Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:50, реферат
Успешность решения задач уголовного права напрямую связана с состоянием и уровнем преступности, с эффективностью борьбы с ней. Преступность, к сожалению, имеет устойчивую тенденцию к количественному росту и качественным изменениям. Особую опасность представляют устойчивые преступные формирования, мафиозные структуры, проникающие во все сферы жизни общества, включая государственные органы, в том числе и в правоохранительные.
Введение
1.1. Понятие и признаки уголовного наказания
1.2. Цели наказания
2.1. Понятие системы уголовного наказания
2.2. Обязательные работы
2.3. Исправительные работы
2.4. Ограничение по военной службе
2.5. Ограничение свободы
2.6. Арест
2.7. Содержание в дисциплинарной воинской части
2.8. Лишение свободы на определенный срок
2.9. Пожизненное лишение свободы
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1.1. Понятие и признаки уголовного наказания
1.2. Цели наказания
2.1.
Понятие системы уголовного
2.2. Обязательные работы
2.3. Исправительные работы
2.4. Ограничение по военной службе
2.5. Ограничение свободы
2.6. Арест
2.7. Содержание в дисциплинарной воинской части
2.8.
Лишение свободы на
2.9. Пожизненное лишение свободы
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Успешность решения задач уголовного права напрямую связана с состоянием и уровнем преступности, с эффективностью борьбы с ней. Преступность, к сожалению, имеет устойчивую тенденцию к количественному росту и качественным изменениям. Особую опасность представляют устойчивые преступные формирования, мафиозные структуры, проникающие во все сферы жизни общества, включая государственные органы, в том числе и в правоохранительные.
Основополагающим
в уголовной политике является принцип
неотвратимости уголовной ответственности.
Уголовная политика исходит из того, что
борьба с преступлениями должна осуществляться
в рамках строгого и неукоснительного
соблюдения законности на основе принципа
- закон един и равен для всех.
Можно достаточно четко выявить две основные
тенденции уголовной политики на современном
этапе. Одна из них состоит в последовательной,
решительной и бескомпромиссной борьбе
с наиболее тяжкими преступлениями, с
организованной и профессиональной преступностью,
в применении самых суровых мер наказания
к лицам, совершившим опасные преступления,
к особо опасным рецидивистам, к организаторам,
руководителям и активным участникам
преступных организованных формирований,
мафиозных структур, к лицам, возглавляющим
преступные группировки, занимающимся
рэкетом, наркобизнесом, захватом заложников
и заказными убийствами.
Другая тенденция, в которой реализуется принцип гуманизма российского уголовного права, заключается в сужении сферы уголовной регуляции в отношении лиц, совершивших преступления, не представляющие повышенной опасности, в широком применении наказаний, не связанных с изоляцией от общества (обязательные работы, исправительные работы, условное осуждение, отсрочка отбывания наказания, освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием или примирением с потерпевшим либо в связи с изменением обстановки, условно-досрочное освобождение от наказания, применение принудительных мер воспитательного характера и т.д.). Разумное сочетание обеих тенденций обеспечит действенную и законную борьбу с преступностью.
Преступление и наказание тесно связаны. Наказание - это естественная реакция государства на совершенное преступление. Если общественно опасное деяние не влечет за собой наказания, оно не может считаться преступлением.
Уголовное наказание - это мера государственного принуждения, которая содержится в уголовно-правовой норме и может быть применена судом только к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Если лицо совершило не преступление, а какое-либо иное нарушение, к нему применяются другие меры правового воздействия. Уголовное наказание является естественным последствием совершенного преступления и должно, по общему правилу, соответствовать его тяжести и общественной опасности.
Наказание всегда носит личный характер. Оно применяется только к самому преступнику, и ни в коем случае не должно затрагивать интересы других лиц.
В
целом, учитывая все сказанное, можно
сделать вывод, что под наказанием
по российскому уголовному праву следует
понимать особую юридическую меру государственного
принуждения, включающую в себя как карательные
элементы, так и воспитательные, назначаемую
судом лицу, виновному в совершении преступления,
и влекущую судимость. Наказание выражает
от имени государства и общества отрицательную
правовую, социальную и моральную оценку
преступного деяния и преступника.
1.1.
Понятие и признаки
уголовного наказания
Уголовное
наказание является исключительно
важной мерой борьбы с преступностью,
хотя решающую роль в ее сокращении,
несомненно, играют экономические, политические,
организационно-управленческие и культурно-
воспитательные меры, осуществляемые
государством. Вместе с тем, уголовное
наказание является не только важным,
но и необходимым средством, а из уголовно-правовых
- наиболее эффективным средством борьбы
с преступностью, поскольку именно оно
прерывает антиобщественную деятельность
лиц, совершающих преступление.
Как острейшая мера государственного
принуждения, наказание заключается в
предусмотренном УК лишении или ограничении
определенных прав и свобод осужденного,
что означает принудительное причинение
ему страданий, ущемлений, стеснений морального,
физического и имущественного характера.
Это полностью отвечает требованиям ст. 28 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый член общества может быть подвергнут ограничениям, установленным законом в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Без
страданий, лишений и ограничений
наказание не несло бы исправительного
заряда и не воспринималось бы людьми
как мера, назначенная судом в интересах
общества да и самого преступника. Поэтому
страдания составляют неотъемлемое свойство
наказания, без которых оно теряет свой
смысл.
Примечательно, что ограничения некоторых
прав, весьма чувствительные для человека,
люди принимают при назначении уголовного
наказания как само собой разумеющийся
факт. Действительно, человек, осознанно
игнорирующий установленный в обществе
правопорядок, представляющий опасность
для других граждан, должен быть лишен
права продолжать грубо «осложнять» жизнь
законопослушным гражданам и обязан почувствовать
страдания, которые должны натолкнуть
его на мысль о недопустимости совершения
преступлений впредь. И в этом, очевидно,
проявляется основная цель наказания
(тогда как исправление важно, но вторично).
43 УК РФ гласит: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица».
Это
определение указывает все
1. Наказание - это мера государственного
принуждения, предусмотренная уголовным
законом, применяемая только к лицам, совершившим
преступления.
Этим
оно отличается от иных мер, применяемых,
например, за административные, дисциплинарные,
гражданско-правовые правонарушения.
Наказывая, государство принуждает преступника
к законопослушному поведению. Исчерпывающий
перечень уголовных наказаний, которые
только и могут быть назначены судом за
совершенные преступления, содержит ст.
44 УК.
2. Наказание назначается только судом
и носит публичный характер, т. е. назначается
от имени государства и в интересах всего
общества. Иные государственные органы
таким правом не обладают. Публичность
проявляется и в том, что освобождение
от наказания по основаниям, установленным
в законе, за исключением амнистии и помилования,
также осуществляется только судебными
органами.
3. Наказание может быть назначено только
при наличии вины лица в совершенном преступлении.
Невиновное причинение вреда в соответствии
со ст.
49 Конституции РФ исключает уголовную
ответственность и наказание. Согласно
ч. 1 ст. 49 Конституции РФ, «каждый обвиняемый
в совершении преступления считается
невиновным, пока его виновность не будет
доказана в предусмотренном федеральным
законом порядке и установлена вступившим
в законную силу приговором суда». Обвинительный
приговор суда является процессуальной
формой применения наказания. Только суд
в России вправе давать уголовно-правовую
оценку содеянному и личности виновного.
4. Наказание обязательно причиняет осужденному
определенные лишения и ограничения прав
и свобод, зависящие от вида наказания,
например: права выбора места жительства,
передвижения, выбора рода деятельности;
при конфискации - лишение имущества; лишение
воинского звания.
Применением перечисленных лишений, ограничений,
стеснений уголовное наказание прежде
всего и отличается от иных наказаний.
5. Наказание всегда носит личный характер
и не должно затрагивать интересы других
лиц.
6. Наказание в отличие от иных наказаний
обязательно влечет последствие общеправового
и уголовно-правового характера - судимость.
С принятием УК РФ ст. 43 перестал быть актуальным вопрос: является ли кара одной из целей наказания? Кара заключена в любом виде наказания, и по ее тяжести мы судим о строгости конкретного наказания. Следовательно, уголовный закон рассматривает кару как положительный конструктивный элемент наказания, без которого уголовное наказание не могло бы являться таковым.
Безусловно,
что любое уголовное наказание
при его исполнении объективно приносит
осужденному физические и нравственные
страдания, однако, согласно ст. 7 Всеобщей
Декларации прав человека и ст. 7 Международного
Пакта о гражданских и политических правах,
устанавливается, что наказание не ставит
перед собой цель причинения физических
страданий или унижения человеческого
достоинства.
1.2.
Цели наказания
Одним из наиболее принципиальных вопросов уголовного права был и остается вопрос об определении целей наказания. Учение о целях наказания продолжает оставаться одним из наиболее дискуссионных вопросов как в истории, так и в современной теории права.
«От его решения зависит построение не только многих институтов этой отрасли права, но и целеустремленное применение самого уголовного законодательства», - писал И. С. Ной'. Чезари Беккариа указывал: «Цель наказания заключается не в истязании и мучении человека и не в том, чтобы сделать существующим уже совершенное преступление. Цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же». Н. С. Таганцев, отмечая неоднозначность подходов к рассматриваемой проблеме, замечал, что «поскольку наказание относится к прошлому, оно представляется отплатой, отмщением, актом более рефлекторным, чем целесообразным, государство принуждается к нему самими свойствами человеческой личности или непременными законами общежития, оно составляет более или менее неуклонную обязанность государства; поскольку наказание относится к будущему, оно является средством для достижения известных целей, оно рассматривается как реализация права государства, которым последнее должно пользоваться по разумным основаниям... Будучи личным страданием, причиняемым виновному за учиненное им деяние, наказание должно быть организовано так, чтобы оно служило или могло служить целям, которые преследует государство, наказывая».
Многовековая история проблемы определения целей уголовного наказания и существование множества теорий позволили представителям науки уголовного права, разумеется условно, выделить два основных направления ее развития: а) абсолютные теории наказания, сторонники которых придерживаются абсолютной идеи - возмездия за совершенное преступление и расплаты за него: сторонники божественного возмездия, считающие преступление грехом, относят к целям наказания искупление греха; Кант развивал теорию материального возмездия, Гегель - диалектического; б) теории полезности: общего предупреждения, специального предупреждения, смешанные. Их сторонники ратуют за предупреждение преступлений и исправление преступников.
В
качестве другой цели уголовного наказания
называется исправление осужденного.
Ныне цель исправления
заключается в том, чтобы осужденный стал
законопослушным, добропорядочным гражданином
общества, уважающим труд и правила общежития.
Законодатель больше не связывает цель
исправления осужденного с перевоспитанием.
Представляется, что задача перевоспитать
человека, в особенности в нынешних условиях,
нереальна, как она была нереальной всегда.
Главная задача - чтобы отбывший наказание (неважно, в силу каких причин), больше не совершал преступлений.
Наконец, наказание направлено на предупреждение совершения новых преступлений. Законодатель не подразделяет в правовой норме цель предупреждения на специальную и общую превенцию, но это с очевидностью вытекает из смысла закона.
Частная
превенция (специальное предупреждение)
заключается в таком
Общая
превенция (общее предупреждение) выражается
в воздействии назначенного конкретному
преступнику наказания на иных лиц, склонных
к совершению противоправных действий,
сдерживающем их от преступных посягательств
и формирующем у законопослушной части
общества негативное отношение к преступлению.
Превентивные цели достигаются посредством
устрашения и лишения преступника фактической
возможности продолжать преступную деятельность.
2.1.
Понятие системы уголовного
наказания
Под системой наказаний принято понимать установлен Уголовным кодексом исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный в определенной последовательности исходя из степени их тяжести.
Система наказаний базируется на общих принципах уголовного права. В ней предметно выражаются принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма.
Происходящие
в обществе и государстве социально-
По
отношению к прежнему уголовному
законодательству система наказаний
претерпела весьма существенные изменения.
Из уголовных наказаний обоснованно исключено
общественное порицание, включены четыре
новых вида наказания (обязательные работы,
ограничение по военной службе, ограничение
свободы и арест). Лишение свободы подразделено
на срочное и пожизненное. О том, что наказания
в этой системе располагаются по степени
тяжести, можно говорить весьма условно.
Перечень наказаний начинается со штрафа
и лишения права занимать должности или
заниматься деятельностью. Вряд ли эти
наказания обладают меньшей степенью
репрессивности, чем следующее за ними
лишение званий и наград, которое может
быть лишь дополнительным наказанием.
Конфискация имущества, которая также
не применяется в качестве основного наказания,
в перечне стоит выше исправительных работ.
Перечень наказаний в законе является
исчерпывающим. Суд не может назначить
подсудимому наказание, не предусмотренное
законом. Как следует из перечня, виды
наказаний весьма различны по своему содержанию
и степени тяжести, по формам воздействия
на осужденного. В нормах, где предусматриваются
отдельные виды наказаний, входящих в
перечень, раскрывается их суть, указываются
пределы и условия их применения.
Установленная законом система наказаний
в целом соответствует карательной политике
на современном этапе и отражает принципы
Российского уголовного права. Предметно
отражен в ней, в частности, принцип гуманизма,
поскольку из тринадцати видов наказаний
преобладающая часть (восемь) не предусматривает
лишение осужденного свободы.