Годы
жизни Спинозы совпали с началом
эпохи Нового времени. В своем творчестве
он осуществил синтез научных идей эпохи
Возрождения с греческой, стоической,
неоплатонической и схоластической философией.
Одна из трудностей, с которыми сталкиваются
исследователи, пытающиеся осмыслить
идеи его самой известной работы – Этики,
состоит в том, что Спиноза часто использует
схоластические термины в совершенно
другом, не принятом в схоластике смысле.
Поэтому, чтобы понять настоящий смысл
этого труда, необходимо учитывать существенно
новые научные и онтологические предпосылки,
на которые опирался философ.
Главной
сферой интересов Спинозы является
философская антропология, исследование
человека в его отношении к
обществу и всему мирозданию. Оригинальность
его идей заключалась в попытке
распространить «коперниканскую революцию»
на сферы метафизики, психологии, этики
и политики. Иначе говоря, Спиноза рассматривал
природу в целом и человеческую природу
в частности объективно и беспристрастно
– так, как если бы это были геометрические
проблемы, и пытался по возможности исключить
по-человечески понятное стремление принимать
желаемое за действительное, например,
предполагать существование целей или
конечных причин в природе. «Геометрический
способ», которым изложена Этика, –
не что иное, как попытка избежать обвинений
в пристрастии к определенным взглядам.
Следуя Джордано Бруно, Спиноза рассматривал
космос не как конечную, но как бесконечную
систему и придерживался гелиоцентрической,
а не геоцентрической гипотезы, принятой
в схоластике. Природа, согласно Спинозе,
является причиной самой себя (causa
sui). Спиноза
считал человека частью природного порядка,
а не каким-то особым творением, не подчиняющимся
универсальным законам природы. Бог –
это динамический принцип, имманентный
природе в целом (natura
naturans, порождающая
природа), а не некий трансцендентный
творец природного порядка. В качестве
динамического принципа спинозовский
Бог, в сущности, является безличностным
Богом науки – Богом, который выступает
объектом «интеллектуальной любви» (amor Dei intellectualis), но, в отличие от
библейского Бога, не отвечает взаимностью
на человеческую любовь и не особенно
заботится о благополучии подопечных
ему индивидов.
Отталкиваясь
от декартовского дуализма, Спиноза
выдвинул теорию параллелизма тела и
сознания, согласно которой сознание,
подобно телу, также подчиняется определенным
законам. В отличие от Декарта, Спиноза
рассматривал «протяжение» и «мышление»
как атрибуты единой субстанции. Он считал
сознание неким «духовным автоматом»,
подчиняющимся собственным необходимым
законам, точно так же как тело подчиняется
законам движения. Кроме того, Спиноза
наряду с Гоббсом одним из первых применил
закон инерции Галилея к психологии и
этике, высказав мысль о том, что по природе
вещей всякая форма жизни стремится пребывать
в своем существовании и сохранять его
до бесконечности, пока не сталкивается
с препятствием в виде некоторой превосходящей
силы. Введение Спинозой понятия о первичности
стремления (conatus) к самосохранению
– впоследствии разработанного Дарвином
с эволюционно-биологической точки зрения
– означало полный разрыв с теорией схоластов,
считавших, что все природные формы направлены
к заранее заданным целям, или конечным
причинам, и что человеческая природа
существует ради некой трансцендентной,
сверхприродной цели.
В Этике
Спиноза пытается построить психологию
эмоций как динамических сил, подчиняющихся
законам, которые могут быть логически
выведены из трех первичных аффектов или
эмоций, а именно удовольствия (радости),
неудовольствия (печали) и желания. Идея
Спинозы о том, что эмоциональная жизнь
подчиняется некой логике, а эмоции –
не просто иррациональные силы или болезни,
которые должны быть каким-то образом
подавлены или преодолены, нашла признание
только после возникновения психоанализа.
В этике
оригинальность Спинозы проявилась в
переоценке им традиционных моральных
ценностей – факт, впоследствии признанный
Ф.Ницше, – и истолковании добродетели
как состояния свободы. Моральная теория
Спинозы натуралистична и апеллирует
к миру сему, она противостоит религиозному
трансцендентализму, утверждающему, что
земная жизнь есть лишь приуготовление
к жизни загробной. Не печаль и чувство
греха или вины, но радость и спокойствие
духа суть главные мотивы спинозовской
философии жизни. Во всей его психологической
и этической теории центральную роль играет
идея о том, что мы должны познать человеческую
природу, чтобы научиться ею управлять
(идея, которую Ф.Бэкон высказывал в отношении
всей природы в целом).
В учении
Спинозы этика и религия взаимосвязаны.
Его философия жизни представляет
собой классическую для Нового времени
попытку построить рациональную, универсальную
систему, обходящуюся без сверхприродных
санкций и какого-либо обращения к библейскому
откровению. Такой подход сделал взгляды
Спинозы особенно привлекательными для
людей науки, например Эйнштейна, поэтов
– Гёте и Вордсворта, искавших единения
с природой, и многих свободомыслящих
людей, не принимавших догматизма и нетерпимости
официальной теологии. Взгляды Спинозы
оказали огромное влияние на развитие
философской мысли Нового времени, в частности,
на немецкую классическую философию.
Философские
воззрения
Если
попытаться в самых общих словах
дать характеристику Локку как мыслителю,
то прежде всего следует сказать
о том, что он является продолжателем
«линии Фрэнсиса Бэкона» в европейской
философии конца XVII -- начала XVIII века. Более
того, его с полным основанием можно назвать
основоположником «британского эмпиризма»,
создателем теорий естественного права
и общественного договора, учения о разделении
властей, которые являются краеугольными
камнями современного либерализма. Локк
стоял у истоков трудовой теории стоимости,
которую использовал для апологетики
буржуазного общества и доказательства
незыблемости права частной собственности.
Он первым провозгласил, что «собственность,
возникшая благодаря труду, может перевесить
общность владения землей, ведь именно
труд создает различия в стоимости всех
вещей» 17. Локком много было сделано для
защиты и разработки принципов свободы
совести и веротерпимости. Наконец, Локк
создал теорию воспитания, существенным
образом отличающуюся от тех, которые
разрабатывали его предшественники, в
том числе и мыслители Ренессанса.
Джон
Локк родился в небольшом городке
графства Сомерсет на юго-западе Англии
в семье мелкого судейского чиновника,
который по своим политическим убеждениям
принадлежал к пуританам крайне левого
толка (их в просторечии называли индепедентами,
т.е. независимыми, ибо они не признавали
власти епископата и назначали священниками
людей из своей среды). Обстановка дома,
где выше всех добродетелей ценили труд,
свободу искреннюю веру в Бога, оказала
самое непосредственное влияние на формирование
характера юного Локка. Наставлениям отца
Локк обязан и своим рано пробудившимся
интересом к вопросам религии, права, политики,
исследованию которых он посвятил свою
жизнь. В школу при Вестминстерском аббатстве
он поступил достаточно поздно (эпоха
была бурная -- в Англии бушевала гражданская
война, закончившаяся свержением и казнью
короля Карла I и установлением единоличного
правления Оливера Кромвеля, и поэтому
мать долго не решалась отдавать сына
в учение), но это не помешало ему благополучно
закончить курс и поступить в колледж
Христовой церкви Оксфордского университета.
Как лучшего ученика, набравшего самый
высокий балл при вступительных испытаниях,
его определили в число студентов, обучающихся
за казенный счет, что было большим благом
для семейства, постоянно испытывавшего
материальные трудности. Это произошло
в 1652 г., и с этого момента более чем на
тридцать лет судьба Локка оказалась связанной
с Оксфордом. Локк закончил богословский
факультет, но отказался принять сан, как
этого требовал университетский устав
для преподавателей, и поэтому ему разрешили
преподавать не весь комплекс дисциплин,
который читался обычно «остепененными»
докторами, а только греческий язык, риторику.
Несколько позже ему было дозволено чтение
курса этики (ее называли в те времена
«моральной философией»). Будучи преподавателем,
Локк поступил на медицинский факультет
(его влекли естественные науки, и он усиленно
занимался физикой, химией, биологией),
но после окончания курса в получении
диплома доктора медицины ему было отказано.
О причинах отказа университетские хроники
говорят весьма туманно, но можно предположить,
что это было связано с репутацией атеиста
и безбожника, которая прочно закрепилась
за Локком со времен магистратуры и издания
его первых трудов. Но это не остановило
Локка, который продолжал (и довольно успешно)
заниматься исследованиями в избранной
им области. Вскоре его имя становится
известным в научных кругах. Он знакомится
с крупнейшим физиком того времени Робертом
Бойлем и помогает ему в его экспериментах.
Успехи Локка на научном поприще не прошли
незамеченными. В 1668 г. (ему тогда было
36 лет) Локка избирают действительным
членом Лондонского королевского общества,
которое, по сути, являлось (и является
до сих пор) национальной академией наук
Соединенного Королевства. Вскоре он меняет
род своей деятельности и начинает заниматься
политикой. Это было связано со знакомством
с графом Шефтсбери, известным государственным
деятелем той поры, который предложил
ему пост личного секретаря и наставника
его детей. Постепенно Локк становится
его ближайшим советником и получает возможность
влиять на процессы большой политики.
Он участвует в подготовке ряда законодательных
актов, в выработке тактики и стратегии
правящего кабинета, оказывает деликатные
услуги в области тайной дипломатии своему
покровителю и другу. Политическая деятельность
все более и более захватывает его, и вскоре,
благодаря своему таланту, он становится
одним из признанных деятелей партии вигов
(так называли партию средней и крупной
английской буржуазии, стремившуюся закрепить
завоевания английской буржуазной революции
и не дать отобрать роялистам завоеванные
ею свободы). Благодаря поддержке оппозиции,
Локка назначают на ряд видных государственных
постов, где он проявляет недюжинные способности
государственного деятеля. Но вскоре его
успешно начатая политическая карьера
прерывается. После падения кабинета Шефтсбери
и ареста его покровителя Локк бежит в
Голландию, которая была в те годы прибежищем
для эмигрантов со всей Европы. Королевские
власти требуют его выдачи для суда и казни,
но вмешивается случай, который резко
меняет траекторию жизненного пути Локка.
Он знакомится со штатгальтером (правителем)
Голландской республики Вильгельмом III
Оранским, который, оценив по достоинству
его ум и политический опыт, приближает
его к себе. После свержения Якова II Стюарта
Вильгельмом Оранским, имевшим неоспоримые
права на английский престол, Локк возвращается
в Англию, где становится одним из наиболее
видных деятелей нового правительства.
Он получает пост комиссара по делам колоний
и торговли, возглавляет комитет по денежной
реформе. По его предложению создается
Английский банк, ряд других финансовых
организаций. Одновременно он занимается
интенсивной научной деятельностью. Из
под его пера один за другим выходят экономические,
политические, атеистические трактаты.
Ведет он и активную полемику на страницах
газет и журналов со своими политическими
оппонентами. Неоднократно выступает
в парламенте и на заседаниях Королевского
совета. Однако в 1700 г. он из-за болезни
оставляет все свои посты и поселяется
вне Лондона, в поместье лорда Мешэма,
где занимается воспитанием его внука.
Умер Джон Локк в 1704 г., будучи на вершине
славы, окруженный почетом* и уважением
людей, хорошо осознававших, что с его
смертью уходит целая историческая эпоха
и начинается новая, наступление которой
Джон Локк обосновал и идеологически подготовил.
Труды
Локка
Локк
оказал огромное влияние на европейских
мыслителей последующего поколения. В.
И Ленин отмечал, что Беркли, Дидро и многие
другие «вышли из Локка» 18. На его работы
опирались идеологи Северных Штатов Америки,
в том числе Джордж Вашингтон и автор «Декларации
независимости» Томас Джефферсон. Таким
образом, в лице Локка мы имеем философа,
чьи работы стали поворотной вехой в развитии
экономических, политических, этических
идей в Европе и Америке.
Духовное
наследие Локка весьма впечатляет.
В число трудов, написанных им, входят:
«Элементы натуральной философии»,
«Опыт о веротерпимости», «Два трактата
о государственном прав-ленци», «Некоторые
мысли о воспитании», наконец, знаменитый
трактат «Опыт о человеческом разумении».
Опубликовано им также множество статей,
писем, заметок, где рассматриваются вопросы
экономики, политики, этики, религии, педагогики.
Ряд работ был издан Локком под чужими
именами (он всегда опасался, что его может
постичь судьба вига Олжернона Сиднея,
повешенного во времена Карла II за то,
что в его бумагах нашли рукопись «Рассуждения
о правительстве», где защищалась теория
общественного договора), и сегодня произвести
их идентификацию не представляется возможным.
Человек
и государство
Весьма
обстоятельно он рассуждает о том, как
возникло человеческое общество, культура,
какие законы определяют бытие социума,
какие функции выполняют искусство, наука,
религия и право, какова роль языка в становлении
человека как социального существа.
Сразу
необходимо сказать, что основатель
английского сенсуализма предлагает
иную концепцию общества и государства,
нежели Гоббс, хотя отправные точки у того
и другого одинаковы. Локк исходит из того,
что естественное состояние, в котором
пребывали люди на заре своей истории,
отнюдь не представляет «войну всех против
всех», как об этом писал Гоббс. С его точки
зрения, первоначально в человеческом
обществе царила доброжелательность и
взаимоподдержка, ибо людей было мало
и каждый владел участком земли, который
он и его близкие были способны обработать.
Индивид владел собственностью, которую
сам создавал и не покушался на собственность
себе подобных. Говоря другими словами,
Локк считает, что частная собственность
существует изначально, а не возникает
на определенной стадии развития человеческого
общества. Таким образом, исходной посылкой
для Локка является одно из базовых положений
философии истории, сформулированное
идеологами английской буржуазной революции
еще в середине XVII в, и которое, кстати,
до сегодняшнего дня содержится в идейном
арсенале апологетов либерализма.
Итак,
общество в естественном состоянии
у Локка выглядит как социум, организованный
на основе принципов равенства, справедливости,
независимости людей друг от друга. В этом
обществе отношения между индивидами
регулируются нормами морали и религии,
но не права, о котором люди, пребывающие
в естественном состоянии, ничего не знают.
Но, по мере накопления собственности
у отдельных членов общества, у них возникает
желание подчинить себе подобных, которые,
естественно, противятся этому. Второй
предпосылкой разлада в обществе и разрушения
гармонии отношений становится быстрое
увеличение населения. При нехватке земли
каждый видит в другом не товарища, а врага,
мечтающего завладеть долей собственности,
ему не принадлежащей. Так возникает состояние
«войны всех против всех», которое длится
до тех пор, пока люди не осознают ненормальности
сложившегося положения вещей. В процессе
поиска выхода из создавшейся ситуации
они в конечном счете приходят к мысли
о необходимости учреждения государства,
которому делегируются полномочия силой
устанавливать мир, защищать собственность
и жизнь собственников. Это согласие и
есть «общественный договор», на который
опирается вся пирамида властных, экономических
и правовых отношений современного общества.
Таким
образом, государство, по Локку, есть искусственное,
т.е., культурное образование, создаваемое
волей и деяниями людей.
Из
этого следует, что генезис государства
повторяет генезис самой культуры,
а формы государства соответствуют
тем или иным формам культуры. Последняя
же, согласно воззрениям Локка, не существует
изначально, она не дается свыше, а создается
людьми в процессе их исторической практики.
Вопросы
религии
Близко
гоббсовскому и локковское решение
проблемы религии. Локк признает ее неотъемлемой
частью государственной машины и
считает, что она выполняет важные
социальные функции, которые не способны
выполнять другие общественные институты,
в частности мораль и право. Но он, в отличие
от Гоббса, он не считает религию феноменом
культуры.
Вера,
в его понимании, есть проявление
креативной силы Господа. Она не возникает
в процессе человеческой практики и никакими
гносеологическими потребностями человека
невозможно объяснить ее появление. Следует
отметить, что Локк выдвинул свой вариант
космологического доказательства бытия
Божьего, правда, повторив во многом схему
рассуждений Ньютона, который считал,
что помимо Бога невозможно найти никакого
источника активности материи и сознания.
Локк резко отрицательно относился к атеистам
и даже предлагал лишить их гражданских
прав, ибо атеисты с его точки зрения, будучи
прирожденными скептиками, утрачивают
способность к повиновению, ни во что не
ставят государство и, в конечном счете,
морально деградируют, становясь опасными
для других, законопослушных и богобоязненных,
индивидов.