Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 15:44, реферат
Чокан Чингисович Валиханов родился в 1835 г. в крепости Кушмурун (ныне ст. Кусмурун Костанайской области). Позже его родители переезжают в местечко Сырымбет. Кокшетауского округа, где находилась их родовая зимовка. Ранние детские годы Ч. Валиханова проходят в основном в Сырымбете, в одном из живописных уголков Северного Казахстана. Отец Чокана - Чингис Валиханов в то время занимал пост старшего султана Кусмурунского округа.
Валиханов
глубоко переживал бедственное
состояние трудового так
В одном из своих писем известному русскому поэту Аполлону Майкову, выражая свое отношение к обездоленному классу казахского общества, Валиханов писал: "С местными султанами и богачами из черной кости я также не лажу, потому что они дурно обращаются со своими бывшими рабами, которые теперь, хотя и свободны, но живут у них, не зная. как уйти. Я требовал не раз, чтобы они платили им жалование и чтобы обращались как с человеком, в противном случае грозил законом. Зато с пролетариатом степным я в большой дружбе, скоро сходимся"
Ч. Валиханов, как и русские революционные демократы, был пламенным патриотом своего народа своей Родины.
Горячая любовь Ч. Валиханова к своему народу и отечеству сочеталась с уважением к другим народам их национальным особенностям и культуре. С особым уважением он относился к великому русскому народу его лучшим представителям, в то же время он ненавидел царских чиновников, учиняющих грубый произвол и насилие над казахским народом и тем самым сеющий вражду между народами.
Ч. Валиханов как демократ в своей деятельности боролся за все новое, передовое и прогрессивное как в области социальных, так и экономических преобразований. В то же время он подвергал убийственной критике всякий формализм бюрократическую рутину, приводившую к застою любое полезное действие человека. "Формализм и бюрократическая рутина, -писал он, - обуславливали собой один только застой и служили до сих пор под китайской стеной для всякой полезной общественной деятельности, останавливая свободное течение тех всечасных и вседневных преобразований и улучшений которых требует живая народная сила",
Эти высказывания Ч. Валиханова об отрицательных действиях формализма и бюрократизма до сих пор не потеряли своего значения.
Чокан
Валиханов с большим уважением
относился к казахским
Главным злом. препятствующим женскому равноправию, он считал мусульманскую религию, которая поддерживала самые отсталые стороны родового быта. Валиханов далее показывал, что причиной морального падения женщин в феодальном обществе также являются суровые законы шариата, низводившие женщин до уровня простого орудия деторождения. "Магомет, - писал -Ч. Валиханов, исключив женщин из общества и запретив вино, думал гарантировать нравственность своей паствы, но из этого источника проистек разврат гораздо сильнейший". Валиханов с удовлетворением отмечал, что в Восточном Туркестане (Кашгарии) в противовес другим странам мусульманского Востока, положение женщины несколько свободнее. Там женщина была почти полноправным членом не только семьи, но и общества. Она иногда наряду с мужчиной могла занимать общественные должности. В своей работе, посвященной Кашгарии. Ч. Валиханов указывал: "Всего лучше Кашгарская умеренность выражается выгодным положением женщин в домашнем и общественном быту. Женщины в Малой Бухарин занимают почетное место и многие из них
приобрели историческую известность".
Все эти высказывания и открытые требования Валиханова о равноправии женщин не только в семейных отношениях, но и в общественно политической жизни страны, еще раз характеризует его как выдающегося демократа и гуманиста, боровшегося за улучшение социального положения всех слоев трудового народа.
Ч. Валиханову принадлежат многие оригинальные высказывания, имеющие глубокий философский смысл. В частности, он признавал материальность мира и с этих позиций объяснял многие явления природы. Беспощадная борьба Ч. Валиханова против религии религиозных предрассудков характеризует его как убежденного атеиста. Однако в понимании вопросов развития общественной жизни Ч. Валиханов, как многие другие мыслители того периода, оставался идеалистом. Эти следы ограниченности ,его общественно-политических взглядов объясняются прежде всего социально-экономическими условиями, в которых протекала его жизнь и общественная деятельность.
Несмотря на это, историческая заслуга Чокана Валиханова состоит в том, что он, пропагандируя передовые, демократические идеи среди своего народа положил начало развитию научной и общественой мысли казахского народа. Чокан Валиханов является основоположником казахской просветительной демократической идеологии в условиях феодального застоя.