Чокан Валиханов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 15:44, реферат

Описание

Чокан Чингисович Валиханов родился в 1835 г. в крепости Кушмурун (ныне ст. Кусмурун Костанайской области). Позже его родители переезжают в местечко Сырымбет. Кокшетауского округа, где находилась их родовая зимовка. Ранние детские годы Ч. Валиханова проходят в основном в Сырымбете, в одном из живописных уголков Северного Казахстана. Отец Чокана - Чингис Валиханов в то время занимал пост старшего султана Кусмурунского округа.

Работа состоит из  1 файл

Чокан Валиханов.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

    Этой  мечте Валиханова не суждено было сбыться, выборы не обошлись без разных "чиновничьих штук", хотя он и получил большинство голосов, но генерал-губернатор степи отказался утвердить на эту должность Валиханова, подозревая и нем нежелательные качества" для султана - правителя.

    Осуждая незаконные действия генерал-губернатора Чокан писал своим петербургским друзьям: "Оно и правда, что законы у нас на Руси пока еще пишутся не для генералов, известно мне также, что генералы больше любят натуральных киргиз, потому что в них, знаете, больше этой восточной подобострастности".

    В период с весны 1861 до зимы 1864 г. Ч. Валиханов постоянно живет и степи. Несмотря на свое плохое физическое и моральное состояние, он ведет борьбу с местными феодалами и царскими чиновниками, отстаивая интересы степного пролетариата.

    В такой тяжелой для него обстановке   Ч. Валиханов не прекращает свою научную деятельность. В это время он пишет ряд исследований по истории кочевых народов, о происхождении и сущности религии и на историко-экономические темы. К ним относятся такие его работы, как "Следы шаманства среди киргиз", "Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи ", " Киргизское родословие", "О кочевках киргиз" несколько черновых заметок из истории хана Аблая. Собирает он также множество фольклорного материала.

    В эти годы он не порывает связей со своими петербургскими и омскими друзьями, советуется с ними рассказывает о своих делах и интересуется событиями происходившими в то время в России. Из сохранившихся писем видно, что он в то время больше всего переписывался с писателем Ф. М. Достоевским, поэтами А. П. Майковым, К. К. Гутковским, Г. Н. Потаниным и др.

    Ч. Валиханова особенно интересовали научно общественная жизнь Петербурга, а  также столичные журналы, где  обсуждались все острые вопросы  пореформенной России. Поэтому он не случайно просил Достоевского обязательно выписать для него журнал "Современник".

    Зиму 1864 г. Ч. Валиханов проводит в Омске куда он был приглашен западносибирским Генерал-губернатором Дюгамелем для оказания помощи комиссии по подготовке реформы суда биев для казахов Среднего жуза.

    В феврале 1864г. он пишет свою известную  работу "Записка о судебной реформе  у киргиз Сибирского Ведомства " , где под видом анализа проекта судебной реформы для казахского населения подвергает всесторонней критике экономическую и политическую   основу   казахского   феодального   общества полицейско-бюрократический   режим   царской   колониальной администрации.

    Весной 1864 г. вместе с известным русским путешественником Н. А. Северцовым Ч. Валиханов принимает участие в военном походе генерал Черняев за освобождение южных районов Казахстана от Кокандского ханства. Однако жестокая расправа царских войск над мирным населением при взятии крепостей Пишпек и Аулие-Аты глубоко возмущал Ч. Валиханова. После нескольких горячих споров с генералом Черняевым, не видя иного выхода, он порывает с отрядом насильников насильников и возвращается в Семиречье в аул султана Тезека. Изнурительная походная жизнь резко ухудшает его здоровье, а моральная подавленность еще больше расстраивает его ослабленный болезнью организм. Однако и в таком состоянии он не прекращает научную работу: приводит в порядок свои дневники, записывает из уст народных акынов и жирши легенды, предания. сказки и литературно обрабатывает их. Очевидно, в этот период им были написаны Предания и легенды Большой Киргиз-Кайсапской 0рды"и другие статьи, а также выполнены маршрутные карты и множество художественных зарисовок.

    Осенью 1865 г. после продолжительной болезни Ч. Валиханов скончался. Похоронен Ч. Валиханов близ почтовой станции Алты -Эмель на территории нынешнего района имени 28 гвардейцев -панфиловцев Алма-Атинской области.

    С горечью узнала научная общественность России о печальной судьбе талантливого сына казахского народа Ч.Валиханова. Особенно тяжело переживали эту утрату его близкие друзья и товарищи по службе и путешествиям. Один из офицеров русской армии известный своими исследованиям и Казахстана, Л. К. Т"ейнс, посетив могилу Ч. Валиханова в том же году, 'глубоко скорбя, писал в своем дневнике: "Жалко, жалко богатую голову, жалко натуру, так скоро сгоревшую от избытка сил". Вся бурная жизнь жизнь Ч. Валиханова, его яркая богатая

    научная деятельность  является  замечательным  примером беззаветного служения своей  родине и своему народу. Середина XIX столетия в общественно-политической жизни России характеризуется ростом революционно-демократических идей, вызванных кризисом крепостною хозяйства, революционным движением   крестьянства   и   национально- освободительной борьбой народов национальных окраин. Первыми глашатаями демократических идей казахской степи явились  русские  политические  ссыльные,  прежде  всего

    петрашевцы.

    В Казахском обществе под влиянием классовой борьбы происходило дальнейшее разложение патриархально-феодальных отношений. Этот процесс нашел свое отражение прежде всего в устном народном творчестве, легшем в основу казахской демократической   литературы.   Демократические   традиции казахской национальной культуры в свою очередь оказали благотворное   влияние   на   формирование демократических убеждений Ч. Валиханова.

    Демократические  убеждения  Чокана  Валиханова  стали укрепляться еще в годы учебы в кадетском корпусе под влиянием лучших демократически настроенных преподавателей.

    Г. Н. Потанин впоследствии вспоминал; "Другие все учителя обогащали  наш ум только знаниями, три учителя: Сулоцкии; Н. Ф. Костылецкий и Гонсевский воспитывали в нас убеждение. Чокан обыкновенно присутствовали на уроках Сулоцкого"

    В последние годы своего пребывания в  корпусе Чокан стал посещать дома Гутковского и Капустина, куда часто  собиралась передовая омская молодежь, и где наряду с обсуждением вопросов литературы и искусства происходили дискуссии на философские и социально-политические темы. На них часто присутствовал петрашевец Дуров, отбывший свое наказание, но еще не имевший права вернуться и Петербург. Посещение таких дискуссий и знакомство с передовой, демократически настроенной частью омской интеллигенции ускорили процесс формирования политических взглядов Ч. Валиханова. "Беседы с Гонсевским познакомили его с политическими взглядами уже тогда, когда для его товарищей, и в том числе для меня. -пишет Потанин. - -это была замкнутая еще книга".

    В Омск, как и в другие города Сибири, революционно-демократические идеи стали проникать через русскую  литературу, запрещенную   царской   цензурой,   но   распространяемую политическими ссыльными.

    Решающее  влияние на формирование мировоззрения  Валиханова оказали   произведения   русских революционных демократов: Белинского, Герцена,

    Чернышевского, Добролюбова и статьи журнала "Современник", которые регулярно читал Валиханов. "Современник" к 60 годам, как известно, стал органом русской революционной демократии. В журнале наряду с Н. А. Некрасовымруководящую роль играли Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюоов. Журнал смело выступал против крепостников и либералов, пропогандировал идеи крестьянской революции. На страницах "Современника" были напечатаны   многие   крупнейшие   произведения   русской литературной   критики,   велась   борьба   за   передовую революционную и реалистическую литературу.

    Для укрепления демократических взглядов Ч. Валиханова исключительное значение имела его встреча с великим русским революционером-демократом Н. Г. Чернышевским во время пребывания в Петербурге в 1860г. Вспоминая эту встречу, Ч. Валиханов впоследствии писал: "Какой замечательный человек этот Чернышевский и как хорошо он знает жизнь не только русских! Я после беседы с ним окончательно укрепился и том смысле, что мы без России пропадем, без русских - это без просвещения, в деспотии и темноте, без русских - мы только Азия и причем Другими без нее мы не можем быть" . По своим общественно-политическим воззрениям Ч. Валиханов был      просветителем-демократом. Характерными чертами просветительства, по определению В. И. Ленина, были: вражда к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области, защита просвещения, самоуправления, свободы и отстаивание интересов народных масс, главным образом Крестьян.

    Все эти черты просветительства мы находим  и в Деятельности первого казахского ученого-демократа Ч. Ч. Валнханова. Хотя Валиханова нельзя назвать революционером-демократом типа Герцена и Чернышевского, но как просветитель он принадлежал к революционной части русского просветительства, к которой примыкали и такие писатели-демократы, как Н. А. Некрасов и М. Е. Салтыков-Щедрин.

    Осуществляя  свою  просветительскую  деятельность,   Ч. Валиханов также боролся за распространение просвещения, развитие науки и социальный прогресс своего народа. Он, как и другие просветители-демократы, защищал и отстаивал интересы народных масс,  мучительно переживал экономическую и культурную отсталость казахского народа и изыскивал пути для выхода из этого состояния.

    Ч. Валиханов прежде всего правильно  оценил факт добровольного присоединения  Казахстана к России. Он считал, что  только приобщение отсталой^ феодальной экономики Казахстана к более передовой российской экономике может способствовать не только развитию производительных сил казахского общества, но и духовному возрождению народа.

    Отстаивая интересы своего народа,  он требовал от колониальных властей при составлении экономические и социальных реформ для кочевников обращать внимание на нужды и запросы казахскою народа. 'Судьба миллиона людей, - писал он, - подающих несомненные надежды на гражданственное развитие людей, которые считают себя братьями русских по отечеству и поступили в русское подданство добровольно (курсив мой. -М. И.^ кажется   заслуживает   большого   внимания   и   большей попечительности в таких решительных вопросах, которые формулируются в шекспировское быть или не, быть" . Когда Чокан увидел, что царские чиновники не только не удовлетворяют запросы казахского народа, а наоборот, все более усиливают колониальный гнет, он стал на защиту своего угнетенного народа.

    Отмечая общность коренных интересов трудового  казахского люда и русского крестьянства, он в то же время показал враждебное отношение царских чиновников  к трудовому казахскому народу. "В  каждом действии русского чиновника. -указывал  Валиханов,  киргизы видят одно  только  зло, посягательство на их Свободу И ЛЬГОТЫ".

    Ч Валиханов не ограничивался критикой действий местных чиновников царской  колониальной администрации: несмотря на свое сословие и служебное

    положение, он иногда выражал протест против действий царской власти; но выступать открыто он не решался, опасаясь жестоких репрессий которые грозили всякому, кто решался бороться против царизма хотя бы и идейно, а не только оружием в руках. Возмущаясь действиями властей не удовлетворивших его требований, в письме Достоевскому он писал: "Просить удовлетворения по-моему то же самое, что просить конституции: посадят да потом к Макару на пастбище пошлют".

    Ч. Валиханов с болью в сердце отмечал, как народы Средней Азии, в том числе и Казахстана, переживают глубокий духовный кризис, и искал пути для выхода из этого состояния. Кризис выражался прежде всего в упадке многовековой культуры народов Средней Азии. В результате междоусобных феодальных войн среднеазиатских ханств были уничтожены богатейшие библиотеки Ташкента, Ферганы, обсерватории в Самарканде   и другие культурные    ценности.    Характеризуя   общественное    и экономическое состояние народов Средней Азии во второй половине XIX в., казахский просветитель писал: "Средняя Азия в настоящем общественном устройстве представляет явление крайне печальное, какой-то патологический .кризис развития. Вся страна, нисколько не преувеличивая, есть не более не менее как одна громадная пустыня с заброшенными водопроводами, (шлаками и колодцами,  усеянная  развалинами,  пустыня, занесенная песком, заросшая карликовыми кустами колючего саксаула и обитаемая только стадами :их ослов и пугливых сайгаков”. Важными условиями для выхода из состояния социально-экономического и духовного кризиса Ч. Валиханов считал распространение передовой русской науки и просвещения и всяческую борьбу с отсталостью и невежеством. Науку и просвещение казахский народ мог приобрести путем сближения с Россией. Приобщение своего народа к русской науке и культуре было целью, "кораном" его жизни. Это подтверждает в своих воспоминаниях один из его близких друзей, Н. Ядринцев: "Он понимал окружающую русскую среду и готов был сродниться с ней на почве европейской цивилизации. Это был новый коран его жизни".

    Эту идею  Ч.   Валиханова о   широком распространении русской науки и просвещения среди казахского населения полностью разделяли впоследствии и другие просветители казахского народа: выдающийся казахский педагог-просветитель Ибрай Алтынсарин и основоположник казахской письменной литературы великий    поэт-просветитель Абай    Кунанбаев. "Возможное счастье для киргизского народа, - писал Алтынсарин, -я вижу в дальнейшем времени только в нравственном слиянии его с господствующим русских народом и в духовном, экономическом развитии его под посредством русско-киргизского образования".

    Как видно из этого высказывания, Алтынсарин правильно предугадал, что только русско-казахская школа, обучая казахских  детей, должна была способствовать приобщению казахского народа к науке и культуре великого русского народа. Подобных взглядов держался и Абай Кунанбаев. В своих известных афоризмах он писал: "Главное - научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство - все это у русских. Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру. Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык, то на мир откроются и твои глаза.

Информация о работе Чокан Валиханов