Виды учреждений, исполняющих наказание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:19, реферат

Описание

Рассмотрение указанных организаций и является основной целью изучения в настоящей работе.
Для более глубокого понимания поставленной цели необходимо раскрыть следующие задачи:
- система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции;
- виды исправительных учреждений и их задачи;
- контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные.

Содержание

1. Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания,
и их функции
2. Виды исправительных учреждений и их задачи
3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания

Работа состоит из  1 файл

Реферат по УИП.doc

— 165.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы:

 

I. Введение                                                                                                                                  3-4

II. Содержание:

§ 1. Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания,

и их функции                                                                                                                             4-10

§ 2. Виды исправительных учреждений и их задачи                                                             10-16

§ 3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания                                                                                                                                 16-21

III. Заключение                                                                                                                        22-23

IV. Список использованной литературы                                                                                   24 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение

 

Неисполнение правовых предписаний стало чуть ли не нормой жизни не только для многих наших сограждан, но и властных структур, правовой нигилизм вошел в массовое сознание в качестве необходимого элемента выживания в нынешних весьма неблагоприятных социально-экономических условиях переходного периода в развитии российского государства. Эта картина еще более усугубляется охватившей все наше общество, как раковая опухоль, коррупцией и поборами чиновничества, различных управленческих структур. Все это нашло отражение в формировании уголовной и уголовно-исполнительной политики и, естественно, соответствующих отраслей законодательства.

Политика в области исполнения наказаний имеет более узкое, специальное, но не менее важное содержание: она определяет цели, принципы, формы и методы деятельности государства при обеспечении исполнения мер уголовно-правового воздействия, достижении целей исправления осужденных, предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Уголовно-исполнительная политика является продолжением уголовной политики и испытывает на себе все ее колебания.

Исполнение уголовных наказаний — фундаментальная современная социально правовая проблема, имеющая несомненную актуальность и все возрастающее значение.

Уголовно-исполнительная деятельность — это конечный этап правоприменения, подводящий своеобразный итог всему функционированию уголовной юстиции. От ее эффективности во многом зависит действенность многих органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Уголовно-исполнительная система и сегодня призвана выполнять множество социально необходимых, оправданных задач, включая «санитарную» функцию. Недаром в старину говорили: «Худое дело тюрьма, а без нее нельзя».

В современных условиях Российской государственности, когда роль иных средств воздействия на преступность может утрачиваться, снижаться или изменяться, значение основанного на законе уголовно-исполнительного фактора неизбежно возрастает.

Согласно уголовно-исполнительному законодательству исправление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ).

Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок (режим) отбывания наказания, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие на них (ч. 2 ст. 9 УИК РФ).

Правовым основанием для применения этих мер исправительного воздействия является вступивший в законную силу приговор суда, исполнение которого и ложится на «плечи» учреждений, исполняющих наказание.

Рассмотрение указанных организаций и является основной целью изучения в настоящей работе.

Для более глубокого понимания поставленной цели необходимо раскрыть следующие задачи:

- система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции;

- виды исправительных учреждений и их задачи;

-  контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные.

 

§ 1. Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции

Исполнение уголовных наказаний признается исключительной функцией государства, для осуществления которой, как правило, создаются специализированные учреждения и органы. Поскольку уголовное наказание назначается в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, их достижение является общей задачей учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. При этом основополагающим является положение, зафиксированное в ст. 43 УК РФ, — наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Структура учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, в России всегда была тесно увязана с действующей системой уголовных наказаний, закрепленной в уголовном законодательстве.

Достижение целей наказания в процессе его исполнения относится к числу важных и сложных проблем и предполагает создание специальной системы уголовно-исполнительных государственных учреждений и органов, подлежащих комплектованию подготовленными кадрами, обладающими глубокими знаниями права, педагогики, психологии и хорошими организаторскими способностями.

К исполнению уголовных наказаний привлекаются также органы и должностные лица некоторых государственных и хозяйственных учреждений и организаций, основная деятельность которых связана с осуществлением иных функций. Они, как правило, реализуют возложенные на них обязанности по исполнению наказаний под контролем правоприменительных органов на основании норм уголовно-исполнительного права.

Учреждения и органы, исполняющие наказания, перечень которых содержится в ст. 16 УИК РФ, делятся на две группы.

Первую группу составляют те, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией:

а) учреждения уголовно-исполнительной системы:

- уголовно-исполнительные инспекции;

- исправительные центры;

- арестные дома;

- исправительные учреждения;

б) дисциплинарная воинская часть;

в) гауптвахты для осужденных военнослужащих или соответствующие отделения гарнизонных гауптвахт;

г) судебные приставы-исполнители.

Уголовно-исполнительная инспекция является учреждением в структуре органов Минюста РФ, исполняющим в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества. В своей деятельности уголовно-исполнительная инспекция руководствуется помимо УИК РФ Положением об уголовно-исполнительной инспекции[1].

Основными задачами инспекции являются:

а) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ;

б) контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказание;

в) предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях.

Исправительный центр предусмотрен для исполнения основного наказания в виде ограничения свободы (гл. 8 УИК РФ).

В своей деятельности администрация исправительного центра руководствуется Положением об исправительном центре, утверждаемым Правительством РФ.

Арестные дома — места отбывания наказания в виде ареста всеми осужденными к этому виду наказания, кроме осужденных, состоящих на военной службе на момент вынесения приговора. Порядок исполнения этого вида наказания администрацией арестного дома определен гл. 10 УИК РФ и Положением об арестных домах, утверждаемым Правительством РФ.

Исправительные учреждения предназначены для дифференцированного размещения и раздельного содержания лиц, осужденных к лишению свободы.

Дифференциация осужденных к лишению свободы осуществляется по признакам:

- пола, возраста, тяжести преступления, за совершение которого виновный осужден;

- опасности личности преступника, поведения осужденного во время отбывания наказания и по состоянию здоровья.

Дифференциация (классификация) осужденных имеет важное значение для групповой индивидуализации исполнения лишения свободы, предупреждения вредного влияния более опасных преступников на лиц, впервые осужденных к лишению свободы на непродолжительные сроки (совершеннолетних и лиц, не достигших 18-летнего возраста), предупреждения возможности распространения опасных инфекционных заболеваний. Предусмотренная УИК РФ классификация лиц, отбывающих наказания, создает благоприятную возможность для проведения индивидуальной воспитательной работы с осужденными, направленной на осознание ошибочности сформировавшихся у осужденного взглядов на принятые в обществе нормы, определяющие поведение человека.

Кроме перечисленных видов наказаний исправительные учреждения, арестные дома и исправительные центры обязаны осуществлять применение к осужденным принудительных или обязательных мер медицинского характера, предусмотренных ст. 18 УИК РФ. Речь идет об осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, в отношении которых суд вынес решение об их принудительном лечении; его обязана осуществлять администрация указанных выше учреждений во время отбывания данными лицами наказания. Обязательное медицинское лечение применяется в отношении осужденных, больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, ВИЧ-инфицированных осужденных, а также осужденных, больных открытой формой туберкулеза или не прошедших полного курса лечения венерического заболевания.

Дисциплинарные воинские части (отдельные дисциплинарные батальоны и отдельные дисциплинарные роты) предназначены для отбывания осужденными военнослужащими наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.

Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ст. 55 УК РФ).

Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части осуществляется в соответствии с гл. 20 УИК РФ, Положением о дисциплинарной воинской части, а также общевоинскими Уставами в части, не противоречащей указанным нормативным актам.

В дисциплинарной воинской части также исполняется приговор суда в отношении военнослужащих, осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Дисциплинарные воинские части (ныне — отдельные дисциплинарные батальоны, а в истории — отдельные дисциплинарные роты) функционируют только в Министерстве обороны Российской Федерации, но в этих частях отбывают наказание также осужденные военнослужащие, входящие в состав воинских формирований и других ведомств (МВД, ФСБ, ФАПСИ, Федеральной службы охраны и др.)[2].

Арест в отношении военнослужащих исполняется командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт (ч. 12 ст. 16 УИК РФ).

Судебные приставы-исполнители осуществляют исполнение наказания в виде штрафа.[3]

Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Минюста России, а также Положением о Федеральной службе судебных приставов, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316.

Статья 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» устанавливает обязанности и права судебных приставов-исполнителей. В процессе исполнения уголовного наказания в виде штрафа судебный пристав-исполнитель имеет право:

1) получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

2) проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них осужденных и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

3) входить в помещения и хранилища, занимаемые осужденными или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

4) арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

5) налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

Информация о работе Виды учреждений, исполняющих наказание