Иван Грозный: судьба и время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:02, контрольная работа

Описание

В 1542 году, когда Ивану было 12 лет, в Московскую митрополию был переведен из Новгорода митрополит Макарий, который оказал на Ивана благотворное влияние. С Макарием перешли в Москву его сотрудники по литературному делу, в их числе священник Сильвестр, в дальнейшем приближенный Иван IV. Сам Макарий пользовался неизменным почитанием Грозного, а влияние Сильвестра выразилось в том, что он собрал около царя особый круг советников, названной в последствии «Избранной радой». Воздействие этих лиц обратило Ивана к вопросам богословского знания и политических теорий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Личность Ивана Грозного, как человека и государственного деятеля.…………….……………………………………………………. 5
Иван Грозный и его время
Характеристика Ивана IV……………………………………………….8
Реформы государственного управления……………………………....11
Опричнина……………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………16
Список используемой литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 55.15 Кб (Скачать документ)

По природе или воспитанию он был лишен устойчивого нравственного

 

8

равновесия и при малейшем житейском затруднении охотнее  склонялся 

в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки: он не умел сладить с малейшим неприятным случаем. Ему недоставало внутреннего, природного благородства; он был восприимчивее к дурным, чем к добрым, впечатлениям; он принадлежал к числу тех недобрых людей, которые скорее и охотнее замечают в других слабости и недостатки, чем дарование или добрые качества.

Иван рано и много, раньше и больше, чем следовало, стал думать своей

тревожной мыслью о том, что  он государь московский и всея Руси. Скандалы боярского правления постоянно  поддерживали в нем эту думу, сообщали ей тревожный, острый характер.

     16 января 1547 года по специальному торжественному ритуалу, задуманному и разработанному выдающимся государственным и церковным деятелем эпохи митрополитом Макарием,,16-летний великий князь Иван принял царский, титул и формально стал приравниваться к императору Священной Римской империи. Более того, Москва давала понять, что окончательно порывает с претензиями любых потомков Чингисхана, которых на Руси именовали "царями", на власть над русскими землями. Наконец, "венчанием на царство" подчеркивалась неограниченность власти российского монарха внутри государства, неизмеримо увеличивая разрыв между царем и его подданными. В феврале 1547 года также по инициативе митрополита в Москве был созван церковный Собор, канонизировавший большое число местных святых, что идеологически подчеркивало превращение страны в единую Российскую державу.

Бурные события 1547 года обусловили необходимость глубоких государственных  преобразований. Вскоре вокруг молодого царя образовалась группа приближенных к нему лиц, которую один из ее участников, князь Андрей Михайлович Курбский, впоследствии назвал по польскому образцу "Избранной радой". Во главе  этого кружка служилых людей и  придворных встали костромской дворянин из богатого, но незнатного рода Алексей  Федорович Адашев и протопоп Благовещенского  собора Кремля Сильвестр. К ним примыкали знатные князья A. M. Курбский, Н.И. Одоевский, М.И. Воротынский и др. В состав Рады входил и первый начальник Посольского приказа думный дьяк И.М. Висковатый. Активно поддерживал деятельность этого кружка митрополит Макарий. Не являясь формально государственным учреждением, Избранная рада была, по сути, правительством России и в течение 13 лет управляла государством от имени царя, последовательно осуществляя целостную программу крупных реформ. По своему содержанию эти преобразования совпадали с требованиями обращенных к царю челобитных, которые были написаны в 1549 г. талантливым публицистом дворянином И.С. Пересветовым. Он выступал за решительное укрепление основ Российского государства в интересах консолидирующегося служилого дворянства.

 

9

В русле централизации  находился и новый Судебник, который  был принят в 1550 году. Он базировался  на Судебнике 1497 года, сохранил Юрьев  день, но включал в себя более упорядоченные статьи о правилах перехода крестьян и разрешал обращать холопов в крестьян, ограничил права наместников, ужесточил наказания за разбой, вводил статьи о наказании за взяточничество. В Судебник были также внесены изменения и дополнения, связанные с усилением центральной власти - контроль наместников, взимание единой государственной пошлины, право сбора торговых пошлин (тамги)

переходило к царской  администрации. Новым кодексом законов  запрещался перевод в холопы детей  боярских (мелкопоместных дворян на службе князей и бояр) и ограничивался  приток посадских людей во владения монастырей. Последняя мера указывала  на стремление государства не допустить  убыли налогоплательщиков, поскольку  духовенство было освобождено от государевых налогов. Податное население  должно было нести тягло - совокупность натуральных и денежных повинностей. В XVI веке установилась единая для всего  государства мера взимания налогов - "соха" (земельная единица, зависевшая от положения владельца и качества земель в среднем от 400 до 600 десятин (гектаров)), для чего регулярно производилась  опись городских и сельских земель, находившихся в хозяйственном обороте - "сошное письмо".

Важным этапом в эволюции государственно-политического развития России стая первый сословно-представительный законосовещательный институт - Земский  собор, созванный в Москве в феврале 1549 года. Он состоял из Боярской думы, "Освященного собора" из числа  высших иерархов Русской православной церкви и представителей различных слоев землевладельцев (помещиков). В работе Собора, однако, не участвовали выборные от социальных низов (податных сословий). Созыв Земского собора явился вехой в формировании сословно - представительной монархии и способствовал укреплению царской власти. Именно Собор 1549 года поддержал решение правительства о подготовке нового Судебника. Сохранились данные о том, что Соборы созывались в 1566, 1575, 1576, 1579, 1580, 1584 и вначале 1598 гг., однако регулярно действующим "парламентским" органом, ограничивающим самодержавие в России, ни в XVI веке, ни позже они так и не стали. В эпоху правления Ивана Грозного продолжала существовать и Боярская дума на правах совещательного органа при царе. Количество членов Думы (включая не только бояр, но и окольничих) не превышало 24человек. В XVI веке в число думных бояр начинают жаловать представителей княжеских родов. Помимо этого в заседаниях Думы стали принимать участие думные дворяне и думные дьяки.

 

 

 

 

 

10

  1. Реформы государственного управления.

 

В целях укрепления вооруженных  сил Российской державы в 1550 года правительством Избранной рады начали осуществляться военные реформы. Так, было отменено местничество (порядок замещения должностей в войске

в зависимости от знатности  воевод) на время походов. В соответствии с указом Ивана IV от 1 октября 1550 года в Московском уезде была "испомещена" "избранная тысяча" - 1078 провинциальных дворян, "лучших слуг", которые должны были составить ядро дворянского ополчения, опору самодержавной власти.

Наконец, был определен  единый порядок прохождения воинской службы:

"по отечеству" (по происхождению) и "по прибору" (по набору). Службу "по отечеству" проходили дворяне и дети боярские. Их военно-административные обязанности регулировались изданным в 1556 году "Уложением о службе" (первым воинским уставом), переходили по наследству и налагались с 15 лет. До этого возраста дворянин считался недорослем. Эта категория служилых людей формально обеспечивалась окладом от 150 до 450 десятин земли "в трех полях" и от 4 до 7 руб. в год. Фактически же у государства не было ни таких денег, ни столько свободных земель. С каждых 150 десятин земли бояре и дворяне должны были выставлять одного воина "конно и оружно", а в случае недодачи налагался штраф, поощрялись перевыполнившие эту норму.

С 1550 года формируется постоянное стрелецкое войско, имевшее как огнестрельное (пищали), так и холодное (бердыши и сабли) оружие. Сначала

в стрельцы набрали 3 тыс. человек, которые были сведены в 6 "приказов" (полков). К концу XVI века в стрелецком войске насчитывалось уже до 25 тыс. человек. Они являлись наиболее мощной боевой силой русской армии.

К "приборным людям" относились также казаки, воротники, казенные кузнецы и другие категории. Неся службу по городам и на границах, "приборные люди" селились отдельными слободами, получая за службу коллективные земельные "дачи", а также, крайне редко, хлебное и денежное жалованье. Помимо этого им разрешалось вести мелкую торговлю и заниматься промыслами.

В военную службу нанимались и иностранцы - служилые иноземцы (в основном, поляки и немцы), число которых в русской армии к концу XVI в. составляло около 2,5 тыс. человек.

Правительство Избранной  рады уделяло большое внимание укреплению государственного аппарата как центрального, так и местного звена. Вплоть до эпохи  Ивана Грозного существовало лишь два  общегосударственных центральных  учреждения: Дворец, ведавший великокняжескими землями, и Казна (Казенный двор) - не только главный финансовый орган, но и государственная канцелярия, в которой трудились дьяки, ведшие разрядные, поместные, ямские, разбойные и другие дела. В 1550-е годы оформляется

 

11

приказная система. Число  приказов -центральных государственных учреждений, выросших из дьяческих "изб", - постоянно растет в связи с усложнением функций управления (к концу XVI века насчитывалось уже до 30 приказов).

Важнейшими учреждениями общегосударственной компетенции  являлись Посольский приказ, отвечавший за внешнюю политику России, Разрядный приказ -главное военное ведомство, занимавшееся сбором дворянского ополчения, распределением вооруженных сил по всей территории страны, назначением воевод, и, наконец, Поместный приказ, в функции которого входили учет и описание земель, а также населения, проживавшего в частных владениях. Разбором жалоб и подготовкой решений по ним царской власти

занимался Челобитный приказ. Особое учреждение по борьбе с "лихими людьми" представлял Разбойный приказ. Финансовые поступления налогов в государственную казну были главной заботой Приказа Большого прихода. В компетенцию особого Земского приказа входило управление внутренней жизнью и обеспечение общественного порядка в столице.

Появляются также и  приказы, ведающие делами отдельных  территорий, например, Приказ Казанского дворца - по управлению присоединенным Казанским ханством, из которого позже выделился Сибирский приказ.

Приказные учреждения одновременно являлись и судебными инстанциями

в рамках своей сферы деятельности. При Иване Грозном судебные дела дворян входили в компетенцию  царской власти. Растет и бюрократический  аппарат приказной администрации. Во главе приказа стоял судья, как правило, боярин, окольничий или дьяк, которому подчинялись подьячие и другие канцелярские служащие.

В 1552 году создается Дворовая тетрадь - список членов Государева двора (около 4 тыс. человек) из числа которых назначались высшие должностные лица государства: военачальники, городские воеводы, дипломаты и другие важнейшие "государевы слуги".

Подверглась реформированию и система местного управления. В середине XVI столетия отменяются "кормления", упраздняются должности наместников и волостелей. Властные полномочия и судебные функции на местах переходят в руки назначаемых правительством воевод, а также выборным из детей боярских - губным старостам. В районах, где проживало черносошное (государственное) крестьянство, например, в Поморье на севере России, из его среды выбирали "судеек" и других должностных лиц местной администрации.

Государственно-административные реформы середины XVI в. значительно  укрепили центральную власть, вооруженные  силы, и систему государственного управления. Но ряд других мер правительства  зачастую принимал уродливые формы  массовых репрессий, свойственных правлению  Ивана IV.

 

 

12

  1. Опричнина.

 

Правительство Избранной  рады просуществовало до 1560 года. Важным поводом, вызвавшим его падение, были разногласия с семьей умершей  в этот период первой жены царя Анастасии  Романовны Захарьиной-Юрьевой. Они  касались направлений внешней политики. Адашев настаивал на борьбе против Крымского ханства. У царя складывалось мнение о необходимости движения к Балтике. Главной причиной, однако, являлась проблема выбора основных путей  политического развития России. Лидеры Избранной рады были сторонниками постепенных  реформ, ведущих к упрочению централизации. Иван Грозный предпочел путь террора, способствовавший

быстрому усилению его  самовластия. Руководители Рады протопоп Сильвестр и царский любимец А.Ф. Адашев оказались в опале и умерли в ссылке. В 1564 году один из бывших участников Избранной рады, князь Андрей Курбский, командовавший русскими войсками в Ливонии, перешел на сторону поляков, опасаясь за свою жизнь. Эта измена усилила подозрительность царя к своему окружению.

3 декабря 1564 года Иван IV вместе со специально отобранными  боярами

и дворянами неожиданно покидает Москву и удаляется в свою загородную резиденцию - Александрову слободу, расположенную  недалеко от Троице-Сергиева монастыря. Это повергло простой московский люд в смятение. Никто не мог  понять, почему царь так поступил. Вскоре, 3 января 1565 года, появились посланцы от Ивана IV и привезли в столицу  две грамоты. В первой - на имя  митрополита - царь обвинял церковных  иерархов и всех бояр, дворян, воеводских и приказных людей в измене, а во второй адресованной посадскому населению Москвы, писал о том, что на него царский гнев не распространяется. Свое возвращение на престол Иван IV обусловил, правом казнить и миловать "изменников" по своему усмотрению.

     Московский посад вынудил бояр послать к царю делегацию и просить царя вернуться на его условиях.

Иван IV поделил все государство  на две части: опричнину (от слова "опричь" - кроме), выделяемую лично ему в особый удел, и земщину. В опричнину царь включил наиболее экономически развитые районы страны: торговые города вдоль судоходных речных путей, северные промысловые районы Поморья, основные центры солеварения и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. На этих землях поселялись дворяне-помещики, вошедшие в особое опричное войско (Опричный двор), а бывшие владельцы имений – выселялись в земщину. Такой "перебор людишек" еще более усиливал зависимость служилых людей от верховной власти. В опричнине складывались свои, параллельные земским, центральные органы управления: Дума и приказы. Земщиной руководило правительство во главе с И.М. Висковатым.

Информация о работе Иван Грозный: судьба и время