Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 09:04, курсовая работа
Цель работы – дать уголовно–правовую характеристику государственной измене в России.
Задачи курсовой работы: разобрать историю развития государственной измены в России, ее понятия в настоящий момент, раскрыть объективные и субъективные признаки касающихся этой темы и разграничить ее состав от смежных составов преступлений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Общая характеристика государственной измены ………………….6
§1.1 Исторический аспект развития уголовной ответственности за государственную измену в России………………………………..………..…..6
§ 1.2 Понятие государственной измены ……………..………………..………10
ГЛАВА 2. Уголовно-правовая характеристика государственной измены…..15
§2.1 Объективные признаки государственной измены ……………... ............15
§2.2 Субъективные признаки государственной измены……………………...19
ГЛАВА 3. Разграничение составов государственной измены от смежных составов……………………………………………………………………….….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..………30
§ 1.2 Понятие государственной измены
Государственная измена представляет собой враждебную деятельность гражданина Российской Федерации, осуществляемую совместно с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, направленную против внешней безопасности Российской Федерации. Под внешней безопасностью понимается состояние защищенности суверенитета, территориальная целостность и обороноспособность России от внешнего враждебного воздействия, т.е. как объект преступного посягательства, состояние защищенности государственного и общественного строя Российской Федерации от угроз извне. Действия виновного создают угрозу суверенитету, территориальной неприкосновенности Российской Федерации. Суверенитет государства означает его независимость во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение суверенитета является основным принципом международных отношений, закрепленным в Уставе ООН и других международных актах. Во внутренних делах суверенитет означает верховенство Конституции РФ и принятых во исполнение ее федеральных законов.
Неприкосновенность территории предполагает сохранение в целостности территории, находящейся под суверенитетом России, в пределах государственной границы Российской Федерации. Государственной является граница, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего Союза ССР, а также договорами Российской Федерации с сопредельными государствами10.
Обороноспособность - совокупность экономических, военных, технических, научных, идеологических возможностей государства и его вооруженных сил по обеспечению защиты от нападения извне, его суверенитета и территориальной неприкосновенности.
Действующая
редакция ст. 275 УК РФ в должной
мере не учитывает юридические
особенности форм ее
Но, во-первых, враждебная деятельность – это оценочное понятие, не раскрытое в законодательстве и, следовательно, не имеющее четких юридических признаков.
Во-вторых, этимологически это понятие связано с войной или вооруженным конфликтом. Если в военное время, поскольку действует военный противник (враг), понятие враждебности является очевидным, то в мирное время его трактовка порождает трудности. Здесь следует иметь ввиду и трансформацию типичной мотивации совершения государственной измены. Ранее нередко гражданин шел на совершение государственной измены по идеологическим соображениям, то есть из враждебных побуждений, например, желая ослабить советскую власть. В настоящее время у изменников превалирует корыстная мотивация. «Помощь» иностранцам стала «работой», а получаемые от них деньги – «заработной платой».
В-третьих, применительно к мирному времени и в отличие от оценки деятельности физических лиц официально - юридически признавать деятельность иностранных государств и организации враждебной на уровне национального правоприменения представляется не совсем корректным. С учетом системной взаимосвязи норм УК РФ изменение ст. 275 (государственная измена) потребует незначительной корректировки и ст. 276 (шпионаж), а именно уточнения тех интересов, которым причиняет шпионская деятельность12.
Понятие шпионажа дано в ст.
276 УК РФ. Понятие шпионажа по
сравнению с Кодексом 1960 г. не
претерпело существенных
При преступном посягательстве
на государственную
В Москве при проведении
Так же
как и измена Родине, шпионаж ранее
карался смертной казнью с конфискацией
имущества, а по УК шпионаж наказывается
лишением свободы на срок от десяти до
двадцати лет. Согласно ч. 5 ст. 15 УК шпионаж
- особо тяжкое преступление16.
ГЛАВА 2. Уголовно-правовая характеристика государственной измены
§ 2.1. Объективные признаки государственной измены
Объектом государственной измены является внешняя безопасность страны. Внешняя безопасность характеризуется состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних угроз. В свою очередь, жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность.
Как уже было сказано выше, к числу преступлений, посягающих на внешнюю безопасность России, относятся государственная измена (ст. 275 УК РФ) и шпионаж (ст. 276 УК РФ ).
Посягательства на внешнюю безопасность характеризуются повышенной степенью опасности, что и обусловило отнесение их к числу особо тяжких преступлений.
Обеспечение
внешней безопасности является одним
из важнейших направлений
Итак, непосредственным объектом государственной измены, является внешняя безопасность, которая слагается из суверенитета, обороноспособности и территориальной неприкосновенности. Государственная измена и шпионаж могут посягать одновременно на суверенитет, обороноспособность и территориальную неприкосновенность России и на отдельные слагаемые (компоненты) внешней безопасности, например, только на обороноспособность17.
Объективная сторона состава
государственной измены
Последняя форма объективной стороны государственной измены может иметь вид как действия, так и бездействия. Любое из указанных действий (актов бездействия) должно обладать объективным признаком угрозы причинения ущерба внешней безопасности РФ. Выдача государственной тайны иностранному государству или иностранной организации состоит в передаче гражданином РФ представителям иностранного государства или иностранной организации сведений, составляющих государственную тайну, в ущерб внешней безопасности РФ. Понятие государственной тайны определяется в Законе РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» (с изм. и доп. согласно Федеральным законам от 6 октября 1997 г. № 131-ФЗ, от 30 июня 2003 № 86-ФЗ, от 11 ноября 2003 г. № 153-ФЗ, с изм., внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002 г. № 293-О, от 10 ноября 2002 г. № 314-О18 ) как государственная тайна – защищаемое государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждается по представлению Правительства Президентом РФ. Выдача государственной тайны может иметь различные формы: устное сообщение сведений агенту иностранной разведки, передача документа, составляющего государственную тайну19.
Так например: по определению
Верховного суда РФ гражданин
Калугин был признан виновным
в том, что он, являясь гражданином
СССР, а затем и РФ, совершил
государственную измену в
Шпионаж как форма государственной измены представляет собой совершенные гражданином РФ альтернативные действия в виде сбора, похищения или хранения для передачи или передача иностранному государству, иностранной организации или их представителям различных сведений (в том числе составляющих государственную тайну), создающие угрозу причинения ущерба внешней безопасности РФ.
Отличие шпионажа, сопряженного
с передачей сведений, составляющих
государственную тайну, от
Под иным оказанием помощи
иностранному государству,
§ 2.2 Субъективные признаки государственной измены.
Субъектом государственной
Субъективная сторона
Мотивы изменнических действий могут быть самыми разнообразными: политическими, корыстными, желанием получить гражданство иностранного государства, стремлением уклониться от уголовной ответственности путем оставления России и т.д. Их содержание для квалификации преступления не имеет значения, но может быть учтено при назначении наказания. Примечание к ст. 275 УК предусматривает основание освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших государственную измену или шпионаж, подпадающий под ст. 276 УК. По своей юридической природе это основание является деятельным раскаянием. Виновный освобождается от уголовной ответственности за совершенное преступление при наличии двух условий22.
Информация о работе Уголовно–правовую характеристику государственной измене в России