Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:29, реферат
Уголовное право — это отрасль права, объединяющая право¬вые нормы, которые устанавливают, какие деяния являются преступлениями и какие наказания, а также иные меры уголовно- правового воздействия применяются к лицам, их совершившим, определяют основания уголовной ответственности и освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Введение 2
1 Задачи уголовного законодательства 4
1.1 Понятие и значение задач уголовного законодательства 4
1.2 Виды задач уголовного законодательства 9
2 Принципы уголовного законодательства 14
2.1 Понятие и классификация принципов уголовного законодательства 14
2.2 Виды принципов уголовного законодательства 19
Заключение 27
Список использованных источников 28
Кафедра экономики и менеджмента
Задачи и принципы уголовного права.
Выполнила студентка группы
Новосибирск 2012
Содержание
Введение 2
1 Задачи уголовного законодательства 4
1.1 Понятие и значение задач уголовного законодательства 4
1.2 Виды задач уголовного законодательства
2 Принципы уголовного законодательства 14
2.1 Понятие и классификация принципов уголовного законодательства
2.2 Виды принципов уголовного законодательства 19
Заключение 27
Список использованных источников 28
Введение.
Уголовное право — это отрасль права, объединяющая правовые нормы, которые устанавливают, какие деяния являются преступлениями и какие наказания, а также иные меры уголовно- правового воздействия применяются к лицам, их совершившим, определяют основания уголовной ответственности и освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Задачи уголовного права вполне традиционны и в принципе однозначны для любого общества и государства. Они вытекают из исторической предопределенности происхождения уголовного права. Последнее возникло как реакция общества и государства на преступление — наиболее опасное для интересов личности, общества и государства деяние. И в этом смысле уголовное право, как и право вообще, вполне может претендовать на то, чтобы считаться явлением цивилизации и культуры Уголовное право возникло, чтобы защитить своими специфическими средствами (главным образом угрозой наказания и его применением) личность, общество и государство от преступных посягательств. Охранительная задача уголовного права и есть его основная историческая задача, не зависимая, как отмечалось, от политического строя соответствующего государства либо особенностей его экономики.
Задачи, стоящие перед уголовным правом, решаются на основе его принципов, т. е. основных, исходных начал, в соответствии с которыми строится как его система, так и в целом уголовно-правовое регулирование.
Конкретное содержание принципов и их перечень и в общей теории права, и в уголовном праве понимаются неоднозначно. Как правило, они подразделяются на общие (присущие системе права в целом и приобретающие в той или иной отрасли свое специфическое содержание) и специальные (отраслевые), раскрывающие качественные особенности правового регулирования отдельной отрасли права. Однако в последнее время в уголовно-правовой науке была высказана и иная точка зрения, отрицающая необходимость выделения специальных (отраслевых) принципов уголовного права. Она аргументируется тем, что общеправовые принципы действуют через отраслевые, а специфические отраслевые принципы являются не чем иным, как своеобразным преломлением общеправовых принципов.
В УК РФ законодательно сформулированы следующие принципы уголовного права: законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма.
Цель данной работы рассмотреть задачи и принципы уголовного права.
1 Задачи уголовного законодательства.
Нормативное закрепление задач уголовного права (закона) является одним из достижений развития отечественной юридической мысли и законодательной техники. Следует заметить, что в истории отечественного законодательства вопрос о задачах уголовного закона в полной мере был поставлен только в начале XX в.
В современной юридической литературе освещение вопроса о задачах уголовного права традиционно начинают с изложения содержания ч. 1 ст. 2 УК РФ, в соответствии с которой его задачами являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Исходя из этого, определяют виды и содержание задач уголовного права.
Закрепление задач отрасли в первых статьях кодифицированного нормативного акта имеет не только большое политическое значение, отражая основные направления уголовной политики государства и иерархию охраняемых социальных ценностей, но и собственно юридическое. Как верно указывает В. Ф. Щепельков, нормы, не способствующие, а тем более препятствующие достижению вышеобозначенных задач, не могут быть включены в текст уголовного закона, а включенные - не могут быть применены, так как противоречат законоположению, находящемуся в иерархии правовых установлений выше[1].
Прежде чем приступить к анализу данного нормативного положения, представляется уместным обсудить вопрос об используемых в данной связи наукой терминах.
Цель, роль, задачи, функции, безусловно, понятия взаимосвязанные, но имеющие некоторые различия в смысловых оттенках[2]. В приведенном ряду понятий наиболее близки по смыслу друг другу цель и задачи, с одной стороны, и роль и функции - с другой. Цель есть предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить, можно сказать, что цель - мыслимый результат определенной деятельности, результат функционирования. Достижение цели предполагает последовательное решение ряда взаимосвязанных задач - проблем, требующих разрешения; задачи, таким образом, выступают в качестве промежуточных целей деятельности. Роль и функции могут употребляться в качестве синонимов, означая род, характер и степень чьего-нибудь участия в чем-нибудь, в данном случае - уголовного права в общественной жизни, в организации и упорядочении общественных отношений.
Гораздо больше проблем возникает с выяснением соотношения функций и задач уголовного права. Данная проблема не получила однозначного разрешения. Некоторые юристы полагают, что функции и задачи права - не совпадающие понятия, размежевание которых имеет принципиальное значение как для законотворчества, так и для правоприменения, поскольку функция права является признаком самого права, свойством его нормативных предписаний, которыми она и определяется, а задачи являются свойством общества, определяются им и находятся вне уголовного права[3]; другие утверждают, что «задачи и функции отрасли права оказываются соотносительными и неразрывно связанными друг с другом, что дает основание с известными оговорами рассматривать их как совпадающие понятия»[4].
Прав Ю. Е. Пудовочкин, считающий, что ставить знак полного равенства между задачей (целью) и функцией уголовного права нельзя, поскольку эти понятия «разновекторные»[5]. Соотношение между ними, по его мнению, весьма удачно определил М. И. Ковалев как функциональную зависимость. Он указывал: «Бесспорно, межу задачами и функциями существует тесная связь. Однако задача есть нечто, извне данное исполнителю, право же само формулирует ее. Она ставится материальными условиями жизни как нечто объективно закономерное, подлежащее решению в рамках данной общественно-экономической формации. Функция - это роль, которую выполняет само право. Содержание же роли определяется задачами права»[6]. Действительно, осуществление поставленных обществом перед отраслью права задач есть одновременно реализация ее функций, в то время как реализация функции отрасли права предполагает решение поставленных перед ней задач. Поэтому, когда мы рассуждаем о предназначении уголовного права в общественной жизни, уместней использовать термин «функция уголовного права».
Рассуждая о функциональном предназначении уголовного права, следует также сознавать, что, поскольку право неразрывно связано с государством, его функции подчинены целям общественного развития и во многом совпадают с функциями государства. Цель-идеал общественного развития России сформулирована в гл. 1 Конституции РФ: стать суверенным, демократическим, правовым, федеративным, социальным, светским государством с республиканской формой правления, основанном на рыночной экономике, где права и свободы человека станут высшей ценностью.
Существенным препятствием в достижении обозначенной цели является преступность, признанная угрозой национальной безопасности страны. Необходимость ее искоренения подчеркивается во многих официальных документах. Так, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации на 2004 г. указывается: «Для того чтобы страна стала сильной и богатой, необходимо сделать все для нормальной жизни каждого человека. Человека, создающего качественные товары и услуги, создающего культурное достояние державы, создающего новую страну. Для раскрытия такого потенциала мы должны общими усилиями создать безопасные условия жизни, снизить уровень преступности в стране».
Сокращение преступности, борьба с ней - задачи, решение которых составляет государственную функцию охраны правопорядка. Эта функция реализуется всей правовой системой страны посредством выполнения задач, содержание которых специфично для каждой отрасли права. Задачи, поставленные перед уголовным правом, закреплены в ч. 1 ст. 2 УК РФ - это охрана определенных социально значимых объектов и предупреждение преступлений.
Однако следует заметить, что данное нормативное предписание говорит о задачах не права, а Уголовного кодекса. Соотношение задач (функций) права и задач (функций) Кодекса требует разъяснения. Так, В.В. Мальцев пишет: «Поскольку категории «уголовное право» и «уголовное законодательство» не синонимичны, не могут полностью совпадать по содержанию соответственно и понятия «функции, задачи уголовного права» и «функции, задачи уголовного законодательства (Уголовного кодекса)». Понятия первого ряда, отражающие содержание уголовного права, выходят за рамки уголовного законодательства, они шире по содержанию, насыщеннее социальной практикой и ближе к социальному субстрату уголовного права и предмету его охраны, «первичной», и потому именно от них находятся в «функциональной зависимости» понятия второго ряда, относящиеся к уголовному законодательству»[7]. Н. Э. Звечаровский, рассуждая о задачах уголовного права, анализирует задачи, стоящие перед Уголовным кодексом (ч. 1 ст. 2 УК РФ), не разделяя тем самым задач права и закона[8].
На наш взгляд, следует разграничивать содержание задач права и закона. В российском уголовном законодательстве, строго говоря, задачи права не раскрываются; называются лишь задачи кодекса (ч. 1 ст. 2 УК РФ) и определяются средства достижения этих задач (ч. 2 ст. 2 УК РФ). Совершенно справедливо С. С. Пирвагидов указывает, что соотношение задач уголовного права и уголовного закона следует рассматривать с общих позиций соотношения права и закона; если задача отрасли права состоит в том, чтобы регулировать, предупреждать, охранять и т. д., то задача закона сводится к тому, чтобы как можно точнее закрепить соответствующие средства достижения этих задач, быть им адекватным[9]. Исходя из этого, задачи Уголовного кодекса должны состоять в том, чтобы дать в руки правоприменителю оптимальный инструментарий, предназначенный для охраны социальных ценностей и предупреждения преступлений; снабдить каждого гражданина минимальным набором стандартизированных правил, соблюдение которых обеспечить безопасность личности, общества и государства. Для этого Кодекс должен максимально точно определить перечень и признаки преступных деяний и предусмотреть возможные за них меры воздействия.
Изложенное дает основание для того, чтобы зафиксированные в ч. 1 ст. 2 УК РФ задачи именовать задачами уголовного права, а не Уголовного кодекса РФ, а положения ч. 2 ст. 2 УК РФ считать задачами собственно Уголовного кодекса[10].
В зависимости от вида задачи, стоящей перед отраслью права, ее функции в теории права подразделяются на две разновидности: регулятивная функция для решения задачи упорядочения общественных отношений, и охранительная функция - для решения задачи охраны общественных отношений от различного рода посягательств[11]. УК РФ в отличие от иных кодифицированных нормативных правовых актов не содержит указания на наличие у уголовного права задачи регулирования тех или иных общественных отношений; в то же время в отличие от УК РСФСР 1960 г. среди задач права называет не только охрану определенных объектов, но и предупреждение преступлений. Заметим также, что в ч. 1 ст. 2 УК РФ говорится не только об охране определенных объектов и предупреждении преступлений, но и об обеспечении мира и безопасности человечества. Означает ли это существование соответствующих трех задач уголовного права?
Полагаем, что нет, поскольку охрана и обеспечение, на наш взгляд, являются равнозначными понятиями. Хотя в юридической литературе не существует единства взглядов на соотношение понятий «охрана» и «обеспечение».
Как и всякая другая отрасль права, уголовное право выполняет две юридические функции: регулятивную и охранительную. Первая обусловлена задачей упорядочения общественных отношений, возникающих между государством и лицом, совершившим преступление; вторая - задачей охраны наиболее важных объектов.