Чокан Валиханов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 15:44, реферат

Описание

Чокан Чингисович Валиханов родился в 1835 г. в крепости Кушмурун (ныне ст. Кусмурун Костанайской области). Позже его родители переезжают в местечко Сырымбет. Кокшетауского округа, где находилась их родовая зимовка. Ранние детские годы Ч. Валиханова проходят в основном в Сырымбете, в одном из живописных уголков Северного Казахстана. Отец Чокана - Чингис Валиханов в то время занимал пост старшего султана Кусмурунского округа.

Работа состоит из  1 файл

Чокан Валиханов.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

    Валиханов глубоко переживал бедственное  состояние трудового так называемого "черного" народа, старался выяснить причины, породившие неравенство классов. Где бы он ни находился: в родном ли ауле, в сибирском ли городе Омске, среди населения иссыкских киргизов или в далекой китайской провинции Кашгар-везде он видел неравное положение простого народа и всегда оставался на его стороне, морально разделяя его тяжелую учесть.

    В одном из своих писем известному русскому поэту Аполлону Майкову, выражая свое отношение к обездоленному классу казахского общества, Валиханов писал: "С местными султанами и богачами из черной кости я также не лажу, потому что они дурно обращаются со своими бывшими рабами, которые теперь, хотя и свободны, но живут у них, не зная. как уйти. Я требовал не раз, чтобы они платили им жалование и чтобы обращались как с человеком, в противном случае грозил законом. Зато с пролетариатом степным я в большой дружбе, скоро сходимся"

    Ч. Валиханов, как и русские революционные демократы, был пламенным патриотом своего народа своей Родины.

    Горячая любовь Ч. Валиханова к своему народу и отечеству сочеталась с уважением  к другим народам их национальным особенностям и культуре. С особым уважением он относился к великому русскому народу его лучшим представителям, в то же время он ненавидел царских чиновников, учиняющих грубый произвол и насилие над казахским народом и тем самым сеющий вражду между народами.

    Ч. Валиханов как демократ в своей  деятельности боролся за все новое, передовое и прогрессивное как в области социальных, так  и   экономических преобразований. В то же время он подвергал   убийственной   критике   всякий   формализм бюрократическую рутину, приводившую к застою любое полезное действие человека. "Формализм и бюрократическая рутина, -писал он, - обуславливали собой один только застой и служили до сих пор под китайской стеной для всякой полезной общественной деятельности, останавливая свободное течение тех всечасных и вседневных преобразований и улучшений которых требует живая народная сила",

    Эти высказывания Ч. Валиханова об отрицательных  действиях формализма и бюрократизма до сих пор не потеряли своего значения.

    Чокан Валиханов с большим уважением  относился к казахским женщинам, жизнь которых была особенно тяжелой и бесправной. Неравноправие женщины начиналось с того, что ей еще с колыбели определяли будущего жениха и для прочности этого жених имел право жениться, не дожидаясь ее совершеннолетия. С переходом в "собственность" мужа для женщины ниналась полоса темной, безотрадной и унизительной жизни, так как на ней лежала вся тяжесть не только домашнего хозяйства, она должна была обеспечить уход за скотом, особенно в летнее время. Валиханов выступил против неравного брака насильственной выдачи замуж несовершеннолетних девушек. Он требовал "предписать старшим султанам и правителям под страхом ответственности - иметь строгое наблюдение, дабы киргизы не выдавали дочерей таких-то лет, дабы отцы принуждали своих сыновей и дочерей вступать в супружество без личного их гласия..".

    Главным злом. препятствующим женскому равноправию, он считал мусульманскую религию, которая  поддерживала самые отсталые стороны  родового быта. Валиханов далее показывал, что причиной морального падения  женщин в феодальном обществе также являются суровые законы шариата, низводившие женщин до уровня простого орудия деторождения. "Магомет, - писал -Ч. Валиханов, исключив женщин из общества и запретив вино, думал гарантировать нравственность своей паствы, но из этого источника проистек   разврат   гораздо   сильнейший".   Валиханов   с удовлетворением отмечал, что в Восточном Туркестане (Кашгарии) в противовес другим странам мусульманского Востока, положение женщины несколько свободнее. Там женщина была почти полноправным членом не только семьи, но и общества. Она иногда наряду с мужчиной могла занимать общественные должности. В своей работе, посвященной Кашгарии. Ч. Валиханов указывал: "Всего лучше Кашгарская умеренность выражается выгодным положением женщин в домашнем и общественном быту. Женщины в Малой Бухарин занимают почетное место и многие из них

    приобрели историческую известность".

    Все эти высказывания и открытые требования Валиханова о равноправии женщин не только в семейных отношениях, но и в общественно политической жизни страны, еще раз характеризует его как выдающегося демократа и гуманиста, боровшегося за улучшение социального положения всех слоев трудового народа.

    Ч.    Валиханову   принадлежат   многие   оригинальные высказывания, имеющие глубокий философский смысл. В частности, он признавал материальность мира и с этих позиций объяснял многие явления природы. Беспощадная борьба Ч. Валиханова   против   религии   религиозных   предрассудков характеризует его как убежденного атеиста. Однако в понимании вопросов развития общественной жизни Ч. Валиханов, как многие другие мыслители того периода, оставался идеалистом. Эти следы ограниченности   ,его   общественно-политических   взглядов объясняются прежде всего социально-экономическими условиями, в которых протекала его жизнь и общественная деятельность.

    Несмотря  на это, историческая заслуга Чокана Валиханова состоит в том, что  он, пропагандируя передовые, демократические  идеи среди своего народа положил  начало развитию научной и общественой  мысли казахского народа. Чокан Валиханов является основоположником казахской просветительной демократической идеологии в условиях феодального застоя.

Информация о работе Чокан Валиханов