Профессор М. Я. Басов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:55, реферат

Описание

Михаил Яковлевич Басов родился в 1892 г. в деревне Логиново бывшей Тверской губернии, в крестьянской семье. Учился во второклассной начальной школе в селе Ремязино. Так как у родителей не было средств для дальнейшего образования сына, то они намеревались отослать его в качестве «мальчика» в магазин, но учителя Ремязинской школы материально помогли способному ученику, и в 1907 г. он поступил в Псковское среднее сельскохозяйственное училище.

Работа состоит из  1 файл

Реферат Басов.doc

— 57.00 Кб (Скачать документ)

              Профессор М. Я. Басов

     Михаил  Яковлевич Басов родился в  1892 г. в деревне Логиново бывшей  Тверской губернии, в крестьянской  семье. Учился во второклассной  начальной школе в селе Ремязино. Так как у родителей не было  средств для дальнейшего образования сына, то они намеревались отослать его в качестве «мальчика» в магазин, но учителя Ремязинской школы материально помогли способному ученику, и в 1907 г. он поступил в Псковское среднее сельскохозяйственное училище.

      Весной 1911 г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и в том же году поступил в Петербургский психоневрологический институт на естественноисторическое отделение педагогического факультета. Избрав психологию своей специальностью, работал под руководством главным образом профессора А. Ф. Лазурского.

       В студенческие годы им .было  опубликовано несколько работ, главным образом .в «Вестнике психологии...».

В 1913 ,г. М. Я- Басов  выступил с докладом на Втором Всероссийском  съезде по экспериментальной .психологии.

        Психоневрологический институт, в. котором молодой Басов получил высшее образование и начал свою научно-исследовательскую работу, был организован В. М. Бехтеревым в 1907 г. на собранные и пожертвованные им самим средства. В состав Совета Психоневрологического института вошли выдающиеся прогрессивные русские ученые: В. М. Бехтерев, В. А. Вагнер, Н. Е. Введенский, А. В. Гервер, М. М. Ковалевский, А. Ф. Лазурский, П. Ф. Лесгафт и другие.

        С 1920 г. М. Я. Басов начал  работать в Институте по изучению мозга и психической деятельности, организованном В. М. Бехтеревым. Одновременно был членом редакционной коллегии и секретарем редакции журнала «Вопросы изучения и воспитания личности», издававшегося под редакцией В. М. Бехтерева.

        В «Истории советской .психологии» проф. А. В. Петровский подчеркивает: «Одной из -первых задач, которая была осознана советскими психологами, была проблема участия психологии в коренной перестройке дела народного образования в республике. Великая революция открыла .пути к коренным социальным изменениям. Не было ни одной области жизни, где бы не осуществлялось революционное творчество и искание нового. Школа, образование, воспитание нового человека — вот область, которая в эпоху революции была отмечена наиболее напряженным поиском новых методов и форм педагогической и психологической работы. Советские психологи с первых месяцев революции были вовлечены в сферу педагогических исканий»

       Для М. Я- Басова — ученика  и последователя проф. А. Ф.  Лазурского — особенно характерно, что он с первых шагов исследовательской работы начинает устанавливать .связи с педагогами школ и дошкольных учреждений. В общении с ними Басов искал и находил материал для постановки и решения психологических проблем. Совместно с педагогами, с их помощью и в помощь им он строил новую советскую психологию детского возраста.

    В  1920—1921 гг. Басов .провел с группой  педагогов исследование современного  состояния школы [М. Я. Басов, 1921],

     В  1920 г. М. Я- Басов совместно  с Н. М. Щеловановым организовал в одном из детских садов исследовательский кружок по изучению личности детей методом психологических наблюдений. Записи наблюдений вела воспитательница Е. Д. Герке. Одновременно в другом детском саду по заданию М. Я- Басова проводила психологические наблюдения за детьми среднего и старшего возраста А. И. Неклюдова, в прошлом сотрудница профессора А. Ф. Лазурского. Воспитательницы многих детских садов участвовали в создавшемся кружке и проводили записи наблюдений в своих учреждениях. В этой работе участвовали также научные сотрудники Института мозга: И. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин и В. Н. Мясищев. Вскоре некоторые из участвовавших педагогов-практиков были зачислены сотрудниками лаборатории экспериментальной педагогики Института мозга. Чтение и коллективный разбор записей наблюдений под руководством квалифицированных психологов стали для педагогов настоящей школой. 1920/21 учебный год можно считать годом зарождения «Методики психологических наблюдений над детьми», разработанной в дальнейшем М. Я. Басовым.

    С  1921 г. М. Я. Басов продолжал  исследования по детской .психологии, во вновь организованном В.  М. Бехтеревым психологическом отделе Психоневрологической академии. Под его руководством здесь группировались педагоги-практики и научные сотрудники, был создан сплоченный .научный коллектив. Совершенствовались методические приемы объективного наблюдения, и на его основе велись психологические исследования в дошкольных учреждениях.

     На  основе всей этой коллективной  работы в 1923 г. проф. М. Я. Басов опубликовал свой «Опыт методики психологических наблюдений и ее применение к детям дошкольного возраста» [1923]. Результаты исследований, проведенных по этой методике сотрудниками М. Я. Басова, были доложены на втором съезде по психоневрологии, проходившем в Петрограде с 3 по 10 января 1924 г. и были опубликованы в сборнике [«Опыт объективного изучения детства». Под ред. М. Я. Басова, 1924].

В 1924 г. в Ленинграде было организовано новое научно-исследовательское учреждение — Государственный институт научной педагогики (ГИНП). Проф. М. Я. Басов вошел в состав правления ГИНПа, как действительный член был избран ученым секретарем и заведующим отделом психологии института.

Научно-педагогическая деятельность М. Я. Басова с 1925 г. протекала в Государственном педагогическом институте имени А. И. Герцена.

    «В  первое десятилетие существования  этого института значительную роль в развитии педагогической психологии и повышении психологической культуры педагогов сыграли труды М. Я. Басова — психолога, который четко определил место объективного изучения детей в. системе подготовки педагогов».

Будучи требовательным и строгим руководителем, М. Я. Басов  «умел заражать студенчество своим  энтузиазмом, исследовательскими поисками, своим увлечением гигантской социалистической стройкой страны; умел вдумчиво и глубоко подойти к работе каждого студента, внимательно прислушиваясь к высказываемым им

мнениям, умел создать... атмосферу взаимного товарищеского доверия и уважения» .

     Деятельность  проф. Басова осуществлялась в 20-е годы в обстановке напряженной борьбы на идеологическом франте за создание советской науки на основе марксистско-ленинской методологии. Среди ленинградской профессуры М. Я- Басов был одним из передовых ученых, боровшихся за построение диалектико-материалистической психологии.

     Наряду  с научно-исследовательской, научно-педагогической, и организационной деятельностью в Педагогическом институте имени А. И. Герцена и в ГИНПеМ. Я. Басов из года в год вел большую общественную работу. В течение ряда созывав М. Я- Басов избирался депутатом Ленинградского Совета рабочих депутатов, был членом областного бюро секции научных работников.

В последний  год своей жизни М. Я- Басов  был целиком занят проблемами психологии труда. Он полагал, что необходимой предпосылкой для правильной постановки этих проблем и их разрешения является изучение процессов труда в социалистическом производстве. С этой целью он изучал труд слесаря-монтажника, применял так называемый трудовой метод.

В 1931 г., 6-го октября, внезапное, неизлечимое в те годы общее заражение крови оборвало на 39-м году жизнь Михаила Яковлевича Басова.

Безвременная  смерть проф. М. Я- Басова в расцвете •творческих сил была воспринята научной общественностью как тяжелая утрата.             

                           Общепсихологические воззрения

М.Я. Басова и их значение для педагогической психологии!

      В 1923 г. появилась в печати книга М.Я. Басова «Воля как предмет функциональной психологии». Для педагогической психологии важнейшее значение имел развиваемый в ней тезис о регулирующей функции воли как особой форме организации психической деятельности. В своем понимании психики Басов боролся «на два фронта» — против субъективизма и против механического материализма. «В поведении личности, — пишет Басов, — мы хотим изучать не только внешний состав отдельных реакций, но и внутренние силы, толкающие се на то или другое поведение, не только то, что личность делает, но и то, к чему она стремится и чего она желает. Мы изучаем живую человеческую личность и не согласны поставить на ее место ни абстрактную мертвую схему, чем не раз грешила старая психология, ни обезличенную автоматическую машину, чем грешит иногда новейшая».

Наибольший отклик у современного читателя-психолога вызывает трактовка М.Я. Басовым психики в ее неразрывной связи с деятельностью'.

Центральное место  в системе взглядов Басова занимает представление о человеке как  «активном деятеле в среде». Расшифровывая  сущность этого положения, Басов  пишет о том, что она заключается «в действенном проникновении в эту среду и в овладении сю посредством действенного познания се».

     Это  положение, высказанное в общей  форме, Басов конкретизирует в  нескольких направлениях, раскрывая  прежде всего действенный характер  познания, который заключается в том, что человек использует в жизненной практике познанные свойства вещей. Говоря о человеке как деятеле в среде, Басов обращается также к профессиональной трудовой деятельности людей.

Басов и его  сотрудники подвергли детальному анализу игру как один из видов деятельности. Этот анализ содержал моменты принципиального характера. Среди них следует прежде всего отметить стимуляцию игры как данную извне («внешнюю»), так и внутреннюю. Значение данного вида деятельности в жизни ребенка связывается с этапом его развития, с характером активности его личности. При этом Басов, говоря о роли активности ребенка, отмечает, что она не исключает возможности организации и руководства се выявлением.

    Положение, согласно которому активность личности предполагает вместе с тем детерминированность ее деятельности внешними воздействиями, проходит красной нитью через все произведения Басова. Рассматривая игровую деятельность, Басов говорит о значении как неорганизованных, так и организованных ее форм. Большинство последних, как подчеркивает он далее, опирается на качество личности, выявляющее степень се организованности. Именно эти качества и стимулируются играми данного вида.       

     Проблемы учения Басов специально не разрабатывал, но в его высказываниях, имеющих общее принципиальное значение, мы находим очень ценные мысли, которые непосредственно относятся к процессу учения. Анализируя понятие стимула поведения, порождаемого окружающей средой, Басов говорит о задаче как стимуле. «Безразлично, — продолжает он далее, — какова эта задача будет по содержанию, будет ли она математической задачей, или это будет задача в форме какого-нибудь физического или химического опыта, или, наконец, это будет задача практически жизненного значения, какие встречаются в повседневном обиходе ребенка, — во всех этих случаях важным является общий момент задачи как таковой. Этот общий момент связан с необходимостью для человека открыть то, чего он не знает и что нельзя просто увидеть в предмете; для чего требуется определенное действие с этим предметом».

    Та  фраза, которая подчеркнута автором,  действительно имеет очень важный смысл. Решение задачи как умственный (психический) процесс выступает в качестве действия, деятельности. Таким образом, мы встречаемся в произведениях Басова с употреблением термина «деятельность» в двух значениях. Одно значение используется тогда, когда речь идет об осуществлении психических процессов в деятельности (игровой, трудовой, о которых упоминал Басов, учебной деятельности — добавим мы). Другое значение имеется в виду, когда сам психический процесс трактуется как деятельность.

        Фактически М.Я. Басов предвосхитил  важнейшие идеи, развиваемые в  советской психологии. У него  со всей отчетливостью выражен  тот «деятельный» подход, который характерен для современного этапа развития психологической науки в СССР. Согласно этим взглядам, психика, личность человека проявляются и формируются в «деятельности» (С.Л. Рубинштейн). В то же время, к таким понятиям, как «учение», «решение задач» и др., можно с полным правом применить термин «психическая деятельность». Эти понятия очень важны, они должны войти в число основных понятий, в категориальный аппарат педагогической психологии.

      Басову не была чужда постановка  острых вопросов, актуальных для практики школы, — вопросов, которые в настоящее время не утратили свою актуальность. В его работах неоднократно ставится вопрос о том, какой путь решения задач является более целесообразным: когда ребенку указывается готовый путь выполнения определенных действий или когда ребенку предоставляется возможность для самостоятельных усилий мысли, допуская даже, что какие-то его действия окажутся неадекватными логике задач? Басов считает, что, указывая ребенку готовый путь, можно скорее и экономичнее научить его некоторым определенным приемам действия, «но развить его творческие потенции, — продолжает он далее, — пробудить активность его мышления и содействовать ее росту этим способом невозможно; последнее достигается только истинным трудовым путем, которым шло в своем развитии все человечество, т.е. путем самостоятельных, полноценно действенных усилий, опирающихся на весь запас опыта, но в то же время преодолевающих новые трудности и разрешающих новые проблемы». Очень существенно также сказанное далее: «... мы далеки от того, чтобы отдать предпочтение всецело одному из этих путей организации развития. Полагаем, что их нужно всегда иметь в виду оба, синтезируя в практике».

Информация о работе Профессор М. Я. Басов