Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:18, реферат
Крупнейшая историческая личность века минувшего Иосиф Виссарионович СТАЛИН, жизнь и государственная деятельность которого оставила глубочайший след не только в судьбе народа СССР, но и всего человечества, ещё не одно столетие будет предметом тщательного изучения историков. Биография Джугашвили - Кобы - Сталина, политического долгожителя XX века, содержит в себе несчетное число противоречащих друг другу характеристик: где жестокий, но и отец родной; лидер коммунистической партии, авторитарен и беспощаден, вождь великой коммунистической страны.
1. Введение
2. Биография Джугашвили – Кобы –Сталина
3. Официальная справка на члена ЦК
4. Иосиф в детстве и его первое образование. Горийское духовное училище
5. Тифлис
6. Грузинская социал-демократическая организация "Месаме-даси" в 1898г.
7. И.В. Сталин возглавляет работу Кавказского союзного комитета РСДРП
8. В 1917-1922 годы нарком по делам национальностей
9. Новый Секретариат ЦК, сформированный после XI съезда партии. Ленинская гвардия
10. Сталинский террор с приспешниками
11. Красная Армия. Великая Отечественная Война
12. Историческая справка
13. Открытия второго фронта в Европе
14. Тегеран – 43
15. Победа
16. Военный лагерь Социализма
17. Советское общество после войны
18. Укрепление тоталитаризма
19. Борьба за власть в окружении Сталина
20. Сталин и создание атомной бомбы
21. Смерть Сталина.
22. Историческая справка. Геральный секретарь ЦК партии 1922 - 1953 годы
23. Список использованных источников
После окончания Гражданской войны Сталин активно участвовал в борьбе партии за восстановление народного хозяйства, за осуществление новой экономической политики, за укрепление союза рабочего класса с крестьянством. Во время дискуссии о профсоюзах, навязанной партии Троцким, защищал Ленинскую платформу о роли профсоюзов в социалистическом строительстве. На 10-м съезде РКП (б) (1921) выступал с докладом «Очередные задачи партии в национальном вопросе». В апреле 1922г. на Пленуме ЦК Сталин был избран Генеральным секретарём ЦК и находился на этом посту свыше 30 лет. Как один из руководящих работников в области национально-государственного строительства Сталин принял участие в создании Союза Советских Социалистических Республик. Однако первоначально в решении этой новой и сложной задачи допустил ошибку, выдвинув проект «автономизации» (вступление всех республик в РСФСР на правах автономии). Ленин подверг критике этот проект, обосновал план создания единого союзного государства в форме добровольного союза равноправных республик. Учтя критику, Сталин полностью поддержал Ленинскую идею и по поручению ЦК РКП (б) выступил на 1-м Всесоюзном съезде Советов (декабрь 1922) с докладом об образовании Союза ССР. На 12-м съезде партии (1923) Сталин выступил с организационным отчётом о работе ЦК и с докладом «Национальные моменты в партийном и государственном строительстве». В. И.Ленин, превосходно знавший кадры партии, оказывал огромное влияние на их воспитание, добивался расстановки кадров в интересах общепартийного дела, с учётом их индивидуальных качеств. В «Письме к съезду» Ленин дал характеристику ряду членов ЦК, в том числе и Сталину. Считая Сталина одним из выдающихся деятелей партии, Ленин вместе с тем писал 25 декабря 1922г.: «Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью» (там же, т. 45, с. 345). В добавление к своему письму Ленин 4 января 1923г. писал: «Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т.д.». По решению ЦК РКП (б) с Ленинским письмом были ознакомлены все делегации 13-го съезда РКП (б), проходившего в мае 1924г. . Учитывая сложную обстановку в стране, остроту борьбы с троцкизмом, было признано целесообразным оставить Сталина на посту Генерального секретаря ЦК с тем, однако, что бы он учел критику со стороны Ленина и сделал из неё необходимые выводы. После смерти Ленина Сталин активно участвовал в разработке и осуществлении политики КПСС, планов хозяйственного и культурного строительства, мер по укреплению обороноспособности страны и проведению внешнеполитическогого курса партии и Советского государства. Вместе с другими руководящими деятелями партии Сталин вёл непримиримую борьбу с противниками Ленинизма, сыграл выдающуюся роль в идейно-политическом разгроме Троцкизма и правого оппортунизма, в защите Ленинского учения о возможности победы социализма в СССР, в укреплении единства партии. Важное значение, в пропаганде Ленинского идейного наследия имели работы Сталина «Об основах Ленинизма» (1924),«Троцкизм или Ленинизм?» (1924),«К вопросам Ленинизма» (1926), «Еще раз о социал-демократическом уклоне в нашей партии» (1926), «О правом уклоне в ВКП (б)» (1929). «К вопросам аграрной политики в СССР» (1929) и др. Самой сложной и трудной задачей революционных преобразований было переустройство сельского хозяйства на социалистических началах. При проведении коллективизации сельского хозяйства были допущены ошибки и перегибы. Ответственность за эти ошибки несёт и Сталин.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Сталин принимал руководящее участие в многосторонней деятельности партии по укреплению обороны СССР и организации разгрома фашистской Германии и милитаристской Японии. Вместе с тем накануне войны Сталин допустил определённый просчёт в оценке сроков возможного нападения гитлеровской Германии на СССР. 6 мая 1941г. он был назначен председателем СНК СССР (с 1946 — председатель Совета Министров СССР), 30 июня 1941 - председатель Государстсвенного комитета обороны, 19 июля — наркомом обороны СССР, 8 августа — Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами СССР. В качестве главы Советского государства принимал участие в Тегеранской (1943), Крымской (1945) и Потсдамской (1945) конференциях руководителей трёх держав — СССР, США и Великобритании. В послевоенный период Сталин продолжал работать Генеральным секретарём ЦК партии и председателем Совета Министров СССР. В эти годы партия и Советское правительство провели огромную работу по мобилизации советского народа на борьбу за восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства, осуществляли внешнеполитический курс, направленный на укрепление международный позиций СССР,…… В деятельности Сталина наряду с положительными сторонами имели место теоретические и политические ошибки, отрицательно сказывались некоторые черты его характера. Если в первые годы работы без Ленина он считался с критическими замечаниями в свой адрес, то позднее начал отступать от Ленинских принципов коллективного руководства и норм партийной жизни, переоценивать собственные заслуги в успехах партии и народа. Постепенно сложился культ личности Сталина, который повлек за собой грубые нарушения социалистической законности.
20-й
съезд КПСС (1956) осудил культ личности
как явление, чуждое духу
Выдержки
из работ: Соч., т. 1-13, 1949-1951гг.
Вопросы ленинизма,
изд., М., 1952г.:О Великой
Отечественной войне
Советского Союза, 5
изд.,1950г.; Марксизм и
вопросы языкознания,,1950г.;
Экономические проблемы
социализма в СССР,1952г.,
Лит.: XX съезд КПСС. Стенографический
отчет, т. 1-2, М., 1956г.;
Постановление ЦК КПСС
«О преодолении культа
личности и его последствий».30
июня 1956г., в кн.: КПСС
в резолюциях и решениях
съездов; Конференций
и пленумов ЦК, 8 изд.,
т. 7, 1971г.; История КПСС,
т. 1-5,1964-1970гг.; История
КПСС, 4 изд., 1975г. .
3.Официальная
справка на члена
ЦК
Сталин
(Джугашвили) Иосиф Виссарионович (09(21).12.1879—05.03
1953гг.) (В метрической книге
Известия
ЦК КПСС,(306), 7 июнь 1990.
4.
Иосиф в детстве и его
первое образование.
Горийское духовное
училище
В
1886 году Иосиф, грузинский мальчуган
с незаурядными интеллектуальными
данными из очень бедной семьи
предпринимает попытку
Обучать его русскому языку взялись дети Христофора Чарквиани по просьбе матери Иосифа; занятия шли успешно и уже к лету 1888 г. Сосо приобрёл необходимые знания и навыки для поступления не в первый подготовительный класс при Горийском духовном училище, а сразу во второй подготовительный. ( ГФ ИМЛ Ф.8. Оп.2. Ч.1.Д.54. Л. 202 – 204.)// (РГАСПИ. Ф.558. Оп.4 Д.669. Л.5 (П. Капанадзе).
Спустя 35 лет, 15 сентября 1927 года Екатерина Джугашвили напишет благодарственное письмо учителю русского языка Горийского духовного училища Захарию Алексеевичу Давиташвили: «Я хорошо помню,что Вы особо выделяли моего сына Сосо, и он не раз говорил, что это Вы помогли ему полюбить учение и именно благодаря Вам он хорошо знает русский язык… Вы учили детей с любовью относиться к простым людям и думать о тех, кто находится в беде». (Джугашвили Е.Г. – З.А. Давиташвили. 15 сентября 1927 г. На грузинском языке. Перевод Д.В. Давиташвили // Архив Д.В. Давиташвили.)
«Мать Сосо, Кеке, была прачкой. Она зарабатывала мало и с трудом воспитывала своего единственного сына. После того, как Виссарион Джугашвили уехал из Гори, Сосо остался на попечении своей матери. У родителей Сосо произошел окончательный разрыв, отец перебрался в Тифлис, где в безвестности умер в ночлежке и был похоронен за казенный счет».(Волкогонов Д. Триумф и трагедия. Политический портрет И.В.Сталина. - Роман-газета, 1990, N 19 (1145), c.3). Мать очень любила Сосо и решила отдать его в школу. Судьба улыбнулась Кеке: Сосо приняли в духовное училище. Ввиду тяжёлого положения матери и выдающихся способностей ребёнка Сосо назначили стипендию: он получал в месяц три рубля. Мать его обслуживала учителей и школу, зарабатывала до десяти рублей в месяц, и этим они жили». (Из воспоминаний Г.И. Елисабедашвили. Материалы Тбилисского филиала ИМЭЛ).
С детства Сталин выделялся упрямством и стремлением к превосходству над сверстниками, много читал. Низкорослый и физически слабый, он не мог рассчитывать на успех в мальчишеских потасовках и боялся быть избитым. Он с малолетства стал скрытным и мстительным и всю жизнь недолюбливал высоких и физически крепких людей. Но он был беден, был «инородцем» и понимал, что бедный грузинский юноша из маленького провинциального города немногого может добиться в царской России. Большое впечатление на молодого Сталина произвели книги грузинского писателя А. Казбеги, особенно роман «Отцеубийца» - о борьбе крестьян-горцев за свою независимость и свободу. Один из героев романа - неустрашимый Коба - стал и героем для молодого Сталина, он даже начал называть себя Кобой. Это имя было его первой партийной кличкой; старые большевики и в 30-е годы (а Молотов и Микоян даже позднее), обращаясь к Сталину, нередко называли его Кобой. Партийных кличек у Сталина было немало - «Иванович», «Василий», «Васильев». Но остались имя Коба и фамилия-псевдоним Сталин.
В детстве с Сосо случались и неприятные происшествия. Они могли изменить его судьбу его будущность. Если бы не последовательность и не любовь его матери. ЧП произошедшее 6 января 1890 года: первоклассник Сосо Джугашвили вторично попал под фаэтон. Мчавшийся экипаж сшиб Иосифа на землю и переехал ему ногу, которую повредил настолько, что отцу пришлось везти его в Тифлис в лечебницу, где Иосиф пробыл долго, вследствие чего вынужден был прервать занятия почти на целый год.(ГФ ИМЛ. Ф. Оп.6. Д.306. Л.13). Устроившись рабочим на обувную фабрику Адельханова, Виссарион Джугашвили решил не возвращаться в Гори и оставить сына при себе, определив для себя, что тот пойдёт по его стопам и станет сапожником. По воспоминаниям С.П. Гогличидзе (Материалы Тбилисского филиала ИМЭЛ), «маленький Сосо работал на фабрике: помогал рабочим, мотал нитки, прислуживал старшим». Однако в Тифлис приехала за сыном мать и забрала его в Гори, где он продолжил образование. (ГФ ИМЛ. Ф.8. Оп.2. Ч.1.Д.48. Л.14 – 15. (Из беседы с Е. Джугашвили в мае 1935). В 1894 году И.В. Сталина окончил четырёхклассное Горийское духовное училище. Закончил его с отличием и был рекомендован для поступления в духовную семинарию.(Островский А.В. – Кто стоял за спиной Сталина? С-Пб. М., 2002. Фото № 7. Свидетельство об окончании Горийского духовного училища). Надпись на мемориальной доске гласила: «Здесь, в бывшем духовном училище, учился с 1-го сентября 1888 года до 1-го июля 1894 года великий Сталин».
Иосиф Виссарионович Джугашвили окончил Горийское духовное училище в 1894 году практически на круглые пятерки, в том числе и по поведению. Краткая выписка из его аттестата: «Воспитанник Горийского духовного училища Джугашвили Иосиф … поступил в сентябре 1889 года в первый класс училища и при отличном поведении (5) показал успехи:
По
Священной истории Ветхого
По Священной истории Нового Завета - (5)
По Православному Катехизису - (5)
Изъяснению богослужения с церковным уставом - (5)
русскому с церковнославянским - (5)
Языкам:
греческому - (4) очень хорошо
грузинскому - (5) отлично
Арифметике - (4) очень хорошо
Географии - (5)
Чистописанию - (5)
Церковному пению
русскому - (5)
и
грузинскому - (5)».
5.
Тифлис
В 1894 году Иосиф поступил в Тифлисскую духовную семинарию. В духовном училище и особенно в семинарии царила обстановка обскурантизма, лицемерия, повседневного мелочного контроля и взаимных доносов. Здесь были строгий порядок и почти военная дисциплина. Неудивительно, что семинарии в России воспитывали не только верных слуг режима и церкви, но и революционеров.
Семинария, несомненно, повлияла на Сталина и в другом отношении, - она развила и ранее свойственные ему изворотливость, хитрость, грубость. Догматизм и нетерпимость, а также присущий его статьям и выступлениям стиль катехизиса также сложились, бесспорно, не без влияния церковного образования. С ранней молодости Сталин был начисто лишен чувства юмора. «Это странный грузин, - говорили позднее его друзья по семинарии. - Он совершенно не умеет шутить. Он не понимает шуток и отвечает руганью и угрозами на наиболее невинные».
В
тифлисской духовной семинарии учился
он хуже, однако отнюдь не потому, что
внезапно поглупел. А только лишь потому,
что по мере взросления круг его
интересов резко расширялся, чему
в колоссальной степени способствовали
как хорошая библиотека самой семинарии,
развитие книгоиздательства в Российской
империи, так и пребывание в столичном
городе. Сталин стал много читать произведений
русской и грузинской классики, различной
переводной литературы, а также так называемой
«запрещенной литературы». В архиве тифлисской
духовной семинарии сохранился «Журнал
поведения» за 1896 г., в котором есть несколько
записей о чтении семинаристом Джугашвили
«запрещенных книг», в частности, романов
Виктора Гюго «93-й год» и «Труженики моря».
За чтение запрещенной в семинарии литературы
Сталина неоднократно наказывали длительным
карцером. Инспектор семинарии Гермоген
в марте 1897 г. записал в «Журнале поведения»,
что «Джугашвили уже в 13-й раз замечен
за чтением книг из «Дешевой библиотеки»
(была такая популярная серия - А.М.) и у
него отобрана книга «Литературное развитие
народных рас». В это же время он стал приобщаться
и к чтению литературы социал-демократического
направления. Стал читать произведения
К.Маркса, Ф.Энгельса, Чернышевского, Бакунина,
Кропоткина, Плеханова, Каутского, Лафарга,
а чуть позже и Ленина. В конце концов,
жизненные приоритеты Сталина резко изменились,
и он потерял всякий интерес к учебе в
семинарии, все более уходя в революционную
деятельность. В результате в 1899 г. он был
исключен из семинарии. Сталин сам впоследствии
не раз говорил, что его «вышибли» из семинарии
за пропаганду марксизма». Так что с точки
зрения голого факта - действительно, Сталин
не завершил обучение в духовной семинарии.
Информация о работе Иосиф Виссарионович Сталин и его окружение