Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:13, реферат
В истории русского государства Иван IV Грозный остался, пожалуй, самым загадочным правителем. Современникам своим он казался личностью страшной. Многие историки в последствии даже сомневались, был ли Иван Васильевич умственно нормальным, столь порой непоследовательны и ужасны были его действия. И все-таки многие из исследователей его правления склоняются к мысли о том, что государственная деятельность Ивана Грозного осуществила переход от феодализма к сословной монархии, явилась противостоянием государственного начала удельной старине
1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Биография Ивана Грозного………………………………………………4
2.1 Венчание на царство Ивана Грозного……………………………….5
2.2 Избранная рада………………………………………………………..5
3. Реформы Ивана Грозного………………………………………………..7
3.1 Реформы центральных и местных органов власти…………………7
3.2 Реформы центральных и местных органов власти…………………9
4. Судьба реформ 50-х годов ХVI века……………………………………10
6.1 Судебник 1550 года…………………………………………………10
6.2 Стоглавый собор……………………………………………………11
5. Опричнина………………………………………………………………...13
6. Внешняя политика Ивана Грозного…………………………………….16
7. Вывод…………………………………………………………………...…18
8. Литераура…………………………………………………………………19
8
Окончательное завершение
формирования приказной
3.2 Реформы в социально-экономической сфере при Иване Грозном.
Уже в Судебнике 1550 года затрагиваются
существенные вопросы землевладения.
В частности, принимаются постановления,
затрудняющие дальнейшее существование
вотчинных земель.
Особое место занимают статьи о частновладельческом
населении. В целом право перехода крестьян
в Юрьев день по ст. 88 сохранялось, но несколько
увеличилась при этом плата за "пожилое".
Ст. 78 определяла положение другой значительной
группы населения - кабальных холопов.
Запрещалось, к примеру, превращать в холопов
служилых людей, ставших должниками.
Однако главные изменения в социально-экономической
сфере были направлены на обеспечение
землей служилых людей - дворян. В 1551 году
на Стоглавом соборе Иван IV заявил о необходимости
перераспределения ("переверстания")
земель между землевладельцами: "у кого
лишек, ино недостаточного пожаловати".
Под "недостаточными" подразумевались
служилые люди. Для проведения упорядочения
земель предпринимается их всеобщая перепись.
В процессе ее осуществления прежнее подворное
налоговое обложение заменялось поземельным.
На основных территориях вводилась новая
единица обложения - "большая соха".
Ее размеры колебались в зависимости от
социального положения землевладельца:
на соху черносошного крестьянина приходилось
меньше земли, но больше налогов. Ущемлялись
также интересы церкви, зато в привилегированном
положении оказывались помещики.
Размеры земельных владений обусловливали
и прежние службы дворян. "Уложение
о службе" (1555) устанавливало правовые
основы поместного землевладения.
Каждый служилый человек
имел право требовать поместье не
меньше 100 четвертей земли (150 десятин,
или примерно 170 га), так как именно
с такой земельной площади
должен был выходить на службу "человек
на коне и в доспехе полном".
Таким образом, с первых 100 четвертей
выходил сам землевладелец, а
со следующих - его вооруженные холопы.
Согласно "Уложению"; вотчины в отношении
службы уравнивались с поместьями, а вотчинники
должны были нести службу на тех же основаниях,что
и помещики.
Изменения в положении служилых людей
тесно связаны также с отменой наместничьего
управления (кормлений). Вместо "кормленичего
дохода", шедшего в основном в руки наместников
и волостелей, вводился общегосударственный
налог "кормленый откуп". Этот налог
поступал в государственную казну, откуда
раздавался служилым людям в качестве
жалования - "помоги". Денежную "помогу"
давали тем, кто вывел больше людей, чем
полагалось, или имел владение меньше
нормы. Зато тот, кто вывел меньше людей,
платил денежный штраф, а неявка могла
повлечь конфискацию владений и телесное
наказание.
9
4. Судьба реформ 50-х годов XVI века.
Принято считать, что реформы Избранной рады проводились в целях укрепления социального положения дворянского сословия в противовес тормозящему этот процесс консервативному боярству. В.Б.Кобрину удалось доказать, что в усилении государства были заинтересованы практически все слои общества. Поэтому реформы проводились не в угоду какому-либо одному сословию и не против какого-либо сословия. Реформы означали формирование Русского сословно-представительного государства. При этом подразумевалось и осуществлялось на практике разумное равновесие в распределении власти между рядом сословий (Земские соборы), правительством (Избранная Рада) и царем. Для утверждения этой системы необходимо было время. В силу ряда обстоятельств равновесие властных структур стало неустойчивым уже в первой половине 50-х годов. Реформаторская деятельность была сведена на нет в 60-е годы внешними (Ливонская война) и внутренними (опричнина) причинами. Многое здесь значила и личность царя Ивана Грозного - человека государственного ума, но с гипертрофированно развитым властолюбием, и, возможно, на этой почве с некоторыми психическими отклонениями.
Впоследствии, как бы оправдывая
свои действия, Иван IV писал, что Адашев
и Сильвестр "сами государилися,
как хотели, а с меня есте государство
сняли: словом яз был государь, а делом
ничего не владел". Однако современные
историки, отводят ему в государственных
делах несколько иное место. "Участие
Ивана IV в правительственной деятельности
в 60-х годах не противоречит тому, что многие
реформы (возможно, даже их большинство)
были задуманы деятелями Избранной Рады.
Главной заслугой Ивана IV в эти годы было
то, что он призвал к правлению таких политиков,
как Адашев и Сильвестр, и, видимо, действительно
подчинялся их влиянию", - пишет В.Б.Кобрин.
Разрыв с приближенными наступил не сразу.
Их колебания во время болезни Ивана в
1553 году, напряженные отношения с родственниками
царицы Захарьиными и, возможно, с ней
самой приводят к психологической несовместимости.
Стремление проводить самостоятельную
политику - внешнюю и внутреннюю - к несовместимости
политической. К осени 1559 года прекращается
реформаторская деятельность. В 1560 году
происходит развязка. Сильвестр был направлен
в ссылку: в начале в Кирилло-Белозерский
монастырь, затем в Соловецкий. А.Адашев
был послан в действующую в Ливонии армию,
но вскоре вместе с братом Данилом арестован.
Лишь смерть (1561) спасла бывшего главу
Избранной Рады от дальнейших преследований.
Около 1560 года царь порвал с деятелями
Избранной рады и наложил на них различные
опалы. По мнению некоторых историков,
Сильвестр и Адашев, понимая, что Ливонская
война не сулит России успеха, безуспешно
советовали царю пойти на соглашение с
противником. В 1563года русские войска
овладели Полоцком, в то время крупной
литовской крепостью. Царь был особенно
горд этой победой, одержанной уже после
разрыва с Избранной радой. Однако уже
в 1564 году
Россия потерпела серьезные поражения. Царь стал искать "виноватых", начались опалы и казни.
4.1 Судебник 1550 года.
На первом Земском соборе,
Иван IV Грозный принял решение о
создании нового правового кодекса
- Судебника. В основу был положен
предыдущий Судебник 1497 года.
В Судебнике 1550 года из 100 статей большая
часть посвящена вопросам управления
и суда. В целом пока что сохранялись старые
органы управления (центральные и местные),
но в их деятельность вносились существенные
изменения. Таким образом, продолжалось
их эволюционное превращение в рамках
формирующегося сословно-представительного
государства. Так, наместники теперь лишались
права окончательного суда по высшим уголовным
делам, оно передавалось в центр. Судебник,
вместе с тем, расширил деятельность городовых
приказчиков и губных старост: к ним полностью
отошли важнейшие отрасли местного управления.
А их помощники - старосты и "лучшие
люди" - по постановлению Судебника
обязательно должны были участвовать
в наместничьем суде, что означало контроль
со стороны выборных от населения за деятельностью
наместников. Значение служилых людей
- дворян - поднималось и тем, что устанавливалась
неподсудность их суду наместников.
4.2 Стоглавый собор 1551 года.
Процесс усиления государственной
власти неизбежно вновь выдвигал
вопрос о положении церкви в государстве.
Царская власть, источники доходов
которой были немногочисленными, а
расходы велики, с завистью смотрела
на богатства церквей и
На совещании молодого царя с митрополитом
Макарием в сентябре 1550 года была достигнута
договоренность: монастырям запрещалось
основывать новые слободы в городе, а в
старых слободах ставить новые дворы.
Посадские люди, бежавшие от тягла в монастырские
слободы, кроме того, "выводились"
назад. Это было продиктовано потребностями
государственной казны.
Однако такие компромиссные меры не удовлетворили
государственную власть. В январе-феврале
1551 года был собран церковный собор, на
котором были зачитаны царские вопросы,
составленные Сильвестром и проникнутые
нестяжательским духом. Ответы на них
составили сто глав приговора собора,
получившего название Стоглавого, или
Стоглава. Царя и его окружение волновало,
"достойно ли монастырям приобретать
земли, получать различные льготные грамоты.
По решению собора прекратилось
царское вспомоществование
постоянного дохода. Ряд участников
Стоглавого собора (иосифляне) встретили
программу, изложенную в царских вопросах,
ожесточенным сопротивлением.
Программу царских реформ, намеченных
Избранной Радой, в наиболее существенных
пунктах Стоглавый собор отклонил. Гнев
Ивана IV Грозного обрушился на наиболее
видных представителей иосифлян. 11 мая
1551 года (т.е. через несколько дней после
завершения собора) была запрещена покупка
монастырями вотчинных земель "без
доклада" царю. У монастырей отбирались
все земли бояр, переданные ими туда в
малолетство Ивана (с 1533 года). Тем самым
был установлен контроль царской власти
над движением церковных земельных фондов,
хотя сами по себе владения остались в
руках у церкви. Церковь сохраняла свои
владения и после 1551 года.
Вместе с тем, были проведены преобразования
во внутренней жизни церкви. Утверждался
созданный ранее пантеон общерусских
святых, унифицировался ряд церковных
обрядов. Были приняты также меры по искоренению
безнравственности духовного сословия.
12
5. Опричнина
Опричнина – один из самых
загадочных и страшных периодов истории
русского государства. Историки до сих
пор дискутируют о том, было ли
это нововведение обусловлено мудростью
политика - правителя Московского
государства Ивана Васильевича IV
Грозного, или же оно явилось прихотью
свирепого царя.
Предпосылками к установлению опричнины
явились события 1560-х годов, когда Иван
IV натолкнулся на ярое сопротивление бояр
в вопросе о необходимости продолжения
Ливонской войны. Уехав в конце 1564 года
в Александрову слободу, царь послал оттуда
в Москву две грамоты. Одна была обращена
к народу, который он заверял в своих добрых
к нему чувствах. Вторая грамота адресовалась
митрополиту. В ней Иван IV обвинял бояр
и духовенство в измене и потворству изменам,
а также заявлял о своем намерении отречься
от престола.
Уже через несколько дней в царскую резиденцию
прибыла делегация духовенства и боярства
с целью упросить Ивана Васильевича вернуться
в столицу на престол. Самодержец посланников
принял и потребовал у Боярской думы согласия
на введение в государстве чрезвычайного
положения. Он заявил, что впредь будет
волен казнить и миловать по своему усмотрению,
и потребовал учредить опричнину.
Зимой 1565 года Иван IV царским указом поделил
страну на две части. Был учрежден «особый»
двор с территорией, войском, финансами.
Самые экономически развитые районы страны
вошли в особый государев удел («опричь»).
Это были торговые города, расположившиеся
вдоль рек (Москва, Вязьма, Суздаль, Козельск,
Медынь, Великий Устюг и др.), а также хорошо
укрепленные города на западных и юго-западных
границах. Эти земли с помощью неподсудных
опричников отбирались у бояр, которые
высылались в «земщину», - так стала называться
остальная территория государства. Новыми
владельцами конфискованных земель становились
дворяне-опричники. К концу опричнины
(1572г.) ее территория составляла порядка
шестидесяти процентов территории всего
Московского государства. Даже орган управления
для государева удела появился особый
– опричная Дума. Земщиной же управляла
Боярская Дума, полностью зависимая от
воли царя.
Первоначальное количество опричников
составляло 1000 человек, позднее увеличилось
до пяти тысяч. На их содержание требовалась
огромная сумма приблизительно в 100 тысяч
рублей. По тем временам примерно столько
же стоили 2 миллиона четвертей ржи.
С введением опричнины фактически была
установлена диктатура самодержавной
власти, обладавшая ярко выраженными чертами
восточного деспотизма. По сути своей
опричное войско представляло собой карательный
механизм с внешней атрибутикой монашеского
ордена и традициями бандитской шайки.
На людей наводили ужас мрачные символы
опричнины: прикрепленные к седлам собачьи
головы и мётлы, чтобы выгрызать и выметать
измену.
При поступлении на службу опричники давали
царю клятву, напоминавшую монастырский
обет отречения от всего мирского. Они
действовали в земщине как
13
на вражеской территории,
безнаказанно осуществляя террор и
злоупотребляя предоставленной
им царем властью. Нормой становились
изощренная жестокость и зверства в
расправе над людьми. В глазах народа
опричники были страшнее татар. Пытки
и казни стали повседневным явлением,
- уничтожали князей и дворян, не пощадила
опричнина и простой люд. На каждого
убитого боярина приходилось
примерно 3-4 землевладельца. А на каждого
землевладельца – 10 простолюдинов.
Отличавшийся болезненной подозрительностью
царь, постоянно искал среди приближенных
к нему людей предателей. Ему мерещились
заговоры, цель которых - лишить его власти,
а то и жизни. В результате десятками летели
головы зачастую совершенно невинных
людей. Не щадил Иван Грозный честных и
независимых людей, заступавшихся за гонимых.
Зимой 1569-1570 гг. по приказу царя был учинен
кровавый погром в Новгороде, заподозренном
в измене и желании перейти к Литве. По
ходу продвижения опричного войска от
Москвы к Новгороду в Твери, Торжке и во
всех других селениях опричники грабили
и убивали население. В результате этого
кровавого похода, длившегося почти полтора
месяца, число жертв составило не менее
10 тысяч человек всех возрастов и сословий.
Большую часть убитых в самом Новгороде
составили посадские люди. Грабились церкви,
монастыри. Население облагалось настолько
непосильными налогами, что для их взимания
применялись пытки и казни.
С особым рвением царские прихоти выполняли
родственники покойной Анастасии Захарьиной,
первой жены Ивана IV. Среди них боярин
Алексей Данилович Басманов - ловкий царедворец
и храбрый воин, а также один из вдохновителей
опричнины. Верными опричниками государя
были князь Афанасий Вяземский (любимец
царя, пользовавшийся его неограниченным
доверием) и боярин Василий Грязной (активно
участвовавший в нападении на дома знатных
людей и похищении их жен). Казнями и пытками
ведал незнатный дворянин Малюта Скуратов.
В 1569 году он лично задушил в Твери низложенного
митрополита Филиппа, принародно отказавшего
царю в благословении. От рук опричников
погибли многие представители духовенства:
архимандрит Герман, новгородский архиепископ
Пимен. Осенью того же 1569 года верными
в Новгороде был убит двоюродный брат
царя князь Владимир Старицкий, а также
уничтожена вся его семья.
Из Новгорода царь с опричным войском
направился к Пскову, который также ждала
печальная участь. Однако, казнив нескольких
псковичей и разграбив их имущество, государь
вернулся в Москву. Там начались поиски
тех, кто был на стороне новгородских изменников.
И вот тут-то дошла очередь и до самих организаторов
опричнины: многие из них были убиты также
зверски, как лишали жизни других.
В пособничестве предателям были обвинены
даже любимцы царя: опричники Басмановы
(отец с сыном), князь Афанасий Вяземский,
печатник Висковатый и другие. В массовых
репрессиях, которые развернулись летом
1570 года в Москве, Иван IV принимал непосредственное
участие. К концу июля 1570 года в Москве
было казнено около 200 человек. Осужденных
на смерть кололи, рубили, вешали,