Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:29, реферат
Уголовное право — это отрасль права, объединяющая право¬вые нормы, которые устанавливают, какие деяния являются преступлениями и какие наказания, а также иные меры уголовно- правового воздействия применяются к лицам, их совершившим, определяют основания уголовной ответственности и освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Введение 2
1 Задачи уголовного законодательства 4
1.1 Понятие и значение задач уголовного законодательства 4
1.2 Виды задач уголовного законодательства 9
2 Принципы уголовного законодательства 14
2.1 Понятие и классификация принципов уголовного законодательства 14
2.2 Виды принципов уголовного законодательства 19
Заключение 27
Список использованных источников 28
Исторически первой функцией уголовного права была охранительная. Уголовное право России охраняет ряд социально значимых объектов: права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй РФ, мир и безопасность человечества. Причем следует заметить, что приведенный в ч. 1 ст. 2 УК РФ перечень объектов охраны является далеко не полным и не последовательным, если сравнивать его с перечнем объектов, поставленных под охрану уголовного закона и определенных в наименовании глав Особенной части УК РФ; в нем указываются и названия некоторых глав, и названия некоторых разделов, причем порой не в точном соответствии с их обозначением в тексте Особенной части закона.
При перечислении объектов охраны в ч. 1 ст. 2 УК РФ следует соблюсти требования конкретности и открытости их списка. Достичь этого можно, сгруппировав объекты исходя из названия разделов Особенной части УК РФ. Единственное, что можно исключить из перечисления, это - интересы военной службы, поскольку она представляет собой разновидность государственной службы и интересы военной службы вполне укладываются в понятие государственной власти как объекта охраны. В итоге, можно утверждать, что перед уголовным правом стоит задача охраны личности, экономической сферы, общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, мира и безопасности человечества от преступных посягательств.
Охранительная функция уголовного права не означает, что его нормы каким-то образом регулируют те общественные отношения, которые составляют предмет его охраны. Наличие этой функции обусловлено, во-первых, системными свойствами права, поскольку уголовное право «замыкает собой систему действующего права в целом, охраняя от наиболее серьезных нарушений нормы всех его отраслей»[12]. А во-вторых, реализация рассматриваемой функции обусловлена правовым воздействием нормативных предписаний уголовного права на сознание и поведение людей.
Вместе с тем отрицать за уголовным правом наличие регулятивной функции нельзя. Как и любая другая отрасль, оно регулирует определенные отношения, составляющие его предмет. Особенность уголовного права состоит лишь в том, что, как отмечал В. Г. Смирнов, если все иные отрасли права создаются в целях организации определенного порядка каких-либо отношений, который затем в этих же целях и обеспечивается соответственными методами правового воздействия, то уголовное законодательство, напротив, создается в целях охраны, обеспечения нормального порядка общественных отношений и в этих же целях устанавливает порядок организации отношений, возникающих вследствие совершения особо тяжких правонарушений - преступлений[13]. Именно отношения между лицом, совершившим преступление, и государством являются предметом регулирования уголовного права.
Итак, охранительная и регулятивная функции уголовного права есть его собственно юридические функции. Однако, как было указано, наряду с ними уголовное право выполняет и иные функции.
В ряду социальных функций отрасли первостепенное значение имеет функция предупреждения преступлений (предупредительная функция), непосредственно указанная в ч. 1 ст. 2 УК РФ. Ее закрепление явилось результатом длительной научной дискуссии. Заметим, что в условиях уголовного законодательства прошлого столетия предупреждение преступлений как задача было поставлено уголовным законом только перед наказанием. В связи с этим многие юристы писали, что такое решение не отражает подлинного места профилактики преступлений в борьбе с преступностью и роли уголовного закона[14]; что отсутствие указания на, искоренение преступности в ряду задач уголовного закона лишает стратегические цели борьбы с преступностью конкретного выражения[15]. Сегодня законодатель обоснованно исправил этот недочет, при этом совершенно справедливо указал задачей уголовного права не искоренение, а предупреждение преступлений.
Предупреждение преступлений определяется в науке как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, преступлений отдельных видов и конкретных деяний, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведения которых указывают на такую возможность[16].
Следующей функцией, тесно связанной с предупредительной и охранительной, является воспитательная функция уголовного права. В УК РФ она не закреплена. В правовом пространстве СНГ на нормативном уровне воспитательные задачи ставят перед собой белорусский, узбекский и туркменский кодексы. Причем белорусский закон, в отличие от туркменского, при формулировке этой задачи говорит о том, что УК «способствует» воспитанию, оставляя тем самым простор для дискуссии относительно того, насколько задача воспитания достигается УК. Вместе с тем в уголовно-правовой теории наличие воспитательной функции у уголовного права практически никем не оспаривается. Более того, юристы прогнозируют, что с течением времени профилактическая и воспитательная функции уголовного права возрастут[17].
Воспитательное воздействие осуществляется уголовным правом в трех основных направлениях:
1) в отношении лиц, уже совершивших преступление.
2) в отношении лиц, потенциально способных к совершению преступлений.
3) в отношении всех граждан как субъектов общественных отношений.
В соответствии с этим можно выделить два эффекта воспитательной функции: первый состоит в исправлении лиц, совершивших преступление; второй - в удержании всех остальных от их совершений.
Таким образом, в тексте УК РФ непосредственно говорится о наличии двух задач уголовного права: охранительной и предупредительной. В то же время в уголовно-правовой науке количество и содержание выделяемых юристами задач (функций) уголовного права отличается большим разнообразием.
Как и всякая другая отрасль права, уголовное право выполняет две собственно юридические функции: регулятивную и охранительную. Первая обусловлена задачей упорядочения общественных отношений, возникающих между государством и лицом, совершившим преступление; вторая - задачей охраны наиболее важных объектов.
Охранительная и регулятивная функции уголовного права есть его собственно юридические функции. Однако, наряду с ними уголовное право выполняет и иные функции: предупредительную и воспитательную.
2 Принципы уголовного законодательства.
Любой нормативно-правовой акт содержит термины. Содержание не всех терминов раскрывается непосредственно в законе. Причиной этого может быть как нежелание законодателя загромождать нормативно-правовой акт различными определениями, так и то, что не всегда можно дать однозначное определение тому или иному термину.
Так, например, при анализе имеющейся юридической литературы по вопросу о принципах уголовного права можно обнаружить существование значительного многообразия определений принципов. Причем различия состоят не только в содержании существенных признаков, но и в том, чем в конечном счете являются принципы для права в целом.
Приведем лишь некоторые имеющиеся в уголовно-правовой литературе определения интересующего нас понятия.
Так, Г. А. Кригер полагал, что «принципы права - это вытекающие из социально-экономической природы, общественного строя и закрепленные в праве идеологические, политические и нравственные начала (руководящие идеи), направляющие регулятивную и охранительную функцию права и определяющие характер, основания и объем применения государственного принуждения и иных мер воздействия, необходимых для обеспечения успешного развития господствующих общественных отношений»[18].
С. Г. Келина и В. Н. Кудрявцев указывают на то, что принципы уголовного права - это руководящие идеи, основополагающие начала, выраженные в уголовном законодательстве, а также в прокурорской, следственной и судебной практике, отражающие политические, экономические и правовые представления людей относительно оснований и форм ответственности за совершенные преступления[19].
Н. А. Лопашенко пишет: «принципы уголовного права - это руководящие - идеологические, политические и нравственные - идеи уголовного права, вытекающие из природы общества и обусловленные им, выражающие сущность уголовного права как специфического регулятора определенной группы общественных отношений, направленные на реализацию охраны общественного строя, его политической и экономической систем, собственности, личности, прав и свобод граждан и всего правопорядка от преступных посягательств и обеспечивающие единство и системность уголовного права»[20].
Все приведенные выше определения в той или иной степени содержат в себе как положительные, так и отрицательные моменты и, несомненно, имеют право на существование. Однако, как справедливо заметил Г. А. Свердлык, «всякое определение на том или ином этапе исторического развития оказывается несостоятельным или неполным и поэтому требует уточнения и совершенствования в соответствии с новейшими достижениями научной теории и практики»[21].
Итак, нетрудно заметить, что подавляющее большинство авторов определяет принципы уголовного права через такие понятия, как: «начала»[22], «идеи»[23], «свойство, образующий элемент»; некоторые даже сразу через несколько понятий: «положения» и «идеи»[24], «начала» и «идеи»[25] и т.д.[26] На мой взгляд, такой подход нельзя признать правильным по следующим основаниям: во-первых, сами указанные выше термины не являются «интуитивно понятными»[27], не имеют единого значения и поэтому нуждаются в определении, что значительно усложняет и необоснованно затягивает процесс раскрытия содержания понятия; во-вторых, он ведет к абстрагированию, к оторванности принципов от реальной действительности, так как из таких определений очень сложно вычленить суть анализируемого понятия.
Прежде всего следует отметить, что принципы уголовного законодательства не должны рассматриваться как мертвые категории, служащие только для «украшения» нормативно-правовых актов, они должны реализовываться и носить характер обязательных предписаний. Поэтому следует согласиться с теми определениями принципов уголовного законодательства, в которых авторы раскрывают их через категорию «требования». Тем более что согласно словарю русского языка одно из значений данного термина - это «правило, условие, обязательное для исполнения»[28].
Очевидно, что право и нравственность тесно связаны между собой, и только такой закон, который основан на нормах нравственности, соответствует закономерностям общественного развития и может наиболее эффективно выполнять стоящие перед ними задачи. Однако я полагаем, что правы те авторы, которые не ограничивают суть рассматриваемого явления только нравственными требованиями[29], в противном же случае мы чрезмерно идеализируем закон. На мой взгляд, следует говорить и об идеологической и политической составляющей, так как принципы законодательства являются в какой-то степени отражением идеологии и политики государства на определенном этапе развития.
Таким образом, принципы уголовного законодательства представляют собой совокупность нравственных, идеологических и политических требований, адресованных как законодателю, так и правоприменителям. Эти требования или прямо сформулированы в международно-правовых актах о правах человека и Конституции Российской Федерации, или вытекают из закрепленных в них положений, а также обусловлены задачами борьбы с преступностью. Кроме того, следует сказать о том, что «принципы уголовного права» и «принципы уголовного законодательства» соотносятся как «содержание» и «форма», т.е. они представляют собой единое целое, а их раздельное рассмотрение допустимо лишь в порядке научной абстракции, для удобства исследования отдельных проблем, например, проблем законодательной регламентации.
Что касается системы принципов уголовного права, то многие авторы согласны с тем, что она имеет многоуровневую структуру. Однако в юридической литературе нет единого мнения относительно количества таких уровней.
Так, Г. Б. Виттенберг выделял две группы основных принципов уголовного права: общеправовые принципы, к которым относятся: общественная опасность наказуемого деяния, законность, интернационализм, демократизм, гуманизм и специфические для уголовного права принципы: предупреждение преступлений, личная ответственность только виновного, всесторонняя охрана личности, индивидуализация ответственности и наказания, участие общественности в борьбе с преступностью[30].
Н. И. Загородников в числе общих принципов называл демократизм, законность, гуманизм, интернационализм, а в числе специальных - всемерную охрану завоеваний трудящихся, принцип личной и виновной ответственности, участие представителей народа в применении и реализации норм уголовного закона, предупреждение преступлений, совпадение отрицательной уголовно-правовой и моральной оценки деяний, признаваемых преступными[31].
Некоторые авторы говорят о существовании трех уровней принципов отрасли уголовного права[32]. Например, А. В. Наумов выделяет: общие принципы (законность, демократизм, гуманизм, интернационализм), межотраслевые (предупреждение преступлений, индивидуализация ответственности и наказания) и специальные (принцип субъективной ответственности)[33].
А. Н. Попов предлагает систему принципов уголовного права, состоящую из семи уровней: общие уголовно-правовые принципы, межотраслевые принципы уголовного права, уголовно-правовые принципы, межинституционные принципы, институционные принципы уголовного права, межнормные принципы уголовного права, принципы норм уголовного права[34].
Таким образом, общеправовые принципы не входят в систему принципов отрасли уголовного права, так как область их распространения - все право в целом. С учетом изложенного можно утверждать, что система принципов отрасли уголовного права состоит из двух уровней: отраслевых принципов, закрепленных в ст. 3-7 УК РФ, и принципа институтов уголовного права.