Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:02, контрольная работа
В 1542 году, когда Ивану было 12 лет, в Московскую митрополию был переведен из Новгорода митрополит Макарий, который оказал на Ивана благотворное влияние. С Макарием перешли в Москву его сотрудники по литературному делу, в их числе священник Сильвестр, в дальнейшем приближенный Иван IV. Сам Макарий пользовался неизменным почитанием Грозного, а влияние Сильвестра выразилось в том, что он собрал около царя особый круг советников, названной в последствии «Избранной радой». Воздействие этих лиц обратило Ивана к вопросам богословского знания и политических теорий.
Введение…………………………………………………………………3
Личность Ивана Грозного, как человека и государственного деятеля.…………….……………………………………………………. 5
Иван Грозный и его время
Характеристика Ивана IV……………………………………………….8
Реформы государственного управления……………………………....11
Опричнина……………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………16
Список используемой литературы……………………
По природе или воспитанию он был лишен устойчивого нравственного
8
равновесия и при малейшем житейском затруднении охотнее склонялся
в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки: он не умел сладить с малейшим неприятным случаем. Ему недоставало внутреннего, природного благородства; он был восприимчивее к дурным, чем к добрым, впечатлениям; он принадлежал к числу тех недобрых людей, которые скорее и охотнее замечают в других слабости и недостатки, чем дарование или добрые качества.
Иван рано и много, раньше и больше, чем следовало, стал думать своей
тревожной мыслью о том, что он государь московский и всея Руси. Скандалы боярского правления постоянно поддерживали в нем эту думу, сообщали ей тревожный, острый характер.
16 января 1547 года по специальному торжественному ритуалу, задуманному и разработанному выдающимся государственным и церковным деятелем эпохи митрополитом Макарием,,16-летний великий князь Иван принял царский, титул и формально стал приравниваться к императору Священной Римской империи. Более того, Москва давала понять, что окончательно порывает с претензиями любых потомков Чингисхана, которых на Руси именовали "царями", на власть над русскими землями. Наконец, "венчанием на царство" подчеркивалась неограниченность власти российского монарха внутри государства, неизмеримо увеличивая разрыв между царем и его подданными. В феврале 1547 года также по инициативе митрополита в Москве был созван церковный Собор, канонизировавший большое число местных святых, что идеологически подчеркивало превращение страны в единую Российскую державу.
Бурные события 1547 года обусловили необходимость глубоких государственных преобразований. Вскоре вокруг молодого царя образовалась группа приближенных к нему лиц, которую один из ее участников, князь Андрей Михайлович Курбский, впоследствии назвал по польскому образцу "Избранной радой". Во главе этого кружка служилых людей и придворных встали костромской дворянин из богатого, но незнатного рода Алексей Федорович Адашев и протопоп Благовещенского собора Кремля Сильвестр. К ним примыкали знатные князья A. M. Курбский, Н.И. Одоевский, М.И. Воротынский и др. В состав Рады входил и первый начальник Посольского приказа думный дьяк И.М. Висковатый. Активно поддерживал деятельность этого кружка митрополит Макарий. Не являясь формально государственным учреждением, Избранная рада была, по сути, правительством России и в течение 13 лет управляла государством от имени царя, последовательно осуществляя целостную программу крупных реформ. По своему содержанию эти преобразования совпадали с требованиями обращенных к царю челобитных, которые были написаны в 1549 г. талантливым публицистом дворянином И.С. Пересветовым. Он выступал за решительное укрепление основ Российского государства в интересах консолидирующегося служилого дворянства.
9
В русле централизации находился и новый Судебник, который был принят в 1550 году. Он базировался на Судебнике 1497 года, сохранил Юрьев день, но включал в себя более упорядоченные статьи о правилах перехода крестьян и разрешал обращать холопов в крестьян, ограничил права наместников, ужесточил наказания за разбой, вводил статьи о наказании за взяточничество. В Судебник были также внесены изменения и дополнения, связанные с усилением центральной власти - контроль наместников, взимание единой государственной пошлины, право сбора торговых пошлин (тамги)
переходило к царской администрации. Новым кодексом законов запрещался перевод в холопы детей боярских (мелкопоместных дворян на службе князей и бояр) и ограничивался приток посадских людей во владения монастырей. Последняя мера указывала на стремление государства не допустить убыли налогоплательщиков, поскольку духовенство было освобождено от государевых налогов. Податное население должно было нести тягло - совокупность натуральных и денежных повинностей. В XVI веке установилась единая для всего государства мера взимания налогов - "соха" (земельная единица, зависевшая от положения владельца и качества земель в среднем от 400 до 600 десятин (гектаров)), для чего регулярно производилась опись городских и сельских земель, находившихся в хозяйственном обороте - "сошное письмо".
Важным этапом в эволюции
государственно-политического
10
В целях укрепления вооруженных сил Российской державы в 1550 года правительством Избранной рады начали осуществляться военные реформы. Так, было отменено местничество (порядок замещения должностей в войске
в зависимости от знатности воевод) на время походов. В соответствии с указом Ивана IV от 1 октября 1550 года в Московском уезде была "испомещена" "избранная тысяча" - 1078 провинциальных дворян, "лучших слуг", которые должны были составить ядро дворянского ополчения, опору самодержавной власти.
Наконец, был определен единый порядок прохождения воинской службы:
"по отечеству" (по происхождению) и "по прибору" (по набору). Службу "по отечеству" проходили дворяне и дети боярские. Их военно-административные обязанности регулировались изданным в 1556 году "Уложением о службе" (первым воинским уставом), переходили по наследству и налагались с 15 лет. До этого возраста дворянин считался недорослем. Эта категория служилых людей формально обеспечивалась окладом от 150 до 450 десятин земли "в трех полях" и от 4 до 7 руб. в год. Фактически же у государства не было ни таких денег, ни столько свободных земель. С каждых 150 десятин земли бояре и дворяне должны были выставлять одного воина "конно и оружно", а в случае недодачи налагался штраф, поощрялись перевыполнившие эту норму.
С 1550 года формируется постоянное стрелецкое войско, имевшее как огнестрельное (пищали), так и холодное (бердыши и сабли) оружие. Сначала
в стрельцы набрали 3 тыс. человек, которые были сведены в 6 "приказов" (полков). К концу XVI века в стрелецком войске насчитывалось уже до 25 тыс. человек. Они являлись наиболее мощной боевой силой русской армии.
К "приборным людям" относились также казаки, воротники, казенные кузнецы и другие категории. Неся службу по городам и на границах, "приборные люди" селились отдельными слободами, получая за службу коллективные земельные "дачи", а также, крайне редко, хлебное и денежное жалованье. Помимо этого им разрешалось вести мелкую торговлю и заниматься промыслами.
В военную службу нанимались и иностранцы - служилые иноземцы (в основном, поляки и немцы), число которых в русской армии к концу XVI в. составляло около 2,5 тыс. человек.
Правительство Избранной
рады уделяло большое внимание укреплению
государственного аппарата как центрального,
так и местного звена. Вплоть до эпохи
Ивана Грозного существовало лишь два
общегосударственных
11
приказная система. Число приказов -центральных государственных учреждений, выросших из дьяческих "изб", - постоянно растет в связи с усложнением функций управления (к концу XVI века насчитывалось уже до 30 приказов).
Важнейшими учреждениями
общегосударственной
занимался Челобитный приказ. Особое учреждение по борьбе с "лихими людьми" представлял Разбойный приказ. Финансовые поступления налогов в государственную казну были главной заботой Приказа Большого прихода. В компетенцию особого Земского приказа входило управление внутренней жизнью и обеспечение общественного порядка в столице.
Появляются также и приказы, ведающие делами отдельных территорий, например, Приказ Казанского дворца - по управлению присоединенным Казанским ханством, из которого позже выделился Сибирский приказ.
Приказные учреждения одновременно являлись и судебными инстанциями
в рамках своей сферы деятельности.
При Иване Грозном судебные дела
дворян входили в компетенцию
царской власти. Растет и бюрократический
аппарат приказной
В 1552 году создается Дворовая тетрадь - список членов Государева двора (около 4 тыс. человек) из числа которых назначались высшие должностные лица государства: военачальники, городские воеводы, дипломаты и другие важнейшие "государевы слуги".
Подверглась реформированию и система местного управления. В середине XVI столетия отменяются "кормления", упраздняются должности наместников и волостелей. Властные полномочия и судебные функции на местах переходят в руки назначаемых правительством воевод, а также выборным из детей боярских - губным старостам. В районах, где проживало черносошное (государственное) крестьянство, например, в Поморье на севере России, из его среды выбирали "судеек" и других должностных лиц местной администрации.
Государственно-
12
Правительство Избранной рады просуществовало до 1560 года. Важным поводом, вызвавшим его падение, были разногласия с семьей умершей в этот период первой жены царя Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой. Они касались направлений внешней политики. Адашев настаивал на борьбе против Крымского ханства. У царя складывалось мнение о необходимости движения к Балтике. Главной причиной, однако, являлась проблема выбора основных путей политического развития России. Лидеры Избранной рады были сторонниками постепенных реформ, ведущих к упрочению централизации. Иван Грозный предпочел путь террора, способствовавший
быстрому усилению его самовластия. Руководители Рады протопоп Сильвестр и царский любимец А.Ф. Адашев оказались в опале и умерли в ссылке. В 1564 году один из бывших участников Избранной рады, князь Андрей Курбский, командовавший русскими войсками в Ливонии, перешел на сторону поляков, опасаясь за свою жизнь. Эта измена усилила подозрительность царя к своему окружению.
3 декабря 1564 года Иван
IV вместе со специально
и дворянами неожиданно покидает Москву и удаляется в свою загородную резиденцию - Александрову слободу, расположенную недалеко от Троице-Сергиева монастыря. Это повергло простой московский люд в смятение. Никто не мог понять, почему царь так поступил. Вскоре, 3 января 1565 года, появились посланцы от Ивана IV и привезли в столицу две грамоты. В первой - на имя митрополита - царь обвинял церковных иерархов и всех бояр, дворян, воеводских и приказных людей в измене, а во второй адресованной посадскому населению Москвы, писал о том, что на него царский гнев не распространяется. Свое возвращение на престол Иван IV обусловил, правом казнить и миловать "изменников" по своему усмотрению.
Московский посад вынудил бояр послать к царю делегацию и просить царя вернуться на его условиях.
Иван IV поделил все государство на две части: опричнину (от слова "опричь" - кроме), выделяемую лично ему в особый удел, и земщину. В опричнину царь включил наиболее экономически развитые районы страны: торговые города вдоль судоходных речных путей, северные промысловые районы Поморья, основные центры солеварения и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. На этих землях поселялись дворяне-помещики, вошедшие в особое опричное войско (Опричный двор), а бывшие владельцы имений – выселялись в земщину. Такой "перебор людишек" еще более усиливал зависимость служилых людей от верховной власти. В опричнине складывались свои, параллельные земским, центральные органы управления: Дума и приказы. Земщиной руководило правительство во главе с И.М. Висковатым.