Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 01:28, доклад
Бенедикт Спиноза — поистине великий философ. Он создал метафизическую систему, поразительную по своей красоте и великолепию, но тот факт, что она не основывалась ни на личном опыте, ни на окружавшей его реальности, поражает еще больше. Спиноза был глубоко верующим человеком, но, по-видимому, не исповедовал никакой определенной религии.
Джон Локк родился в 1632 г. в небольшом городке Рингтон (графство Сомерсетшир). Его отец был преуспевающим адвокатом и ярым сторонником Реформации, начатой Мартином Лютером (1483-1546) в 1517 г.
* Биография 3
* Философские воззрения 6
* Труды Локка 9
* Человек и государство 10
* Вопросы религии 11
* Идеал человека 13
* Заключение 16
* Список использованной литературы 17
Способности к непосредственному созерцанию лишен не только человеческий рассудок, но и разум. Отсюда вполне понятно и кантовское отношение к интеллектуальной интуиции, которой отводится место только за пределами сферы нашей познавательной способности. В этом плане его учение было шагом назад по сравнению с учением рационалистов, насквозь проникнутым познавательным оптимизмом, который Кант решительно отвергает. В этом и сказалась агностическая направленность его учения, призванная ограничить способность человеческого разума, дабы дать место вере.
Вместе с тем Кант ничуть не умаляет высокого назначения науки и возможности научного обоснования истины. Несмотря на то что Кант ограничивает достоверное знание областью одних явлений, в пределах этой области он выдвигает требование строгой доказательности и "рациональной формы знания". Так, Кант становится ярым защитником достоверности научного познания, вступая при этом в неразрешимое противоречие с собственным агностицизмом. С помощью математики и естествознания можно получить вполне достоверное знание в процессе познания мира явлений, хотя сущность "вещей в себе" по-прежнему останется непознаваемой. Логическими формами математического и естественнонаучного познания он считает все формы дискурсивного мышления, в том числе и формы рассудка.
Итак, задача научной философии, по Канту, заключается в том, чтобы объяснить факт существования достоверного знания вообще и в особенности в математике и естествознании. Считая возможным только познание мира явлений, Кант требовал строго логического доказательства полученных знаний. Завершая свои исследования о роли чувственной интуиции в познании, он утверждает, что всякая наука с необходимостью должна опираться на чувственную интуицию, но способности постигать тайны "вещей в себе" она лишена.
Решительно выступив против отрыва интуиции от системы чувственного познания, кантовская концепция отвечала духу времени, но вместе с тем такая позиция в определенной мере возвращала проблему в ее старое русло, лишала собственно философской остроты. Видимо, поэтому взгляды Канта на природу интуиции не получили дальнейшего развития.
Разработка проблемы интуиции продолжалась вестись в непосредственной связи с вопросами методологии научного познания. В начале XVII в. в естествознании по-прежнему господствовали эмпирические методы, что обусловило преобладание эмпиризма в методологии научного познания, хотя в методологии математики сохранился рационализм. Попытка Канта создать свою методологию научного познания, сочетающую эмпирические и теоретические методы, не увенчалась успехом. Однако сама постановка вопроса получила дальнейшее освещение в философской и естественнонаучной литературе (прежде всего материалистического направления), хотя и повлекла за собой отказ от интуиции.
Нет ничего
удивительного в том, что русская
философская мысль XVIII в., впитавшая
в лице Ломоносова лучшие традиции
материалистического
«ГОТФРИД ЛЕЙБНИЦ (1646-1716) – ОСНОВОПОЛОЖНИК ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО ПЛЮРАЛИЗМА – ХОТЯ И НЕ ВЫХОДИТ В ОТЛИЧИЕ ОТ СПИНОЗЫ ЗА РАМКИ РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО ТОЛКОВАНИЯ ИНТУИЦИИ, ВНОВЬ ОБРАЩАЕТ СВОИ ВЗОРЫ К ТЕОРИИ ВРОЖДЕННЫХ ИДЕЙ»
Философия движется в обратном направлении. Она начиналась с бесконечного количества сложных, красивых и часто противоречивых идей. Постепенно, благодаря воздействию религиозного фанатизма, разума и воли к пониманию, философия начала уменьшать этот мир до более постижимых размеров. Все стало проще, очевиднее. Философия двигалась «назад», к точке, где она стала описывать мир таким, каким мы его видим. Начало этого периода в философии связано с именем Джона Локка.
Зачастую все гениальное просто.
Идеи Джона Локка не исключение. Сейчас
многие из его идей стали для нас совершенно
очевидными. Его философия заложила основы
эмпиризма, согласно которому наше знание
о мире основывается на опыте. В его философии
также содержалась идея либеральной демократии,
которая стала символом западной цивилизации.
Теперь, люди, которые даже не в состоянии
без ошибок написать слово философия,
признают эти принципы, непонятные большинству
еще три века назад.
применимы к реальной жизни как отдельного человека, так и общества в целом.
Локк был единственным крупным философом, который занимал пост министра в правительстве. И это показательно. Он был многогранной личностью, но оставался, прежде всего, человеком последовательным и практичным. Его идеи действительно Философия Джона Локка
Жизнь Локка охватила период времени от Галилея до Ньютона. Далеко не случаен тот факт, что в течение его жизни всеобщее признание получила гелиоцентрическая модель, была открыта сила притяжения, дифференциальное исчисление и циркуляция крови в организме, химия начала отделяться от алхимии и была признана научность первой. Без преувеличения можно сказать, что во время господства философии Аристотеля и схоластики такие достижения невозможно было себе даже представить. (Например, схоластика твердо придерживалась точки зрения древних греков о том, что все состоит из определенного сочетания четырех элементов: земли, воздуха, огня и воды. Только после того как ирландский физик Роберт Бойль в своей работе «Скептический химик» опроверг эту теорию, химия получила возможность заняться изучением подлинных элементов и тем, каким образом они сочетаются, образуя соединения.)
Зарождался новый мир, который
полностью отличался от того, в
котором жили люди Средневековья. Этот
новый мир нуждался в новом образе
мышления. В философии такой способ был
разработан Локком. Его работа «Опыт о
человеческом разумении» стала самым
авторитетным философским произведением
во всей Европе в течение следующих ста
лет.
Также не случайно то, что Локк был
свидетелем последней гражданской войны
в Англии и первой завершившейся победой
революции в истории Европы. Его размышления
в области политики заложили основы либеральной
демократии. Однако эти два элемента его
философии: политический и чисто философский
— были взаимосвязаны не только в понимании
Локка, но и в глубоких исторических изменениях,
которые происходили в то время. Лютер
освободил людей из-под власти церкви,
дав им личный взгляд и свободную совесть.
В каком-то смысле Локк освободил людей
от аристотелевской «зависимости от ошибок
и предрассудков», обращаясь непосредственно
к опыту. Процессы, происходившие в Европе
в тот период времени, были ничем иным,
как формированием человека как личности.
Эта новая, появившаяся в процессе развития
причуда — широко распространившаяся
индивидуальность — стремилась к самовыражению.
Философия Локка показала ей путь: с одной
стороны, свобода мысли, с другой стороны,
свобода деятельности. Как в жизни, так
и в работах Локка, обе этих свободы неразделимы.
Это был его подарок миру. И в независимости
от того, что последующие поколения критиков
находили в его философии слабые места
или называли ее устаревшей, ценность
этого дара никогда не сможет быть оспорена.
СПИНОЗА,
БЕНЕДИКТ (Spinoza,
Benedictus) (1632–1677),
или Барух д'Эспиноза, великий
голландский философ, один из крупнейших
рационалистов 17 в. Родился в Амстердаме
24 ноября 1632. Родители Спинозы были еврейскими
эмигрантами, переселившимися из Португалии,
и он был воспитан в духе ортодоксального
иудаизма. Однако в 1656, после конфликта
с городскими властями Спиноза был подвергнут
«великому отлучению» еврейской общиной
за еретические взгляды (в основном касавшиеся
христианства – община опасалась ухудшения
отношений с властями), а в 1660 был вынужден
покинуть Амстердам и перебрался на несколько
лет в деревушку Рейнсбург близ Лейдена,
где продолжал поддерживать связи с кружком
коллегиантов – религиозного братства,
позднее объединившегося с меннонитами. Из
Рейнсбурга он переселился в Ворбург –
селение вблизи Гааги, а с 1670 до своей смерти
21 февраля 1677 жил в самой Гааге. Спиноза
зарабатывал на жизнь изготовлением и
шлифовкой линз для очков, микроскопов
и телескопов, а также частными уроками;
в последующие годы его доход пополнялся
скромной пенсией, которая выплачивалась
двумя знатными покровителями. Благодаря
этому он вел независимый образ жизни
и мог позволить себе занятия философией
и переписку с ведущими учеными того времени.
В 1673 ему было предложено место профессора
на кафедре философии в Гейдельбергском
университете, однако Спиноза отказался
от предложения, сославшись на враждебное
отношение к нему со стороны официальной
церкви. Главными его произведениями являются
Богословско-политический
трактат (Tractatus
Theologico-Politicus),
опубликованный анонимно в Амстердаме
в 1670, и Этика
(Ethica), начатая
в 1663 и законченная в 1675, но изданная только
в 1677 на латинском языке в книге Посмертные
произведения
(Opera Posthuma) вместе
с незаконченными трактатами о научном
методе (Трактат
об усовершенствовании
разума, Tractatus
de Emendatiae Intellectus),
о политической теории
(Tractatus Politicus),
грамматикой древнееврейского языка (Compendium Grammatices Linguae
Hebraeae) и письмами.
Единственной книгой, изданной при жизни
Спинозы и под его именем, был труд Начала
философии Рене Декарта,
части I
и II,
доказанные геометрическим
способом (Renati
des Cartes Principiorum Philosophiae Pars I et II, More Geometrico Demonstratae,
per Benedictum de Spinoza, 1663).