Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:19, реферат
Рассмотрение указанных организаций и является основной целью изучения в настоящей работе.
Для более глубокого понимания поставленной цели необходимо раскрыть следующие задачи:
- система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции;
- виды исправительных учреждений и их задачи;
- контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные.
1. Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания,
и их функции
2. Виды исправительных учреждений и их задачи
3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания
Раздельное содержание в местах лишения свободы преследует цель не только избавить несовершеннолетних от преступного воздействия на них совершеннолетних, но и организовать процесс исправления несовершеннолетних в местах лишения свободы на принципиально иных по сравнению со взрослыми преступниками началах. Это отличие проявляется во всех средствах воздействия на осужденных, в обобщенном же виде оно находит отражение в наименовании учреждений, в которых отбывают лишение свободы несовершеннолетние, — воспитательные колонии. В самом наименовании учреждения подчеркивается главное средство воздействия на осужденных к лишению свободы несовершеннолетних — воспитание, которому должно быть подчинено содержание остальных средств воздействия на осужденных. Эта сущностная сторона средств воздействия не всегда учитывается органами, исполняющими наказание в виде лишения свободы, назначенное судом несовершеннолетним.
В воспитательных колониях для завершения процесса обучения или воспитания могут содержаться осужденные до достижения ими возраста 21 года. В воспитательных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет.
Задача всех исправительных учреждений единая — исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы, в процессе которого разными по содержанию средствами воздействия необходимо добиться исправления осужденных, предупреждения ими и другими гражданами совершения новых преступлений и восстановления социальной справедливости, на которую покушалось лицо, осужденное к лишению свободы за совершенное преступление.
Порядок направления осужденных в исправительные учреждения:
1. Администрация следственного изолятора по получении извещения суда о вступлении приговора в законную силу обязана:
- объявить его под расписку осужденному;
- сообщить ему когда, в какое исправительное учреждение он будет направлен;
- спросить у осужденного, кому из его родственников он желал бы, чтобы администрация сообщила, куда он направляется для отбывания наказания;
- поставить в известность одного из родственников по выбору осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания.
2. Осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу. В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами.[4]
3. Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях (по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия) осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта РФ.
При отсутствии по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях (они могут быть переполнены, частично закрыты на ремонт и т.д.) осужденные направляются в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на территории данного субъекта РФ, либо по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого ближайшего субъекта РФ, в котором имеются условия для их размещения.
Исключение из данного правила сделано для:
- осужденных при особо опасном рецидиве преступлений;
- осужденных к пожизненному лишению свободы;
- осужденных к отбыванию лишения свободы в тюрьме;
- осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;
- осужденных женщин;
- несовершеннолетних осужденных;
- осужденных — иностранных граждан и лиц без гражданства, которые направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений (ст. 73 УИК РФ).
4. Осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем.
В ст. 76 УИК РФ закреплены основные требования, характеризующие порядок перемещения осужденных к лишению свободы:
а) раздельное содержание: мужчин и женщин; несовершеннолетних и взрослых; приговоренных к смертной казни и других категорий осужденных; осужденных за совершение преступления в соучастии;
б) раздельное и отдельное от здоровых осужденных (в необходимых случаях в сопровождении медицинского работника) перемещение осужденных: больных открытой формой туберкулеза; не прошедших полного курса лечения венерического заболевания; осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;
в) обеспечение: необходимых материально-бытовых и санитарно-гигиенических условий; одеждой по сезону, а также питанием по установленным для осужденных нормам на весь период следования;
г) перемещение осужденных за счет государства.
Указанные требования, изложенные в ст. 80 УИК РФ, в первую очередь должны строго соблюдаться администрацией следственного изолятора, которая в соответствии с приговором суда направляет осужденных к лишению свободы в соответствующие исправительные учреждения, указанные в приговоре суда. Однако при поступлении осужденных к лишению свободы в соответствующее исправительное учреждение его администрация обязана установить в период нахождения осужденного в карантинном отделении правильность его направления в данное исправительное учреждение. Если окажется, что была допущена ошибка, то осужденный из карантинного отделения в установленном порядке препровождается к месту нахождения соответствующего исправительного учреждения.
§ 3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные
На основе Конституции УИК РФ устанавливает контроль за соблюдением законных прав осужденных. Контроль за исполнением уголовных наказаний можно классифицировать по субъектам, его осуществляющим, на международный и внутригосударственный.
I. Внутригосударственный контроль по этому же признаку делится на виды: контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 19 УИК), судебный контроль (ст. 20 УИК), ведомственный контроль (ст. 21 УИК), прокурорский надзор (ст. 22 УИК) и общественный контроль, включая средства массовой информации (ст. 23 и 24 УИК).
Государственный контроль за деятельностью этих учреждений и органов осуществляют федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления.
Органы государственной власти и управления — мэрии, городские и районные администрации, муниципалитеты, префектуры — обладают властными полномочиями в решении экономических, социальных, хозяйственных, экологических, коммунальных и других вопросов местного значения. Они имеют право осуществлять проверки-посещения исправительных учреждений, по результатам которых принимаются решения с оценкой выявленных недостатков, определяются меры по оказанию помощи данным учреждениям.
Судебный контроль — одна из важнейших форм поддержания законности при исполнении наказания.
Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об условно-досрочном освобождении от наказания, о замене не отбытой части наказания более мягким, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, об изменении вида исправительного учреждения.
Суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными наказания.
Другие формы судебного контроля закреплены в процессуальном законодательстве. Они касаются контроля деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, при рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.
Ведомственный контроль установлен за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
Формы ведомственного контроля разнообразны. Основными из них являются: комплексные инспекторские проверки, проверки отдельных направлений работы учреждений и органов, исполняющих наказания, проверки деятельности их служб и частей, проверки фактов нарушения законности и отдельных недостатков по письмам, жалобам и заявлениям, проверки плановой и отчетной документации, различных донесений, обращений, информационных справок и т.п.
Проводится и личный контроль со стороны руководителей органов управления различного уровня.
В целях создания максимально благоприятных условий для осуществления государственного контроля ч. 1 ст. 24 УИК РФ наделяет ряд должностных лиц правом посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения.
К числу таких лиц относятся:
1) Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, а также президенты и главы правительств субъектов РФ, главы органов местного самоуправления в пределах соответствующих территорий;
2) Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях;
3) должностные лица вышестоящих органов;
4) судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания;
5) депутаты и члены общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, — в пределах соответствующих территорий.
Должностные лица, имеющие право на посещение учреждений и органов, исполняющих наказания, могут встречаться с осужденными и сотрудниками названных организаций, получать от них необходимые сведения, принимать жалобы и заявления, знакомиться с документами в пределах, предусмотренных законом. При посещении учреждений и органов, исполняющих наказания, названные должностные лица обязаны предъявлять документы, удостоверяющие их личность и полномочия.
Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации».
Для этой цели созданы специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
Органы прокуратуры осуществляют свою деятельность с тем, чтобы:
1) лица, задержанные и подвергнутые аресту в процессе расследования, содержались в порядке и в сроки, соответствующие закону;
2) обращение к исполнению приговоров производилось в строгом соответствии с законом и в установленные сроки;
3) содержание осужденных в местах лишения свободы производилось не иначе как на основании и в порядке, установленном законом;
4) соблюдалось законодательство о порядке и условиях отбывания наказания, исправления осужденных в местах лишения свободы;
5) своевременно и в соответствии с законом исполнялось наказание, не связанное с лишением свободы.
Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний существенно отличается от других видов надзора по методам его осуществления. Прокурор не только проверяет законность правовых актов, издаваемых администрациями учреждений и органов, исполняющих наказание, но и осуществляет надзор за законностью всей их деятельности.
Осуществляя надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, в местах лишения свободы, а также при исполнении иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурор в пределах свой компетенции имеет право:
1) посещать в любое время органы и учреждения предварительного заключения, учреждения уголовно-исполнительной системы и учреждения, исполняющие иные меры принудительного характера, назначаемые судом;
2) опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных к лишению свободы или подвергнутых мерам принудительного характера;
3) знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, отбывают наказание в виде лишения свободы либо подвергнуты мерам принудительного характера;
4) знакомиться с оперативными материалами;
5) требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять приказы, распоряжения, инструкции, постановления администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, требовать объяснения от должностных лиц;