Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:53, курсовая работа
«Гай Юлий Цезарь принадлежит к тем редким избранникам истории, чей образ не тускнеет от времени, чья слава переживает века. Выдающийся полководец, не менее выдающийся государственный деятель, разносторонний гений – таков, как будто никем не оспариваемый приговор ряда поколений. В обрамлении таких эпитетов, в блеске таких оценок Цезарь вошёл в историю1…», - так С.Л. Утченко начинает свою книгу «Юлий Цезарь».
Оглавление
стр.
Введение 3
Глава I. Человек и государственный деятель 8
Глава II. Политическая борьба и характер власти 15
Глава III. Внутренняя политика и внешнеполитические 23
планы диктатора.
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Оглавление
Введение
Глава I. Человек и государственный деятель 8
Глава II. Политическая борьба и характер власти 15
Глава III. Внутренняя политика и внешнеполитические 23
планы диктатора.
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
«Гай Юлий Цезарь принадлежит к тем редким избранникам истории, чей образ не тускнеет от времени, чья слава переживает века. Выдающийся полководец, не менее выдающийся государственный деятель, разносторонний гений – таков, как будто никем не оспариваемый приговор ряда поколений. В обрамлении таких эпитетов, в блеске таких оценок Цезарь вошёл в историю1…», - так С.Л. Утченко начинает свою книгу «Юлий Цезарь».
Действительно, римский диктатор Юлий Цезарь стал одним из наиболее известных деятелей всемирной истории, чьё имя обычно связывают с понятиями о великом человеке, полководце и политике. Военно-политическая и литературная деятельность Цезаря, его незаурядные способности, наконец, его яркая персона притягивали и притягивают историков.
Актуальность данной темы обуславливается неординарностью личности Цезаря, тем, что именно его правомерно будет, называть ключевой фигурой в истории Рима. Тем, что он запомнился до наших дней. Его имя стало не только именем собственным, но и нарицательным. Многие народы использовали слово “Цезарь”, конечно в разных интерпретациях, например, титул русских царей тоже происходит от слова “Цезарь”. Он связан с Восточной Римской империей, Византией и содержит в себе претензии на Константинополь. В последующем имя человека стало политическим понятием. Это новое слово даёт понять о том, чего до сих пор не было, но оно и не является обозначением ранга, как, например, король, консул и другие титулы правителей. Цезарь не учил этому новому, он так же не руководил им, как это делали те, кто после него унаследовал его имя. Цезарь был тем, что впредь будет называться его именем. В личности Цезаря, в его существовании родилась идея и форма власти, которая два тысячелетия казалась максимумом, чего мог достичь человек.
В Цезаре было всё: твёрдый
ум, решительность, сила воли, льстивость,
тяга к новому, единоличному, что
как раз было необходимо для
римского двора того времени.
Путь Цезаря к власти был
слишком долгим, а пребывание
у власти слишком коротким. В
принципе невозможно различить
хотел ли он этой власти, или
она была послана ему судьбой.
Путь, проделанный им, был такой
осмысленный, это было
Историю Юлия Цезаря изучали и излагали ещё в древности, не забыт был он и в средние века. В новое время цезарю уделяли внимание не только истории, но и философы ( Бэкон, Монтень ) и писатели ( Шекспир). При этом сторонники просвещённого абсолютизма оценивали Цезаря весьма высоко, а идеологи Французской революции XVIII века считали его тираном и поработителем.
Из многочисленных работ
В книге В.Дурова говорится, о том, что монархические тенденции политики Цезаря ни у кого в Риме не вызывали сомнения. Признаки того, что этот политический деятель стремится стать монархом, были на лицо. Цезарь не скрывал, что считает государственный строй республики не только устаревшим, но и попросту мёртвым2.
Вначале XX в. приобрели популярность теории о стремлении Цезаря основать в Риме эллинистическую монархию, о заимствовании им традиций греческого Востока. Одним из первых такую версию выдвинул известный немецкий антиковед Эдуард Мейер в своей популярной монографии «Монархия Цезаря и принципат Помпея» (1918). А вот Р.Сайм в книге “Римская революция” как раз опровергает мнение о стремлении Цезаря создать эллинистическую монархию. Он мог вполне удовлетвориться и диктатурой, считает Сайм.
Литература о Цезаре велика, концепции
самые разные. Большое число работ
посвятили этой проблеме
Значительное влияние на
Определенный вклад в изучение
проблемы цезаризма внесли
Как видно из краткого обзора историографии, проблема роли Цезаря в истории цивилизации достаточно дискуссионная. Чтобы сделать самостоятельные выводы о Цезаре, необходимо обратиться к фактам и проследить основные этапы его военно-политической деятельности.
Цель данной работы – показать, каков
был Цезарь как личность и государственный
деятель, а также, проследить, как Цезарь
достиг пика власти в Древнем Риме
и сумел изменить его государственный
строй. В рамках цели изучить
поставленные задачи, т.е. рассмотреть,
как и когда Цезарь сосредотачивал
в своих руках политическую
власть, как ему удалось
достигнуть единоличной власти, определить
характер его власти, проследить
изменения социальной опоры Цезаря. Осветить
личностные качества.
Большой интерес и значение для оценки личности Цезаря представляет его биография написанная Плутархом. Плутарх из Херонеи ( род. до 50 – умер после 120 гг. н.э.) – греческий философ и биограф. Происходил из состоятельной семьи, проживавшей в небольшом городке в Беотии. По философским воззрениям был эклектиком, в философии его интересовало её практическое приложение. Он верно служил своему городу, исполняя общественные должности. Он собирал в своем доме молодёжь, а обучая собственных сыновей, создал своего рода “частную академию”, в которой играл роль наставника и лектора. Плутарх не был оригинальным писателем. В основном он собирал и обрабатывал то, что другие, более оригинальные писатели и мыслители написали до него. Желая обрисовать деяния своих героев, Плутарх использовал доступный ему исторический материал, с которым он обходился довольно свободно, поскольку полагал, что пишет биографию, а не историю. Его, прежде всего, интересовал портрет человека, и, чтобы зримо его представить, Плутарх охотно привлекал анекдоты. Так родились красочные, эмоциональные повествования, успех которым обеспечил авторский талант рассказчика, его тяга ко всему человеческому и возвышающий душу нравственный оптимизм. Однако биографии Плутарха имеют также большую историческую ценность, ибо он неоднократно обращался к недоступным для нас сегодня источникам. Во время пребывания в Риме Плутарх создавал биографии римских императоров, предназначенные для греков, и лишь в поздний период он написал своё важнейшее произведение “Сравнительные жизнеописания”. Это были биографии вдающихся исторических лиц Греции и Рима, сопоставленные попарно. Некоторые из этих пар составлены удачно, как например мифические основатели Афин и Рима – Тесей и Ромул, первые законодатели – Ликург и Нума Помпилий, величайшие вожди – Александр и Цезарь.
Перевод “сравнительных
Также обширные сведения о Цезаре мы можем почерпнуть из произведения Светония “Жизнь двенадцати цезарей”.
Гай Светоний Транквилл,
Светонию не повезло во мнении
филологов и историков. Как
историка его всегда заслонял
Тацит, как биографа – Плутарх.
Такова задача, и таков подход Светония: оценка вместо объяснения, россыпь фактов вместо связи событий, занимательность вместо поучительности. Кроме того, подробности частной жизни императора, конечно, позволяли придать повествованию ту занимательность, которой так дорожил Светоний. О любовных приключениях Цезаря он пишет подробнее, чем о завоевании Галлии.
К сожалению, по общему обычаю античных авторов. Он избегает прямых указаний на источники: он называет их только тогда, когда не хочет брать на себя ответственность за переделываемые сведения, или когда вопрос является спорным.
“Светоний не был ни глубоким мыслителем, ни гениальным художником. Но он бы достаточно чуток, чтобы уловить требования своего времени, и достаточно умен и смел, чтобы найти для своего отклика лучшую из возможных форм. Поэтому его книга “Жизнь двенадцати цезарей” в равной мере осталась ценнейшим литературным памятником как для эпохи, описываемой в ней, так и для эпохи писавшего4”- так описывает Светония М. Гаспаров.
"Жизнь двенадцати цезарей"
пользовалась большой
Первыми печатными изданиями Светония считаются два римских издания 1470 г. и венецианское 1471 г.. В основе их лежали поздние, несовершенные рукописи; текст их перепечатывался из издания в издание более ста лет, обрастая конъектурами и комментариями талантливых редакторов: Сабеллика (Венеция, 1490), Бероальда (Болонья, 1493 и 1506), Эразма (Базель, 1518), Стефана (Париж, 1543), Казобона (Женева, 1595). В 1564 г. Турнеб впервые опубликовал ряд чтений cod. Memmianus, а в 1610 г. Казобон впервые использовал эту рукопись в своем втором (парижском) издании Светония; с этих пор издатели опираются почти исключительно на эту рукопись и на работы первых комментаторов (Гревий и Гроновий в XVII в., Бурманн, Эрнести и Удендорп в XVIII в.). Критическое издание на основе научного сопоставления рукописей задумывал еще Бентли в XVIII в.; впервые осуществил его К. Л. Рот в 1858 г., за которым в значительной мере, следуют все позднейшие издания и исследования.