Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:55, реферат
Михаил Яковлевич Басов родился в 1892 г. в деревне Логиново бывшей Тверской губернии, в крестьянской семье. Учился во второклассной начальной школе в селе Ремязино. Так как у родителей не было средств для дальнейшего образования сына, то они намеревались отослать его в качестве «мальчика» в магазин, но учителя Ремязинской школы материально помогли способному ученику, и в 1907 г. он поступил в Псковское среднее сельскохозяйственное училище.
Профессор М. Я. Басов
Михаил
Яковлевич Басов родился в
1892 г. в деревне Логиново бывшей
Тверской губернии, в крестьянской
семье. Учился во
Весной 1911 г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и в том же году поступил в Петербургский психоневрологический институт на естественноисторическое отделение педагогического факультета. Избрав психологию своей специальностью, работал под руководством главным образом профессора А. Ф. Лазурского.
В студенческие годы им .было опубликовано несколько работ, главным образом .в «Вестнике психологии...».
В 1913 ,г. М. Я- Басов выступил с докладом на Втором Всероссийском съезде по экспериментальной .психологии.
Психоневрологический институт, в. котором молодой Басов получил высшее образование и начал свою научно-исследовательскую работу, был организован В. М. Бехтеревым в 1907 г. на собранные и пожертвованные им самим средства. В состав Совета Психоневрологического института вошли выдающиеся прогрессивные русские ученые: В. М. Бехтерев, В. А. Вагнер, Н. Е. Введенский, А. В. Гервер, М. М. Ковалевский, А. Ф. Лазурский, П. Ф. Лесгафт и другие.
С 1920 г. М. Я. Басов начал
работать в Институте по
В «Истории советской .психологии» проф. А. В. Петровский подчеркивает: «Одной из -первых задач, которая была осознана советскими психологами, была проблема участия психологии в коренной перестройке дела народного образования в республике. Великая революция открыла .пути к коренным социальным изменениям. Не было ни одной области жизни, где бы не осуществлялось революционное творчество и искание нового. Школа, образование, воспитание нового человека — вот область, которая в эпоху революции была отмечена наиболее напряженным поиском новых методов и форм педагогической и психологической работы. Советские психологи с первых месяцев революции были вовлечены в сферу педагогических исканий»
Для М. Я- Басова — ученика
и последователя проф. А. Ф.
Лазурского — особенно
В
1920—1921 гг. Басов .провел с группой
педагогов исследование
В 1920 г. М. Я- Басов совместно с Н. М. Щеловановым организовал в одном из детских садов исследовательский кружок по изучению личности детей методом психологических наблюдений. Записи наблюдений вела воспитательница Е. Д. Герке. Одновременно в другом детском саду по заданию М. Я- Басова проводила психологические наблюдения за детьми среднего и старшего возраста А. И. Неклюдова, в прошлом сотрудница профессора А. Ф. Лазурского. Воспитательницы многих детских садов участвовали в создавшемся кружке и проводили записи наблюдений в своих учреждениях. В этой работе участвовали также научные сотрудники Института мозга: И. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин и В. Н. Мясищев. Вскоре некоторые из участвовавших педагогов-практиков были зачислены сотрудниками лаборатории экспериментальной педагогики Института мозга. Чтение и коллективный разбор записей наблюдений под руководством квалифицированных психологов стали для педагогов настоящей школой. 1920/21 учебный год можно считать годом зарождения «Методики психологических наблюдений над детьми», разработанной в дальнейшем М. Я. Басовым.
С
1921 г. М. Я. Басов продолжал
исследования по детской .
На основе всей этой коллективной работы в 1923 г. проф. М. Я. Басов опубликовал свой «Опыт методики психологических наблюдений и ее применение к детям дошкольного возраста» [1923]. Результаты исследований, проведенных по этой методике сотрудниками М. Я. Басова, были доложены на втором съезде по психоневрологии, проходившем в Петрограде с 3 по 10 января 1924 г. и были опубликованы в сборнике [«Опыт объективного изучения детства». Под ред. М. Я. Басова, 1924].
В 1924 г. в Ленинграде было организовано новое научно-исследовательское учреждение — Государственный институт научной педагогики (ГИНП). Проф. М. Я. Басов вошел в состав правления ГИНПа, как действительный член был избран ученым секретарем и заведующим отделом психологии института.
Научно-педагогическая деятельность М. Я. Басова с 1925 г. протекала в Государственном педагогическом институте имени А. И. Герцена.
«В
первое десятилетие
Будучи требовательным и строгим руководителем, М. Я. Басов «умел заражать студенчество своим энтузиазмом, исследовательскими поисками, своим увлечением гигантской социалистической стройкой страны; умел вдумчиво и глубоко подойти к работе каждого студента, внимательно прислушиваясь к высказываемым им
мнениям, умел создать...
атмосферу взаимного
Деятельность проф. Басова осуществлялась в 20-е годы в обстановке напряженной борьбы на идеологическом франте за создание советской науки на основе марксистско-ленинской методологии. Среди ленинградской профессуры М. Я- Басов был одним из передовых ученых, боровшихся за построение диалектико-материалистической психологии.
Наряду
с научно-исследовательской,
В последний год своей жизни М. Я- Басов был целиком занят проблемами психологии труда. Он полагал, что необходимой предпосылкой для правильной постановки этих проблем и их разрешения является изучение процессов труда в социалистическом производстве. С этой целью он изучал труд слесаря-монтажника, применял так называемый трудовой метод.
В 1931 г., 6-го октября, внезапное, неизлечимое в те годы общее заражение крови оборвало на 39-м году жизнь Михаила Яковлевича Басова.
Безвременная
смерть проф. М. Я- Басова в расцвете
•творческих сил была воспринята
научной общественностью как тяжелая
утрата.
Общепсихологические воззрения
М.Я. Басова и их значение для педагогической психологии!
В 1923 г. появилась в печати книга М.Я. Басова «Воля как предмет функциональной психологии». Для педагогической психологии важнейшее значение имел развиваемый в ней тезис о регулирующей функции воли как особой форме организации психической деятельности. В своем понимании психики Басов боролся «на два фронта» — против субъективизма и против механического материализма. «В поведении личности, — пишет Басов, — мы хотим изучать не только внешний состав отдельных реакций, но и внутренние силы, толкающие се на то или другое поведение, не только то, что личность делает, но и то, к чему она стремится и чего она желает. Мы изучаем живую человеческую личность и не согласны поставить на ее место ни абстрактную мертвую схему, чем не раз грешила старая психология, ни обезличенную автоматическую машину, чем грешит иногда новейшая».
Наибольший отклик у современного читателя-психолога вызывает трактовка М.Я. Басовым психики в ее неразрывной связи с деятельностью'.
Центральное место в системе взглядов Басова занимает представление о человеке как «активном деятеле в среде». Расшифровывая сущность этого положения, Басов пишет о том, что она заключается «в действенном проникновении в эту среду и в овладении сю посредством действенного познания се».
Это
положение, высказанное в
Басов и его сотрудники подвергли детальному анализу игру как один из видов деятельности. Этот анализ содержал моменты принципиального характера. Среди них следует прежде всего отметить стимуляцию игры как данную извне («внешнюю»), так и внутреннюю. Значение данного вида деятельности в жизни ребенка связывается с этапом его развития, с характером активности его личности. При этом Басов, говоря о роли активности ребенка, отмечает, что она не исключает возможности организации и руководства се выявлением.
Положение, согласно которому активность личности предполагает вместе с тем детерминированность ее деятельности внешними воздействиями, проходит красной нитью через все произведения Басова. Рассматривая игровую деятельность, Басов говорит о значении как неорганизованных, так и организованных ее форм. Большинство последних, как подчеркивает он далее, опирается на качество личности, выявляющее степень се организованности. Именно эти качества и стимулируются играми данного вида.
Проблемы учения Басов специально не разрабатывал, но в его высказываниях, имеющих общее принципиальное значение, мы находим очень ценные мысли, которые непосредственно относятся к процессу учения. Анализируя понятие стимула поведения, порождаемого окружающей средой, Басов говорит о задаче как стимуле. «Безразлично, — продолжает он далее, — какова эта задача будет по содержанию, будет ли она математической задачей, или это будет задача в форме какого-нибудь физического или химического опыта, или, наконец, это будет задача практически жизненного значения, какие встречаются в повседневном обиходе ребенка, — во всех этих случаях важным является общий момент задачи как таковой. Этот общий момент связан с необходимостью для человека открыть то, чего он не знает и что нельзя просто увидеть в предмете; для чего требуется определенное действие с этим предметом».
Та
фраза, которая подчеркнута
Фактически М.Я. Басов
Басову не была чужда