Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 09:04, курсовая работа
Цель работы – дать уголовно–правовую характеристику государственной измене в России.
Задачи курсовой работы: разобрать историю развития государственной измены в России, ее понятия в настоящий момент, раскрыть объективные и субъективные признаки касающихся этой темы и разграничить ее состав от смежных составов преступлений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Общая характеристика государственной измены ………………….6
§1.1 Исторический аспект развития уголовной ответственности за государственную измену в России………………………………..………..…..6
§ 1.2 Понятие государственной измены ……………..………………..………10
ГЛАВА 2. Уголовно-правовая характеристика государственной измены…..15
§2.1 Объективные признаки государственной измены ……………... ............15
§2.2 Субъективные признаки государственной измены……………………...19
ГЛАВА 3. Разграничение составов государственной измены от смежных составов……………………………………………………………………….….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..………30
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Общая характеристика государственной измены ………………….6
§1.1 Исторический аспект развития уголовной ответственности за государственную измену в России………………………………..………..…..6
§ 1.2 Понятие государственной измены ……………..………………..………10
ГЛАВА 2. Уголовно-правовая характеристика государственной измены…..15
§2.1 Объективные признаки государственной измены ……………... ............15
§2.2 Субъективные
признаки государственной измены……………………
ГЛАВА
3. Разграничение составов государственной
измены от смежных составов…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..………30
ВВЕДЕНИЕ
Система уголовно-правовой безопасности России сложилась в середине 90-х годов прошлого века, когда вступил в силу Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (далее УК РФ)1. Ее элементы настроены на регулирование общественных отношений, очевидных в начальный период становления современной российской государственности. Произошедшее в последнее десятилетие укрепление конституционного строя, обретение государством и обществом стабильного развития потребовали переосмысления уголовно-правовых механизмов и средств обеспечения сохранности государственной тайны, и, собственно, системы составов преступлений, предусмотренных ст. 275, 276 УК РФ. Свидетельством тому является широкая дискуссия, развернутая в СМИ - большой общественный резонанс вызывают уголовные дела в отношении государственных изменников, шпионов и лиц, разгласивших государственную тайну. Пришло время ученным органов безопасности обозначить свою позицию и выработать предложения, направленные на системное совершенствование рассматриваемых предписаний уголовного закона. С точки зрения технико-юридической конструкции действующего уголовного закона системообразующую роль в уголовно-правовой охране безопасности государства играет ст. 275 УК РФ (государственная измена). Ее применение выявило ряд практических проблем, связанных прежде всего с законодательным отображением форм государственной измены и соотношением их с ее общим понятием2.
Как уголовное преступление
Необходимо отметить, что в настоящее время проблеме преступлений против государства (государственных преступлений, особо опасных государственных преступлений, преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства) в монографической литературе уделяется существенно меньше внимания, чем преступлениям против многих других объектов уголовно-правовой охраны. Проблема ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства остается на современном этапе актуальной, хотя общее количество таких деяний, именовавшихся в прошлом государственными преступлениями, кажется незначительным. Применение уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за преступления против государства, в данном случае имеет важное политическое и предупредительное значение. Особая роль в осуществлении государственной власти принадлежит государственному аппарату и особенно верховной власти. На него возложены властные и управленческие функции по обеспечению и укреплению законности и правопорядка, охране прав и интересов граждан, защиту доверенного им государства и его тайн.
Развитие государства есть развитие науки и искусства. Внедрение новых изобретений и технологий, идей в военную и экономическую жизнь дает преимущества перед конкурентами. Задачи шпионажа исторически определились как информационная (в том числе предупреждающая шпионаж и диверсии со стороны противника) и наступательная, то есть контрразведка и проведение локальных подрывных военных операций в тылу врага. Сбор информации в наши дни зачастую упирается в проблему обработки и анализа официальной информации. Современный шпионаж – ничто иное, как работоспособная эффективная агентурная сеть, развёрнутая в стране противника.
Так, возникает необходимость в рассмотрении проблем государственной измены 3.
Объектом исследования являются проблемы в области уголовно-правовой борьбы с преступлениями против основ конституционного строя и безопасности государства.
Предметом работы является исследование всех аспектов применения уголовного закона по теме измена государству. Их анализ и рассмотрение пробелов в законах Российской Федерации, затрагивающих вопросы охраны основ конституционного строя и безопасности государства. Метод исследования включает совокупность методов, принципов и способов построение научных трудов.
Структура работы дает возможность рассмотреть принципы действия уголовного закона о государственной измене, как сложная система, и наиболее детально регламентировать действия указанных принципов.
Цель работы – дать уголовно–
Задачи
курсовой работы: разобрать историю
развития государственной измены в России,
ее понятия в настоящий момент, раскрыть
объективные и субъективные признаки
касающихся этой темы и разграничить ее
состав от смежных составов преступлений.
ГЛАВА 1. Общая характеристика государственной измены
§ 1.1 Исторический аспект развития уголовной ответственности за государственную измену в России
Защита государства, органов власти, установленной политической и экономической системы является приоритетной задачей любого уголовного законодательства. Преступления, посягающие на основы государственного устройства, на внешнюю и внутреннюю безопасность страны, всегда рассматривались как особо опасные. В российской империи до 1917 г. Действовало Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. И Уголовное уложение 1909 г., введенное в действие частично. В этих законах было уделено значительное место преступлениям против верховной власти и безопасности государства. Предусматривались преступления против императора (посягательства на жизнь и здоровье, оскорбление), наследника, императрицы, членов императорского дома, государственная измена, заключающаяся в создании смуты, собирании данных, являющихся военными секретами, создании незаконных обществ, преследующих преступные цели, публичном распространении сочинений или произнесении речей, возбуждающих к учинению бунтовщического или изменнического деяния, к ниспровержению существующего в государстве общественного строя, вражду между отдельными частями или классами населения, между сословиями или между работодателями и работниками и др.
После свержения монархии в
России и создания советского
социалистического государства
были отменены царские законы
и принимались отдельные
Его нормы полностью вошли в УК РСФСР 1926 г. В УК давалось развернутое определение контрреволюционного преступления (ст. 58 ). «Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свережению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов и избранных ими на основании Конституции Союза ССР и конституций союзных республик, рабоче-крестьянских правительств Союза ССР, союзных и автономных республик, или к подрыву или к ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции. В силу международной солидарности интересов всех трудящихся такие же действия признаются контрреволюционными и тогда, когда они направлены на всякое другое государство трудящихся, хотя бы и не входящее в Союз ССР»5.
Круг составов контрреволюционных преступлений, предусмотренных УК 1926 г., оказался в историческом аспекте достаточно стабильным (измена Родине, шпионаж, совершение террористических актов, диверсия, контрреволюционная пропаганда или агитация, а также проведение контрреволюционной организационной деятельности, контрреволюционный саботаж, недонесение о контрреволюционном преступлении и ряд других). Этот закон действовал с изменениями и дополнениями вплоть до 1959 г.
25 декабря 1958 г. был принят Закон Союза ССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления», УК 1926 г. трансформировался в «Особо опасные государственные преступления», а раздел «Особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управления» - в «Иные государственные преступления». Статьи общесоюзного закона без всяких изменений были включены в УК РСФСР 1960 г. Новый закон в разделе «Особо опасные государственные преступления» ограничил круг уголовно наказуемых деяний: декриминализировал контрреволюционный саботаж (ст. 58), сузил понятие шпионажа (ст. 58), снизил тяжесть санкций во многих составах преступлений и т.д. Общее количество статей сократилось с 18 до 10.
Наконец, новый закон не дал
определения особо опасного
«Особо опасными
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1984 г. была изменена редакция ст. 1,5,7 Закона, а также включена новая статья 13 «Об уголовной ответственности за передачу иностранным организациям сведений, составляющих служебную тайну» В соответствии с ним Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1984 г. была изменена редакция ст. 76 УК. С апреля 1985 г. В России начался новый этап реформирования общественно-экономических и политических отношений. Формируется новая доктрина обеспечения в целом национальной безопасности Российской Федерации. Впервые в истории России 5 марта 1992 г. Принят Закон РФ «О безопасности»7, который в комплексе рассматривает все виды безопасности, в том числе государственную безопасность как важную составную часть в ряду других. Переосмысление многих фундаментальных положений о безопасности сказалось и на Законе «Об уголовной ответственности за государственные преступления» от 25 декабря 1958 г. Назрела необходимость его реформирования на базе новой научной концепции. Реформирование Закона началось с безотлагательной отмены в 1989 г. ст. 7 Закона (ст. 70 УК РСФСР) об уголовной ответственности за антисоветскую агитацию и пропаганду. Вместо агитации и пропаганды преступлением были объявлены призывы к насильственному изменению конституционного строя (ст. 70 УК РСФСР) и к совершению преступлений против государства . Тем самым были резко сужены рамки уголовно-правового запрета, несущего на себе исторически наибольшую политико-идеологическую нагрузку .
Сложность и противоречивость
понятия, системы и
Информация о работе Уголовно–правовую характеристику государственной измене в России