Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 01:31, реферат

Описание

Юрий Крижанич (1618–1683) родился в Хорватии, окончил Загребскую духовную семинарию, затем Венгерскую духовную хорватскую коллегию в Вене и венгро-болгарскую коллегию в Болонье. С 1640 г. Крижанич проживал в Риме, где закончил греческий коллегиум св. Афанасия. В годы учения Крижанич овладевает знанием античных и современных западноевропейских языков, приобретает фундаментальную образованность в богословских и светских науках (философия, история, юриспруденция, математика, астрономия и др.).

Работа состоит из  1 файл

Реферат по ИПУ.doc

— 213.00 Кб (Скачать документ)

 

Крижанич предлагает и некоторые меры по упорядочению судебной системы. Высшей судебной инстанцией должен быть Боярский суд, которому следует разрешать серьезные уголовные дела, а рассмотрение гражданских и мелких уголовных дел доверить и какому-либо одному судье «из числа бояр». Приказные судьи назначаются царем или правительством, а на местах судебные полномочия вручаются воеводам и городским судьям, выбранным горожанами.

 

Предложения по судоустройству не носят конкретного характера, но некоторые представления о  необходимости введения коллегиального состава суда, решающего все дела большинством голосов, безусловно, являются прогрессивными, как и положения о выборных судах на местах.

 

334 Глава 13. Политические  и правовые учения в России  во второй половине XVII–XVIII в.

 

В определении курса  внешней политики Крижанич придерживался  традиционной для русской политической мысли ориентации. Он неоднократно настаивал на необходимости установления добрососедских отношений с окружающими странами. Правитель обязан «сохранять мир с мирными, никого не обижать, заключать союзы с себе подобными народами». Для государства всегда «важнее сохранять свое, нежели приобретать чужое». «Всякий король должен заботиться о мире и покое для своего народа». Крижанич не исключает возможности ведения справедливых войн в целях защиты независимости страны, поэтому он считает, что в государстве должно быть большое и сильное войско с хорошим и «многообразным» оружием. Воины служат за плату и обеспечиваются государством всем необходимым, а в военачальники назначаются люди, сведущие в военном деле и начитанные в военной истории. Причем на высшие военные должности «путь не закрыт» и для простых людей, способных показать себя достойными такой чести. «Король сделает его сперва полководцем или воеводой, а затем и боярином...»

 

Крижанич предлагает установить правила ведения справедливых войн. Войну не следует начинать без достаточных причин и «без объявления о ее причине через гонца». Ни при каких обстоятельствах нельзя задерживать или убивать послов. При формировании армии следует оказывать предпочтение национальному, а не наемному войску.

 

Вся сумма взглядов Крижанича рисует нам образ человека нового времени. Он живет и работает на рубеже веков, хорошо представляя себе не только пути, уже пройденные Россией, но и дальнейшие перспективы ее экономического и политического развития. В его «проспект-проектах», как отмечал В. О. Ключевский, уже «видны реформы Петра Великого».Юрий Крижанич(1618--1683) родился в Хорватии, окончил Загребскую духовную семинарию, затем Венгерскую духовную хорватскую коллегию в Вене и венгр*-болгарскую коллегию в Болонье. С 1640 г. Крижанич проживал в Риме, где закончил греческий коллегиум св. Афанасия. В годы учения Крижанич овладевает знанием античных и современных западноевропейских  языков, приобретает фундаментальную образованность в богословских и светских науках (философия, история, юриспруденция,  математика, астрономия и др.). Его мечтой становится миссионерская деятельность в России в целях достижения содружества славянских народов под эгидой русского государства  с единой униатской церковью. В 1659 г. он поступил на службу к русскому царю Алексею Михайловичу по Приказу Большого двора, а в 1661 г. по клеветническому доносу был сослан на жительство в Тобольск и в Москву возвратился только в 1676 г. уже по распоряжению царя Федора Алексеевича.  В 1678 г. навсегда оставил пределы русского государства. Проживая в Москве, а затем в тобольской ссылке, Крижанич собрал большой и интересный материал о различных сторонах российской действительности. В Тобольске он написал “Беседы о правительстве”, известные в историографии как трактат “Политика”. Знакомство с политическими порядка европейских стран позволило ему провести сравнительный анализ и представить прогноз дальнейшего развития России с учетом уже накопленного другими народами опыта государственного и правового строительства-

 

В “Политике” много внимания уделяется исследованию вопросов  о происхождении государства, его  целях и задачах.

 

Божественная сущность верховной власти является неоспоримой,  ибо “все законные короли поставлены не сами собой, а Богом”. Крижанич отстаивает положение о божественности персоны носителя верховной власти. “Король подобен некоему Богу на земле-.”

 

Цель государства Крижанич определяет как достижение “обшей пользы” для всех членов общества. “Долг короля обеспечить  благочестие, справедливость, покой и изобилие- веру, суд, мир и дешевизну. Эти четыре вещи каждый король должен обеспечить своему народу, и для этого Бог поставил его королем”.  Следуя Аристотелю, Крижанич делит все существующие формы правления на три правильные и три неправильные, последние -- извращенные варианты от первых. Три правильные:  совершенное самовладство (абсолютная монархия), боярское  правление и общевладство или посадское правление (республики).  Самовладству противостоит тирания, боярскому правлению --  олигархия и общевладству -- анархия.

 

Наилучшей формой из них  является “совершенное самовлад- ство”. Именно эту форму предпочитали “еллинские философы” и святые отцы, поскольку  она наибольшим образом обеспечивает  наличие справедливости, согласия в  народе и сохранения покоя в стране. “Самовладство самое древнее на свете и самое крепкое правление”. “Всякий истинный король является в своем королевстве вторым после Бога самовладцем и наместником”. Таким представляется мыслителю правление “нашего царя, государя и великого князя Алексея Михайловича веся Великой и Малой и Белой Руси самодержца”, которое “потому безмерно уважаемо, удачливо и счастливо, что в нем имеется совершенное самовладство”.

 

Все управление государством должно быть сосредоточено в руках  верховного правителя. От имени последнего Крижанич призывает: “Да не созывает никто без нашего указа никаких сеймов и соборов- Да не будет ни один город назначать своей властью никаких старост, ни управителей, ни начальников, а всех городских старост и судей должны назначать наши приказы”.

 

На троне Крижанич предпочитает видеть короля-философа. Как и Симеон Полоцкий, он считает  обязательным наличие у правителя  знаний; хорошо также, когда знания есть и у всего народа, ибо “мудрость  создана Богом недаром, а для  того, чтобы быть полезной людям”. Королям она особенно необходима, так как они не имеют права учиться на собственных ошибках, которые чреваты последствиями не только для них самих, но и для всего народа, обычно расплачивающегося за их ошибки. Царя Алексея Михайловича мыслитель характеризует как мудрого и ученого человека и выражает надежду, что под “благородным правлением этого благочестивого царя и великого государя” Россия сможет отбросить “плесень древней дикости, научиться наукам, завести похвальные отношения и достичь счастливого состояния”.

 

Политическое рабство (подданство) Крижанич рассматривает  как форму беспрекословного повиновения  верховной власти, отмечая, что быть рабом царя и народа дело славное  и представляет  собой один из видов свободы, к тому же является долгом каждого гражданина и выражает честь, а не унижение.

 

Абсолютный монарх должен быть просвещенным правителем,  а  не тираном. Тиранство Крижанич определяет как “людо- дерство” и со ссылками на Платона, Аристотеля и Цицерона дает обстоятельную критику тиранов и тиранических правлений. “ Тиран -- это разбойник... А на нашем языке тирана зовут людодерцем... тиранство-- наихудший позор для королей”. Тираническое правление определяется как господство, при котором правитель не заботится о благе народа (государство не достигает цели), преследует личные интересы, нарушает “природные”  законы. Но покарать такого правителя может все-таки только бог, а не люди. Божественная сущность власти не позволяет народу “проклинать короля хотя бы и несправедливого,  никто не может наказать помазанника либо поднять на него руку. Ибо король-- помазанник и угодник Божий”. Аргументацией  отрицания права народа на восстание служит знаменитый  библейский текст: “Не прикасайтесь к помазанникам моим”.

 

Крижанич выдвигает  сумму гарантий, с помощью которых возможно предотвратить превращение “совершенного само- владства” в тиранию. Прежде всего это наличие на троне монарха-философа,  затем принятие и соблюдение хороших законов, соответствующих божественным и “природным” (естественным)  установлениям, ибо “благие законы лучше всего противостоят  жажде власти”, и, наконец, нормативная регламентация всех сословий и чинов в государстве, согласно которой для каждого сословия будут определены обязанности в отношении ко всему обществу.

 

В обязанности просвещенного монарха вменяется забота о благополучии страны. Прежде всего необходимо позаботиться о развитии промыслов и упорядочении торговли. Русское государство “ широко и безмерно велико, однако оно со всех сторон закрыто для торговли”. В стране мало “торжищ”, а у торговцев мало привилегий, и они часто терпят убытки, состязаясь с иностранными купцами. Государству необходимо вмешаться и устранить эту несправедливость, так как не следует допускать невыгодную торговлю с другими странами. Например, для России невыгодным является вывоз “сырого материала”. Необходимо  научиться самим обрабатывать сырье и “готовые вещи продавать за рубеж”. Некоторые наши товары являются национальным  достоянием: “...мех, лосиные шкуры, икра, мед, лен и т.п. „лх надо так продавать чужеземцам, чтобы самим не лишиться, а чтобы было установлено какое-то определенное количество: сколько и какого товара можно каждый раз разрешить  вывезти из страны...”

 

Справедливость у Крижанича  тождественна закону. Здесь он следует  Аристотелю и византийским традициям, согласно которым “ закон получил наименование от справедливости”. К деятельности  законодателя Крижанич предъявляет серьезные требования.  Для составления новых законов недостаточно знать все законы и обычаи своей страны, а необходимо также изучить законы “долговременных государств” (например, законы Солона,  Ликурга -- в древности и современные законы французских королей) и позаимствовать их опыт.

 

Все чиновники в своей деятельности должны строго следовать закону, иначе  “будь король хоть архангелом, если слуги его не будут ограничены благими законами.- нельзя помешать им чинить повсеместные и несчетные грабежи, обиды и всякое мародерство”. Но теоретически он ставит своего монарха-философа  над законом. “Король не подвластен никаким людским законам и никто не может осудить его или наказать... Две узды связывают короля и напоминают об его долге: это правда или заповедь Божия (здесь в значении: “божественный”, а не “позитивный” закон. -- Н. 3.) и стыд перед людьми”. Король сам “живой закон” и “он не подвержен иным законам, кроме Божественного”. И наконец, прямо и недвусмысленно: “Король выше всех человеческих законов”.

 

Русские законы Крижанич считает чрезвычайно  жестокими. “Из-за людодерских законов  все европейские народы в один голос называют православное царство тиранским... И кроме того, говорят, что тиранство здесь наибольшее”. Поэтому он всячески намекает на необходимость смягчения санкций современного ему русского законодательства.

 

Крижанич предлагает установить правила  ведения справедливых  войн. Войну не следует начинать без достаточных причин и “без объявления о ее причине через гонца”. Ни при каких обстоятельствах нельзя задерживать или убивать послов. При формировании армии следует оказывать предпочтение национальному,  а не наемному войску.

 

Вся сумма взглядов Крижанича рисует нам образ человека нового времени. Он живет и работает на рубеже веков, хорошо представляя себе не только пути, уже пройденные Россией, но и  дальнейшие перспективы ее экономического и политического развития. В его “проспект-проектах”, как отмечал В. О. Ключевский,  уже “видны реформы Петра Великого”. § 4. Политические и правовые идеи Юрия Крижанича

 

 

 

Юрий Крижанич (около 1617—1683) был  хорватом по своему происхождению и  большую часть жизни прожил в Западной Европе. Здесь он получил образование, изучая теологию в Венском и Болоньском университетах. Здесь создал свои первые литературные произведения. В Россию Ю. Крижанич попал в конце 1660 г., т.е. уже в довольно зрелом возрасте. Однако именно в России он написал главные свои сочинения, в которых проявил себя в качестве глубокого и оригинального мыслителя. Будучи иностранцем, Ю. Крижанич сумел проникнуться интересами России, воспринять русских как своих единоплеменников. Он называл русских в своих сочинениях "нашим русским народом", Русское государство считал своим государством и мыслил с позиций русских национальных интересов, т.е. так, как должен мыслить истинно русский писатель. Хорвата Юрия Крижанича можно поэтому с полным основанием отнести к плеяде выдающихся русских мыслителей.

 

Главным сочинением Юрия Крижанича является трактат, который  может быть назван "Беседами о  правлении". Он был написан в 1663 г. на "общеславянском языке", созданном самим автором на основе церковно-славянского, русского народного и хорватского литературного языков. Первая публикация рассматриваемого сочинения Крижанича (не всего, но большей его части) была осуществлена в России в 1859 г. Впоследствии оно получило название "Политика". Под этим наименованием его издали в 1965 и 1997 гг.

 

Свое произведение Юрий Крижанич писал специально для русского царя Алексея Михайловича. Поэтому  речь в нем идет в основном о  России, ее экономике, государственном  устройстве, законах, нравах русского народа и т.п. В предисловии к своему трактату автор отмечает, что он выписал в нем из разных книг "о том, что подобает для соблюдения чести царского имени и величества. Каково мнение других народов об этом славном царстве. Что в своих книгах о нем пишут. Что хвалят и чего не хвалят и как нам понимать их обвинения и им отвечать, если выпадет случай, во время посольств или еще где. Как соседние народы обычно обманывают это преславное государство. Как надо обходиться с ними во время посольств, при переговорах в торговых делах и на войне; как оберегаться от их непрестанных обманов и хитростей, посредством коих они завладевают всеми плодами этой земли и достоянием всего Народа. Потому здесь говорится о торговле, о рукодельных промыслах, о земледелии или о пахоте и обо всяких промыслах, что служат обогащению государственной казны и благоденствию народа. Об укреплении царства, об умножении сил и обо всяких ратных промыслах. О соблюдении чести и достоинства — то, что непременно надо знать, но, как мне кажется, доселе никогда не говорилось. О законах и обычаях, и о законопорядке: как он со временем бывает нарушен. Как хорошие порядки беречь, а дурные искоренять".

 

Содержание трактата показывает, что Юрий Крижанич знал произведения античных философов (Платона, Аристотеля, Цицерона и др.), изучал книгу голландского правоведа и филолога Юста Липсия "Политические поучения и примеры", читал мемуары французского политического деятеля Филиппа Комина, был хорошо знаком со многими сочинениями о России посещавших ее иностранных деятелей. И наконец, Юрий Крижанич обладал удивительным для иностранца знанием русской истории и литературы.

 

Помимо "Бесед о  правлении" Юрий Крижанич написал  во время пребывания в России повести  о греках и о Римском царстве, несколько статей о принципах управления государством, статьи о причинах и последствиях народных заблуждений, статьи об основных принципах внешней политики, серию статей о "политичных ересях", целый ряд статей на экономические темы и другие сочинения.

Информация о работе Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича