Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:02, контрольная работа
В 1542 году, когда Ивану было 12 лет, в Московскую митрополию был переведен из Новгорода митрополит Макарий, который оказал на Ивана благотворное влияние. С Макарием перешли в Москву его сотрудники по литературному делу, в их числе священник Сильвестр, в дальнейшем приближенный Иван IV. Сам Макарий пользовался неизменным почитанием Грозного, а влияние Сильвестра выразилось в том, что он собрал около царя особый круг советников, названной в последствии «Избранной радой». Воздействие этих лиц обратило Ивана к вопросам богословского знания и политических теорий.
Введение…………………………………………………………………3
Личность Ивана Грозного, как человека и государственного деятеля.…………….……………………………………………………. 5
Иван Грозный и его время
Характеристика Ивана IV……………………………………………….8
Реформы государственного управления……………………………....11
Опричнина……………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………16
Список используемой литературы……………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное Государственное Бюджетное образовательное учреждение
Высшее профессиональное образование
Хакасский Государственный университет имени Н.Ф. Катанова
Институт непрерывного педагогического образования
Контрольная работа
Тема: Иван Грозный: судьба и время.
доцент кафедры истории,
АБАКАН 2012г.
ПЛАН:
Введение…………………………………………………………
Характеристика Ивана IV……………………………………………….8
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..18
2
Введение.
Одним из важных вопросов истории русского народа является вопрос об Иване Грозном. Иван Грозный уже современникам казался личностью загадочной и страшной: “Превысочайшего воистину и преславнейша всех бывших, славиму же от конец небес до конец их”,- пишет о нем дьяк Иван Тимофеев и добавляет: “... возненавиде грады земля своея ... и всю землю державы своея, яко секирою, наполы некако рассече”. Такой же загадкой вошел Иван IV и в историческую науку. Для большинства историков это была психологическая проблема; интересовали сама личность Ивана Грозного и условия, в которых она формировалась.
Первый российский царь Иван IY – это одна из самых одиозных и противоречивых политических фигур в истории России. Он был монархом огромной страны 51 год (1533-1584 гг.).
Иван IY, прозванный впоследствии Грозным, родился 25 августа 1530 года. В обстановке интриг, междоусобиц и распрей рос будущий царь Всея Руси Иван IV, оставшийся в 3 года без отца, и в неполных 7 лет без матери. Таким образом, с самого раннего детства Иван попал в жуткую атмосферу жестокости, непрекращающихся интриг, смертельной борьбы за власть.
Борьба вокруг престола, бесконечные заговоры, жестокость не могли не оставить след в душе рано осиротевшего ребенка, который был от природы очень впечатлительным, уязвимым, ранимым и беззащитным. Имея от природы редкий ум, особенную силу воли он не получил должного воспитания, которое усовершенствовало бы в нем все то, что было ему дано от природы.
Рано лишенный отца и матери, не имевший доброго наставника, отданный на волю буйных вельмож, ослепленных безрассудным властолюбием, Иван рос по его собственному выражению «в небрежении».
Бояре мало заботились о воспитании Ивана и его брата: занятые своими делами они содержали братьев в унизительной для князей бедности. Дети терпели порой нужду даже в одежде и пище.
В присутствии Ивана, бояре беззастенчиво оскорбляли память родителей, на что он очень болезненно реагировал, не обращали внимания на его пожелания и просьбы; случалось, чуть ли не у него на глазах убивали его друзей и покровителей, принадлежавших к другому лагерю. С.М.Соловьев писал: «Окруженный людьми, которые в своих стремлениях не обращали на него никакого внимания, оскорбляли его, в своих борьбах не щадили друг друга, позволяли себе в его глазах насильственные поступки, Иоанн привык не обращать внимания на интересы других, привык не уважать человеческого достоинства, не уважать жизнь человека».
Подобное детство могло искалечить психику любого ребенка, и Иван IV не стал исключением, в нем развились чувства одиночества, досады и беспомощности.
Несмотря на перечисленные выше малопривлекательные черты характера, Иван IV отличался наблюдательностью, имел великолепную память, гибкий наследственный ум, обладал незаурядными способностями.
Рано повзрослев, он пристрастился к чтению, получив таким образом отличное образование по тем временам. Он много и охотно читал. По обычаю Древней Руси, учась грамоте по псалтырю и часослову, Иван не скользил по ним бессмысленно глазами, как скользила вся учившаяся тогда молодежь, он останавливался там, где книги говорили о царской власти, он вникал, вчитывался, перечитывая это место, запоминая их.
В 1542 году, когда Ивану было 12 лет, в Московскую митрополию был переведен из Новгорода митрополит Макарий, который оказал на Ивана благотворное влияние. С Макарием перешли в Москву его сотрудники по литературному делу, в их числе священник Сильвестр, в дальнейшем приближенный Иван IV. Сам Макарий пользовался неизменным почитанием Грозного, а влияние Сильвестра выразилось в том, что он собрал около царя особый круг советников, названной в последствии «Избранной радой». Воздействие этих лиц обратило Ивана к вопросам богословского знания и политических теорий.
Прочитав практически все, что только можно было найти в библиотеках Великого князя, Иван IV познакомился со священной историей, историей церкви, Древнего Рима, русскими летописями. Так же юный князь умел и очень любил играть в шахматы, сам сочинял «стихиры» (церковные песнопения) и музыку.
Он сумел впитать значительный политический капитал из массы прочитанных книг, и впоследствии в 1551г. на соборе «Стоглава» он явил собой «ритора в словесной премудрости».
«С детства он видел
себя в окружении чужих людей.
В душе его рано и глубоко врезалось
и всю жизнь сохранялось
Таким образом, Иван IV умный и образованный человек своего времени был одновременно, из-за отсутствия должного и своевременного воспитания очень порочным и жестоким. Но, бывая жестоким, царь порою не осознавал своей жестокости, так как само время было очень жестоким и даже в цивилизованной Европе тогда проливалось куда больше крови, чем на Руси в правление Ивана Грозного.
Личность Ивана Грозного, по оценкам разных исторических исследователей¸ была очень неоднозначна. В нем сочетались, казалось бы несовместимые черты характера: «В его характере можно обнаружить византийскую изощренность, унаследованную им от отца и бабки – Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора. Необузданностью желаний и быстрой сменой настроений отличался не только дед Грозного Иван III, но и легкомысленная и вспыльчивая красавица Елена Глинская. Внук византийской царевны и свойственник сербских деспотов соединил в себе и хорошие, и дурные стороны характеров предков. Государственный ум и малодушие, трезвый расчет и порывы необузданного гнева, религиозность, доходящая до ханжества, и неприятие церковной действительности, жестокость, озлобленность, ненависть к людям и сладострастие составляли причудливый сплав характера первого царя». Воспоминания современников и труды видных историков-исследователей тому подтверждение. Однако, большинство из них негативно говорят о личности Ивана IV, а все его положительное влияние на судьбу государства приписывают благотворному влиянию близких к нему людей в первую половину его царствования. Так ли это, трудно сказать, слишком мало до нас дошло исторических материалов, тем более что многие исторические страницы неоднократно переписывались в угоду и в подтверждение правильности курса правящего режима в России (например, во времена правления И.В. Сталина) резко негативно отзывается о Иване Грозном Н.И. Костомаров: «Он от природы не имел большого ума, но за то одарен был в высшей степени нервным темпераментом, и как всегда бывает с подобными натурами, чрезмерною страстностью и до крайности впечатлительным воображением. С молоком кормилицы всосал он мысль о том, что он рожден существом высшим, что со временем он будет самодержавным государем, что могущественнее его нет на свете, и в то же время его постоянно заставляли чувствовать свое настоящее бессилие и унижение… Иван не способен был к долгим привязанностям и для него ничего не значило убить человека, которого еще недавно считал своим другом. Иван не был безусловно глуп, но, однако, не отличался ни здравыми суждениями, ни благоразумием, ни глубиною и широтою взгляда». Более мягко выражается кн. И.М. Катырев-Ростовский: «Царь Иван … муж чюднаго рассуждения, в науке книжняго поучения доволен и многоречив зело, ко ополчению дерзостен и за свое отечество стоятелен.
5
На рабы своя от Бога данныя
ему жестокосерд велми, на пролитие крови
и на убиение дерзостен и неумолим; множество
народу от мала до велика при царстве своем
погуби, и многия грады своя поплени, и
многие святительские чины заточи и смертию
немилостивою погуби, и иная многая, седея
над рабы своими, жен и девиц блудом оскверни.
Той же царь Иван многая и благая сотвори,
воинство велми любяше и требующая от
сокровища своего неоскудно.» Перекликаются
с выше приведенными высказываниями и
воспоминания служащего английской Московской
компании Джерома Горсей: «В заключении
скажу о царе Иване Васильевиче. Он был
приятной наружности, имел хорошие черты
лица, высокий лоб, резкий голос – настоящий
скиф, хитрый, жестокий, кровожадный, безжалостный,
сам по воле и разумению управлял как внутренними,
так и внешними делами государства». Путешественник
иезуит Антонио Поссевино: «Князь Иван
Васильевич… обладая пылким нравом и
желая возвеличить свое достоинство, …решил
отомстить за беды, причиненные татарами,
и стать прочной ногой в Ливонии…Великий
князь все держит в своих руках: города,
крепости, села, дома, поместья, леса, озера,
реки, честь и достоинство. На столь обширном
пространстве земель, по-видимому, ничто
не может быть значительнее тех сил и богатств,
которыми он владеет. Князю все оказывают
такой почет, который едва можно представить
в помышлении. Они очень часто говорят,
что их жизнь, благополучие и все остальное
дарованы им великим князем».Таким предстает
по воспоминаниям современников и словам
историков-исследователей Иван IV Грозный:
безраздельно властвующий и территорией
страны, и душами, и судьбами людей и их
имуществом и считающий власть свою и
дела свои от бога: «Всякая душа да повинуется
владыке, власть имущему; нет власти, кроме
как от Бога: тот, кто противится власти,
противится Богу…» (из переписки Ивана
Грозного с Андреем Курбским), а людей
считавший своими холопами: «…А государю
приходится сноситься с холопами и государю
упрашивать своих холопов?».
Надо ли говорить о том, что все это – и
восприятие власти своей и дел своих, как
власти и дел от бога, и возможность принимать
единовластные решения, не оглядываясь
на мнение окружающих его людей, и отношение
к людям, как к холопам, и трудное безрадостное
детство с множеством обид и притеснений,
– нашло отражение в его управлении государством
и проводимых им реформах, а также в переходе
к опричнине.
6
его лучшие качества, как
человека и государственного деятеля,
приведшие к «укреплению
7
консолидация служилого сословия». Данные реформы принесли результат и во внешней политике: были завоеваны Казанское и Астраханское ханства, Ногайская Орда перешла на статус вассальной зависимости от России, были добровольно включены чувашские и башкирские земли, под эгидой Москвы оказалась вся Волга, отправлена экспедиция на освоение земель Сибири, расширялись связи с народами Северного Кавказа и Средней Азии.
В январе 1526 года Василий 3 женился на Елене Васильевне Глинской, молодой племяннице князя Михаила Львовича Глинского, выходца из Литвы, который в 1508 году перешел на службу к московскому государю, а с 1514 года находился в заточении по обвинению в измене. Выбор невесты свидетельствовал не только о желании иметь наследника, который мог бы претендовать на польско-литовскую корону, но и о стремлении улучшить отношения с Западной Европой.
В августе 1530 года от этого брака родился первенец - Иван, впоследствии вошедший в российскую историю под именем Ивана Грозного.
От природы он получил
ум бойкий и гибкий, вдумчивый и
немного насмешливый, настоящий
великорусский, московский ум. Но обстоятельства,
среди которых протекало
Вечно тревожный и подозрительный,
Иван рано привык думать, что окружен
только врагами, и воспитал в себе
печальную наклонность
Как все люди, слишком
рано начавшие борьбу за существование,
Иван быстро рос и преждевременно
вырос. В 17-20 лет, при выходе из детства,
он уже поражал окружающих непомерным
количеством пережитых