Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 01:31, реферат
Юрий Крижанич (1618–1683) родился в Хорватии, окончил Загребскую духовную семинарию, затем Венгерскую духовную хорватскую коллегию в Вене и венгро-болгарскую коллегию в Болонье. С 1640 г. Крижанич проживал в Риме, где закончил греческий коллегиум св. Афанасия. В годы учения Крижанич овладевает знанием античных и современных западноевропейских языков, приобретает фундаментальную образованность в богословских и светских науках (философия, история, юриспруденция, математика, астрономия и др.).
А для расточителей — корчма и квартира.
Сеймы собираются непрестанно,
Люди волнуются постоянно,
Чужеземцы ею управляют,
А все народы ее презирают (4).
5. Первая причина: потому что на Руси, как мы уже до этого сказали, легко можно исправить изъяны и ошибки правления. А у поляков [их] нельзя исправить.
6. Вторая причина: потому
что на Руси есть [только] один
господин, который располагает жизнью
и смертью [подданных]. А у поляков
сколько властелей — столько
королей и тиранов, сколько
бояр — столько судей и
7. Третья причина: если
на Руси бывают в тягость
корчемные откупы и монополии
одного [только] великого государя,
[то] у поляков и в Литве
8. Четвертая причина:
потому что у поляков
9. Пятая причина: Польская земля — это прибежище людей со всего света. Ибо подобно тому, как на корабле вся грязь стекает в трюм, а на дворе — в лужу, так и в Польскую землю сходятся и свободно там живут всех народов злыдни: разбойники, воры, изменники, еретики, всякие преступники. И вдобавок [приходят туда] и целые бродячие народы. Оттого-то и сложены латинские стихи:
Польша — это новая Вавилония,
Немцев, цыган, армян и шотландцев колония,
Рай — для евреев, ад — для крестьян,
Клад для чужеземцев и бродяг из всех стран.
Земля ее — прибежище для людей всего мира,
А для расточителей — корчма и квартира и т.д.
10. Шестая причина:
польские благородные юноши
А на Руси справедливо и по достоинству запрещены такие странствия, ибо они безмерно вредны. Потому-то и премудрые люди — итальянцы или испанцы, хоть они и вправе странствовать, однако же не странствуют. К тому же раз эти странствия не дозволены и не доступны королям и королевским сыновьям, то не следует, чтобы подданные имели большую свободу, нежели само господа и правители.
11. Седьмая причина: потому что у поляков ни одно сословие не может быть довольно своим жребием, ни земледельцы, ни посадские люди, ибо господа их мучают и безнаказанно убивают, евреи терзают их, как бесы, а воины поедают их с кожей и с костями. А на Руси их никто не притесняет.
Не могут быть довольны воины, ибо им никогда не платят жалования, и они не могут жить ничем иным, как воровством, разбоем и грабежом крестьян. А на Руси воинам всегда определена плата.
Не могут быть довольны и местные торговцы, ибо рядом с ними свободно торгуют обманщики всего света — цыгане, шотландцы, армяне, евреи. А евреи чеканят поддельные деньги, и принимают [там] самые негодные деньги из всех соседних королевств. А на Руси не дозволено жить цыганам и евреям.
Не могут быть довольны церковники, ибо среди них свободно вертятся еретики из всех стран и проповедники всех ересей. А на Руси не могут жить еретики.
Не могут быть довольны и сами дворяне, кои так хвастают своей разнузданной свободой, ибо из-за непрерывных сеймов они никогда не имеют покоя, а всегда скитаются и разъезжают и по пути везде покупают у евреев-корчемников хлеб и дрянное питье по дорогой цене. Приехав на сейм, они отдают итальянцам, шотландцам и остальным немцам за наемные дома, за вино и за иные товары все свое добро и закладывают тело и душу. А на Руси нет ни еврейских корчем, ни этих разорительных плат и расходов.
Не могут быть довольны
и сами властели и весь народ польский,
ибо при таком беспорядке они
всегда должны терпеть чужеземных королей
и вовеки не могут поставить короля
из своего народа. А наш русский
народ имеет благочестивых царе
В конце концов, не могут быть довольны и сами эти сосватанные чужеземные короли. Ибо сейм заглушает их своим обычным криком, и если они что-либо прикажут, то люди их не слушают.
12. Вывод. Если кто-нибудь
обошел кругом весь свет, чтобы
отыскать наихудшее правление, [или]
если бы кто-нибудь нарочно
захотел выдумать наихудший
13. Ибо из всех несчастий, что могут выпасть [на долю] смертным людям, нет ничего хуже, позорнее и недостойнее честного мужа, нежели чужевладство, то есть то, что им правит чужеземец. Муж, который умеет дорожить честью, должен скорее сто раз умереть, нежели допустить в своей стране чужевладство.
РАЗДЕЛ 23. О КОРОЛЕВСКОМ ДОСТОИНСТВЕ И ВЛАСТИ
То, что было сказано в предыдущих беседах, относится ко всем подданным, а более всего к властелям, боярам и воинам. Пусть ценят они Божью милость и свое счастье. Пусть радуются этому нынешнему способу правления. Пусть никогда не пожелают перемен и не допустят чужевладства. Но пусть всем сердцем будут верны царю-государю и его царскому роду.
А теперь мы расскажем о королевской власти, чтобы все подданные поняли свою обязанность и свой долг перед своими королями.
О ДОСТОИНСТВЕ ВЛАСТИ КОРОЛЕВСКОЙ
1. Итак, прежде всего надо знать, что король нужен народу, как сердце в груди и как очи на челе. "Ибо там, где нет правителя, народ погибнет" (Притчи, 11. 14).
2. Король — пастырь человеческий. "Избрал Давида, раба своего, пасти Израиль, наследие свое" (Псалтирь, 77.71). "Я, который говорю Киру: ты пастырь мой и исполнишь всю волю мою" (Кн. Пророка Исайи, 44).
3. Все законные короли
поставлены не сами собой, и
не людьми, а Богом. "Мною цари
царствуют и законодатели
4. Правитель — наместник, и слуга Божий, и судья над злодеями. "Да будете повиноваться не только из страха наказания, но и по совести" (К римлянам, гл. 13).
5. Король подобен некоему богу на земле. "Я сказал — вы боги, и сыны всевышнего все вы" (Псалтирь, 81)
6. Когда король вершит суд, Бог руководит им, чтобы он не ошибся. "В устах царя слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде" (Притчи, 16.10).
О ПРЕРОГАТИВАХ ИЛИ ПРАВАХ КОРОЛЕВСКИХ
7. Самуил так объяснял
народу Израиля королевские
Сыновей ваших он возьмет и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его, и поставит их воеводами.
Поля ваши и виноградники возьмет и отдаст слугам своим.
Рабов ваших, и рабынь, и скот возьмет и употребит на свои дела.
От посевов ваших и стад возьмет десятую часть и отдаст ее слугам своим. И сами вы будете рабами его". (1 кн. Царств, 8.11).
Заметь здесь, что король вправе брать десятину с нив, виноградников и стад. Справедливо также, чтобы король был и слыл господином, а подданные были его рабами. Однако отнимать силой нивы, виноградники и рабов своих подданных — несправедливо. Но все, что делают короли, будь то справедливым или несправедливым, Самуил называет королевским правом.
Первая причина: чтобы показать разницу между королем и тем судьей, который правил тогда израильтянами. Ибо судья этот не мог ничего сделать по своей воле и сверх писанного закона, а король может. Ибо король является законодателем или, вернее, живым законодательством. К тому же сыновья судей не наследовали власть своих отцов, а королевские сыновья наследуют.
8. Вторая причина: потому что над единожды помазанным или коронованным королем нет на свете судей в мирских делах. Никому не дозволено проклинать короля, хотя бы и несправедливого, "Начальника в народе твоем не поноси" (Исход, 22.28). Никто не может отказаться служить королю или изменить ему, хотя бы король и был несправедлив. "Чтите царя. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам не только добрым и кротким, но и дурным. Ибо такова есть воля Божия, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо" (1 послание Петра. Гл. 2.8). Никто не может наказать помазанного короля или поднять на него свою руку, ибо король — наместник, и помазанник, и угодник Божий. "Не прикасайтесь к помазанникам моим" (Псалтирь, 104). "Как не побоялся ты поднять руку на помазанника Господня" (2 кн. Царств, гл. 1. 14). И церковное правило гласит: верховную власть никто не судит.
9. Что же делать, если
король будет лютым
О ДОЛГЕ ПОДДАННЫХ
Королю положена королевская дань. "Отдайте всякому должное: кому дань — дань, кому оброк — оброк, кому страх — страх, кому честь — честь" (К римлянам, 13). "Отдайте кесарево — кесарю, а Божие — Богу" (Ев. от Матфея, 22. 21). Сам Царь Небесный, живя меж людей в обличии раба, платил дань земному царю (Ев. от Матфея, 17. 24).
Подданные должны быть покорны королю, "Научи их: да будут покорны правителям и наместникам, послушны их повелениям и готовы на всякое доброе дело" (1 послание Петра, 2.13). "Все, что ни повелишь нам, сделаем, и куда ни пошлешь нас, пойдем. Кто воспротивиться повелению твоему и не послушает слов твоих во всем, что ты не повелишь ему, да умрет" (Кн. Иисуса Навина. 1.17).
Подданные должны молиться о здравии короля. Павел: "Молитесь за царей и всех начальствующих" (1 послание к Тимофею, гл. 2.1) Варух: "Молитесь о жизни царя Навуходоносора и о жизни Валтасара, сына его" (Кн. Пророка Варуха, 1.11).
Подданные должны быть абсолютно верны королю. Павел: "Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом. В простоте сердца вашего, как Христу. Не на показ служите, как людям прислуживая, но как рабы Христовы, выполняйте с охотой желание Божье. С охотой служите, как Господу, а не как людям" (Послание к ефесянам, 6.5). "Рабы, повинуйтесь во всем господам своим по плоти. Служите им не на показ, а чистосердечно, со страхом Божиим. Вершите все дела без обмана, от чистого сердца и по доброй воле" (Послание к Титу, 2.9). "Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабо не было хулы на имя и на учение Господне. Те, что имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, раз они верные и возлюбленные и благодетельствуют им" (1 послание к Тимофею, 6.1). <…>
РАЗДЕЛ 25. ОБ ОБЯЗАННОСТИ КОРОЛЯ (ИЗ СВЯТОГО ПИСАНИЯ)
Поскольку мы уже узнали, каковы обязанности подданных перед королем и членов перед головой, надо чтобы мы поняли и обязанность короля: что должна делать голова для членов или король для подданных. И здесь, прежде всего, надо знать заповеди и правила королевские, которые Бог установил специально для королей и велел соблюдать.
1-е [правило]. "Чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его" (Второзаконие, гл. 17).
2-е правило. "Чтобы он не умножал себе копей" (Второзаконие, гл. 17). То есть, да избегает король роскоши в выезде и во всем остальном убранстве своего величества.
Борис: Что ты говоришь? Может ли король согрешить, добиваясь нарядного убранства и роскоши?
Информация о работе Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича