последующего обращения с ним.

 

Криминальный рынок пополняется  и оружием, похищенным с предприятий, его производящих. Значительная часть  оружия, находящегося в незаконном обороте, изготавливается кустарно. В последнее время кустарное  изготовление оружия характеризуется  значительным повышением профессионального  мастерства производителей, применением  ими высококачественных технологий и совершенствованием образцов производимых предметов. Источником поступления  оружия в незаконный оборот является также его контрабанда из-за рубежа, стран ближнего зарубежья, а также  из "горячих точек". Одним из основных способов, используемых преступниками  для приобретения оружия, является его хищение. Большинство краж оружия совершается из его специальных хранилищ (складов, оружейных комнат, дежурных частей с сейфами для хранения оружия и др.) либо у отдельных лиц [15, с. 21].

Незаконный оборот оружия наряду с его незаконным приобретением  включает также противоправные действия с ними, такие как передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение. Применение находящегося в незаконном обороте оружия в преступных целях  выходит за рамки такого оборота  и образует наряду с ним самостоятельный  вид преступления.

Выявление причин и условий, способствующих незаконному обороту  оружия, имеет важное значение для  его предупреждения. К ним относятся:

  • снижение уровня исполнительской, служебной и производственной дисциплины в учреждениях, на предприятиях и объектах, вовлеченных в оборот оружия;
  • слабая техническая защищенность подобных объектов;
  • ослабление жесткого государственного контроля за транспортированием и перевозкой оптовых партий оружия и боеприпасов, что в значительной степени связано с трудностями и упущениями в сфере проведения экономических и социальных реформ;
  • недостаточная эффективность функционирования государственной системы выявления и пресечения каналов незаконного оборота оружия в связи с их слабой материально-технической базой, проблемами кадрового обеспечения, слабой организацией взаимодействия и координации между отдельными структурными звеньями, отсутствием единого централизованного учета находящегося в обороте оружия, боеприпасов [16, с. 93].

В результате действия этих факторов наблюдается выход оружия из-под контроля государства, что  с неизбежностью влечет его противоправное обладание отдельными лицами.

Совершению преступлений в сфере незаконного оборота  оружия способствуют также:

  • недостатки и пробелы в законодательных и ведомственных нормативных актах;
  • просчеты в организации деятельности лицензионно-разрешительных подразделений органов внутренних дел;
  • недостатки в организации и осуществлении контроля за оборотом оружия;
  • отсутствие должной координации между подразделениями и службами органов внутренних дел и иными правоохранительными органами в области контроля за оборотом оружия;
  • слабое взаимодействие (либо вообще его отсутствие) между различными службами органов внутренних дел в обеспечении контроля за оборотом оружия.

Однако в основном причины  и условия, способствующие незаконному  обороту оружия, являются субъективными, повторяющимися из года в год. К ним  относятся: проявления существующих у  отдельных лиц отрицательных  нравственно-психологических качеств, антиобщественной установки личности; недостатки контроля за вооружением; недостатки в исполнении своих обязанностей военнослужащими, ответственными за сохранность  вооружения; недостатки в работе по подбору кадров лиц, ответственных  за сохранность оружия; нарушения  военнослужащими правил осуществления  охраны складов, арсеналов и баз.

Исходя из причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, предупредительные меры в  первую очередь должны быть направлены на осуществление компетентными  органами государства контроля за спросом  на оружие у законопослушной части  населения; исключение возможности  его незаконного удовлетворения; перекрытие каналов поступления  оружия в нелегальный оборот; изъятие  оружия из незаконного оборота.

Основной упор в общесоциальном предупреждении преступлений в сфере незаконного оборота оружия должен быть сделан на реальном улучшении социально-экономической ситуации. Развитие экономики будет способствовать процветанию социальной инфраструктуры, смягчит социальные последствия безработицы, увеличит благосостояние народа, предоставит возможности в удовлетворении его материальных, духовных и культурных потребностей, следствием чего в свою очередь станет снижение психологической напряженности в обществе. Наряду с увеличением рабочих мест необходимо предпринять меры по повышению заработной платы и своевременной ее выплате [8, с. 165].

Помимо этого, важное значение имеет организация досуга населения, способная "снять криминогенность", особенно в среде молодежи. Необходимо выявлять молодежь, вовлеченную в любые формы криминальных проявлений, и помогать ей находить иные, более позитивные решения жизненных проблем.

Необходима произвести перестройка всей системы профилактической работы, создание более эффективных средств воздействия как на преступность в целом, так и на преступления, связанные с незаконным оборотом оружия.

В каждом случае поступления  заявления от граждан либо юридических  лиц о выдаче такой лицензии или  разрешения сотрудники лицензионно-разрешительной системы обязаны тщательно проверить  заявителя, его соответствия требованиям, определенным законом "Об оружии". Помимо этого, сотрудники лицензионно-разрешительной системы также осуществляют систематическую  перерегистрацию владельцев гражданского и служебного оружия. Эта деятельность позволяет выявлять лиц, владеющих  оружием без соответствующего разрешения, устанавливать факты утраты оружия, изымать разрешения у лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими веществами, занимающихся токсикоманией.

Обязанностями работников уголовного розыска, подразделений лицензионно-разрешительной системы, участковых уполномоченных милиции  являются выявление лиц, незаконно  владеющих оружием; проведение работы среди населения по добровольной сдаче такого оружия в органы внутренних дел; привлечение к уголовной  ответственности виновных в незаконном обороте оружия, предупреждение тем  самым совершения других, более тяжких преступлений.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере оборота оружия в Республике Беларусь